![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОперацияссодержаниемпонятийСтр 1 из 10Следующая ⇒
И. В. Двухжилова, Г. Л. Терехова
Л О Г И К А
УтвержденоУчёнымсоветомуниверситета вкачествеучебногопособиядля студентов, бакалавровимагистрантовдневнойизаочнойформобучения
Учебноеэлектронноеизданиекомплексногораспространения
![]()
ИздательствоФГБОУВО «ТГТУ» 2016
УДК 16(075.8) ББКЮ4я73 Д25
Рецензенты :
Докторфилософскихнаук, профессоркафедрыфилософииФГБОУВПО «ТГУим. Г. Р. Державина» Н. В. Медведев
Докторпедагогическихнаук, профессорФГБОУВПО «ТГТУ» Е. А. Ракитина
Двухжилова, И. В. Д25 Логика [Электронныйресурс] : учебноепособиедлястудентов, бакалавровимагистрантовдневнойизаочнойформобучения / И. В. Двухжилова, Г. Л. Терехова. – Тамбов : Изд-воФГБОУВО «ТГТУ», 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Системныетребования : ПКненижекласса Pentium II ; CD-ROM-дисковод 35,4 Mb ; RAM ; Windows 95/98/XP ; мышь. – Загл. сэкрана. ISBN 978-5-8265-1518-1
Структурированосогласнопрограммеизучениядисциплины «Логика» дляподготовкибакалавров-юристоввТамбовскомгосударственномтехническомуниверситете. Каждыйразделснабжёнупражнениямидлязакрепленияматериала. Предназначенодлястудентов, бакалавровимагистрантовдневнойизаочнойформобучения.
УДК 16(075.8) ББКЮ4я73
Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком. Нелегальное копирование и использование данного продукта запрещено.
ISBN 978-5-8265-1518-1 © Федеральноегосударственноебюджетноеобразовательноеучреждениевысшегообразования «Тамбовскийгосударственныйтехническийуниверситет» (ФГБОУВО «ТГТУ»), 2016
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Логика» относитсяквариативнойчастигуманитарного, социальногоиэкономическогоцикласогласноФедеральномугосударственномуобразовательномустандартувысшегопрофессиональногообразованияпонаправлениюподготовки030900 «Юриспруденция», утверждённомуприказомМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот 04.05.2010 г. № 464. Врезультатеизученияучебнойдисциплиныформируютсяследующиекомпонентыобщекультурных (ОК) ипрофессиональныхкомпетенций (ПК): 9 владееткультуроймышления, способенкобобщению, анализу, восприятиюинформации, постановкецелиивыборупутейеёдостижения (ОК-3); 9 способенлогическиверно, аргументированноиясностроитьустнуюиписьменнуюречь (ОК-4); 9 способендаватьквалифицированныеюридическиезаключенияиконсультациивконкретныхвидахюридическойдеятельности (ПК-16); 9 способенпреподаватьправовыедисциплинынанеобходимомтеоретическомиметодическомуровне (ПК-17). ЛОГИКАКАКНАУКА
Логика – философскаянаукаоформах, законахиправилахмышления. Такимобразом, предметомизучениялогикиявляетсямышление, теформыизаконы, вкоторыхпроисходитотражениемиравпроцессепознания. Формыпознания: чувственное (ощущение, восприятие, представление), абстрактноемышление (понятие, суждение, умозаключение). Впроцессепознаниячеловекстремитсядостичьистины – адекватногоотражениявсознаниипроцессовиявленийприроды, общества, мышления. Структурымышленияприобретаютформучерезязык – знаковуюинформационнуюсистемуформирования, хранения, передачиинформациииобщениямеждулюдьми. Языкиразделяютнаестественныеиискусственные. Влогикеиспользуетсяискусственныйязык, называемыйязыкомлогикипредикатов: 1) именапредметов (константы) – словаилисловосочетания, означающиепредметмысли, обозначаютсясимволамиА, В, С, D… Именасвойств (предикаторы) – словаилисловосочетания, означающиесвойствапредметовмысли, отношениямеждупредметамиилисвойствами: одноместные (свойства: «красный», «гениальный» ипр.), многоместные (отношениямеждупредметами: «любит», «между», «равен», «меньше» ипр.); 2) высказывания (пропозициональныепеременные): a, b, c, d…; 3) кванторы: общности∀ (все, все, каждый, всегда, никогда, ниодинит.д.), существования∃ (некоторые, иногда, бывает, встречаютсяит.д.); 4) логическиесвязки: 9 конъюнкция∧ (соединительныесоюзы «и», «а», «но» идр.); 9 дизъюнкция∨ (разделительныесоюзы «или», «либо», «то» ит.д. всоединительномзначение, когдавозможнывсеилинескольковариантов); строгаядизъюнкция∨ (∨ разделительныесоюзы «или», «либо», «то» ит.д. вкогдавозможентолькоодинвариант); 9 импликация→⊃ («если…, то…», «когда…, тогда…» идр.); 9 эквиваленция↔≡(«если, итолькоесли…, то…», «толькотогда, когда…» идр.); 5) отрицание («не», «неверно, что») обозначается⎯a, a, ~ a («неверно, чтоа»); 6) техническиезнаки – ( ). Упражнение 1 Выберитеправильныйответ:Формальнаялогикаявляетсячастью: а) психологии б) математики в) философии г) психофизиологии. Упражнение 2 Выберитеправильныйответ:Логикакакнаукапредставляетсобой: а) рассужденияфилософоводобреизле, осмыслежизни б) учениеовнутреннеммиречеловека в) учениеозаконахиформахправильногомышления г) представлениячеловечестваосамомцелесообразном, прагмати- ческиверномпутиразвития. Упражнение 3 Выберитеправильныйответ: Термин, ближайшийпосмыслутерминусимволическаялогика: а) диалектическаялогика б) несуществующаялогика в) минималистскаялогика г) математическаялогика. Упражнение 4 Выберитеправильныйответ: Знаковаясистема, выполняющаяфункциюформирования, храненияипередачиинформациивпроцессепознаниядействительностииобщениямеждулюдьми а) язык б) алфавит в) цифры г) речь. Упражнение 5 Выберитеправильныйответ: Какойтерминследуетисключитьизперечняважнейшихформчувственногопостижениямира: а) ощущения б) потрясения в) восприятия г) представления. Упражнение 6 Выберитеправильныйответ: Наукаоформах, методахизаконахинтеллектуальнойпознавательнойдеятельности, формализуемыхспомощьюлогическогоязыка: а)логика б)понятие в)суждение г)умозаключение. Упражнение 7 Выберитеправильныйответ: Основныеположенияформальнойлогикибылисформулированы: а)Лениным б)Платоном в)Аристотелем г)Пифагором. Упражнение 8 Выберитеправильныйответ: Правильнаямысль: а)мысльсистиннымсодержанием б)рассуждениевсоответствиисправиламиграмматики в)рассуждениевсоответствииснормамиморали г)рассуждениевсоответствиисзаконамилогики. Упражнение 9 Выберитеправильныйответ:Формальноемышление: а)мышлениебюрократа б)мышлениевсоответствиисзаконамиприроды в)инструментформальногоповедения г)последовательностьумственныхдействийвсоответствииспра- виламиформальнойлогики. Упражнение 10 Выберитеправильныйответ: Суждение, неотражающееособенностьабстрактногомышления: а)мышлениеотражаетдействительностьвобобщенныхобразах б)мышление – процессопосредованногоотражениядействительности в)мышлениенеразрывносвязаносязыком г)окружающаядействительностьдананамвощущениях. ОСНОВНЫЕЛОГИЧЕСКИЕЗАКОНЫ
Основнымиформально-логическимизаконамиявляются: 1) Законтождества: всякаямысльвпроцессерассуждениянедолжнаизменятьсвоегосодержания, т.е. должнабытьтождественнасамасебе (а≡а). Ошибки: подменапонятия, подменатезиса. Обеошибкисознательноиспользуютсявполемике (софизмы). 2) Законнепротиворечия: двепротивоположныемысли, высказанныевотношенииодногоитогожепредметаводноитожевремя, немогутбытьодновременноистинными (а∨⎯а). Применениеэтогозаконатребуетсоблюденияусловий: неприменяетсякзаведомоложнымсуждениям; взаимоисключающиемыслимогутбытьверными, есливысказаныоразныхэтапахразвитияявления. 3) Законисключенноготретьего: издвухпротиворечащихвысказыванийводноитожевремяводномитомжеотношенииоднообязательноистинно, другоеложно. Третьегонедано (а∨∨⎯а). Дляправильногопримененияэтогозаконанеобходимо: чтобыодноизвысказыванийутверждало, адругоеотрицалотожесамоеотносительноодногоитогожепредмета; чтобыодноизвысказыванийутверждалочто-тооявленияхвсегоклассапредметов, адругое – отрицалотожесамоеотносительночастипредметовтогожекласса. 4) Закондостаточногооснования: всякаяистиннаямысльдолжнабытьобоснованадругимимыслями, истинностькоторыхужедоказана. Законноситсодержательныйхарактер, поэтомувыражатьегоформулойнесовсемкорректно. Темнеменее, иногдаиспользуютформальнуюимпликациюа→b. Упражнение 1 Определите, требованиякакихзаконовформальнойлогикинарушенывприведённыхпримерах. Обратитевниманиенато, чтоводнойитойжеситуацииможетбытьнарушеннеодинлогическийзакон. Свойответобоснуйте. 1.1. «– Аскажимне, Сеня, – вкрадчивопроизнёсдотошныйгосподин, – быллиминувшейночьюумамзельВандыгенералсофицерами? Сеняшмыгнулносом, похлопалбелёсымиресницамиипереспросил: – Ночью? Енарал? – Да-да, енарал, – закивалфилер. – Тута? – Мальчикнаморщиллоб. – Тут, тут, гдежеещё! – Аразиенаралыпоночамездеют? – недоверчивопоинтересовалсяСенька. – Почемуженет? Мальчиксглубокимубеждениемответил: – Енарал, онночьюспит. Натоониенарал». (Б. Акунин «СмертьАхиллеса») 1.2. «– Ачтоэто увасзаштуканастенкевисит? Всетик-такдатиктак, авнизуболтается. – Эточасы, – ответилБарбос. – Разветычасовникогданевидел? – Нет. Адлячегоони? Барбосисамнезналтолком, длячегочасы, новсё-такипринялсяобъяснять: – Ну, этотакаяштука, понимаешь… часы… ониходят… – Как – ходят? – удивилсяБобик. – Унихведьногнету! – Ну, понимаешь, этотолькотакговорится, чтоходят, анасамомделеонипростостучат, апотомначинаютбить. – Ого! Такониещёидерутся? – испугалсяБобик». (Н. Носов «БобиквгостяхуБарбоса»)
1.3. «Входеоперативно-розыскныхмероприятийсотрудникимежрайонногоследственногоотделанашлиместозахоронениятелабезвестипропавшего 9 летназадмужчины. Уголовноеделовозобновили, продолжаютрасследование. Внастоящеевремяустанавливаютпричастныхлиц. Крометого, назначенымедицинскаяигенетическаясудебныеэкспертизынайденногоскелетированноготрупадлятого, чтобыустановитьличностьипричинусмерти» (http://www.vestitambov.ru/?new_id=33607). 1.4. «Неешьсножа – злымбудешь!» (примета). 1.5. «Ктоноситшапку «Адидас», тотзавтраРодинупродаст». 1.6. «– Кофе! – Какой? – Каквсегда: слабыйикрепкий. – Сколькосхара? – Дванечётныхкуска» (х/ф «Укрощениестроптивого»). 1.7. Леваярукачешется – получатьденьги, правая – отдавать (примета). 1.8. «Есливамнужноувеличитьвашусемью, нашфотографсделаетэтомоментально» (объявление). 1.9. «Ничтонеможетпробитьмоищиты, амоистрелыпробиваютвсё, чтоугодно» (реклама). 1.10 « – Ятебялюблю! – Молодец. – Аты? – Иямолодец». Упражнение 2 Определите, какоепонятиеимеетдвойнойсмысл. 2.1. Ятотчеловек, которыйнелюбитсуши. Да-да, ясуществую. 2.2. Люди, конечно, нуждаютсявосне. Норазвенаявуонинуждаютсяменьше? 2.3. «Жизньбьетключом. Ивсёвремяпоголове». 2.4. «Улыбайсячаще – ичащаулыбнётсятебе!». 2.5. «– Каквыотноситеськеде? – Янеотношуськеде. Я – высшеезвеновпищевойцепочке». 2.6. «– Больной, чтозахандра? Выуменяещёжитьбудете! – Ура! Ябудужитьудоктора!». 2.7. «– Чтоты делаешьнаНовыйгод? – Салаты». 2.8. «– Ятебялюблю! – Янезнаю, чтосказать. – Скажикакесть. – Ешьртом». 2.9. Из-зарассеянностишахматистнеразнатурнирахтерялочки. 2.10. Онаспряталавкарманзапискуотмужа. Упражнение 3 Установите, какойзаконраспространяетсянапарысуждений, непроизошлолинарушениелогическогозакона. 3.1. Всетигрыполосатые / Ниодинтигрнеявляетсяполосатым. 3.2. Ниоднаскрипканеявляетсядуховыминструментом / Некоторыескрипкиявляютсядуховыминструментом. 3.3. Спектакльзакончился / Спектакльещёнезакончился. 3.4. Некоторыекустарникивечнозелёные / Некоторыекустарникиназимусбрасываютлиству. 3.5. Следовательбылнаместепреступления / Следователянебылонаместепреступления. 3.6. Всестудентысдализачёт / Некоторыестудентынесдализачёт 3.7. Шоколадполезен / Шоколадвреден. 3.8. Ниодинчеловекнеживётвечно / Некоторыелюдибессмертны 3.9. Организаторомпреступнойгруппыбыл N / ОрганизаторомпреступнойгруппыбылМ. 3.10. Любоеуголовноеделоимеетсвоиособенности / Ниодноуголовноеделонеимеетспецифики. Упражнение 4 Подберитесамостоятельнопримерыприменениялогическогозаконатождестваснарушениемилибезнарушения. Упражнение 5 Подберитесамостоятельнопримерыприменениялогическогозаконаисключенноготретьегоснарушениемилибезнарушения. Упражнение 6 Подберитесамостоятельнопримерыприменениялогическогозаконанепротиворечияснарушениемилибезнарушения. Упражнение 7 Подберитесамостоятельнопримерыприменениялогическогозаконадостаточногооснованияснарушениемилибезнарушения.
ПОНЯТИЕКАКФОРМАМЫШЛЕНИЯ
Понятие – формамышления, отражающаяпредметыилигруппыродственныхпредметоввихсущественныхсвойствах. Понятияделятсянавиды: 1) единичныеиобщие; 2) собирательныеинесобирательные; 3) абстрактныеиконкретные; 4) положительныеиотрицательные; 5) безотносительныеисоотносительные. Каждоепонятие имеетсодержание (совокупностьсущественных, необходимыхпризнаковпредметаилигруппыродственныхпредметов) иобъём (всепредметы, обозначающиесяданнымпонятием). Дляиллюстрацииотношениймеждуобъёмамипонятиямиприменяюткруговыесхемы, предложенныеЛ. Эйлером (кругиЭйлера). Законобратногоотношениямеждуобъёмомисодержаниемпонятия: чемширеобъёмпонятия, тем ýжеегосодержаниеинаоборот.
Упражнение 1 Изприведённыхпонятийвыпишитеобщие, единичные, пустыепонятия. Автортрилогии «Властелинколец»; уголовныйкодекс; наименьшеечисло, кратное 3; станция «Мир»; существительное; логика; бабаЯга; армия; изумруд; ШерлокХолмс; планета; вечныйдвигатель; двигатель; естественныйспутникЗемли; М. Ю. Лермонтов; предложение; журнал «Наукаижизньзадекабрь 1987 г. Упражнение 2 Подберитесловаилисловосочетания, являющиесясинонимамикследующим: рубеж; кабан; дар; гастроном; кавалерия; авангард; запрет; зной; стужа; торнадо; гаер; офтальмолог. Упражнение 3 Подберитесловаилисловосочетания, являющиесяантонимамикследующим:выход; арьергард; антипатия; опровержение; тезис; долго; фальшь; вдох; импорт; доход. Упражнение 4 Выпишитесобирательныепонятия. Число; бригада; трактир; луноход; деепричастие; ускорение; аккуратность; эльф; викинг; закон; законность; лицемерие; одухотворённость; отношения; инспектор; гном; газета; грязь; жалость; друг; рассказМ. Шолохова «Судьбачеловека»; рассказМ. Шолохова; гоблин; естественныйспутникземли; карнавал; христианство; столицаРоссии; венок; бюро; пистолет; награднойпистолет; автомобиль; газетаот 12 сентября 1918 г.; журнал «Наукаирелигия» № 1 за 1988 г. Упражнение 5 Выпишитеизупражнения4абстрактныепонятия. Упражнение 6 Выпишитеизупражнения4единичныепонятия. Упражнение 7 Подберитекуказаннымнижепонятия, находящиесяснимивотношенииравнозначности, подчинения, перекрещивания. Квадрат; мужчина; смелость; число, кратное 2; депутат; студент; воинскоезвание. Упражнение 8 Подберитекуказаннымниже словампонятия, находящиесяснимивотношениисоподчинения, противоположности, противоречия. Аккуратность; опасность; чётноечисло; школа; отец; курица; опасность; зенит. Упражнение 9 Определитеотношениямеждупонятиямииизобразитеихспомощьюкруговыхсхем: хищник, крокодил, млекопитающее, животное, носорог, кролик; документ, паспорт, документ, удостоверяющийличность; адвокат, нотариус, юрист; рабочий, слесарь, механизатор, трудящийся; столица, город, районныйцентр, населённыйпункт; пистолет, стилет, кинжал, винтовка, оружие, орудиеубийства; мать, дочь, женщина, бабушка, сестра. Упражнение 10 Вкаждойизперечисленныхгрупппонятийвыделитеобладающиенаибольшимобъёмоминаибольшимсодержанием. Сделка, договор, договордарения, договоркупли-продажиквартиры; преступление, убийство, вымогательство, кражасотовоготелефона; литературныйгерой, геройромана «Войнаимир», ПьерБезухов; геометрическаяфигура, треугольник, правильныйтреугольник, пра- вильныйтреугольникзелёногоцвета; учащийся, студент, студентуниверситета, студентуниверситетаИванов; книга, учебник, учебникпо «Логике»; понятие, абстрактноепонятие, лживость; наука, точнаянаука, математика.
ОПЕРАЦИИСПОНЯТИЯМИ
Существуетнесколькологическихоперацийспонятиями. Операциисобъёмомпонятий 1. Обобщение (переходотпонятийсменьшимобъёмомкпонятиюсбольшимобъёмом) иограничение (переходотпонятиясбольшимобъёмомкпонятиюсменьшимобъёмом) понятий. 2. Делениепонятий.Сутьэтойлогическойоперации – раскрытиеобъёмапонятия. Понятие, объёмкоторогораскрывается, называетсяделимым, понятия, входящиевегообъём – членыделения. Признак, покоторомупроисходитделение, называетсяоснованиемделения. Чтобыправильнопровестиоперациюделенияпонятия, необходимособлюстичетыреправиладеления: 9 Делениедолжнобытьсоразмерным, т.е. объёмычленовделениявсовокупностидолжныравнятьсяделимомупонятию. Возможныеошибки: неполноеделение, делениесизбыточнымчленом. 9 Делениедолжнопроизводитсяпоодному, существенномуоснованию. Ошибка: подменаоснованияделения, делениепонесущественномуоснованию. 9 Членыделениядолжныисключатьдругдруга, т.е. неперекрещиваться. 9 Делениедолжнобытьнепрерывным. Операцияссодержаниемпонятий Операцияссодержаниемпонятия – определение (дефиниция – Dfn). Понятие, содержаниекоторогораскрывается, называетсяопределяемым (дефиниендум – Dfd). Определениябывают: номинальные (введениеимени (nomen) вместоописанияпредмета), реальные (раскрываютсущественныепризнакипредмета), явные (чёткоеразграничениеопределяемогоиопределения), неявные (определяемоеиопределениечётконевыражены). Кромеопределений, существуетпятьспособов, ихзаменяющих: указаниеилиостенсивноеопределение (установлениезначенияпонятиячерезпоказпредмета); описание (перечислениевсехпризнаковопределяемогопонятия); характеристика (перечислениеналичествующихилиотсутствующихпризнаковопределяемогопонятия); сравнение (пояснениеодногопредметамысличерездругой); различие (позволяетустановитьотличиеопределяемогопредметаотсходныхсним). Дляправильнойформулировкиявных, реальныхопределенийнеобходимособлюдатьследующиеправила: 9 Определениедолжнобытьсоразмерным (Dfd=Dfn). Возможныеошибки: широкогоопределения («Подорожник – лекарственноерастение»); узкогоопределения («Рецидивист – мужчина, совершившийуголовноепреступлениеповторно»); широкогоиузкогоодновременно («Бутылка – тарадляхранениякрасноговина»). 9 Вопределениинедолжнобытькруга (Dfd Dfn), т.е. определениенедолжновыражатьсяопределяемымпонятием («Халатность – халатноеотношениексвоимобязанностям»). Нарушениеэтогоправилаведётктавтологии (tauto – тожесамое). 9 Определениедолжнобытьясным, несодержатьметафор, двусмысленностей, сравнений. Нарушениеэтогоправилахарактеризуетсякак «определениенеизвестногочерезнеизвестное» («Детерминизм – концепция, противоположнаяиндетерминизму»). 9 Определениенедолжнобытьотрицательным, т.е. внёмдолжныбытьперечисленыприсущиепредметусвойства. Упражнение 1 Поданномуоснованиюнайдитевсечленыделения. 1.1. Поцеливойныделятсяна… 1.2. Взависимостиотобъёмапонятияделятсяна… 1.3. Взависимостиотназначениясервизыделятсяна… 1.4. Похарактерупризнаковпонятияделятсяна… 1.5. Взависимостиотнаклоненияглаголыделятсяна… 1.6. Почислувизуальныхобъёмовавтомобильныйкузовделятна… Упражнение 2 Подберитетрипонятияисовершитеоперациюограниченияиобобщенияэтихпонятий. Упражнение 3 Подберитепримерыреальных, явныхопределений (поколичествуправил). Проиллюстрируйтенарушениевсехправилопределения. Упражнение 4 Правильнолипроведеноделениепонятия? Ответобоснуйте. 4.1. войныбываютоборонительнымиизахватническими 4.2. строениецветкаржи: цветочнаячешуя, тычинки, рыльцепестика, завязь 4.3. атомыделятсянапротоны, нейтроныиэлектроны 4.4. палеозойскаяэраЗемлиделитсянакембрий, силуридевон 4.5. строениеклеткикожицылука: ядро, цитоплазма, оболочка, вакуоли 4.6. деревьябываютлиственныеихвойные 4.7. волныделятсянапродольныеипоперечные 4.8. сказуемыеделятсянапростыеисоставные 4.9. транспортделитсянавоздушный, водный, наземный, подземный 4.10. людибываютмужчинами, женщинами, спортсменамиитанцорами. Упражнение 5 Правильнолипроведенаоперацияограниченияпонятия. Ответобоснуйте. Еслидопущенаошибка, исправьтееё. 5.1. сказкаПушкина «Золотойпетушок» – сказкаПушкина – сказка 5.2. адвокат – прокурор – юрист 5.3. опера – операрусскогокомпозитора – музыкальноепроизведение 5.4. сандалии – закрытаяобувь – обувь 5.5. юрист – следователь – следовательпрокуратуры 5.6. учитель – учительматематики – учительвсреднейшколе 5.7. директор – заместительдиректора – секретарь 5.8. город – Москва – городвЕвропе. Упражнение 6 Правильнолиданоопределениепонятия. Ответобоснуйте. Еслидопущенаошибка, укажитееё. 6.1. Детерминизм – философскоеучениеозакономернойуниверсальнойвзаимосвязиивзаимообусловленностиявленийобъективнойдействительности. 6.2. Совесть – этоосознаниечеловекомответственностипередсамимсобойзасовершённыепоступки. 6.3. «...Чтотакоегосударство? Этоорганизациягосподствующегокласса...». 6.4. Экзистенциализм – этофилософскоенаправлениеХХв., вкоторомрассматриваютсяразличныеэкзистенциальныевопросыипроблемы. 6.5. Рецидивист – этомужчина, совершившийпреступлениеповторно. 6.6. Краткость – сестраталанта. 6.7 . Ромб – этопараллелограммснекоторымиострымиуглами. 6.8. Рецидивист – эточеловек, совершившийпреступление. 6.9. Квадрат – этопрямоугольниксравнымисторонами. 6.10. Голография – этометодполученияобъёмногоизображенияобъекта, основанныйнаиспользованииголографическихсредств. Упражнение 7 Укажитевидследующихопределенийилиприёмов, заменяющихих. 7.1. Букварь – учебноепособиедляобученияграмоте. 7.2. Декада – периодвременидлительностьюв 10 дней, используетсяпреимущественновстатистикеиэкономике. 7.3. Термин «космология» обозначаетразделастрономии, изучающийсвойстваиэволюциюВселеннойвцелом. 7.4. «Книги – величественныемаякивокеаневремени» (Ф. Ницше). 7.5. Подхищениемпонимаютсясовершённыескорыстнойцельюпротивоправныебезвозмездноеизъятиеи(или) обращениечужогоимуществавпользувиновногоилидругихлиц, причинившиеущербсобственникуилииномувладельцуэтогоимущества. Упражнение 8 Пределомлогическойцепочкиограничениякакогопонятияявляется: 8.1. ВеликаяОтечественнаявойна. 8.2. Сломанныйпростойкарандаш. 8.3. Белаяберезаподмоимокном. 8.4. Колесотелеги. 8.5. Автомобиль «москвич – 412» зелёногоцвета. 8.6. АдвокатПерриМейсон. 8.7. ТомикстиховА. Ахматовой. Упражнение 9 Обобщитеиограничьтеследующиепонятия. Сломанныйкарандаш; синийкубик; операрусскогокомпозитора; стараясосна; двухэтажныйдом; учениктретьегокласса. Упражнение 10 Подберитепятьпонятийивыполнитеоперациюихделенияпоодномуизоснований; основаниеделенияукажите. Проиллюстрируйтевсеошибки, возможныепринарушенииправилделения.
СУЖДЕНИЕКАКФОРМАМЫШЛЕНИЯ
Суждение – формаабстрактногомышления, вкоторойфиксируетсясвязьмеждупредметамимыслииихсвойствами, илимеждупредметамимысли. Суждениянесутвсебеопределённуюинформацию, котораяможетбытьрасцененаспозиций «истина»/«ложь». Суждениевыражаетсяповествовательнымпредложением. Суждения
Простыесуждениямогутбытьвыделяющими (S, итолько S, есть P) иисключающими (Все S, кроме∃, есть P). Сложныесужденияобразуютсяизпростыхспомощьюлогическихсвязок. Упражнение 1 Выберитеправильныйответ: Формамышления, вкоторойутверждаетсяилиотрицаетсясвязьмеждупредметомиегопризнаком, отношениемеждупредметамиилифактсуществованияпредметаикотораяможетбытьлибоистинной, либоложной – это: а)логика б)понятие в)суждение г)умозаключение. Упражнение 2 Выберитеправильныйответ: Суждение, вкоторомсодержитсядваилинесколькодругихсуждений, называется: а)верным б)простым в)сложным г)истинным. Упражнение 3 Выберитеправильныйответ: Суждение, вкоторомутверждаетсясвязьмеждупредметомиегосвойствомназывается: а)утвердительным б)отрицательным в)истинным г)правдивым. Упражнение 4 Выберитеправильныйответ: Суждение, вкоторомзаключенаинформация, несоответствующаядействительности, называется: а)неправильным б)неправдивым в)ложным г)неверным. Упражнение 5 Выберитеправильныйответ:Предметсужденияназывается: а)смыслом б)силлогизмом в)субъектом г)предикатом. Упражнение 6 Выберитеправильныйответ:Суждение: «Боганет», – является: а)экзистенциальным б)конъюнктивным в)религиозным г)неправильным. Упражнение 7 Выберитеправильныйответ:Атрибутивнымявляетсясуждение: а)МоскваоснованараньшеСанкт-Петербурга б)Человек – эторазумноеживоесущество в)Чудеснебывает г)Существуютвечныезаконымира. Упражнение 8 Выберитеправильныйответ: Определитевидследующегосуждения: «Тольконекоторыетелалегчеводы»: а)общеутвердительное б)общеотрицательное в)частноутвердительное г)частноотрицательное. Упражнение 9 Выберитеправильныйответ: Ккакомувидуотноситсясуждение «ЭльбрусвышеМонблана»: а)атрибутивное б)сотношениями в)импликативное г)разделительное. Упражнение 10 Выберитеправильныйответ: Всуждении: «Ниодинлевнеявляетсятравоядным»: а)исубъект, ипредикатраспределены б)нисубъект, нипредикатнераспределены в)субъектраспределён, апредикатнераспределён г)субъектнераспределён, апредикатраспределён.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 262. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |