Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнение на развитие фонематического слуха, памяти, внимания.




Повторить за логопедом.

На полянке мы гуляли, вили мы венки,

А на нас глядели с поля синенькие васильки.

Составление рассказа по серии картинок. Пересказ рассказа.

- Послушайте рассказ.

Белка

Была в лесу белка. И были у белки бельчата. Были они в дупле. Гуляли Алик и Коля в лесу, увидели дупло. Там они увидели маленьких бельчат. Дети дали бельчатам еды.

Ответьте на вопросы:

- Кто жил в лесу?

- Кто был у белки?

- Где жили белки?

- Что увидели Алик и Коля?

- Послушайте рассказ ещё раз и перескажите.

Подведение итогов занятия.

Дифференциация звуков [л] - [л']

Занятие №1

Цель: различение звуков [л] - [л'] в слогах, словах и предложениях.

Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Различение звуков [л] - [л'] в слогах.


Отражённое повторение за логопедом (несколько раз):

ло - лё    лу - лю лэ - ле лы - ли

лё - ло    лю - лу ле - лэ ли - лы


3. Различение звуков [л] - [л'] в словах и словосочетаниях:

пола - поля         кукла - туфля флаги - фляги


лавка - лямка метла - петля  вобла - воля

гладя - глядя  юла - Юля


лоб - лёд     пилот - полёт

лов - Лёва     болото - полёты

пом - лён     клок - клён


Лук - люк

клумба - клюква

клуб - клюв

плыть - лить


пел - пельмени


угол - уголь

лыко - лихо        

клык - клин

улыбка - улитка

полынь - павлин

был - быль

ел - ель

дал - даль 

пыл - пыль


Лена пила компот иэ яблок.

Лена наблюдает за павлином.

Алёна мела пол.

Выполнили годовой план.

Я была на ёлке.

Лёва плывет в лодке.

Клава любит лимонад.

Мила поливает пук.


Володя белит потолок.


Голуби влетели в голубятню.











Составить предложения по опорным картинкам.

Клава, фиалка, поливать, лейка, из.


Лена, купить, линейка.

Алла, помогать, Валя.


Подведение итогов занятия.



Занятие №2

Цель: различение звуков [л] - [л'] в тексте; развитие фонематического слуха, внимания, памяти.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

Упражнение на развитие фонематического слуха, памяти, внимания.


Повторить.

Лук Аленка попивала,   На лугу гуляла Лина,

Поливала и упала.    Там малина и калина.


3. Составление рассказа по серии картинок.

Пересказ рассказа.

Белка

В лесу стоила большая ель. В ели было дупло. В дупле было гнездо белки. Коля
пошёл в лес и поймал маленькую белку. Коля посадил белку в клетку. Жила белка у Коли в клетке.

Умная галка

Хотела галка пить. В саду на стопе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин Камешки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась, и галка стала пить.




Подведение итогов занятия.

Звук [р]

Занятие №1

Цель:подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука [р]; постановка звука [р]; тренировка в произнесении изолированного звука [р].

Оборудование: зеркало, шпатель или шариковый зонд.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Артикуляционная гимнастика.(см. Приложение 1,с. 165-167).

1) «Почистим зубы» («Чьи зубы чище?»)

2) «Маляр».

3) «Кто дальше загонит мяч?»

4) «Лошадка».

5) «Грибок».

6) «Гармошка».

7) «Конфетка».

8) «Индюк».

9) «Барабанщики» («Пулемёт»).

Логопед из комплекса упражнений выбирает те, которые необходимы для данного ребенка.

3. Постановка звука [р].

Показ правильной артикуляции звука [р].

При произнесении звука [р]:

- губы полураскрыты;

- зубы разомкнуты;

- язык - широкий кончик языка поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит.

Вызывание по подражанию, с механической помощью, смешанным способом.

Постановка с механической помощью.

Предложить ребёнку поднять язык к альвеолам, произносить, сильно выдыхая воздушную струю, звук «джжь», ощущая вибрацию кончика языка, подвести под кончик языка шариковый зонд или обработанный палец и производить частотные колебательные движения. Фиксировать внимание на рокоте, предложить упражняться самостоятельно перед зеркалом.

4. Произнесение изолированною звука [р].

1) Варианты звукоподражаний: тигр рычит громко, сердито; собака рычит и т.д.

2) Добавление к словам звука [р].

Инструкция логопеда:

- Договори слово, чётко проговаривая звук [р].

Логопед:  Ребёнок:

самова...   р

мухомо... р

помидо... р

пова...      р

топо...      р

ковё...      р

Подведение итогов занятия.

Занятие №2

Цель: автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах; развитие фонематического слуха; развитие навыка звукового анализа и синтеза прямых слогов; развитие мелкой моторики.

Оборудование: зеркало, фишки для выкладывания слогов.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция логопеда:

- Хлопни в ладоши, услышав слог со звуком [р]:

ма - ра - ло - ро - ты - ра - ры - лы - ру - по.

3. Артикулящгонная гимнастика.(см. Приложение 1, с. 165-167).

1) «Почистим зубы» («Чьи зубы чище?»)

2) «Маляр».

3) «Кто дальше загонит мяч?»

4) «Лошадка».

5) «Грибок».

6) «Гармошка».

7) «Конфетка».

8) «Индюк».

9) «Барабанщики» («Пулемёт»).

Логопед из комплекса упражнений выбирает те, которые необходимы для данного ребёнка.

4. Уточнение правильной артикуляции звука [р].

5. Автоматизация звука [р] в прямых слогах (с гласными [а], [о], [у], [ы]).

1) Отражённое повторение за логопедом слоговых рядов.

Инструкция логопеда:

- Повтори слоги, чётко проговаривая звук [р].

рра-рра-рра ра - ра - ро     ру - ру - ры

ро - ро - ро           ра - ро - ра      ру - ры - ру

ру - ру - ру           ро - pa - ра      ру - ры - ры

ры - ры - ры

2) Самостоятельное проговаривание слоговых рядов.

Игра «Здравствуй, пальчик!».

Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребёнок каждый раз произносит сначала одинаковые, а потом различные приветствия. Когда ребёнок произносит разные слоги, перед ним выкладывается таблица (с гласными А, Ы, О, У)..

Инструкция логопеда:

- Поздоровайся с каждым пальчиком, произнося слог РА и т.д.

3)   Самостоятельное воспроизведение слогов.

Игра «Закончи слово».

Инструкция логопеда:

- Закончи слово, договорив слог РА (затем РЫ).

Ра - pa - ра               Я прошу со слогом РА

pa - pa - ра              Мне помочь назвать слова!

Продолжается игра.

Логопед называет слоги

ко, но, ды, го, Ю, Be, Ге, Ма, Ми, И

(ребёнок дополняет их слогом РА).

го, но, акте, пионе, помидо

(ребёнок дополняет их слогом РЫ).

Анализ слогов: РА, РЫ.

Подведение итогов занятия.

Занятие №3

Цель: автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых и обратных слогах; развитие фонематического слуха; развитие мелкой моторики.

Оборудование: зеркало, фишки для выкладывания слогов.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция логопеда:

- Повтори тот слог, в котором слышится звук [р].

ма, ша, ра, ру, лы, ры, лу, ро, ву, ту, ру, ра, па, ла.

Артикуляционная гимнастика.

(см. Приложение 1, с. 165-167).

1) «Почистим зубы» («Чьи зубы чище?»)

2) «Маляр».

3) «Кто дальше загонит мяч?»

4) «Лошадка».

5) «Грибок».

6) «Гармошка».

7) «Конфетка».

8) «Индюк».

9) «Барабанщики» («Пулемёт»).

Логопед из комплекса упражнений выбирает те, которые необходимы для данного ребёнка.

4. Автоматизация звука [р] в слогах (с гласными [а], [ы], [о], [у]).

1) В прямых слогах. Отражённое повторение за логопедом слоговых рядов.

Инструкция логопеда:

- Запомни и повтори слоги, чётко проговаривая звук [р]:

ра - ро - ру    ры - ру - ра

ру - ры - ра    ра - ры - ру

ра - ру - ры    ру - ра - ры

2) В обратных слогах. Отражённое повторение слоговых рядов.

Инструкиия логопеда:

- Запомни и повтори слоги, чётко проговаривая звук [р]:

арр - арр - арр ар - ар - ор      ур - ур - ыр

op - op - ор          ар - ор - ар      ур - ыр - ур

ур - ур - ур          ор - ар - ар      ыр-ур-ур

ыр - ыр - ыр

3) В обратных слогах. Самостоятельное повторение слоговых рядов.

Игра «Здравствуй, пальчик!».

Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребёнок каждый раз произносит сначала одинаковые, а потом различные приветствия. Когда ребёнок произносит разные слоги, перед ним выкладывается таблица (с гласными А, Ы, О, У).

Инструкция логопеда:

- Поздоровайся с каждым пальчиком, произнося слог АР и т.д.

Анализ слогов: АР, ОР.

Подведение итогов занятия.

Занятие №4

Цель: автоматизация правильного произношения звука [р] в обратных слогах и в счогах со стечением согласных; развитие фонематическою слуха; развитие навыка звукового анализа слогов; развитие линейной памяти и смысловой догадки.

Оборудование: зеркало, предметные картинки, фишки для выкладывания слогов.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Развитие фонематического слуха.Инструкция логопеда:

- Хлопни в ладоши, услышав слог со звуком [р]:

ту, ру, ра, ла, ар, ол, ры, па, ур, бы, ро, ор.

3. Артикуляционная гимнастика.(см. Приложение 1, с. 165-167).

1) «Почистим зубы» («Чьи зубы чище?»)

2) «Маляр».

3) «Кто дальше загонит мяч?»

4) «Лошадка».

5) «Грибок».

6) «Гармошка».

7) «Конфетка».

8) «Индюк».

9) «Барабанщики» («Пулемёт»).

Логопед из комплекса упражнений выбирает те, которые необходимы для данного ребёнка.

4. Автоматизация звука [р] о слогах (с гласными [а], [ы], [о], [у]).

1) В обратных слогах. Отражённое повторение за логопедом слоговых рядов.

Инструкция логопеда:

- Запомни и повтори слоги, четко проговаривая звук [р]:

ар - ор - ур    ыр - ур - ор

ур - ыр - ор    ор - ыр - ур

ор - ур - ыр    ур - ар - ор

2) В слогах со стечением согласных. Отражённое повторение слоговых рядов.

Инструкция логопеда:

- Запомни и повтори слоги, чётко проговаривая звук [р]:

тра - тра - тра тра - тро

тро - тро - тро тра - тры

тру - тру - тру тра - тру

тры - тры - тры

дра - дра - дра дра - дро

дро - дро - дро дра - дры

дру - дру - дру дра - дру

дры - дры - дры дра - дра

бра - бра - бра бра - бро

бро - бро - бро бра - бры

бру - бру - бру бра - бру

бры - бры - бры бра - бра

При необходимости, на усмотрение логопеда, по такому же прин-

ципу берутся слоги: КРА, ГРА, ПРА, ВРА.   

3) В слогах со стечением согласных. Самостоятельное проговаривание слогов.

Перед ребёнком раскладываются предметные картинки.

Инструкция логопеда:

- Найди подходящую картинку и договори нужный слог.

Логопед: Ребёнок:

шва...    бра

пу... дра

за... бра

ве... дро

ко... бра

ас... тра

Анализ слогов: ДРА, БРО.

Подведение итогов занятия.

Занятие №5

Цель: автоматизация правильного произношения звука [р] в словах с прямыми слогами в начале слова; учить правильно называть и согласовывать существительные с количественными числительными в пределах пяти; развитие фонематического слуха; выполнение звукового анализа.

Оборудование: зеркало, предметные картинки, таблица с цифрами «1-2-5», фишки для звукобуквенного анализа.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 501.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...