Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнение на развитие фонематического слуха.




Игра «Запомни, повтори».

Жаба - жук - живот - жакет.

Пижама - ужата - медвежата - ежата.

Одежда - надежда - невежда - жажда.

Звуковой анализ слова жук.

Подведение итогов занятия.

Занятие №5

Цель:закрепление правильного произношения звука [ж] в тексте; развитие фонематического слуха; образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Оборудование: зеркало, сюжетная картинка.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Отгадайте загадки, в отгадках определите место звука [ж] в словах.    

а) Шесть ног без копыт, летит - жужжит, упадет - землю роет. (Жук)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт, и никуда я не иду, покуда он идёт. (Дождик)

Вот иголки и булавки выползают, из-под лавки, на меня они глядят, молока они хотят. (Ёжик)

б) Измени слова по образцу:

жук - жуки - жуков,

дождик, ёжик, пижама, жаба.

3. Автоматизация звука [ж] в чистоговорках.

Весёлые чистоговорки

Джек ждёт джем,

Джим ждёт джем,

Джон тоже ждет джем,

Даже Джина ждёт джем.

А Надежда не ждёт,

А Надежда жуёт.

 

Может ёжик побежать?

Ёжик может побежать.

Может жаба подождать?

Жаба может подождать.

Может жук жужжать, жужжать?

Может, может жук жужжать.

Составление рассказа по картинке.

Еж и ежата

Ёжик живёт под елью. Ужи живут под дубом. У ежа - ежата, у ужа - ужата. Летом ежи и ужи сыты. Они едят мышей, лягушек, жуков. Не живут ужи, где живут ежи!

Игра «Четвёртое слово лишнее».

Жук, жаба, ёжик, мышка.

Лягушка, мышка, кукушка, жук.

Пижама, жакет, шуба, жилет.

Подведение итогов занятия.

Дифференциация звуков [з] - [ж]

Цель: различение звуков [з] - [ж] в слогах, словах и предложениях; развитие фонематического слуха.      

Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Различение звуков [з] - [ж] в слогах:

жа - за   жа - за - за     за - жа - за

жо - зо  жо -жо - зо     зо - жо - зо

жу - зу  жу - зу - жу    зу - жу - зу

жи - зы  жи - жи - зы   зы - жи - зы

же - зе   же - зе - зе     зе - же - зе

3. Различение звуков [з] - [ж] в словах и словосочетаниях.

а) Отражённое повторение за логопедом:

зажму    зажим жизнь   зимняя одежда

зажгу    зажать железо забежать домой

завяжу  забежать жезл          полезное животное

заложу  зажигать    возможно   забавный ёжик

б) «Четвёртое слово лишнее» (с опорой на картинки):

зайка, замок, жаба, зубы;

зонт, пижама, гвоздика, незабудки;

жук, ёжик, одежда, фазан;

ваза, ежевика, ужи, ножи.

в) Закончите фразу:

Тарелки не надо... (лизать);

после обеда надо... (лежать);

во время занятий не надо... (зевать);

пищу надо хорошо... (жевать);

улетел быстрее... (жук);

разболелся сильно... (зуб).

4. Различение звуков [з] - [ж] в предложениях (с опорой на картинки).

У змеи жало.

Ежи - полезные животные.

Зоя живет возле завода.

Женя и Зоя ужинают.

У Зои живой зайка.

Нельзя обижать животных.

Женя уже давно ждёт Зою.

У Зои важное задание.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

У Зои - забавный ёжик.

Упражнение на развитие фонематического слуха.

Игра «Наоборот»:

за - жа   ужи - узы

зо - жо  кожа - коза

зу.- жу  жевать - зевать

зы - жи  мажут - мазут

Подведение итогов занятия.

Дифференциация звуков [ш] — [ж]

Цель:различение звуков [ш] - [ж] в слогах, словах и предложениях; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало, сюжетные картинки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Различение звуков [ш] - [ж] в слогах.

ша - жа ша - жа - жа   жа - ша - жа

шо - жо шо - шо - жо  жо - шо - жо

шу - жу шу - жу - жу   жу - шу - жу

ше - же  ше - же - же    же - ше - же

ши - жи жи - жи - ши   жи - ши - жи

5. Различение звуков [ш] - [ж] в словах, словосочетаниях и предложениях.

а) Игра «Назови ласково».

Петух - петушок.    Машина - машинка.

Пух - пушок. Уши - ушки.

Шуба - шубка. Жаба - жабка.

Шина - шинка. Живот - животик.

Ёж - ёжик.     Нож - ножик.

Утюг - утюжок. Флаг - флажок.

б) Игра «Наоборот»:

ша - жа шаль - жаль   шест - жест

шо - жо шили - жили  шесть - жесть

шу - жу шутка - жутко нашивка - наживка

ши - жи шить - жить    Лёша - лёжа

ше - же  уши - ужи     машет - мажет

в) Упражнение в изменении слов по образцу.

Я жду - ты ждешь. (Я жму, я жую, я покажу, я мажу, я лежу, я жалею, я уважаю).

г) Игра «Магазин». (Я покупаю жука.)

Предметные картинки:

жук, ёжик, шапка, шахматы, ножи, шина, шуба, медвежонок, кошка, жаба, мышка, художник.

4. Закрепление правильного произношения и различение звуков [ш]-[ж] в предложениях (с опорой на картинки).

Мышка от кошки бежит.

Эту шаль мне не жаль.

Петушок, петушок, выгляни в окошко.

Легко жить, когда умеешь шить.

Дедушка лежит на кушетке.

Маша вяжет жакет.

Дедушка покупает Алёше пижаму.

Женя вешает шубу в шкаф.

Кошка лежит на окошке.

У Наташи плюшевый медвежонок.

Подведение итогов занятия.

Звук [ч]

Занятие №1

Цель:постановка звука [ч]; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Предварительная беседа. Объяснение правильной артикуляции звука [ч]. При произнесении звука [ч] губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, кончик языка стучит в нёбо за верхними зубами, воздух тёплый, струя направлена посередине языка вверх, голос не звучит.

3. Артикуляционная гимнастика(см. Приложение 1, с. 160-163). «Накажем непослушный язычок», «Лопатка», «Кто дальше загонит мяч?», «Вкусное варенье», «Грибок», «Чашечка», «Фокус».

4. Постановка звука [ч].Сначала надо попробовать вызвать звук по подражанию, на слух. Варианты звукоподражаний: стрекочет кузнечик, поезд едет. Если по подражанию звук [ч] поставить не удается, его правильного звучания можно добиться путем слитного произношения [ч] сначала в медленном, потом в быстром темпе.

Упражнение «Паровозик».

- Проведи пальчиком по дорожке и помоги паровозику доехать до станции. Подними широкий язычок за верхние зубки, сильно прижми его к нёбу и скажи: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч...

Подведение итогов занятия.

Занятие №2

Цель:закрепление правильного произношения звука [ч] в обратных слогах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало, фишки, предметные картинки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1,с. 160-163).

3. Автоматизация звука [ч] в слогах.

а) Игра «Здравствуй, пальчик!

Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребёнок каждый раз произносит сначала одинаковые, а потом различные приветствия. Когда ребёнок произносит разные слоги, перед ним выкладывается таблица (с гласными А, Ы, О, У, И, Е).

Инструкция логопеда:

- Поздоровайся с каждым пальчиком, произнося слоги АЧ, УЧ, ИЧ, ЕЧ, ОЧ, ЫЧ и тд.

б) Отражённое повторение за логопедом.

ач-оч      ач - ач - оч     оч - ач ач - оч - ач

ач-уч      ач - ач - уч     уч - ач      ач - уч - ач

ач-ич      ач - ач - ич     ич - ач ач - ич - ач

ач-еч      ач - ач - еч     еч - ач        ач - еч - ач

ач-юч     ач - ач - юч    юч - ач      ач - юч - ач

ач-яч      ач - ач - яч     яч - ач       ач - яч - ач

в) Игра «Закончи слово звуком [ч]» (с опорой на картинку):

мя-ч    лу-ч          тка-ч

ме-ч    гра-ч   обру-ч

до-чь   вра-ч  про-чь

пе-чь   ди-чь   тка-ч

но-чь  клю-ч  кирпи-ч

Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук».

Хлопнуть в ладоши, услышав звук [ч].

С, ТЬ, Ч, Ш, СЬ, Ч. ТЬ, С, Ч, Ш, Ч, СЬ...

Подведение итогов занятия.

Занятие №3

Цель:закрепление правильного произношения звука [ч] в обратных слогах и в слогах со стечением согласных; развитие фонематического слуха; развитие навыка звукового анализа и синтеза слогов.

Оборудование: зеркало, фишки, предметные картинки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1,с. 160-163).

Упражнение «Паровозик».

4. Автоматизация звука [ч] в слогах.

а) Закрепление правильного произношения звука [ч] в обратных слогах. Игра «Слоговая дорожка».

- Проведи пальчиком по дорожке слева направо. Пока идёт пальчик по дорожке, произносится звук [ч] и плавно к нему присоединяется гласный.

Ч__А

Слоги: ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ.

б) Закрепление правильного произношения звука [ч] в стогах со стечением согласных. Отражённое повторение за логопедом.

чка - чко чта - что чма - чмо

чка - чки чта - чти чма - чми

чка - чку чта - чту чма - чму

чка - чка - чко               чта - чта - что чма - чма - чмо

чка - чка - чки               чта - чта - чти чма - чма - чми

чка - чка - чку               чта - чта - чту чма - чма - чму

в) Игра «Закончи слово» (с опорой на картинки):

слогом -чка    слогом -чки

да- бо-        по- ту-

пти- до-        о-  бабо-

води-     то-        вето- до-

ре - но -   ботино- то-

ту - по -   ру- бо-

ру - мо -   ку- тапо-

пе- Нино- пay- нито-










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 476.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...