Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Операцияссодержаниемпонятий




И. В. Двухжилова, Г. Л. Терехова

 

Л О Г И К А

 

УтвержденоУчёнымсоветомуниверситета вкачествеучебногопособиядля студентов, бакалавровимагистрантовдневнойизаочнойформобучения

 

 

Учебноеэлектронноеизданиекомплексногораспространения

 

 

 
 
 
 
 
Тамбов
 

ИздательствоФГБОУВО «ТГТУ»

2016

 

УДК 16(075.8)

ББКЮ4я73

Д25

 

Рецензенты :

 

Докторфилософскихнаук, 

профессоркафедрыфилософииФГБОУВПО «ТГУим. Г. Р. Державина»

Н. В. Медведев

 

Докторпедагогическихнаук, профессорФГБОУВПО «ТГТУ»

Е. А. Ракитина

 

 

             Двухжилова, И. В.

Д25 Логика [Электронныйресурс] : учебноепособиедлястудентов, бакалавровимагистрантовдневнойизаочнойформобучения / 

И. В. Двухжилова, Г. Л. Терехова. – Тамбов : Изд-воФГБОУВО «ТГТУ», 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Системныетребования : ПКненижекласса Pentium II ; CD-ROM-дисковод 35,4 Mb ; RAM ; Windows 95/98/XP ; мышь. – Загл. сэкрана. ISBN 978-5-8265-1518-1

 

Структурированосогласнопрограммеизучениядисциплины «Логика» дляподготовкибакалавров-юристоввТамбовскомгосударственномтехническомуниверситете. Каждыйразделснабжёнупражнениямидлязакрепленияматериала.

Предназначенодлястудентов, бакалавровимагистрантовдневнойизаочнойформобучения.

 

УДК 16(075.8)

ББКЮ4я73

 

 

Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком. Нелегальное копирование и использование данного продукта запрещено.

 

ISBN 978-5-8265-1518-1       © Федеральноегосударственноебюджетноеобразовательноеучреждениевысшегообразования «Тамбовскийгосударственныйтехническийуниверситет» (ФГБОУВО «ТГТУ»), 2016 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Курс «Логика» относитсяквариативнойчастигуманитарного, социальногоиэкономическогоцикласогласноФедеральномугосударственномуобразовательномустандартувысшегопрофессиональногообразованияпонаправлениюподготовки030900 «Юриспруденция», утверждённомуприказомМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот 04.05.2010 г. № 464.

Врезультатеизученияучебнойдисциплиныформируютсяследующиекомпонентыобщекультурных (ОК) ипрофессиональныхкомпетенций (ПК):

9 владееткультуроймышления, способенкобобщению, анализу, восприятиюинформации, постановкецелиивыборупутейеёдостижения

(ОК-3);

9 способенлогическиверно, аргументированноиясностроитьустнуюиписьменнуюречь (ОК-4);

9 способендаватьквалифицированныеюридическиезаключенияиконсультациивконкретныхвидахюридическойдеятельности (ПК-16);

9 способенпреподаватьправовыедисциплинынанеобходимомтеоретическомиметодическомуровне (ПК-17).

ЛОГИКАКАКНАУКА

 

Логика – философскаянаукаоформах, законахиправилахмышления. Такимобразом, предметомизучениялогикиявляетсямышление, теформыизаконы, вкоторыхпроисходитотражениемиравпроцессепознания. Формыпознания: чувственное (ощущение, восприятие, представление), абстрактноемышление (понятие, суждение, умозаключение). Впроцессепознаниячеловекстремитсядостичьистины – адекватногоотражениявсознаниипроцессовиявленийприроды, общества, мышления.

Структурымышленияприобретаютформучерезязык – знаковуюинформационнуюсистемуформирования, хранения, передачиинформациииобщениямеждулюдьми. Языкиразделяютнаестественныеиискусственные. Влогикеиспользуетсяискусственныйязык, называемыйязыкомлогикипредикатов:

1) именапредметов (константы) – словаилисловосочетания, означающиепредметмысли, обозначаютсясимволамиА, В, С, D… Именасвойств (предикаторы) – словаилисловосочетания, означающиесвойствапредметовмысли, отношениямеждупредметамиилисвойствами: одноместные (свойства: «красный», «гениальный» ипр.), многоместные (отношениямеждупредметами: «любит», «между», «равен», «меньше» ипр.);

2) высказывания (пропозициональныепеременные): a, b, c, d…;

3) кванторы: общности∀ (все, все, каждый, всегда, никогда, ниодинит.д.), существования∃ (некоторые, иногда, бывает, встречаютсяит.д.); 4) логическиесвязки:

9 конъюнкция∧ (соединительныесоюзы «и», «а», «но» идр.);

9 дизъюнкция∨ (разделительныесоюзы «или», «либо», «то» ит.д. всоединительномзначение, когдавозможнывсеилинескольковариантов); строгаядизъюнкция∨ (∨ разделительныесоюзы «или», «либо», «то» ит.д. вкогдавозможентолькоодинвариант);

9 импликация→⊃ («если…, то…», «когда…, тогда…» идр.);

9 эквиваленция≡(«если, итолькоесли…, то…», «толькотогда, когда…» идр.);

5) отрицание («не», «неверно, что») обозначается⎯a, a, ~ a («неверно, чтоа»);

6) техническиезнаки – ( ). Упражнение 1

Выберитеправильныйответ:Формальнаялогикаявляетсячастью: а) психологии

б) математики

в) философии

г) психофизиологии.

Упражнение 2

Выберитеправильныйответ:Логикакакнаукапредставляетсобой:

а) рассужденияфилософоводобреизле, осмыслежизни

б) учениеовнутреннеммиречеловека

в) учениеозаконахиформахправильногомышления

г) представлениячеловечестваосамомцелесообразном, прагмати-

ческиверномпутиразвития.

Упражнение 3

Выберитеправильныйответ:

Термин, ближайшийпосмыслутерминусимволическаялогика: а) диалектическаялогика

б) несуществующаялогика

в) минималистскаялогика

г) математическаялогика.

Упражнение 4

Выберитеправильныйответ:

Знаковаясистема, выполняющаяфункциюформирования, храненияипередачиинформациивпроцессепознаниядействительностииобщениямеждулюдьми

а) язык

б) алфавит

в) цифры

г) речь.

Упражнение 5

Выберитеправильныйответ:

Какойтерминследуетисключитьизперечняважнейшихформчувственногопостижениямира:

а) ощущения

б) потрясения

в) восприятия

г) представления.

Упражнение 6

Выберитеправильныйответ:

Наукаоформах, методахизаконахинтеллектуальнойпознавательнойдеятельности, формализуемыхспомощьюлогическогоязыка:

а)логика

б)понятие

в)суждение

г)умозаключение.

Упражнение 7

Выберитеправильныйответ:

Основныеположенияформальнойлогикибылисформулированы: а)Лениным

б)Платоном

в)Аристотелем

г)Пифагором.

Упражнение 8

Выберитеправильныйответ:

Правильнаямысль:

а)мысльсистиннымсодержанием

б)рассуждениевсоответствиисправиламиграмматики

в)рассуждениевсоответствииснормамиморали

г)рассуждениевсоответствиисзаконамилогики.

Упражнение 9

Выберитеправильныйответ:Формальноемышление:

а)мышлениебюрократа

б)мышлениевсоответствиисзаконамиприроды

в)инструментформальногоповедения

г)последовательностьумственныхдействийвсоответствииспра-

виламиформальнойлогики.

Упражнение 10

Выберитеправильныйответ:

Суждение, неотражающееособенностьабстрактногомышления: а)мышлениеотражаетдействительностьвобобщенныхобразах

б)мышление – процессопосредованногоотражениядействительности

в)мышлениенеразрывносвязаносязыком

г)окружающаядействительностьдананамвощущениях.

ОСНОВНЫЕЛОГИЧЕСКИЕЗАКОНЫ

 

Основнымиформально-логическимизаконамиявляются:

1) Законтождества: всякаямысльвпроцессерассуждениянедолжнаизменятьсвоегосодержания, т.е. должнабытьтождественнасамасебе (а≡а). Ошибки: подменапонятия, подменатезиса. Обеошибкисознательноиспользуютсявполемике (софизмы).

2) Законнепротиворечия: двепротивоположныемысли, высказанныевотношенииодногоитогожепредметаводноитожевремя, немогутбытьодновременноистинными (а∨⎯а). Применениеэтогозаконатребуетсоблюденияусловий: неприменяетсякзаведомоложнымсуждениям; взаимоисключающиемыслимогутбытьверными, есливысказаныоразныхэтапахразвитияявления.

3) Законисключенноготретьего: издвухпротиворечащихвысказыванийводноитожевремяводномитомжеотношенииоднообязательноистинно, другоеложно. Третьегонедано (а∨∨⎯а). Дляправильногопримененияэтогозаконанеобходимо: чтобыодноизвысказыванийутверждало, адругоеотрицалотожесамоеотносительноодногоитогожепредмета; чтобыодноизвысказыванийутверждалочто-тооявленияхвсегоклассапредметов, адругое – отрицалотожесамоеотносительночастипредметовтогожекласса.

4) Закондостаточногооснования: всякаяистиннаямысльдолжнабытьобоснованадругимимыслями, истинностькоторыхужедоказана. Законноситсодержательныйхарактер, поэтомувыражатьегоформулойнесовсемкорректно. Темнеменее, иногдаиспользуютформальнуюимпликациюа→b.

Упражнение 1

Определите, требованиякакихзаконовформальнойлогикинарушенывприведённыхпримерах. Обратитевниманиенато, чтоводнойитойжеситуацииможетбытьнарушеннеодинлогическийзакон. Свойответобоснуйте.

1.1. «– Аскажимне, Сеня, – вкрадчивопроизнёсдотошныйгосподин, – быллиминувшейночьюумамзельВандыгенералсофицерами?

Сеняшмыгнулносом, похлопалбелёсымиресницамиипереспросил:

– Ночью? Енарал?

– Да-да, енарал, – закивалфилер.

– Тута? – Мальчикнаморщиллоб.

– Тут, тут, гдежеещё!

– Аразиенаралыпоночамездеют? – недоверчивопоинтересовалсяСенька.

– Почемуженет?

Мальчиксглубокимубеждениемответил:

– Енарал, онночьюспит. Натоониенарал».

(Б. Акунин «СмертьАхиллеса»)

1.2. «– Ачтоэто увасзаштуканастенкевисит? Всетик-такдатиктак, авнизуболтается.

– Эточасы, – ответилБарбос. – Разветычасовникогданевидел?

– Нет. Адлячегоони?

Барбосисамнезналтолком, длячегочасы, новсё-такипринялсяобъяснять:

– Ну, этотакаяштука, понимаешь… часы… ониходят… – Как – ходят? – удивилсяБобик. – Унихведьногнету!

– Ну, понимаешь, этотолькотакговорится, чтоходят, анасамомделеонипростостучат, апотомначинаютбить.

– Ого! Такониещёидерутся? – испугалсяБобик».

(Н. Носов «БобиквгостяхуБарбоса»)

 

1.3. «Входеоперативно-розыскныхмероприятийсотрудникимежрайонногоследственногоотделанашлиместозахоронениятелабезвестипропавшего 9 летназадмужчины. Уголовноеделовозобновили, продолжаютрасследование. Внастоящеевремяустанавливаютпричастныхлиц. Крометого, назначенымедицинскаяигенетическаясудебныеэкспертизынайденногоскелетированноготрупадлятого, чтобыустановитьличностьипричинусмерти» (http://www.vestitambov.ru/?new_id=33607).

1.4. «Неешьсножа – злымбудешь!» (примета).

1.5. «Ктоноситшапку «Адидас», тотзавтраРодинупродаст».

1.6. «– Кофе!

– Какой?

– Каквсегда: слабыйикрепкий.

– Сколькосхара?

– Дванечётныхкуска» (х/ф «Укрощениестроптивого»).

1.7. Леваярукачешется – получатьденьги, правая – отдавать (примета).

1.8. «Есливамнужноувеличитьвашусемью, нашфотографсделаетэтомоментально» (объявление).

1.9. «Ничтонеможетпробитьмоищиты, амоистрелыпробиваютвсё, чтоугодно» (реклама).

1.10 « – Ятебялюблю! – Молодец. – Аты? – Иямолодец».

Упражнение 2

Определите, какоепонятиеимеетдвойнойсмысл.

2.1. Ятотчеловек, которыйнелюбитсуши. Да-да, ясуществую.

2.2. Люди, конечно, нуждаютсявосне. Норазвенаявуонинуждаютсяменьше?

2.3. «Жизньбьетключом. Ивсёвремяпоголове».

2.4. «Улыбайсячаще – ичащаулыбнётсятебе!».

2.5. «– Каквыотноситеськеде? – Янеотношуськеде. Я – высшеезвеновпищевойцепочке».

2.6. «– Больной, чтозахандра? Выуменяещёжитьбудете! – Ура! 

Ябудужитьудоктора!».

2.7. «– Чтоты делаешьнаНовыйгод? – Салаты».

2.8. «– Ятебялюблю! – Янезнаю, чтосказать. – Скажикакесть. – Ешьртом».

2.9. Из-зарассеянностишахматистнеразнатурнирахтерялочки.

2.10. Онаспряталавкарманзапискуотмужа.

Упражнение 3

Установите, какойзаконраспространяетсянапарысуждений, непроизошлолинарушениелогическогозакона.

3.1. Всетигрыполосатые / Ниодинтигрнеявляетсяполосатым.

3.2. Ниоднаскрипканеявляетсядуховыминструментом / Некоторыескрипкиявляютсядуховыминструментом.

3.3. Спектакльзакончился / Спектакльещёнезакончился.

3.4. Некоторыекустарникивечнозелёные / Некоторыекустарникиназимусбрасываютлиству.

3.5. Следовательбылнаместепреступления / Следователянебылонаместепреступления.

3.6. Всестудентысдализачёт / Некоторыестудентынесдализачёт

3.7. Шоколадполезен / Шоколадвреден.

3.8. Ниодинчеловекнеживётвечно / Некоторыелюдибессмертны

3.9. Организаторомпреступнойгруппыбыл N / ОрганизаторомпреступнойгруппыбылМ.

3.10. Любоеуголовноеделоимеетсвоиособенности / Ниодноуголовноеделонеимеетспецифики.

Упражнение 4

Подберитесамостоятельнопримерыприменениялогическогозаконатождестваснарушениемилибезнарушения.

Упражнение 5

Подберитесамостоятельнопримерыприменениялогическогозаконаисключенноготретьегоснарушениемилибезнарушения.

Упражнение 6

Подберитесамостоятельнопримерыприменениялогическогозаконанепротиворечияснарушениемилибезнарушения.

Упражнение 7

Подберитесамостоятельнопримерыприменениялогическогозаконадостаточногооснованияснарушениемилибезнарушения.

 

ПОНЯТИЕКАКФОРМАМЫШЛЕНИЯ

 

Понятие – формамышления, отражающаяпредметыилигруппыродственныхпредметоввихсущественныхсвойствах.

Понятияделятсянавиды: 1) единичныеиобщие; 2) собирательныеинесобирательные; 3) абстрактныеиконкретные; 4) положительныеиотрицательные; 5) безотносительныеисоотносительные.

Каждоепонятие имеетсодержание (совокупностьсущественных, необходимыхпризнаковпредметаилигруппыродственныхпредметов) иобъём (всепредметы, обозначающиесяданнымпонятием). Дляиллюстрацииотношениймеждуобъёмамипонятиямиприменяюткруговыесхемы, предложенныеЛ. Эйлером (кругиЭйлера).

Законобратногоотношениямеждуобъёмомисодержаниемпонятия: чемширеобъёмпонятия, тем ýжеегосодержаниеинаоборот.

 

 

Упражнение 1

Изприведённыхпонятийвыпишитеобщие, единичные, пустыепонятия.

Автортрилогии «Властелинколец»; уголовныйкодекс; наименьшеечисло, кратное 3; станция «Мир»; существительное; логика; бабаЯга; армия; изумруд; ШерлокХолмс; планета; вечныйдвигатель; двигатель; естественныйспутникЗемли; М. Ю. Лермонтов; предложение; журнал «Наукаижизньзадекабрь 1987 г.

Упражнение 2

Подберитесловаилисловосочетания, являющиесясинонимамикследующим:

рубеж; кабан; дар; гастроном; кавалерия; авангард; запрет; зной;

стужа; торнадо; гаер; офтальмолог.

Упражнение 3

Подберитесловаилисловосочетания, являющиесяантонимамикследующим:выход; арьергард; антипатия; опровержение; тезис; долго; фальшь;

вдох; импорт; доход.

Упражнение 4

Выпишитесобирательныепонятия.

Число; бригада; трактир; луноход; деепричастие; ускорение; аккуратность; эльф; викинг; закон; законность; лицемерие; одухотворённость; отношения; инспектор; гном; газета; грязь; жалость; друг; рассказМ. Шолохова «Судьбачеловека»; рассказМ. Шолохова; гоблин; естественныйспутникземли; карнавал; христианство; столицаРоссии; венок; бюро; пистолет; награднойпистолет; автомобиль; газетаот 12 сентября 1918 г.; журнал «Наукаирелигия» № 1 за 1988 г.

Упражнение 5

Выпишитеизупражнения4абстрактныепонятия.

Упражнение 6

Выпишитеизупражнения4единичныепонятия.

Упражнение 7

Подберитекуказаннымнижепонятия, находящиесяснимивотношенииравнозначности, подчинения, перекрещивания.

Квадрат; мужчина; смелость; число, кратное 2; депутат; студент; воинскоезвание.

Упражнение 8

Подберитекуказаннымниже словампонятия, находящиесяснимивотношениисоподчинения, противоположности, противоречия.

Аккуратность; опасность; чётноечисло; школа; отец; курица; опасность; зенит.

Упражнение 9

Определитеотношениямеждупонятиямииизобразитеихспомощьюкруговыхсхем:

хищник, крокодил, млекопитающее, животное, носорог, кролик; документ, паспорт, документ, удостоверяющийличность; адвокат, нотариус, юрист; рабочий, слесарь, механизатор, трудящийся; столица, город, районныйцентр, населённыйпункт; пистолет, стилет, кинжал, винтовка, оружие, орудиеубийства; мать, дочь, женщина, бабушка, сестра.

Упражнение 10

Вкаждойизперечисленныхгрупппонятийвыделитеобладающиенаибольшимобъёмоминаибольшимсодержанием.

Сделка, договор, договордарения, договоркупли-продажиквартиры; преступление, убийство, вымогательство, кражасотовоготелефона; литературныйгерой, геройромана «Войнаимир», ПьерБезухов; геометрическаяфигура, треугольник, правильныйтреугольник, пра-

вильныйтреугольникзелёногоцвета; учащийся, студент, студентуниверситета, студентуниверситетаИванов;

книга, учебник, учебникпо «Логике»; понятие, абстрактноепонятие, лживость; наука, точнаянаука, математика.

 

ОПЕРАЦИИСПОНЯТИЯМИ

 

Существуетнесколькологическихоперацийспонятиями.

Операциисобъёмомпонятий

1. Обобщение (переходотпонятийсменьшимобъёмомкпонятиюсбольшимобъёмом) иограничение (переходотпонятиясбольшимобъёмомкпонятиюсменьшимобъёмом) понятий.

2. Делениепонятий.Сутьэтойлогическойоперации – раскрытиеобъёмапонятия. Понятие, объёмкоторогораскрывается, называетсяделимым, понятия, входящиевегообъём – членыделения. Признак, покоторомупроисходитделение, называетсяоснованиемделения. Чтобыправильнопровестиоперациюделенияпонятия, необходимособлюстичетыреправиладеления:

9 Делениедолжнобытьсоразмерным, т.е. объёмычленовделениявсовокупностидолжныравнятьсяделимомупонятию. Возможныеошибки: неполноеделение, делениесизбыточнымчленом.

9 Делениедолжнопроизводитсяпоодному, существенномуоснованию. Ошибка: подменаоснованияделения, делениепонесущественномуоснованию.

9 Членыделениядолжныисключатьдругдруга, т.е. неперекрещиваться.

9 Делениедолжнобытьнепрерывным.

Операцияссодержаниемпонятий

Операцияссодержаниемпонятия – определение (дефиниция – Dfn). Понятие, содержаниекоторогораскрывается, называетсяопределяемым (дефиниендум – Dfd).

Определениябывают: номинальные (введениеимени (nomen) вместоописанияпредмета), реальные (раскрываютсущественныепризнакипредмета), явные (чёткоеразграничениеопределяемогоиопределения), неявные (определяемоеиопределениечётконевыражены). Кромеопределений, существуетпятьспособов, ихзаменяющих: указаниеилиостенсивноеопределение (установлениезначенияпонятиячерезпоказпредмета); описание (перечислениевсехпризнаковопределяемогопонятия); характеристика (перечислениеналичествующихилиотсутствующихпризнаковопределяемогопонятия); сравнение (пояснениеодногопредметамысличерездругой); различие (позволяетустановитьотличиеопределяемогопредметаотсходныхсним).

Дляправильнойформулировкиявных, реальныхопределенийнеобходимособлюдатьследующиеправила:

9 Определениедолжнобытьсоразмерным (Dfd=Dfn). Возможныеошибки: широкогоопределения («Подорожник – лекарственноерастение»); узкогоопределения («Рецидивист – мужчина, совершившийуголовноепреступлениеповторно»); широкогоиузкогоодновременно («Бутылка – тарадляхранениякрасноговина»).

9 Вопределениинедолжнобытькруга (Dfd Dfn), т.е. определениенедолжновыражатьсяопределяемымпонятием («Халатность – халатноеотношениексвоимобязанностям»). Нарушениеэтогоправилаведётктавтологии (tauto – тожесамое).

9 Определениедолжнобытьясным, несодержатьметафор, двусмысленностей, сравнений. Нарушениеэтогоправилахарактеризуетсякак «определениенеизвестногочерезнеизвестное» («Детерминизм – концепция, противоположнаяиндетерминизму»).

9 Определениенедолжнобытьотрицательным, т.е. внёмдолжныбытьперечисленыприсущиепредметусвойства.

Упражнение 1

Поданномуоснованиюнайдитевсечленыделения.

1.1. Поцеливойныделятсяна…

1.2. Взависимостиотобъёмапонятияделятсяна…

1.3. Взависимостиотназначениясервизыделятсяна…

1.4. Похарактерупризнаковпонятияделятсяна…

1.5. Взависимостиотнаклоненияглаголыделятсяна…

1.6. Почислувизуальныхобъёмовавтомобильныйкузовделятна… Упражнение 2

Подберитетрипонятияисовершитеоперациюограниченияиобобщенияэтихпонятий.

Упражнение 3

Подберитепримерыреальных, явныхопределений (поколичествуправил). Проиллюстрируйтенарушениевсехправилопределения.

Упражнение 4

Правильнолипроведеноделениепонятия? Ответобоснуйте.

4.1. войныбываютоборонительнымиизахватническими

4.2. строениецветкаржи: цветочнаячешуя, тычинки, рыльцепестика, завязь

4.3. атомыделятсянапротоны, нейтроныиэлектроны

4.4. палеозойскаяэраЗемлиделитсянакембрий, силуридевон

4.5. строениеклеткикожицылука: ядро, цитоплазма, оболочка, вакуоли

4.6. деревьябываютлиственныеихвойные

4.7. волныделятсянапродольныеипоперечные

4.8. сказуемыеделятсянапростыеисоставные

4.9. транспортделитсянавоздушный, водный, наземный, подземный

4.10. людибываютмужчинами, женщинами, спортсменамиитанцорами.

Упражнение 5

Правильнолипроведенаоперацияограниченияпонятия. Ответобоснуйте. Еслидопущенаошибка, исправьтееё.

5.1. сказкаПушкина «Золотойпетушок» – сказкаПушкина – сказка

5.2. адвокат – прокурор – юрист

5.3. опера – операрусскогокомпозитора – музыкальноепроизведение

5.4. сандалии – закрытаяобувь – обувь

5.5. юрист – следователь – следовательпрокуратуры

5.6. учитель – учительматематики – учительвсреднейшколе

5.7. директор – заместительдиректора – секретарь

5.8. город – Москва – городвЕвропе.

Упражнение 6

Правильнолиданоопределениепонятия. Ответобоснуйте. Еслидопущенаошибка, укажитееё.

6.1. Детерминизм – философскоеучениеозакономернойуниверсальнойвзаимосвязиивзаимообусловленностиявленийобъективнойдействительности.

6.2. Совесть – этоосознаниечеловекомответственностипередсамимсобойзасовершённыепоступки.

6.3. «...Чтотакоегосударство? Этоорганизациягосподствующегокласса...».

6.4. Экзистенциализм – этофилософскоенаправлениеХХв., вкоторомрассматриваютсяразличныеэкзистенциальныевопросыипроблемы.

6.5. Рецидивист – этомужчина, совершившийпреступлениеповторно.

6.6. Краткость – сестраталанта.

6.7 . Ромб – этопараллелограммснекоторымиострымиуглами.

6.8. Рецидивист – эточеловек, совершившийпреступление.

6.9. Квадрат – этопрямоугольниксравнымисторонами.

6.10. Голография – этометодполученияобъёмногоизображенияобъекта, основанныйнаиспользованииголографическихсредств.

Упражнение 7

Укажитевидследующихопределенийилиприёмов, заменяющихих.

7.1. Букварь – учебноепособиедляобученияграмоте.

7.2. Декада – периодвременидлительностьюв 10 дней, используетсяпреимущественновстатистикеиэкономике.

7.3. Термин «космология» обозначаетразделастрономии, изучающийсвойстваиэволюциюВселеннойвцелом.

7.4. «Книги – величественныемаякивокеаневремени» (Ф. Ницше).

7.5. Подхищениемпонимаютсясовершённыескорыстнойцельюпротивоправныебезвозмездноеизъятиеи(или) обращениечужогоимуществавпользувиновногоилидругихлиц, причинившиеущербсобственникуилииномувладельцуэтогоимущества.

Упражнение 8

Пределомлогическойцепочкиограничениякакогопонятияявляется:

8.1. ВеликаяОтечественнаявойна.

8.2. Сломанныйпростойкарандаш.

8.3. Белаяберезаподмоимокном.

8.4. Колесотелеги.

8.5. Автомобиль «москвич – 412» зелёногоцвета.

8.6. АдвокатПерриМейсон.

8.7. ТомикстиховА. Ахматовой.

Упражнение 9

Обобщитеиограничьтеследующиепонятия.

Сломанныйкарандаш; синийкубик; операрусскогокомпозитора; стараясосна; двухэтажныйдом; учениктретьегокласса.

Упражнение 10

Подберитепятьпонятийивыполнитеоперациюихделенияпоодномуизоснований; основаниеделенияукажите. Проиллюстрируйтевсеошибки, возможныепринарушенииправилделения.

 

СУЖДЕНИЕКАКФОРМАМЫШЛЕНИЯ

 

Суждение – формаабстрактногомышления, вкоторойфиксируетсясвязьмеждупредметамимыслииихсвойствами, илимеждупредметамимысли. Суждениянесутвсебеопределённуюинформацию, котораяможетбытьрасцененаспозиций «истина»/«ложь». Суждениевыражаетсяповествовательнымпредложением.

Суждения

 

Простые Сложные
9 атрибутивные (категорические): S–P. Разновидностьюатрибутивногоявляетсясуждениесуществования (экзистенциальные); 9 сотношениями: ARB, где R – знакотношения (Аотносительно B); 9 соединительные (конъюнктивные): а∧b 9 разделительные (дезъ- юнктивные): a∨b; a ∨∨ b 9 условные: a→b  

 

Простыесуждениямогутбытьвыделяющими (S, итолько S, есть P) иисключающими (Все S, кроме∃, есть P).

Сложныесужденияобразуютсяизпростыхспомощьюлогическихсвязок.

Упражнение 1

Выберитеправильныйответ:

Формамышления, вкоторойутверждаетсяилиотрицаетсясвязьмеждупредметомиегопризнаком, отношениемеждупредметамиилифактсуществованияпредметаикотораяможетбытьлибоистинной, либоложной – это:

а)логика

б)понятие

в)суждение

г)умозаключение.

Упражнение 2

Выберитеправильныйответ:

Суждение, вкоторомсодержитсядваилинесколькодругихсуждений, называется:

а)верным

б)простым

в)сложным

г)истинным. Упражнение 3

Выберитеправильныйответ:

Суждение, вкоторомутверждаетсясвязьмеждупредметомиегосвойствомназывается:

а)утвердительным

б)отрицательным

в)истинным

г)правдивым. Упражнение 4

Выберитеправильныйответ:

Суждение, вкоторомзаключенаинформация, несоответствующаядействительности, называется:

а)неправильным

б)неправдивым

в)ложным

г)неверным. Упражнение 5

Выберитеправильныйответ:Предметсужденияназывается: а)смыслом

б)силлогизмом

в)субъектом

г)предикатом.

Упражнение 6

Выберитеправильныйответ:Суждение: «Боганет», – является: а)экзистенциальным

б)конъюнктивным

в)религиозным

г)неправильным.

Упражнение 7

Выберитеправильныйответ:Атрибутивнымявляетсясуждение:

а)МоскваоснованараньшеСанкт-Петербурга

б)Человек – эторазумноеживоесущество

в)Чудеснебывает

г)Существуютвечныезаконымира.

Упражнение 8

Выберитеправильныйответ:

Определитевидследующегосуждения: «Тольконекоторыетелалегчеводы»:

а)общеутвердительное

б)общеотрицательное

в)частноутвердительное

г)частноотрицательное.

Упражнение 9

Выберитеправильныйответ:

Ккакомувидуотноситсясуждение «ЭльбрусвышеМонблана»: а)атрибутивное

б)сотношениями

в)импликативное

г)разделительное.

Упражнение 10

Выберитеправильныйответ:

Всуждении: «Ниодинлевнеявляетсятравоядным»: а)исубъект, ипредикатраспределены

б)нисубъект, нипредикатнераспределены

в)субъектраспределён, апредикатнераспределён

г)субъектнераспределён, апредикатраспределён.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...