Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛОГИЧЕСКИЕОСНОВЫАРГУМЕНТАЦИИ




 

I. Аргументация. Структура аргументации. Формы обоснования тезиса.

 

Аргументациейназываетсяобоснованиекакого-либосужденияилисистемысужденийспомощьюдругихсужденийисредствлогики. Аргументациясостоитизтезиса (Т), аргументов (а1, а2, а3, …, ан) идемонстрации.

Тезиспредставляетсобойсуждение, истинностькоторогонадодоказать. Внёмвыраженоличностноеотношениексодержанию. Вкачестветезисаможетбытьчья-тоточказрения. Аргументы (доводы, основания) – этосуждения, которымипользуютсяприобоснованиитезиса. Выбораргументовчастоноситсубъективныйхарактер. Демонстрация, илиспособдоказательства – этологическаясвязьмеждутезисомиаргументами.

Обоснованиетезисаможетбытьполным (тезисследуетизаргументов) инеполным (достаточноодногоподтверждения), атакжевформедедукции, индукцииианалогии.

Прииспользованиидедуктивногообоснованиячастный, конкретныйслучайподводятподобщееправило.

Логическийпереходотчастных, конкретныхаргументовктезису, которыйобобщаетаргументы, называетсяиндуктивнымобоснованием.

Приобоснованиивформеаналогиитезисподтверждаетсясвойствамиединичногоявления, имеющимиместовпрошлом. Этопрямоеобоснованиетезиса.

Доказательствоможетбытьпрямымикосвенным. Прииспользованиипрямогодоказательстванеобходимыаргументы, которыенепосредственнодоказываюттезис. Прикосвенном («отпротивного») доказательствеиспользуютантитезис, т.е. суждение, противоречащеетезису.

Впрямомобоснованииможноиспользовать формудедуктивныхумозаключений, индукцииилианалогии.

Упражнение 1

Выделитетезисиаргументы, обозначьтесимволами. Определитеформуобоснованиятезиса (полноеилинеполное, дедуктивное, индуктивноеиливформеаналогии). Запишитесвязьаргументовввидесхемы Пример:

а) выделяемтезисиаргументы:

Гастингс: …впервыйраззавсёвремявы (Пуаро) неверитевеёвиновность (мадемуазельНик). (Т).

ЭркюльПуаро. Выугодиливсамуюточку… Итак, рассмотримфакты. Естьтриварианта. Первый: конфеты, купленныемадамидоставленныевбольницумосьеЛазарусом, отравлены. Вэтомслучаевиновенлибокто-нибудьизнихдвоих, либообавместе. АтелефонныйзвонокякобыотмадемуазельНик – явнаяипримитивнаявыдумка. Такоетолкованиенапрашиваетсясразу, оносамоеочевидное1).

Вариантвторой: отравленныеконфетыбыливдругойкоробке, той, чтопришлапопочте. Еёмогприслатьктоугодно. Любойизобозначенныхвнашемсписке, начинаяот «А» идо «К». Выпомните, списокбылоченьобширен. Ноеслиименновэтойкоробкебылиотравленныеконфеты, тотелефонныйзвонокпредставляетсясовершеннойбессмыслицей! 

Кчемубылотогдаусложнятьделоещёоднойкоробкой? (а2).

Варианттретий, – продолжалПуаро. – Коробкусотравленнымиконфетамиподсунуливместодоброкачественной, которуюкупиламадам. Вэтомслучаезвонокпотелефонувполнеоправданныйиостроумныйход. Тогдамадамиграетроль – какэтоговорятувас? – козлаотпущения. Онадолжнатаскатькаштаныизогня3). Такойвариантнаиболеелогичен, но, увы, еготруднеевсегопривестивисполнение. Нельзяжебытьуверенным, чтосможешьподменитьконфетыкакразвнужныймомент? Ачто, еслидежурныйсразужепонесёткоробкунаверх? Даздесьестьстоиоднаслучайность, котораяможетопрокинутьвсепланы. Нет, этобылобыбессмысленнойзатеей.

– Длявсех, кромеЛазаруса, – проговориля.

Пуаровзглянулнаменя.

– …Высейчассделалигениальнейшеепосвоейпростотезамечание. Онотакпросто, чтодаженепришломневголову. Алюбопытная, однако, вырисовываетсяситуация. МосьеЛазарус, сердечныйдругмадам, изовсехсилстараетсянакинутьейпетлюнашею!...» 4). (АгатаКристи «ЗагадкаЭндхауза»).

б) показываемсвязьаргументовитезисовспомощьюсимволов:

а1обладает p а2обладает p а3обладает p а4обладает p

а1а2а3а4составляютклассТкаждыйэлементсоставляетклассТ.

в) обоснованиетезисаполное, вформеиндуктивногоумозаключения. Тезисдостоверен.

 

1.1. Явозвращусяквам, полямоихотцов,

Дубравымирные, священныйсердцукров! Явозвращусяквам, домашниеиконы!

Пускайдругиечтутприличиязаконы;

Пускайдругиечтутревнивыйсудневежд;

Свободныйнаконецотсуетныхнадежд,

Отбеспокойныхснов, ответреныхжеланий, Испивбезвременновсючашуиспытаний, Непризраксчастия, носчастьенужномне.

Усталыйтруженик, спешукроднойстране

Заснутьжеланнымсномподкровлеюродимой.

Одомотеческий! окрай, всегдалюбимый!

Родныенебеса! незвучныйголосмойВстихахзадумчивыхваспелвстранечужой, Вымнеповеетеспокойствиемисчастьем.

Каквпристанипловец, испытанныйненастьем,

Сулыбкойслушает, надбездноювоссев,

Ибуригрозныйсвистиволнмятежныйрев,

Так, небонемоляопочестяхизлате,

Спокойныйдомоседвмоейбезвестнойхате,

Укрывшисьоттолпывзыскательныхсудей, Вкругудрузейсвоих, вкругусемьисвоей, Ябудуиздалиглядетьнабурисвета.

Нет, нет, неотменюсвященногообета!

Пускайлетиткшатрамбестрепетныйгерой;

Пускайкровавыхбитвлюбовникмолодой

Сволненьемучится, губячасызлатые, Наукеразмерятьокопыбоевые –

Ясдетстваполюбилсладчайшиетруды.

Прилежный, мирныйплуг, взрывающийбразды, Почтеннеемеча; полезныйвскромнойдоле, Хочувозделыватьотеческоеполе.

Оратай, ветхихднейдостигшийнадсохой,

Взаботахсладостныхнаставникбудетмой; Мнедряхлогоотцасынытрудолюбивы ... 

 

(БаратынскийЕ. А. «Родина»)

1.2. ОдноизкардинальныхотличийОбщей ТеорииОтносительности (ОТО) отпредшествующихейфизическихтеорийсостоитвотказеотрядастарыхпонятийиформулировкеновых. Так, ОТОотказываетсяотпонятий «сила», «инерциальнаясистема», «потенциальнаяэнергия», «евклидовхарактерпространства-времени» идр. ВОТОиспользуютнежёсткие (деформирующиеся) телаотсчёта, посколькувгравитационныхполяхнесуществуеттвёрдыхтелиходчасовзависитотсостоянияэтихполей. ОТОуглубляетпонятиеполя, связываявоединопонятияинерции, гравитациииметрикипространства-времени, допускаетвозможностьгравитационныхволн. (В. М. Найдыш «Концепциисовременногоестествознания» М., 2004. С. 323).

1.3. Нападкинаисследовательскийметод «фокусированиевгруппе» возникаютвсообществероссийскихмаркетологовсзавиднойрегулярностью. Отчастионибываютспровоцированыпопыткамипримененияфокус-групптам, гдеонисовершеннонеприменимыидажевредны, например, длятестированиярекламы, элементовупаковки, креативаидр. Однакокритикиредкоостанавливаютсянатом, чтопоказываютнеприменимостьфокусированиядляданныхконкретныхзадач, ачасто, начинаютутверждать, чтофокус-группыявляютсябесполезным, еслинепрямо «вредным» псевдоисследовательскимметодом.

Амеждутемфокусированиевгруппеявляетсяоднимизлучшихметодовприрешениицелогорядаисследовательскихзадач, както:

– изучениеповседневнойжизни, образаистиляжизнипотребителейивключенноститовара-услугивэтуповседневнуюжизнь;

– изучениесловарногозапасаилингвистическихконструкций, используемыхпотребителямивповседневнойжизни;

– проведения «лабораторных» экспериментовтипа «поведениевмагазине»;

– тестированиесерийныхобразцовпродукции;

– изучениеальтернативныхпримененийпродукцииит.д.

(И. С. Березин «Маркетинговыеисследования». М., 2005. С. 141–142)

 

1.4. – Чтовычитаете, отецВасилий? – спросилаАлиса, повернувсвоюголовуксвященнику.

– Книганазывается «Добротолюбие». Здесьсобраныпоучениясвятыхотцов, примерыизихжизни.

– Икакиеэтопримеры? Можетечто-нибудьпрочитать?

– Нет. Вслухчитатьнебуду.

– Ну, тогдачто-нибудьрасскажите. Повоспитывайтеменя.

– Авынелишеныюмора.

– Авы?

– Сюморомуменяплоховато. Ивотдажепримерхорошийнеидётнаум… ВсёмневспоминаетсяСаломия, дочьИродиады, – онаведьбылаумелаятанцовщица. Давы этуисторию. Конечно, знаете.

– Саломия? ИлиСаломея? Кажется, оператакаяесть.

– Насчётоперы – незнаю. АвотпроИоаннаКрестителя – знаю.

– Такрасскажите.

– Ладно, развыхотите… Онвздохнул, сосредоточился.

– Иоаннбылпророк, жилвпустынеиговорилоскоромпришествииХриста. Спасителевсехлюдей…

ОтецВасилийсел, опустилголову, будтоувиделсейчасто, очёмговорил. Сквозьтёмноеокноиногдамелькалипроблескиогней. Онипробегали, каквсполохи, полицусвященника. Стукколёсзадавалритмегорассказу:

– ЦарьИродприживомбратеФилиппеженилсянаегоженеИродиадеИоаннобъяснялнародуИудеи, чтоимиправитпрелюбодей. Неудивительно, чтоИродиадавозненавиделаИоанна. Царьзаключилпророкавтемницу – большеничегонемогсделатьсним, потомучтоИоанналюбилипочиталнарод…Ивотоднажды, когдауИродашёлпиримногознатныхвельможвозлежалосним, онпопросилдочьИродиады, Саломию, танцеватьдлянего. Иобещалейзаэтовсё, чегоонапожелает. Саломиясогласилась – повсейвидимости, онаоченьхорошотанцевала. Ипотом, представьте, чтонапирутанцуетнекто-нибудь, ацарскаядочь…

ОтецВасилийподнялголову, увиделвнимательноелицоАлисы. Иронияисчезлаивзглядизменился.

– Ивотонапляшет, – продолжалотецВасилий, – ивсепирующиеввосторгеейрукоплещут… АИродиадаговоритдочери: «ПросиунегоголовуИоанна. Пустьпринесутеёсюданаблюде».

Саломиятакипоступила. Всезамерлиоттакойужаснойпросьбы. Ироднеможетотказатьсяотсвоегообещания, ведьонвеликийцарь, должендержатьслово… ИприходитсяемуотдатьприказпринестинапирголовуИоанна…

– Какойужас, – Алисавпервыеузналаэтуевангельскуюисторию. –

Вотбытакойбалетпоставить… ОтецВасилийсловноочнулся:

– Балет? Иоанн – КрестительГосподеньиЕгоПредтеча, понимаешь, ктоонтакой? ОнпервыйпослеБогородицыпредстоятельпередХристом. Первыйзавсехнасмолитвенник!

– Нуичто? ВкинооХристеговоритьможно, картинырисоватьсколькоугодно. Апочемувтеатренельзя?

– Потомучто… – началбылоотецВасилий, ноглянулнаАлису, которая, разгорячившись, смелосмотрелананего, иосекся. Помолчав, резкосказал: – Нельзяивсё.

– Нет, авыобъясните – почему? Развебалетнеискусство? АкакжеПлисецкая, Уланова? Даисовременныебалерины, которыхвесьмиробожает? Балет – этожечудо чтотакое! Самакрасота, грация, совершенство! Стриптизу, конечно, далекодонастоящегобалета, ноэтотожеискусство!

Онасвызовомсмотреланасвященника, даженемногонаклонившисьвниз.

– Язаметила, чтовыпеременилисвоёмнениеобомне, кактолькоузнали, чтоястриптизёрша. Носкажите, чтоплохого, еслилюдилюбуютсякрасотойженскоготела? Вклубезапрещенопосетителямзаигрыватьсартистами. Аразвемынеартисты? Развенаштанецнеискусство? Простоунасэтопокаещёвновинку, вотвсеидумают. Чтоеслитыстриптизёрша, значитделаешьчто-топозорное. Даикбалетумногиетакотносятся.

Вотвы, грамотныйчеловек, итопротивбалета.

– Даянепротивбалета. Япротивтого, чтобысвятыхлюдейизображатьвбалете!

– НоведьСаломиянесвятойчеловек! Анаоборот. Можночерезтанецпоказать, каконаугождаетИроду. Аможет, исоблазняетего. Саматогонепонимая!

ОтецВасилийпоёрзалнасиденье. Незная, чтовозразить – слишкомнаступательнымибылидоводыАлисы.

– Незнаю. Можетбыть. Тыиправа, ностриптизвсёженельзяпутатьсклассическимбалетом. Самаговоришь, чтовтанцеможновыразитьсложноечувство… Австриптизечто, кромепохоти? Прости, конечно, нокогданаглазахупубликиженщинаразнагишовывается, этоестьнепотребство, ведущеексамымнизменнымчувствам.

– Что? – возмутиласьАлиса. – Эротика – непотребство…? Анампедагогивучилищедругоеговорили. Ионибылинискольконеглупеевас! Вотскажите: ВенераМилосская – чтоей, одеться? Аэта, какеё, уРембрандта, кажется…

– Даная. – машинальноподсказалотецВасилий.

– Совершенноверно, Даная. Оналежитголая. Иничего. Всесмотрятивосхищаются. Ну?

– Дапоймиты, Алиса, – уженесколькособравшисьисменивтон, мягческазалотецВасилий. – да, естьвеликаяживопись. УтогожеРембрандта, например, массакартиннабиблейскиетемы. Новедьэтоживопись! Какбыдругоймир, отстранённыйотнасрамой. Другоеизмерениевозникает. Поняла? Атутпрямопередтобойживаяженщинаобнажается. Этожеинтимноеделодвух, которыелюбятдругдруга. Другдругудаликлятвубытьвместевсегда – передсамимБогом! Воттогдаонимогутостатьсяобнажённымидругпереддругом, нотольконаедине, набрачномложе…

(А. А. Солоницын «Ангеловыстолпы». Рязань, 2011. С. 221 – 225).

 

1.5. «Милое, дорогое, незабвенноедетство! Отчегооно, этонавекиушедшее, невозвратноевремя, отчегоонокажетсясветлее, праздничнееибогаче, чембылонасамом деле?» (А. П. Чехов «Архиерей»).

1.6. Морозисолнце; деньчудесный! Ещетыдремлешь, другпрелестный – Пора, красавица, проснись;

ОткройсомкнутынегойвзорыНавстречусевернойАвроры, Звездоюсевераявись!

Вечор, тыпомнишь, вьюгазлилась, Намутномнебемгланосилась;

Луна, какбледноепятно,

Сквозьтучимрачныежелтела, Итыпечальнаясидела – Анынче... поглядивокно: Подголубыминебесами

Великолепнымиковрами,

Блестянасолнце, снеглежит;

Прозрачныйлесодинчернеет,

Иельсквозьинейзеленеет, Иречкаподольдомблестит.

ВсякомнатаянтарнымблескомОзарена. ВеселымтрескомТрещитзатопленнаяпечь.

Приятнодуматьулежанки. Нознаешь: невелетьливсанкиКобылкубуруюзапречь?

Скользяпоутреннемуснегу,

Другмилый, предадимсябегу

НетерпеливогоконяИнавестимполяпустые,

Леса, недавностольгустые, Иберег, милыйдляменя.

(А. С. Пушкин «Зимнееутро»)

 

1.7. Будьмояволя, ябынизачтоненазвалтакэтукнижку. Такоеназвание, по-моему, толькосбиваетстолку. Всамомделе – развепоназваниюдогадаешься, чторечьпойдётомаленькой (хотяиоченьумной!) девочке? Чтоприключениябудутсовсемнетакие, какобычно: небудетнишпионов, нииндейцев, нипиратов, нисражений, низемлетрясений, никораблекрушений, нидажеохотынакрупнуюдичь.

Даи «СтранаЧудес» – тоженесовсемтеслова, какиехотелосьбынаписатьвзаглавииэтойсказки!

Нет, будьмояволя, яназвалбыкнижку, например, так: «АленкавВообразилии». Или «АлявУдивляндии». Или «АлькавЧепухании». Нууж, нахудойконец: «АлискавРасчудесии». Ностоиломнезаикнутьсяобэтомсвоемжелании, каквсеначиналинаменястрашнокричать, чтобыянесмел. Иянепосмел!

Всёгоревтом, чтокнижкаэтабыланаписанавАнглиистолеттомуназадизаэтовремяуспелатакпрославиться, чтоиунасвсе – хотябыпонаслышке – знаютпроАлисуипривыкликскучноватомуназванию «ПриключенияАлисывСтранеЧудес». Этоназываетсялитературнойтрадицией, итут, какговорится, ничегонепопишешь. Хотяназвание «АлискавРасчудесии» гораздобольшепохоженанастоящее, английскоеназваниеэтойсказки; ноеслибыяеётакназвал, людиподумалибы, чтоэтосовершеннодругаякнижка, анета, знаменитая... (Л. Кэролл «Алисавстранечудес»).

1.8. КутузовМ. И. былхрабрымчеловеком. «24 июля 1774 года, вбояхстурецкимивойсками 29-летнийофицеррусскойармииполучилрану, котораязаставилаосебеговоритьврачейповсейЕвропе. «Сейштаб-офицерполучилранупулею, которая, ударившиегомеждуглазуивиска, вышланапролётвтомжеместенадругойсторонелица». ЭтимофицеромбылбудущийпрославленныйрусскийполководецидипломатМихаилИлларионовичГоленицев-Кутузов.

Несмотрянатяжестьраненияислабыевозможностимедицинысвоеговремени, Кутузоввыжилидаженепотерялзрение. Последвухлетнеголеченияонвернулсявармиюипродолжилслужбувбоевыхчастях. Еговтороеранение, полученное 13 летспустя, сновазаставиловсехговоритьочуде. Пуляопятьпопалавголовуипрошланавылетпрактическивтомжеместе: «извискаввисокпозадиобоихглаз».

ПослеобследованияраныпотрясённыйглавныйхирургрусскойармииМассозаявил:

– «Должнополагать, чтосудьбаназначаетКутузовакчему-нибудьвеликому, ибооносталсяживпоследвухран, смертельныхповсемправиламмедицинскойнауки». Удивлятьсябылочему – дажепослевторогострашногораненияМихаилИлларионовичнепотерялзрение. Глазлишьнесколькоискосило». (pressa.tv. ИнтересныеинеобычныефактыоМихаилеИлларионовичеКутузове).

1.9. Современныепсихологиподсчитали, чтовпроцессеобщениячеловекполучаетнеменее 55% информацииспомощьюневербальных (несловесных) сигналов. Изученпочтимиллионтакихсигналов, 700 000 изкоторыхчеловекможетпередаватьтолькоспомощьюрук!

Вжизнижестыимимиканампомогаютподдерживатьбеседу, регулироватьречевоеобщение. Жестамиможнозаменитьилидублироватьсказанное. Жестыусиливаютсодержаниеречи.

Представьтелицособеседника, егопозу, жестыимимику, которыйстоитрядомсвамисвытаращеннымиглазами, размахиваетрукамипытаясьобъяснитьвам, какнайтинужноездание: «Воттакпройдёте, потомповернётетуда, тамслеваувидитево-о-оттакойдом, тамещёвывескатакая…» Какнистранно, выегопоймётеинайдётенужноездание. (http:// blogovedka.ru/na-kakie-tekstyi-stoit-ravnyatsya-stili-teksta-primeryi/).

1.10. Животныймирпредставляетсобойважнуючастьбиосферы. Рольживотныхвкруговоротевеществипотокахэнергииопределяетсявысокимуровнемпротекающихвихорганизмахэнергетическихпроцессов, исключительныммногообразием (около 2 млн. видов) ибольшойподвижностью. Чембольшеразнообразиеорганизмов, протяжённееисложнеецепипитаниявбиоценозе, темонустойчивее.

Великарольживотныхвформированииландшафта. Засчётморских, восновномодноклеточных, животных (отр. Foraminifera, Radiolaria) образуютсяосадочныепороды. Планктонныеорганизмы, имеющиенаружныераковины, послесмертиоседаютнадно. Скопленияихскелетов (глобигериновыйил) наднеморейиокеановвтропическойиумереннойзонахпокрываютплощадь 105 млнкм2.

Большуюрольиграютживотныевобразованиипочв. Живущиевпочвепростейшие, круглыеикольчатыечерви, коллемболы, клещи, насекомыеиихличинки, млекопитающиеразрыхляютпочву, способствуютпроникновениювнеёвоздухаивлаги, обогащаюторганическимивеществами, обеспечиваютплодородие (http://www.e-ng.ru/ekologiya_i_oxrana_ prirody/ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovaniya.html).

Упражнение 2

Кданнымтезисамподберитеаргументы. Аргументируйтетезис, используялюбуюформуобоснования.

Пример:

а) тезис: Мойбратболен.

б) аргументы:

а1 – вселюдисвысокойтемпературойтелабольны.

а2 – умоегобратавысокаятемпературатела

в) строимдемонстрациювформепервойфигурыпростогокатего-

рическогосиллогизмаа1 – вселюдисвысокойтемпературойтелабольны.

а2умоегобратавысокаятемпературатела

Т – Мойбратболен

г) тезисдостоверен.

2.1. Соседполестничнойплощадкепосле 11 классасдаётЕГЭ.

2.2. Вбракепорасчётулюдичастонесчастливы.

2.3. Тополиныйпух – известныйаллерген.

2.4. Вода, кислородвоздуха, комфортнаятемпературасреды, безопасность – естественныепотребностичеловека.

2.5. Улучшениеусловийжизниувеличиваетеёпродолжительность.

2.6. Гиппократоченьмногосделалдляразвитиямедицины.

2.7. Всеживыеорганизмырождаются, растут, развиваются, стареютиумирают.

2.8. Физика – однаизосновныхнаукоприроде.

2.9. Ложкаизнержавеющейсталиявляетсяфизическимтелом.

2.10. Коммуникация – процессобменаинформациеймеждулюдьми.

Упражнение 3

Кданнымтезисамподберитеаргументы, аргументируйтетезис, используяаналогиюкакформуобоснования Пример:

1) тезис: Скореевсего, программаобучения 1 – 4 классовпосистемеЛ. В. Занковавпредстоящиечетырегода, по-видимому, должнареализоватьсяуспешно. 2) аргументы:

а1 – Впрошлыечетырегодашкольники 1 – 4 классов, обучающиесяпопрограммеЛ. В. Занкова, выдалихорошиерезультаты. (Р). Программабыланаправленанаразвитиетворческихспособностейдетей (К). Детибылиодноговозраста (свыше 7 лет) (С). Впрограммемноготворческихзаданий, соответствующихданномувозрасту (Д).

а2 – ВпредстоящиечетырегодадетитакжебудутобучатьсяпосистемеЛ. В. Занкова, котораянаправленанаразвитиетворческихспособностейдетей (К). Дети, принятыевэтомгоду, одноговозраста (свыше 7 лет) (С). Впрограммемноготворческихзаданий, соответствующихданномувозрастуикоторыетакжебудутиспользоваться (Д).

Т. Следовательно, программаобучения 1 – 4 классовпосистемеЛ. В. Занковавпредстоящиечетырегода, по-видимому, должнареализоватьсяуспешно.

3.1. ВодительК. – зачинщикдраки.

3.2. Скореевсего, студентыпервогокурсаэтогогодауспешносправятсясзадачамипологике.

3.3. По-видимому, СандроБоттичеллибылученикомизвестногоживописцаФилиппеЛиппи, вмастерскойкоторогоонмогработатьмежду 1465 – 1467 годами.

3.4. ВэтомгодумыпоедемотдыхатьнаЧерноморскоепобережьеКавказа.

3.5. Изучениеотечественнойисторииифилософиисовременнымистудентамидаствозможностьболееосознанноговыборамировоззренческихустановок.

3.6. Мойбрат, скореевсего, будетнеплохоучитьсявшколевследующемгоду.

3.7. Сосединебылиправы, когдаобвинилиеёвкраже.

3.8. ПредставителиСМИвгорячихточкахвсегдабудутподвергатьсяопасности.

3.9. Скореевсего, студентуМ. неудастсясдатьэкзаменпоиностранномуязыкуна «отлично».

3.10*. Историячеловечестваиисторияэпидемийнеразрывны. Вмирепостоянносвирепствуютнесколькоэпидемий – СПИДа, туберкулёза, малярии, гриппаит.д. Отэпидемийневозможноспрятаться. Крометого, эпидемииимеютпоследствия, которыедействуютнетольконаздоровьечеловечества, ноипроникаютвомногиесферыжизни, оказываянанихколоссальноевоздействие.

Упражнение 4

Кданнымтезисамподберитеаргументы, аргументируйтетезис, используяиндуктивнуюформуобоснования Пример:

а) тезис: Длительнаяработазакомпьютеромприводиткбольшому

количествузаболеваний

б) аргументы:

1) – придлительнойработезаПКнаблюдаетсянарушениекровообращениявобластитаза (какследствие, геморрой)

2) – наблюдаютсяизменениявобластипозвоночника (остеохондроз, сколиоз)

3) – ухудшениезрения

4) – снижениефункцийпамяти

5) – головнаяболь

6) – аритмия

7) – синдромхроническойусталости

8) – тромбоз

9) – варикоз

10) – «туннельныйсиндром», когдапоследолгойработысмышьюнемеютпальцыправой (илилевой) руки

11) – наблюдаютсяпсихическиерасстройствав)  видиндуктивноговывода. Полнаяиндукция.

г) тезисправдоподобен.

4.1. Несуществуетиногоспособасудитьобудущем, кромекакпопрошлому.

4.2. Отвойнынельзяждатьникакихблаг (Вергилий).

4.3. Новыеметодылеченияалкоголизмаинаркомании, ориентированныенаперсональныйподход, эффективны.

4.4. НТРоказываетмощноевоздействиенавсюсистемуобщественныхотношений.

4.5. Россиябогатаприроднымиресурсами.

4.6. Безжалостноеотношениекприродеприводитчеловекакфизическимидуховнымзаболеваниям.

4.7. Германия – странастариннойгородскойкультуры.

4.8. Глобализацияинформационногопространствасвязана, преждевсего, сновейшимидостижениямивтехникекоммуникациииэлектронике.

4.9. Человекпосвоейприродеестьсуществообщественное (Аристотель).

4.10. Массовыйэкспортзападнойкультурывызвалврядестранответнуюреакциюнаселения.

Упражнение 5

Кданнымтезисамподберитеаргументы, аргументируйтетезис, используяодинизвидовдедуктивногоумозаключения.

Пример:

а) тезис: ПланетаЗемлявращаетсявокругСолнцаисобственнойоси

б) аргументы:

1) ВсепланетыСолнечнойсистемывращаютсявокругСолнцаисобственнойоси

2) ПланетаЗемля – однаизпланетСолнечнойсистемы

в) демонстрациявформе 1-йфигурыпростогокатегорическогосил-

логизма:

1) – ВсепланетыСолнечнойсистемы (М) вращаютсявокругСолнцаисобственнойоси (Р)

2) – Планета Земля (S) – одна из планет солнечной системы (М).

ПланетаЗемлявращаетсявокругСолнцаисобственнойоси (Т).

Тезисдоказан.

5.1. Берёзаосеньюсбрасываетсвоюлиству.

5.2. Каждыйтоваробладаетменовойстоимостью. 5.3. Взявшиемеч – отмечаипогибнут. (Библия) 5.4. Сидячаяработаотнимаетздоровье.

5.5. Наука – компонентдуховнойкультуры.

5.6. И. К. Айвазовский – художник.

5.7. Зимоймойбрат, живущийвМоскве, одеваетсятепло.

5.8. Хвоясосныобладаетлечебнымисвойствами.

5.9. Димавсвоипятьлетвпитываетбольшоеколичествоинформации.

5.10. Российскаяфедерация – правовоегосударство.

Упражнение 6

Постройтепрямоеикосвенноедоказательствотезиса, используяразличныеформыобоснования.

Пример:

Строимпрямоеикосвенноедоказательствотезиса, используявкачестведемонстрациидедукциюииндукцию. 1)  Прямоедедуктивноедоказательство.

а) Доказатьтезис: Школьнымучителемработатьтяжело.

б) Решение: подбираемаргументы, направленныепрямонадоказа-

тельствотезиса.

1) – Учителяработаютсбольшимколичествомдетейинесутзанихответственностьвовремяихпребываниявшколе.

2) – Аувсех, работающихсбольшимколичествомдетейинесущихзанихответственность, тяжёлаяработа.

Значит, действительно, школьнымучителемработатьтяжело (Т).

в) Здесьвкачестведемонстрацииприменялсяпростойкатегорическийсиллогизм. Увсех, работающихсбольшимколичествомдетейинесущихзанихответственность, тяжёлаяработа. Учителяработаютсбольшимколичествомдетейинесутзанихответственностьвовремяихпребываниявшколе. Школьнымучителемработатьтяжело.

Тезисдоказан.

2) Прямоеиндуктивноедоказательство. а) записываемаргументы:

1) Учителяработаютсбольшимколичествомдетей.

2) – Такжеонинесутзанихответственностьвовремяихпребываниявшколе.

б) делаявывод, доказываемтезис:

Такчтошкольнымучителемработатьтяжело (Т) – этопрямоедоказательствопоиндукции.

3) Косвенноедоказательствоотпротивного: а) записываемантитезис:

Допустим, школьнымучителемработатьнетяжело – антитезис. б) формулируемаргументы:

– Ноизвестныслучаи, когдадетипоследраквшкольныхкоридорахполучаюттравмыиродителиобращаютсявпрокуратуру.

в) делаемвывод:

Значит, нашедопущениеотом, чтошкольнымучителемработатьнетяжело – ложное. Следовательно, истинното, чтошкольнымучителемработатьтяжело (Т).

6.1. НиколайКоперникбылвеличайшиммыслителем XV–XVI веков.

6.2. Лето 2010 былоаномальножарким.

6.3. НиколайСтаврогин, геройроманаФ. М. Достоевского – отрицательныйрусскийФауст.

6.4. Испания – унитарноегосударство.

6.5. ФРГ – экономическивысокоразвитаястрана.

6.6. ЕслинаМарсеатмосферасостоитвосновномизуглекислогогаза, тотамневозможнажизнь.

6.7. «Еслипшеничноезерно, падшивземлю, неумрёт, тоостанетсяодно; аеслиумрёт, топринесётмногоплода».

6.8. Лермонтов – «одинизпророковрусскогонарода» (Герцен).

6.9. ВсестудентыРФимеютвозрастболее 16 лет.

6.10. Такиенаучныедисциплины, какбиология, физика, химия – дисциплиныестественнонаучногоцикла.

Упражнение 7

Сформулируйтетезисиаргументы. Определитевидиформуобоснованиятезиса.

7.1. Немогонникакпривыкнутьикстраху, какойон, самтогонежелая, возбуждалвлюдях, несмотрянасвойтихий, скромныйнрав. Вселюдивэтойгубернии, когдаонгляделнаних, казалисьемумаленькими, испуганными, виноватыми. Вегоприсутствииробеливсе, дажестарикипротоиереи, все «бухали» емувноги, анедавнооднапросительница, стараядеревенскаяпопадья, немоглавыговоритьниодногословаотстраха, такиушланисчем. Ион, которыйникогданерешалсявпроповедяхговоритьдурноолюдях, никогданеупрекал, таккакбыложалко, – спросителямивыходилизсебя, сердился, бросалнаполпрошения. Завсёвремяпокаонздесь, ниодинчеловекнепоговорилснимискренне, попросту, по-человечески; дажестарухамать, казалось, былауженета, совсемнета! Ипочему, спрашивается, сСисоемонаговорилабезумолкуисмеяласьмного, асним, ссыном, быласерьёзна, обыкновенномолчала, стеснялась, чтосовсемнешлокней? (А. П. Чехов. «Архиерей» http://az.lib.ru/c/chehow_a_p/text_1902_arhierey.shtml).

7.2. Вмиренетстранысболеесложнымикровавымпрошлым. Вспискахдревнихцарствнет, кажется, царства, непредавшегоИудеюлегендарнымбедствиям. НовВетхомЗаветеИудеявсёжебылачастьюисторическогомира. ВНовомонасталатакоюпустошью, засеяннойкостями, чтомогласравнитьсялишьсПолемМёртвыхвстрашномснеИезекииля. ЕенеобозримыеразвалиныужаснулисамогоАдриана. ЧтоНавуходоносорпередТитомилиАдрианом! Навуходоносор «пахалСион». Тит «вышестен» загромоздилеготрупами. ПриближениеегобылоприближениемвоинстваСатанаила. Тучисгустились, спустилисьнадхрамомСоломона, и, вгробовоммолчании, самисобойраспахнулисьбронзовыедвериего, выпускаявоинствоИеговы. «Мыуходим!» – сказалИудееневедомыйголос. АприАдрианевнезапнораспаласьгробницаДавида, и «волкиигиенысвоемпоявилисьнаулицахпустынногоИерусалима». Тобылзнакблизкоговозмездиязапоследнееотчаянноевосстаниеиудеев, перебившихнаКипреоколотрёхсоттысячязычников, вветхозаветнойяростипожиравшихмясоубитых, сдиравшихснихкожунаодежды… Ичудовищнобылоэтовозмездие!

Онобылоисполнениемпророчеств. ДазамрётвИудее «голосторжестваиголосвеселия, голосженихаиголосневесты». Данеостанетсякамнянакамнеотвеликого, стократпогибавшеговкровиипламениГородаМира. Ибонадолгий, долгийсрокземляего, всяпропитаннаякровью, должнабыластать «терномиволчцами».

Житьобычнойжизньюпослевсеготогострашного, чтосовершилосьнадней, Иудеянемогла. Долгийотдыхнуженбылей. Пустьисчезнетслицаеёвсякаяпамятьопрошлом. Пустьистлеютнесметныекости, покроютсямакоммогилы. Пустьпочиетонавтысячелетнемзабвении, возвратитсякоднямпатриархов…

Ионавозвратилась. (И. А. Бунин «Иудея» http://www.libok.net/writer/ 326/kniga/52105/bunin_ivan_alekseevich/ten_ptitsyi_iudeya/read).

7.3. Чтозначитбытьвоспитанным? Воспитанныйчеловек.. . Еслиовасскажут такое, считайте, чтоудостоилисьпохвалы. Такчтожетакоевоспитанность? Этонетолькохорошиеманеры. Это нечтоболееглубокоевчеловеке. Бытьвоспитаннымзначитбытьвнимательнымкдругому, деликатным, тактичным, скромным. Мнепредставляется, чтотакимбылартистХудожественноготеатраВасилийИвановичКачалов. Оннепременнозапоминалвсеименаиотчествалюдей, скоторымивстречался. Онуважаллюдейивсегдаинтересовалсяими. Принёмкаждаяженщиначувствоваласебяпривлекательной, достойнойзаботы. Всеощущалисебявегоприсутствииумными, оченьнужными. ОднаждыпоздновечеромВасилийИвановичувиделдвестранныеженскиефигуры. Этооказалисьслепые, которыезаблудились. Качаловнемедленнопредложилимсвоиуслуги, проводилдотрамвая, помогсестьввагон. Корниэтогопоступканепростовзнаниихорошеготона, авсердечностиидобротеклюдям. Значит, всёделовмысляхипобуждениях. Азнаниенормповедениятолькопомогаетпроявлениювнутреннейдобротыичеловечности. (С. В. Гиацинтова. «Воспитанныйчеловек… Чтозначитбытьвоспитанным» // «Правда». 1968. 25 февраля //http://www.proshkolu.ru/club/8march/blog/453833).

7.4. Какпередаётнашкорреспондент, вчеранадцентральнымирайонамиПензенскойобластипрошланебывалойсилыгроза. Врядеместбылиповаленытелеграфныестолбы, порваныпровода, скорнемвырваныстолетниедеревья. Вдвухдеревняхвозниклипожарыврезультатеударамолнии.

Кэтомуприбавилосьещёодностихийноебедствие: ливневыйдождьместамивызвалсильноенаводнение. Нанесённекоторыйущербсельскомухозяйству. Временнобылопрерваножелезнодорожноеиавтомобильноесообщениемеждусоседнимирайонами. (Информационнаязаметкавгазете).

7.5. «НавыставкуЛераотправиласьтолькорадиученика, изчувствадолга. «АлинаКрюгер. Персональнаявыставка. Жизнькакутрата. Входсвободный». Впустомзалебродилбородачсдамой. Нанекоторыеработыонсмотрелчерездыркувкулаке, чувствовалсяпрофессионал. Лератожепосмотрелачерезкулак, норазницынезаметила: всётежеобнажённыемужчинынакурьихножках, аназаднемпланепагодывогне. ВбуклетепроАлинубылосказано: «Художницапроецируетпритчевыймирнапространствобесконечного». Интересно, гдеикакучатписатьискусствоведческиетексты? Наверное, сэтимрождаются. Бываявгостях, Лералюбилалистатьхудожественныеальбомыи, посмотреврепродукцию, прочесть, чтообэтомпишетспециалист. Видишь: мальчикнакрылнасекомоесачком, побокамангелытрубятвпионерскиегорны, внебесамолетсознакамиЗодиаканаборту. Читаешь: «Художникрассматриваетхолсткаккультмгновения, гдеупрямстводеталейвзаимодействуетспопыткойосмыслениябудней». Думаешь: автортекстамалобываетнавоздухе, держитсянакофеисигаретах, интимнаяжизньчем-нибудьосложнена» (ТолстаяН. Н. «Иностранецбезпитания» // http:// lib.rus.ec/b/244290/read).

7.6. Становлению Двойственнойтеорииистиныкакопределённомуспособурешенияпроблемысоотношенияразумаиверыпредшествовалихарактерныедляпервыхвековхристианствапредставленияонеизбежностиконфликтамеждуразумомиверой, атакжеставшаянормативнойдлязападноевропейскогоСредневековьяотАврелияАвгустинадоФомыАквинскогоконцепциясоюзаразумаиверыподводительствомверы.

7.7. Одноизсамыхсложныхдляпереводанарусскийязыкивритскихслов – «лих’ора», постоянномелькающеенастраницахгазетизвучащееизустдикторов. Словоёмкоеиоченьважное. Словарипоясняют: «лих’ора» – этозначит «напервыйвзгляд». Новтакомсмыслеоноупотребляетсяоченьредко, посколькуболеераспространеннопростоеипонятное «ба-мабат hа-ришон». Намногочащеэто «лих’ора» встречаетсявстатьяхиматериалахкриминальногохарактера. «Изконфискованныхполициейприарестедокументов (изпоказанийсвидетелей, изнайденныхулик) следует, что, «лих’ора», наличествуетгрубоенарушениезаконов» – идальшеперечисляютсясамыетяжкиеправонарушения: сокрытиедоходов, незаконныеназначения, растратаобщественныхденег, взятка, злоупотреблениедоверием, подготовкаубийства, ограблениеит.д. Изприведённогопримеравидно, чтоврусскомязыкеэтомусловунаиболееточносоответствуетследующийоборот: «судяпопервоначальным, поканепровереннымдоскональноданным». Важностьэтогословатруднопереоценить. Во-первых, грамотныйчитатель, увидевего, долженсразусделатьвывод, чтовсестрашныедеянияиужасы, приписываемыеарестованному, – покатолькопредположительные, ивполневероятно, чтоприболеепристальномвзгляденадокументыиизученииулик, приболееглубокомрасследованиионинеподтвердятся. Во-вторых, позже, когдавыяснится, чтонаарестованноговозвелипоклёпичтовсеобвинениябылинапрасными (наиврите – «стам», «ла-шав»), информатор, ответственныйзаэтисообщения, легковыкрутится: – «Аведьяпредупреждал, чтовсевысказанныеобвинения – «лих’ора!» Иегонеприжмёшь. Всетепредставителиполиции, счьихсловизраильскиежурналистырассказывалиужасыпро «русскогоолигарха», втомчислеоегопричастностикубийствам, использовалиименноэтослово: «лих’ора». Поэтому, когдавокончательныйтекстобвинительногозаключенияэтиужасыневошли, информаторынепочувствовалидискомфорта. Использованиеволшебногословечка «лих’ора» заранеенаделилоихиндульгенцией.

Сказавэтослово, государственныйконтролёрпоручаетполициивозбудитьуголовноедело, котороенередкопотомзакрывается «заотсутствиемсоставапреступления». Игосударственныйконтролёрнивчёмневиноват – онжесказал: «лих’ора». Ванглоговорящихстранахвподобныхслучаяхиспользуютслово allegedly.

Найтикороткийрусскийэквивалентэтомусловутруднопотойпричине, чтов советскихреалияхнебылопринятотакимобразомоговариваться: тамошниепрокурорыиследователи, еслиуж имдозволяличто-тоговорить, безобиняковрубилинаследующийденьпослеареста: «Иванов, ПетровиСидоровзлостнорасхищалисоциалистическуюсобственностьвособокрупныхразмерах, противнихбудетвозбуждено (снепременнымударениемнаслоге «бу») уголовноедело, онибудутприговореныпостатьетакой-тоУКРСФСРиполучатпо 10 летсполнойконфискациейимущества». Тамошниеобвинителиэтоговолшебногословечканезнали. (Ю. Моор-Мурадов. «Занимательныйиврит-1». http://mnenia.zahav.ru/ Articles/3661/ivrit_v_russkom_naryade).

7.8. Всоветскоевремябыливыдающиесяораторысредиадвокатов. Имбылооченьтяжеловестидело, таккаквсудебномпроцессеучаствовалтакназываемый «актив», которыйсвоимхамствомиразнузданностьюдавилнатех, ктопыталсяотстоятьправдувстрогомсоответствииссоветскимзаконом, где, еслиопятьжеследоватьвоспоминаниям, адвокатовперебивалина «неудобныхмоментах».

7.9. Рыночныймеханизмневсостояниирешитьвсепроблемыобщества, вособенноститакие, какстимулированиеэкономическогороста, обеспечениемакроэкономическойстабильности, регулированиезанятости, поддержкаэкспорта. Именноиз-заэтогопоявляетсястрогаянеобходимостьвмешательствагосударственныхструктурвмеханизмпринятиярешений. Крометого, из-заусилениямежгосударственнойинтеграциивозникаютэкономическиепроцессыужезапределамирынкаотдельнойстраны. Занациональныеграницы, оборону, науку, экологиюит.д. такжевынужденоотвечатьгосударство. (http://www.center-yf.ru/data/economy/ Gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki.php).

7.10. Всовременномобществесредствамассовойинформациииграютогромнуюроль. Журналистика – однаизнемногихпрофессий, котораяможетповлиятьнаобщественноемнениеблагодарясвоейработеивзаимодействиюслюдьми. СМИориентируютипомогаютаудиториисамойвосприниматьвсефактыиточкизрения, однакослучаидезинформациииизлишнейоценочностиоказалисьнетакимиужиредкими. Отсюдаследуетто, чтообществопредъявляеткэтойпрофессииповышенныеморальныетребованияивозникаетнеобходимостьсуществованияпрофессиональнойэтики, котораярегламентируетповедениежурналиста.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...