![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЛОГИЧЕСКИЕОСНОВЫАРГУМЕНТАЦИИ
I. Аргументация. Структура аргументации. Формы обоснования тезиса.
Аргументациейназываетсяобоснованиекакого-либосужденияилисистемысужденийспомощьюдругихсужденийисредствлогики. Аргументациясостоитизтезиса (Т), аргументов (а1, а2, а3, …, ан) идемонстрации. Тезиспредставляетсобойсуждение, истинностькоторогонадодоказать. Внёмвыраженоличностноеотношениексодержанию. Вкачестветезисаможетбытьчья-тоточказрения. Аргументы (доводы, основания) – этосуждения, которымипользуютсяприобоснованиитезиса. Выбораргументовчастоноситсубъективныйхарактер. Демонстрация, илиспособдоказательства – этологическаясвязьмеждутезисомиаргументами. Обоснованиетезисаможетбытьполным (тезисследуетизаргументов) инеполным (достаточноодногоподтверждения), атакжевформедедукции, индукцииианалогии. Прииспользованиидедуктивногообоснованиячастный, конкретныйслучайподводятподобщееправило. Логическийпереходотчастных, конкретныхаргументовктезису, которыйобобщаетаргументы, называетсяиндуктивнымобоснованием. Приобоснованиивформеаналогиитезисподтверждаетсясвойствамиединичногоявления, имеющимиместовпрошлом. Этопрямоеобоснованиетезиса. Доказательствоможетбытьпрямымикосвенным. Прииспользованиипрямогодоказательстванеобходимыаргументы, которыенепосредственнодоказываюттезис. Прикосвенном («отпротивного») доказательствеиспользуютантитезис, т.е. суждение, противоречащеетезису. Впрямомобоснованииможноиспользовать формудедуктивныхумозаключений, индукцииилианалогии. Упражнение 1 Выделитетезисиаргументы, обозначьтесимволами. Определитеформуобоснованиятезиса (полноеилинеполное, дедуктивное, индуктивноеиливформеаналогии). Запишитесвязьаргументовввидесхемы Пример: а) выделяемтезисиаргументы: Гастингс: …впервыйраззавсёвремявы (Пуаро) неверитевеёвиновность (мадемуазельНик). (Т). ЭркюльПуаро. Выугодиливсамуюточку… Итак, рассмотримфакты. Естьтриварианта. Первый: конфеты, купленныемадамидоставленныевбольницумосьеЛазарусом, отравлены. Вэтомслучаевиновенлибокто-нибудьизнихдвоих, либообавместе. АтелефонныйзвонокякобыотмадемуазельНик – явнаяипримитивнаявыдумка. Такоетолкованиенапрашиваетсясразу, оносамоеочевидное(а1). Вариантвторой: отравленныеконфетыбыливдругойкоробке, той, чтопришлапопочте. Еёмогприслатьктоугодно. Любойизобозначенныхвнашемсписке, начинаяот «А» идо «К». Выпомните, списокбылоченьобширен. Ноеслиименновэтойкоробкебылиотравленныеконфеты, тотелефонныйзвонокпредставляетсясовершеннойбессмыслицей! Кчемубылотогдаусложнятьделоещёоднойкоробкой? (а2). Варианттретий, – продолжалПуаро. – Коробкусотравленнымиконфетамиподсунуливместодоброкачественной, которуюкупиламадам. Вэтомслучаезвонокпотелефонувполнеоправданныйиостроумныйход. Тогдамадамиграетроль – какэтоговорятувас? – козлаотпущения. Онадолжнатаскатькаштаныизогня(а3). Такойвариантнаиболеелогичен, но, увы, еготруднеевсегопривестивисполнение. Нельзяжебытьуверенным, чтосможешьподменитьконфетыкакразвнужныймомент? Ачто, еслидежурныйсразужепонесёткоробкунаверх? Даздесьестьстоиоднаслучайность, котораяможетопрокинутьвсепланы. Нет, этобылобыбессмысленнойзатеей. – Длявсех, кромеЛазаруса, – проговориля. Пуаровзглянулнаменя. – …Высейчассделалигениальнейшеепосвоейпростотезамечание. Онотакпросто, чтодаженепришломневголову. Алюбопытная, однако, вырисовываетсяситуация. МосьеЛазарус, сердечныйдругмадам, изовсехсилстараетсянакинутьейпетлюнашею!...» (а4). (АгатаКристи «ЗагадкаЭндхауза»). б) показываемсвязьаргументовитезисовспомощьюсимволов: а1обладает p а2обладает p а3обладает p а4обладает p а1а2а3а4составляютклассТкаждыйэлементсоставляетклассТ. в) обоснованиетезисаполное, вформеиндуктивногоумозаключения. Тезисдостоверен.
1.1. Явозвращусяквам, полямоихотцов, Дубравымирные, священныйсердцукров! Явозвращусяквам, домашниеиконы! Пускайдругиечтутприличиязаконы; Пускайдругиечтутревнивыйсудневежд; Свободныйнаконецотсуетныхнадежд, Отбеспокойныхснов, ответреныхжеланий, Испивбезвременновсючашуиспытаний, Непризраксчастия, носчастьенужномне. Усталыйтруженик, спешукроднойстране Заснутьжеланнымсномподкровлеюродимой. Одомотеческий! окрай, всегдалюбимый! Родныенебеса! незвучныйголосмойВстихахзадумчивыхваспелвстранечужой, Вымнеповеетеспокойствиемисчастьем. Каквпристанипловец, испытанныйненастьем, Сулыбкойслушает, надбездноювоссев, Ибуригрозныйсвистиволнмятежныйрев, Так, небонемоляопочестяхизлате, Спокойныйдомоседвмоейбезвестнойхате, Укрывшисьоттолпывзыскательныхсудей, Вкругудрузейсвоих, вкругусемьисвоей, Ябудуиздалиглядетьнабурисвета. Нет, нет, неотменюсвященногообета! Пускайлетиткшатрамбестрепетныйгерой; Пускайкровавыхбитвлюбовникмолодой Сволненьемучится, губячасызлатые, Наукеразмерятьокопыбоевые – Ясдетстваполюбилсладчайшиетруды. Прилежный, мирныйплуг, взрывающийбразды, Почтеннеемеча; полезныйвскромнойдоле, Хочувозделыватьотеческоеполе. Оратай, ветхихднейдостигшийнадсохой, Взаботахсладостныхнаставникбудетмой; Мнедряхлогоотцасынытрудолюбивы ...
(БаратынскийЕ. А. «Родина») 1.2. ОдноизкардинальныхотличийОбщей ТеорииОтносительности (ОТО) отпредшествующихейфизическихтеорийсостоитвотказеотрядастарыхпонятийиформулировкеновых. Так, ОТОотказываетсяотпонятий «сила», «инерциальнаясистема», «потенциальнаяэнергия», «евклидовхарактерпространства-времени» идр. ВОТОиспользуютнежёсткие (деформирующиеся) телаотсчёта, посколькувгравитационныхполяхнесуществуеттвёрдыхтелиходчасовзависитотсостоянияэтихполей. ОТОуглубляетпонятиеполя, связываявоединопонятияинерции, гравитациииметрикипространства-времени, допускаетвозможностьгравитационныхволн. (В. М. Найдыш «Концепциисовременногоестествознания» М., 2004. С. 323). 1.3. Нападкинаисследовательскийметод «фокусированиевгруппе» возникаютвсообществероссийскихмаркетологовсзавиднойрегулярностью. Отчастионибываютспровоцированыпопыткамипримененияфокус-групптам, гдеонисовершеннонеприменимыидажевредны, например, длятестированиярекламы, элементовупаковки, креативаидр. Однакокритикиредкоостанавливаютсянатом, чтопоказываютнеприменимостьфокусированиядляданныхконкретныхзадач, ачасто, начинаютутверждать, чтофокус-группыявляютсябесполезным, еслинепрямо «вредным» псевдоисследовательскимметодом. Амеждутемфокусированиевгруппеявляетсяоднимизлучшихметодовприрешениицелогорядаисследовательскихзадач, както: – изучениеповседневнойжизни, образаистиляжизнипотребителейивключенноститовара-услугивэтуповседневнуюжизнь; – изучениесловарногозапасаилингвистическихконструкций, используемыхпотребителямивповседневнойжизни; – проведения «лабораторных» экспериментовтипа «поведениевмагазине»; – тестированиесерийныхобразцовпродукции; – изучениеальтернативныхпримененийпродукцииит.д. (И. С. Березин «Маркетинговыеисследования». М., 2005. С. 141–142)
1.4. – Чтовычитаете, отецВасилий? – спросилаАлиса, повернувсвоюголовуксвященнику. – Книганазывается «Добротолюбие». Здесьсобраныпоучениясвятыхотцов, примерыизихжизни. – Икакиеэтопримеры? Можетечто-нибудьпрочитать? – Нет. Вслухчитатьнебуду. – Ну, тогдачто-нибудьрасскажите. Повоспитывайтеменя. – Авынелишеныюмора. – Авы? – Сюморомуменяплоховато. Ивотдажепримерхорошийнеидётнаум… ВсёмневспоминаетсяСаломия, дочьИродиады, – онаведьбылаумелаятанцовщица. Давы этуисторию. Конечно, знаете. – Саломия? ИлиСаломея? Кажется, оператакаяесть. – Насчётоперы – незнаю. АвотпроИоаннаКрестителя – знаю. – Такрасскажите. – Ладно, развыхотите… Онвздохнул, сосредоточился. – Иоаннбылпророк, жилвпустынеиговорилоскоромпришествииХриста. Спасителевсехлюдей… ОтецВасилийсел, опустилголову, будтоувиделсейчасто, очёмговорил. Сквозьтёмноеокноиногдамелькалипроблескиогней. Онипробегали, каквсполохи, полицусвященника. Стукколёсзадавалритмегорассказу: – ЦарьИродприживомбратеФилиппеженилсянаегоженеИродиадеИоаннобъяснялнародуИудеи, чтоимиправитпрелюбодей. Неудивительно, чтоИродиадавозненавиделаИоанна. Царьзаключилпророкавтемницу – большеничегонемогсделатьсним, потомучтоИоанналюбилипочиталнарод…Ивотоднажды, когдауИродашёлпиримногознатныхвельможвозлежалосним, онпопросилдочьИродиады, Саломию, танцеватьдлянего. Иобещалейзаэтовсё, чегоонапожелает. Саломиясогласилась – повсейвидимости, онаоченьхорошотанцевала. Ипотом, представьте, чтонапирутанцуетнекто-нибудь, ацарскаядочь… ОтецВасилийподнялголову, увиделвнимательноелицоАлисы. Иронияисчезлаивзглядизменился. – Ивотонапляшет, – продолжалотецВасилий, – ивсепирующиеввосторгеейрукоплещут… АИродиадаговоритдочери: «ПросиунегоголовуИоанна. Пустьпринесутеёсюданаблюде». Саломиятакипоступила. Всезамерлиоттакойужаснойпросьбы. Ироднеможетотказатьсяотсвоегообещания, ведьонвеликийцарь, должендержатьслово… ИприходитсяемуотдатьприказпринестинапирголовуИоанна… – Какойужас, – Алисавпервыеузналаэтуевангельскуюисторию. – Вотбытакойбалетпоставить… ОтецВасилийсловноочнулся: – Балет? Иоанн – КрестительГосподеньиЕгоПредтеча, понимаешь, ктоонтакой? ОнпервыйпослеБогородицыпредстоятельпередХристом. Первыйзавсехнасмолитвенник! – Нуичто? ВкинооХристеговоритьможно, картинырисоватьсколькоугодно. Апочемувтеатренельзя? – Потомучто… – началбылоотецВасилий, ноглянулнаАлису, которая, разгорячившись, смелосмотрелананего, иосекся. Помолчав, резкосказал: – Нельзяивсё. – Нет, авыобъясните – почему? Развебалетнеискусство? АкакжеПлисецкая, Уланова? Даисовременныебалерины, которыхвесьмиробожает? Балет – этожечудо чтотакое! Самакрасота, грация, совершенство! Стриптизу, конечно, далекодонастоящегобалета, ноэтотожеискусство! Онасвызовомсмотреланасвященника, даженемногонаклонившисьвниз. – Язаметила, чтовыпеременилисвоёмнениеобомне, кактолькоузнали, чтоястриптизёрша. Носкажите, чтоплохого, еслилюдилюбуютсякрасотойженскоготела? Вклубезапрещенопосетителямзаигрыватьсартистами. Аразвемынеартисты? Развенаштанецнеискусство? Простоунасэтопокаещёвновинку, вотвсеидумают. Чтоеслитыстриптизёрша, значитделаешьчто-топозорное. Даикбалетумногиетакотносятся. Вотвы, грамотныйчеловек, итопротивбалета. – Даянепротивбалета. Япротивтого, чтобысвятыхлюдейизображатьвбалете! – НоведьСаломиянесвятойчеловек! Анаоборот. Можночерезтанецпоказать, каконаугождаетИроду. Аможет, исоблазняетего. Саматогонепонимая! ОтецВасилийпоёрзалнасиденье. Незная, чтовозразить – слишкомнаступательнымибылидоводыАлисы. – Незнаю. Можетбыть. Тыиправа, ностриптизвсёженельзяпутатьсклассическимбалетом. Самаговоришь, чтовтанцеможновыразитьсложноечувство… Австриптизечто, кромепохоти? Прости, конечно, нокогданаглазахупубликиженщинаразнагишовывается, этоестьнепотребство, ведущеексамымнизменнымчувствам. – Что? – возмутиласьАлиса. – Эротика – непотребство…? Анампедагогивучилищедругоеговорили. Ионибылинискольконеглупеевас! Вотскажите: ВенераМилосская – чтоей, одеться? Аэта, какеё, уРембрандта, кажется… – Даная. – машинальноподсказалотецВасилий. – Совершенноверно, Даная. Оналежитголая. Иничего. Всесмотрятивосхищаются. Ну? – Дапоймиты, Алиса, – уженесколькособравшисьисменивтон, мягческазалотецВасилий. – да, естьвеликаяживопись. УтогожеРембрандта, например, массакартиннабиблейскиетемы. Новедьэтоживопись! Какбыдругоймир, отстранённыйотнасрамой. Другоеизмерениевозникает. Поняла? Атутпрямопередтобойживаяженщинаобнажается. Этожеинтимноеделодвух, которыелюбятдругдруга. Другдругудаликлятвубытьвместевсегда – передсамимБогом! Воттогдаонимогутостатьсяобнажённымидругпереддругом, нотольконаедине, набрачномложе… (А. А. Солоницын «Ангеловыстолпы». Рязань, 2011. С. 221 – 225).
1.5. «Милое, дорогое, незабвенноедетство! Отчегооно, этонавекиушедшее, невозвратноевремя, отчегоонокажетсясветлее, праздничнееибогаче, чембылонасамом деле?» (А. П. Чехов «Архиерей»). 1.6. Морозисолнце; деньчудесный! Ещетыдремлешь, другпрелестный – Пора, красавица, проснись; ОткройсомкнутынегойвзорыНавстречусевернойАвроры, Звездоюсевераявись! Вечор, тыпомнишь, вьюгазлилась, Намутномнебемгланосилась; Луна, какбледноепятно, Сквозьтучимрачныежелтела, Итыпечальнаясидела – Анынче... поглядивокно: Подголубыминебесами Великолепнымиковрами, Блестянасолнце, снеглежит; Прозрачныйлесодинчернеет, Иельсквозьинейзеленеет, Иречкаподольдомблестит. ВсякомнатаянтарнымблескомОзарена. ВеселымтрескомТрещитзатопленнаяпечь. Приятнодуматьулежанки. Нознаешь: невелетьливсанкиКобылкубуруюзапречь? Скользяпоутреннемуснегу, Другмилый, предадимсябегу НетерпеливогоконяИнавестимполяпустые, Леса, недавностольгустые, Иберег, милыйдляменя. (А. С. Пушкин «Зимнееутро»)
1.7. Будьмояволя, ябынизачтоненазвалтакэтукнижку. Такоеназвание, по-моему, толькосбиваетстолку. Всамомделе – развепоназваниюдогадаешься, чторечьпойдётомаленькой (хотяиоченьумной!) девочке? Чтоприключениябудутсовсемнетакие, какобычно: небудетнишпионов, нииндейцев, нипиратов, нисражений, низемлетрясений, никораблекрушений, нидажеохотынакрупнуюдичь. Даи «СтранаЧудес» – тоженесовсемтеслова, какиехотелосьбынаписатьвзаглавииэтойсказки! Нет, будьмояволя, яназвалбыкнижку, например, так: «АленкавВообразилии». Или «АлявУдивляндии». Или «АлькавЧепухании». Нууж, нахудойконец: «АлискавРасчудесии». Ностоиломнезаикнутьсяобэтомсвоемжелании, каквсеначиналинаменястрашнокричать, чтобыянесмел. Иянепосмел! Всёгоревтом, чтокнижкаэтабыланаписанавАнглиистолеттомуназадизаэтовремяуспелатакпрославиться, чтоиунасвсе – хотябыпонаслышке – знаютпроАлисуипривыкликскучноватомуназванию «ПриключенияАлисывСтранеЧудес». Этоназываетсялитературнойтрадицией, итут, какговорится, ничегонепопишешь. Хотяназвание «АлискавРасчудесии» гораздобольшепохоженанастоящее, английскоеназваниеэтойсказки; ноеслибыяеётакназвал, людиподумалибы, чтоэтосовершеннодругаякнижка, анета, знаменитая... (Л. Кэролл «Алисавстранечудес»). 1.8. КутузовМ. И. былхрабрымчеловеком. «24 июля 1774 года, вбояхстурецкимивойсками 29-летнийофицеррусскойармииполучилрану, котораязаставилаосебеговоритьврачейповсейЕвропе. «Сейштаб-офицерполучилранупулею, которая, ударившиегомеждуглазуивиска, вышланапролётвтомжеместенадругойсторонелица». ЭтимофицеромбылбудущийпрославленныйрусскийполководецидипломатМихаилИлларионовичГоленицев-Кутузов. Несмотрянатяжестьраненияислабыевозможностимедицинысвоеговремени, Кутузоввыжилидаженепотерялзрение. Последвухлетнеголеченияонвернулсявармиюипродолжилслужбувбоевыхчастях. Еговтороеранение, полученное 13 летспустя, сновазаставиловсехговоритьочуде. Пуляопятьпопалавголовуипрошланавылетпрактическивтомжеместе: «извискаввисокпозадиобоихглаз». ПослеобследованияраныпотрясённыйглавныйхирургрусскойармииМассозаявил: – «Должнополагать, чтосудьбаназначаетКутузовакчему-нибудьвеликому, ибооносталсяживпоследвухран, смертельныхповсемправиламмедицинскойнауки». Удивлятьсябылочему – дажепослевторогострашногораненияМихаилИлларионовичнепотерялзрение. Глазлишьнесколькоискосило». (pressa.tv. ИнтересныеинеобычныефактыоМихаилеИлларионовичеКутузове). 1.9. Современныепсихологиподсчитали, чтовпроцессеобщениячеловекполучаетнеменее 55% информацииспомощьюневербальных (несловесных) сигналов. Изученпочтимиллионтакихсигналов, 700 000 изкоторыхчеловекможетпередаватьтолькоспомощьюрук! Вжизнижестыимимиканампомогаютподдерживатьбеседу, регулироватьречевоеобщение. Жестамиможнозаменитьилидублироватьсказанное. Жестыусиливаютсодержаниеречи. Представьтелицособеседника, егопозу, жестыимимику, которыйстоитрядомсвамисвытаращеннымиглазами, размахиваетрукамипытаясьобъяснитьвам, какнайтинужноездание: «Воттакпройдёте, потомповернётетуда, тамслеваувидитево-о-оттакойдом, тамещёвывескатакая…» Какнистранно, выегопоймётеинайдётенужноездание. (http:// blogovedka.ru/na-kakie-tekstyi-stoit-ravnyatsya-stili-teksta-primeryi/). 1.10. Животныймирпредставляетсобойважнуючастьбиосферы. Рольживотныхвкруговоротевеществипотокахэнергииопределяетсявысокимуровнемпротекающихвихорганизмахэнергетическихпроцессов, исключительныммногообразием (около 2 млн. видов) ибольшойподвижностью. Чембольшеразнообразиеорганизмов, протяжённееисложнеецепипитаниявбиоценозе, темонустойчивее. Великарольживотныхвформированииландшафта. Засчётморских, восновномодноклеточных, животных (отр. Foraminifera, Radiolaria) образуютсяосадочныепороды. Планктонныеорганизмы, имеющиенаружныераковины, послесмертиоседаютнадно. Скопленияихскелетов (глобигериновыйил) наднеморейиокеановвтропическойиумереннойзонахпокрываютплощадь 105 млнкм2. Большуюрольиграютживотныевобразованиипочв. Живущиевпочвепростейшие, круглыеикольчатыечерви, коллемболы, клещи, насекомыеиихличинки, млекопитающиеразрыхляютпочву, способствуютпроникновениювнеёвоздухаивлаги, обогащаюторганическимивеществами, обеспечиваютплодородие (http://www.e-ng.ru/ekologiya_i_oxrana_ prirody/ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovaniya.html). Упражнение 2 Кданнымтезисамподберитеаргументы. Аргументируйтетезис, используялюбуюформуобоснования. Пример: а) тезис: Мойбратболен. б) аргументы: а1 – вселюдисвысокойтемпературойтелабольны. а2 – умоегобратавысокаятемпературатела в) строимдемонстрациювформепервойфигурыпростогокатего- рическогосиллогизмаа1 – вселюдисвысокойтемпературойтелабольны. а2 – умоегобратавысокаятемпературатела Т – Мойбратболен г) тезисдостоверен. 2.1. Соседполестничнойплощадкепосле 11 классасдаётЕГЭ. 2.2. Вбракепорасчётулюдичастонесчастливы. 2.3. Тополиныйпух – известныйаллерген. 2.4. Вода, кислородвоздуха, комфортнаятемпературасреды, безопасность – естественныепотребностичеловека. 2.5. Улучшениеусловийжизниувеличиваетеёпродолжительность. 2.6. Гиппократоченьмногосделалдляразвитиямедицины. 2.7. Всеживыеорганизмырождаются, растут, развиваются, стареютиумирают. 2.8. Физика – однаизосновныхнаукоприроде. 2.9. Ложкаизнержавеющейсталиявляетсяфизическимтелом. 2.10. Коммуникация – процессобменаинформациеймеждулюдьми. Упражнение 3 Кданнымтезисамподберитеаргументы, аргументируйтетезис, используяаналогиюкакформуобоснования Пример: 1) тезис: Скореевсего, программаобучения 1 – 4 классовпосистемеЛ. В. Занковавпредстоящиечетырегода, по-видимому, должнареализоватьсяуспешно. 2) аргументы: а1 – Впрошлыечетырегодашкольники 1 – 4 классов, обучающиесяпопрограммеЛ. В. Занкова, выдалихорошиерезультаты. (Р). Программабыланаправленанаразвитиетворческихспособностейдетей (К). Детибылиодноговозраста (свыше 7 лет) (С). Впрограммемноготворческихзаданий, соответствующихданномувозрасту (Д). а2 – ВпредстоящиечетырегодадетитакжебудутобучатьсяпосистемеЛ. В. Занкова, котораянаправленанаразвитиетворческихспособностейдетей (К). Дети, принятыевэтомгоду, одноговозраста (свыше 7 лет) (С). Впрограммемноготворческихзаданий, соответствующихданномувозрастуикоторыетакжебудутиспользоваться (Д). Т. Следовательно, программаобучения 1 – 4 классовпосистемеЛ. В. Занковавпредстоящиечетырегода, по-видимому, должнареализоватьсяуспешно. 3.1. ВодительК. – зачинщикдраки. 3.2. Скореевсего, студентыпервогокурсаэтогогодауспешносправятсясзадачамипологике. 3.3. По-видимому, СандроБоттичеллибылученикомизвестногоживописцаФилиппеЛиппи, вмастерскойкоторогоонмогработатьмежду 1465 – 1467 годами. 3.4. ВэтомгодумыпоедемотдыхатьнаЧерноморскоепобережьеКавказа. 3.5. Изучениеотечественнойисторииифилософиисовременнымистудентамидаствозможностьболееосознанноговыборамировоззренческихустановок. 3.6. Мойбрат, скореевсего, будетнеплохоучитьсявшколевследующемгоду. 3.7. Сосединебылиправы, когдаобвинилиеёвкраже. 3.8. ПредставителиСМИвгорячихточкахвсегдабудутподвергатьсяопасности. 3.9. Скореевсего, студентуМ. неудастсясдатьэкзаменпоиностранномуязыкуна «отлично». 3.10*. Историячеловечестваиисторияэпидемийнеразрывны. Вмирепостоянносвирепствуютнесколькоэпидемий – СПИДа, туберкулёза, малярии, гриппаит.д. Отэпидемийневозможноспрятаться. Крометого, эпидемииимеютпоследствия, которыедействуютнетольконаздоровьечеловечества, ноипроникаютвомногиесферыжизни, оказываянанихколоссальноевоздействие. Упражнение 4 Кданнымтезисамподберитеаргументы, аргументируйтетезис, используяиндуктивнуюформуобоснования Пример: а) тезис: Длительнаяработазакомпьютеромприводиткбольшому количествузаболеваний б) аргументы: (а1) – придлительнойработезаПКнаблюдаетсянарушениекровообращениявобластитаза (какследствие, геморрой) (а2) – наблюдаютсяизменениявобластипозвоночника (остеохондроз, сколиоз) (а3) – ухудшениезрения (а4) – снижениефункцийпамяти (а5) – головнаяболь (а6) – аритмия (а7) – синдромхроническойусталости (а8) – тромбоз (а9) – варикоз (а10) – «туннельныйсиндром», когдапоследолгойработысмышьюнемеютпальцыправой (илилевой) руки (а11) – наблюдаютсяпсихическиерасстройствав) видиндуктивноговывода. Полнаяиндукция. г) тезисправдоподобен. 4.1. Несуществуетиногоспособасудитьобудущем, кромекакпопрошлому. 4.2. Отвойнынельзяждатьникакихблаг (Вергилий). 4.3. Новыеметодылеченияалкоголизмаинаркомании, ориентированныенаперсональныйподход, эффективны. 4.4. НТРоказываетмощноевоздействиенавсюсистемуобщественныхотношений. 4.5. Россиябогатаприроднымиресурсами. 4.6. Безжалостноеотношениекприродеприводитчеловекакфизическимидуховнымзаболеваниям. 4.7. Германия – странастариннойгородскойкультуры. 4.8. Глобализацияинформационногопространствасвязана, преждевсего, сновейшимидостижениямивтехникекоммуникациииэлектронике. 4.9. Человекпосвоейприродеестьсуществообщественное (Аристотель). 4.10. Массовыйэкспортзападнойкультурывызвалврядестранответнуюреакциюнаселения. Упражнение 5 Кданнымтезисамподберитеаргументы, аргументируйтетезис, используяодинизвидовдедуктивногоумозаключения. Пример: а) тезис: ПланетаЗемлявращаетсявокругСолнцаисобственнойоси б) аргументы: (а1) ВсепланетыСолнечнойсистемывращаютсявокругСолнцаисобственнойоси (а2) ПланетаЗемля – однаизпланетСолнечнойсистемы в) демонстрациявформе 1-йфигурыпростогокатегорическогосил- логизма: (а1) – ВсепланетыСолнечнойсистемы (М) вращаютсявокругСолнцаисобственнойоси (Р) (а2) – Планета Земля (S) – одна из планет солнечной системы (М). ПланетаЗемлявращаетсявокругСолнцаисобственнойоси (Т). Тезисдоказан. 5.1. Берёзаосеньюсбрасываетсвоюлиству. 5.2. Каждыйтоваробладаетменовойстоимостью. 5.3. Взявшиемеч – отмечаипогибнут. (Библия) 5.4. Сидячаяработаотнимаетздоровье. 5.5. Наука – компонентдуховнойкультуры. 5.6. И. К. Айвазовский – художник. 5.7. Зимоймойбрат, живущийвМоскве, одеваетсятепло. 5.8. Хвоясосныобладаетлечебнымисвойствами. 5.9. Димавсвоипятьлетвпитываетбольшоеколичествоинформации. 5.10. Российскаяфедерация – правовоегосударство. Упражнение 6 Постройтепрямоеикосвенноедоказательствотезиса, используяразличныеформыобоснования. Пример: Строимпрямоеикосвенноедоказательствотезиса, используявкачестведемонстрациидедукциюииндукцию. 1) Прямоедедуктивноедоказательство. а) Доказатьтезис: Школьнымучителемработатьтяжело. б) Решение: подбираемаргументы, направленныепрямонадоказа- тельствотезиса. (а1) – Учителяработаютсбольшимколичествомдетейинесутзанихответственностьвовремяихпребываниявшколе. (а2) – Аувсех, работающихсбольшимколичествомдетейинесущихзанихответственность, тяжёлаяработа. Значит, действительно, школьнымучителемработатьтяжело (Т). в) Здесьвкачестведемонстрацииприменялсяпростойкатегорическийсиллогизм. Увсех, работающихсбольшимколичествомдетейинесущихзанихответственность, тяжёлаяработа. Учителяработаютсбольшимколичествомдетейинесутзанихответственностьвовремяихпребываниявшколе. Школьнымучителемработатьтяжело. Тезисдоказан. 2) Прямоеиндуктивноедоказательство. а) записываемаргументы: (а1) –Учителяработаютсбольшимколичествомдетей. (а2) – Такжеонинесутзанихответственностьвовремяихпребываниявшколе. б) делаявывод, доказываемтезис: Такчтошкольнымучителемработатьтяжело (Т) – этопрямоедоказательствопоиндукции. 3) Косвенноедоказательствоотпротивного: а) записываемантитезис: Допустим, школьнымучителемработатьнетяжело – антитезис. б) формулируемаргументы: – Ноизвестныслучаи, когдадетипоследраквшкольныхкоридорахполучаюттравмыиродителиобращаютсявпрокуратуру. в) делаемвывод: Значит, нашедопущениеотом, чтошкольнымучителемработатьнетяжело – ложное. Следовательно, истинното, чтошкольнымучителемработатьтяжело (Т). 6.1. НиколайКоперникбылвеличайшиммыслителем XV–XVI веков. 6.2. Лето 2010 былоаномальножарким. 6.3. НиколайСтаврогин, геройроманаФ. М. Достоевского – отрицательныйрусскийФауст. 6.4. Испания – унитарноегосударство. 6.5. ФРГ – экономическивысокоразвитаястрана. 6.6. ЕслинаМарсеатмосферасостоитвосновномизуглекислогогаза, тотамневозможнажизнь. 6.7. «Еслипшеничноезерно, падшивземлю, неумрёт, тоостанетсяодно; аеслиумрёт, топринесётмногоплода». 6.8. Лермонтов – «одинизпророковрусскогонарода» (Герцен). 6.9. ВсестудентыРФимеютвозрастболее 16 лет. 6.10. Такиенаучныедисциплины, какбиология, физика, химия – дисциплиныестественнонаучногоцикла. Упражнение 7 Сформулируйтетезисиаргументы. Определитевидиформуобоснованиятезиса. 7.1. Немогонникакпривыкнутьикстраху, какойон, самтогонежелая, возбуждалвлюдях, несмотрянасвойтихий, скромныйнрав. Вселюдивэтойгубернии, когдаонгляделнаних, казалисьемумаленькими, испуганными, виноватыми. Вегоприсутствииробеливсе, дажестарикипротоиереи, все «бухали» емувноги, анедавнооднапросительница, стараядеревенскаяпопадья, немоглавыговоритьниодногословаотстраха, такиушланисчем. Ион, которыйникогданерешалсявпроповедяхговоритьдурноолюдях, никогданеупрекал, таккакбыложалко, – спросителямивыходилизсебя, сердился, бросалнаполпрошения. Завсёвремяпокаонздесь, ниодинчеловекнепоговорилснимискренне, попросту, по-человечески; дажестарухамать, казалось, былауженета, совсемнета! Ипочему, спрашивается, сСисоемонаговорилабезумолкуисмеяласьмного, асним, ссыном, быласерьёзна, обыкновенномолчала, стеснялась, чтосовсемнешлокней? (А. П. Чехов. «Архиерей» http://az.lib.ru/c/chehow_a_p/text_1902_arhierey.shtml). 7.2. Вмиренетстранысболеесложнымикровавымпрошлым. Вспискахдревнихцарствнет, кажется, царства, непредавшегоИудеюлегендарнымбедствиям. НовВетхомЗаветеИудеявсёжебылачастьюисторическогомира. ВНовомонасталатакоюпустошью, засеяннойкостями, чтомогласравнитьсялишьсПолемМёртвыхвстрашномснеИезекииля. ЕенеобозримыеразвалиныужаснулисамогоАдриана. ЧтоНавуходоносорпередТитомилиАдрианом! Навуходоносор «пахалСион». Тит «вышестен» загромоздилеготрупами. ПриближениеегобылоприближениемвоинстваСатанаила. Тучисгустились, спустилисьнадхрамомСоломона, и, вгробовоммолчании, самисобойраспахнулисьбронзовыедвериего, выпускаявоинствоИеговы. «Мыуходим!» – сказалИудееневедомыйголос. АприАдрианевнезапнораспаласьгробницаДавида, и «волкиигиенысвоемпоявилисьнаулицахпустынногоИерусалима». Тобылзнакблизкоговозмездиязапоследнееотчаянноевосстаниеиудеев, перебившихнаКипреоколотрёхсоттысячязычников, вветхозаветнойяростипожиравшихмясоубитых, сдиравшихснихкожунаодежды… Ичудовищнобылоэтовозмездие! Онобылоисполнениемпророчеств. ДазамрётвИудее «голосторжестваиголосвеселия, голосженихаиголосневесты». Данеостанетсякамнянакамнеотвеликого, стократпогибавшеговкровиипламениГородаМира. Ибонадолгий, долгийсрокземляего, всяпропитаннаякровью, должнабыластать «терномиволчцами». Житьобычнойжизньюпослевсеготогострашного, чтосовершилосьнадней, Иудеянемогла. Долгийотдыхнуженбылей. Пустьисчезнетслицаеёвсякаяпамятьопрошлом. Пустьистлеютнесметныекости, покроютсямакоммогилы. Пустьпочиетонавтысячелетнемзабвении, возвратитсякоднямпатриархов… Ионавозвратилась. (И. А. Бунин «Иудея» http://www.libok.net/writer/ 326/kniga/52105/bunin_ivan_alekseevich/ten_ptitsyi_iudeya/read). 7.3. Чтозначитбытьвоспитанным? Воспитанныйчеловек.. . Еслиовасскажут такое, считайте, чтоудостоилисьпохвалы. Такчтожетакоевоспитанность? Этонетолькохорошиеманеры. Это нечтоболееглубокоевчеловеке. Бытьвоспитаннымзначитбытьвнимательнымкдругому, деликатным, тактичным, скромным. Мнепредставляется, чтотакимбылартистХудожественноготеатраВасилийИвановичКачалов. Оннепременнозапоминалвсеименаиотчествалюдей, скоторымивстречался. Онуважаллюдейивсегдаинтересовалсяими. Принёмкаждаяженщиначувствоваласебяпривлекательной, достойнойзаботы. Всеощущалисебявегоприсутствииумными, оченьнужными. ОднаждыпоздновечеромВасилийИвановичувиделдвестранныеженскиефигуры. Этооказалисьслепые, которыезаблудились. Качаловнемедленнопредложилимсвоиуслуги, проводилдотрамвая, помогсестьввагон. Корниэтогопоступканепростовзнаниихорошеготона, авсердечностиидобротеклюдям. Значит, всёделовмысляхипобуждениях. Азнаниенормповедениятолькопомогаетпроявлениювнутреннейдобротыичеловечности. (С. В. Гиацинтова. «Воспитанныйчеловек… Чтозначитбытьвоспитанным» // «Правда». 1968. 25 февраля //http://www.proshkolu.ru/club/8march/blog/453833). 7.4. Какпередаётнашкорреспондент, вчеранадцентральнымирайонамиПензенскойобластипрошланебывалойсилыгроза. Врядеместбылиповаленытелеграфныестолбы, порваныпровода, скорнемвырваныстолетниедеревья. Вдвухдеревняхвозниклипожарыврезультатеударамолнии. Кэтомуприбавилосьещёодностихийноебедствие: ливневыйдождьместамивызвалсильноенаводнение. Нанесённекоторыйущербсельскомухозяйству. Временнобылопрерваножелезнодорожноеиавтомобильноесообщениемеждусоседнимирайонами. (Информационнаязаметкавгазете). 7.5. «НавыставкуЛераотправиласьтолькорадиученика, изчувствадолга. «АлинаКрюгер. Персональнаявыставка. Жизнькакутрата. Входсвободный». Впустомзалебродилбородачсдамой. Нанекоторыеработыонсмотрелчерездыркувкулаке, чувствовалсяпрофессионал. Лератожепосмотрелачерезкулак, норазницынезаметила: всётежеобнажённыемужчинынакурьихножках, аназаднемпланепагодывогне. ВбуклетепроАлинубылосказано: «Художницапроецируетпритчевыймирнапространствобесконечного». Интересно, гдеикакучатписатьискусствоведческиетексты? Наверное, сэтимрождаются. Бываявгостях, Лералюбилалистатьхудожественныеальбомыи, посмотреврепродукцию, прочесть, чтообэтомпишетспециалист. Видишь: мальчикнакрылнасекомоесачком, побокамангелытрубятвпионерскиегорны, внебесамолетсознакамиЗодиаканаборту. Читаешь: «Художникрассматриваетхолсткаккультмгновения, гдеупрямстводеталейвзаимодействуетспопыткойосмыслениябудней». Думаешь: автортекстамалобываетнавоздухе, держитсянакофеисигаретах, интимнаяжизньчем-нибудьосложнена» (ТолстаяН. Н. «Иностранецбезпитания» // http:// lib.rus.ec/b/244290/read). 7.6. Становлению Двойственнойтеорииистиныкакопределённомуспособурешенияпроблемысоотношенияразумаиверыпредшествовалихарактерныедляпервыхвековхристианствапредставленияонеизбежностиконфликтамеждуразумомиверой, атакжеставшаянормативнойдлязападноевропейскогоСредневековьяотАврелияАвгустинадоФомыАквинскогоконцепциясоюзаразумаиверыподводительствомверы. 7.7. Одноизсамыхсложныхдляпереводанарусскийязыкивритскихслов – «лих’ора», постоянномелькающеенастраницахгазетизвучащееизустдикторов. Словоёмкоеиоченьважное. Словарипоясняют: «лих’ора» – этозначит «напервыйвзгляд». Новтакомсмыслеоноупотребляетсяоченьредко, посколькуболеераспространеннопростоеипонятное «ба-мабат hа-ришон». Намногочащеэто «лих’ора» встречаетсявстатьяхиматериалахкриминальногохарактера. «Изконфискованныхполициейприарестедокументов (изпоказанийсвидетелей, изнайденныхулик) следует, что, «лих’ора», наличествуетгрубоенарушениезаконов» – идальшеперечисляютсясамыетяжкиеправонарушения: сокрытиедоходов, незаконныеназначения, растратаобщественныхденег, взятка, злоупотреблениедоверием, подготовкаубийства, ограблениеит.д. Изприведённогопримеравидно, чтоврусскомязыкеэтомусловунаиболееточносоответствуетследующийоборот: «судяпопервоначальным, поканепровереннымдоскональноданным». Важностьэтогословатруднопереоценить. Во-первых, грамотныйчитатель, увидевего, долженсразусделатьвывод, чтовсестрашныедеянияиужасы, приписываемыеарестованному, – покатолькопредположительные, ивполневероятно, чтоприболеепристальномвзгляденадокументыиизученииулик, приболееглубокомрасследованиионинеподтвердятся. Во-вторых, позже, когдавыяснится, чтонаарестованноговозвелипоклёпичтовсеобвинениябылинапрасными (наиврите – «стам», «ла-шав»), информатор, ответственныйзаэтисообщения, легковыкрутится: – «Аведьяпредупреждал, чтовсевысказанныеобвинения – «лих’ора!» Иегонеприжмёшь. Всетепредставителиполиции, счьихсловизраильскиежурналистырассказывалиужасыпро «русскогоолигарха», втомчислеоегопричастностикубийствам, использовалиименноэтослово: «лих’ора». Поэтому, когдавокончательныйтекстобвинительногозаключенияэтиужасыневошли, информаторынепочувствовалидискомфорта. Использованиеволшебногословечка «лих’ора» заранеенаделилоихиндульгенцией. Сказавэтослово, государственныйконтролёрпоручаетполициивозбудитьуголовноедело, котороенередкопотомзакрывается «заотсутствиемсоставапреступления». Игосударственныйконтролёрнивчёмневиноват – онжесказал: «лих’ора». Ванглоговорящихстранахвподобныхслучаяхиспользуютслово allegedly. Найтикороткийрусскийэквивалентэтомусловутруднопотойпричине, чтов советскихреалияхнебылопринятотакимобразомоговариваться: тамошниепрокурорыиследователи, еслиуж имдозволяличто-тоговорить, безобиняковрубилинаследующийденьпослеареста: «Иванов, ПетровиСидоровзлостнорасхищалисоциалистическуюсобственностьвособокрупныхразмерах, противнихбудетвозбуждено (снепременнымударениемнаслоге «бу») уголовноедело, онибудутприговореныпостатьетакой-тоУКРСФСРиполучатпо 10 летсполнойконфискациейимущества». Тамошниеобвинителиэтоговолшебногословечканезнали. (Ю. Моор-Мурадов. «Занимательныйиврит-1». http://mnenia.zahav.ru/ Articles/3661/ivrit_v_russkom_naryade). 7.8. Всоветскоевремябыливыдающиесяораторысредиадвокатов. Имбылооченьтяжеловестидело, таккаквсудебномпроцессеучаствовалтакназываемый «актив», которыйсвоимхамствомиразнузданностьюдавилнатех, ктопыталсяотстоятьправдувстрогомсоответствииссоветскимзаконом, где, еслиопятьжеследоватьвоспоминаниям, адвокатовперебивалина «неудобныхмоментах». 7.9. Рыночныймеханизмневсостояниирешитьвсепроблемыобщества, вособенноститакие, какстимулированиеэкономическогороста, обеспечениемакроэкономическойстабильности, регулированиезанятости, поддержкаэкспорта. Именноиз-заэтогопоявляетсястрогаянеобходимостьвмешательствагосударственныхструктурвмеханизмпринятиярешений. Крометого, из-заусилениямежгосударственнойинтеграциивозникаютэкономическиепроцессыужезапределамирынкаотдельнойстраны. Занациональныеграницы, оборону, науку, экологиюит.д. такжевынужденоотвечатьгосударство. (http://www.center-yf.ru/data/economy/ Gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki.php). 7.10. Всовременномобществесредствамассовойинформациииграютогромнуюроль. Журналистика – однаизнемногихпрофессий, котораяможетповлиятьнаобщественноемнениеблагодарясвоейработеивзаимодействиюслюдьми. СМИориентируютипомогаютаудиториисамойвосприниматьвсефактыиточкизрения, однакослучаидезинформациииизлишнейоценочностиоказалисьнетакимиужиредкими. Отсюдаследуетто, чтообществопредъявляеткэтойпрофессииповышенныеморальныетребованияивозникаетнеобходимостьсуществованияпрофессиональнойэтики, котораярегламентируетповедениежурналиста. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 288. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |