![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УСЛОВНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕУМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Условно-разделительное (лемматическое) умозаключение – дедуктивноеумозаключение, вкоторомперваяпосылка – условноесуждение, авторая – разделительное. Втораяпосылкаможетсодержатьдве (дилемма), три (трилемма) иболее (полилемма) альтернатив. Наиболеечастовстречаютсядилеммы, которые, взависимостиоткачестваальтернатив, делятсянаконструктивныеидеструктивные. Всвоюочередьониделятсянапростыеисложные. 1) Простаяконструктивнаядилемма:
(а→b)∧(с→b), а с . b
2) Сложнаяконструктивнаядилемма:
(a→b)∧(c→d), a∨c . b d
3) Простаядеструктивнаядилемма:
(а→b)∧(а→с), b с . а
4) Сложнаядеструктивнаядилемма:
(a→b)∧(c→d), b d . a∨ c
Трилеммытожемогутбытьконструктивнымиидеструктивными, простымиисложными. Простаяконструктивнаятриллемавпервойпосылкеутверждает, чтоизтрёхразличныхоснованийвытекаетодноитожеследствие; втораяпосылка – дизъюнкцияоснований; взаключенииутверждаетсяследствие. Перваяпосылкасложнойконструктивнойтрилеммысостоитизтрёхразличныхоснований итрёхследствий; вовторойпосылкеутверждаетсяхотябыодноизоснований; взаключении утверждаетсясоответствующееоснованию (основаниям) следствие. Деструктивныетрилеммыстроятсяаналогично, ноототрицанияоснованийкотрицаниюследствий. Упражнение 1 Сделайтевывод, запишитеформулу. Определитевидусловноразделительногоумозаключения. 1.1.«– Лучшебыяспрыгнул! – простоналон. – Ага! Иперебудилвесьдом, – откликнулсяБорис. – Принесифонарик! – шёпотомпотребовалКонстантин. – Яничертаневижу! – Тычто? Еслиянатебяпосвечу, насмогутувидетьсоседи. Примутзаворовивызовутполицию. – Аеслитынаменянепосветишь, япровишутутдорассвета» (Г. Куликова «Невестаизкоробки»). 1.2. «Дымизтрубыстолбомзимой – кморозу, летом – кясной, солнечнойпогоде» (примета). 1.3. «Еслиначинатьстроительстводомавдень, посвящённыймученику, тонедоведешьпостройкидоконца, аеслиначинатьстроительствовдень, посвящённыйпамятипреподобных, товсёбудетблагополучно» (суеверие). 1.4. «–Мойпоцелуйможетстоитьтебежизни, Фантагиро. – МояжизньнеимеетсмыслабезРомуальдо» («ФантагироилиПещеразолотойрозы» сказка). 1.5. «ОтдалаЖенястарикуборовику, коренномулесовикукувшинчик, взялаунегодудочкуипоскорейпобежаланасвоюполянку. Прибежала, сталапосередине, говорит: – Играй, дудочка. Дудочказаиграла, ивтотжемигвселистикинаполянезашевелились, сталиповорачиваться, какбудтобынанихподулветер. Сначалаиз-подлистиковвыглянулисамыемолодыелюбопытныеягодки, ещёсовсемзелёные. Занимивысунулиголовкиягодыпостарше – однащёчкарозовая, другаябелая. Потомвыглянулиягодывполнезрелые – крупныеикрасные. Инаконец, ссамогонизупоказалисьягоды-старики, почтичёрные, мокрые, душистые, покрытыежёлтымисемечками. ИскоровсяполянкавокругЖениоказаласьусыпаннойягодами, которыеяркосквозилинасолнцеитянулиськдудочке… «Воттеперь-тояначнусобирать!» – подумалаЖеняиужебылопротянуларукуксамойбольшойисамойкраснойягоде, каквдругвспомнила, чтообменялакувшинчикнадудочкуиейтеперьнекудакластьземлянику… ОтдалаЖенястарикуборовику, коренномулесовикуегодудочку, взяласвойкувшинчикипоскореепобежалаобратнонаполянку. Прибежала, атамужениоднойягодкиневидно – однитольколистики. Вотнесчастье! Кувшинчикесть – дудочкинехватает. Кактутбыть?» (В. Катаев «Дудочкаикувшинчик»). 1.6. «Еслихорошаяпогода, чайсервируетсянаоткрытом воздухе, всаду, междуакациями, подбольшойразвесистойлипой; еслидождик, – графиняждётЛьваНиколаевичавгостиной» (Л. Н. Толстойввоспоминанияхсовременников. М., 1950. Том 1. С. 271). 1.7. «ИднёминочьюкотучёныйВсёходитпоцепикругом; Идётнаправо – песньзаводит, Налево – сказкуговорит». (А. С. Пушкин «РусланиЛюдмила»)
1.8. «Иван-царевичвзялуродителяблагословение, выбралсебеконяипоехалвпуть, самнезнаякуда. Едетонпутём-дорогою, близколи, далеколи, низколи, высоколи, – скоросказкасказывается, данескороделоделается, – наконецприехалонвчистоеполе, взелёныелуга. Авчистомполестоитстолб, анастолбунаписаныслова: «Ктопоедетотстолбасегопрямо, тотбудетголоденихолоден; ктопоедетвправуюсторону, тотбудетздравижив, аконьегобудетмёртв; актопоедетвлевуюсторону, тотсамбудетубит, аконьегоживиздравостанется!»» («ИванцаревичиСерыйволк»). 1.9. «Смертныеслабыеихрупкие. Когдаунихговоритжелудок – молчитголова, когдаговоритголова – молчитсердце, акогдаговоритсердце – онизабываютвсёостальное» (х/ф «Багдадскийвор»). 1.10. «Будетеблагоразумны – будетеживы, здоровы. Станетебузитьпоглупостиижадности, – заработаетедыркумеждуглаз» (т/ф «Непокидай»). Упражнение 2 Пользуясьдополнительнойлитературой, втомчислеихудожественной, самостоятельноподберитепримерыусловно-разделительныхумозаключений. Проведитеиханализизапишитеформулу. Упражнение 3 Определитевидусловно-разделительногоумозаключения. Сделайтевсевозможныевыводы, составьтеформулу. 3.1. «– Хочудатьвамшанснаспасение, будуразочарован, еслиохотазакончитсячерезпаручасов. Хотелосьбыпродлитьудовольствиенанесколькодней. Поэтомувнимательноизучитеэтукарту. Подходсвостокаперегораживаетгорныйхребет. Вынеальпинисты, ябынесоветовалдвигатьсявэтомнаправлении. Долженпредупредить, чтозулусы – опытныескалолазыибыстродогонятвас. Нерекомендовалбыиюг. Накартепоказанарека, подходыкнейсильнозаболочены, тамполнокрокодиловизмей. Севернаядорогаотносительнопроста. Выснейхорошознакомы. Однакодвадцатьмоихзулусовпостояннопатрулируютэтотучасток. Выихневидели, мистерФеннель, ноонизаметиливас, кактольковыступилинатерриториюпоместья, ипостояннодокладывалиовашемпродвижении. Темнеменееябынепошёлэтойдорогой. Онивпустиливас, исполняямоёуказание, ноедвалипозволят вамуйти. Значит, остаётсялишьзападнаяграница. Пройтитамтрудно, новозможно. Тамнет водыихорошаятропаведёткшоссенаМейнвилль» (Дж.-Х. Чейз «ПерстеньБорджиа»). 3.2. «Егопоступкибылимненепонятны. ЕслиГюзанзадумалпредательство, чтомывыиграем, запершисьвкорабле? Онпопростууморитнасголодом. Развенелучшеатаковатьегонаоткрытойместности, такунасхотьбылбышанспробитьсяксвоим. АеслиГюзаннесобиралсянападатьнанасвджунгляхиливдругомместе, нашеповедениестановилосьбессмысленнымвызовом» (П. Андерсен «Самоедолгоеплавание»). 3.3. «Еслисейчасмыповернёмназад, устрашившисьнепогодыихолода, товсе, когомыпохорониливпути, умерлинапрасно, истраданияих, авместеснимиинашистрадания, тоженапрасны. Нужноидтивперёд. Нужно, какникогдараньше, твёрдоверитьвсвоюмечту. Вконцеконцов, сказалионидругдругу, октябрьтольконачался, идётперваянеделя. Пустьнепогодазастанетнасвгорахраз-другой, нокогданачнётсянастоящаязима, мыужебудемпотусторону, назелёныхлугах» (К. Баркер «Эвервилль»). 3.4. «Еслиребеноквовремялобовогостолкновениясидитлицомпоходудвижения, тоегоголованичемнезафиксирована. Поинерцииеёрезковыбрасываетвперёд, ударяетогрудинуиссилойотбрасываетназад. Основныенагрузкивэтомслучаеприходятсянашею, позвоночникигрудьребенка. Еслиребеноквовремяфронтальногостолкновениясидитспинойпоходудвижения, тоонпоинерциипродолжаетдвигатьсявперёдивжимаетсявспинкуавтокресла. Приэтомнагрузкараспределяетсяпропорциональнопозатылку, шееиспине. Конечно, всёзависитотсилыудара, иниоднокреслонедаётстопроцентнойгарантии, новданномслучаеопасностьполучитьтяжёлуютравмусведенакминимуму» (http://detiavto.info/avtokresla_spinoj_ vpered). 3.5. «Онщипалсебязаресницыигадал: есливыщипнетресницу, надотянутькарту. Еслиневыщипнет – нетянуть» (В. Катаев «Времявперёд»). 3.6. «Изэтойпещерыбылтолькоодинвыход – назад, еслинесчитатьтёмногоотверстияподводой, ведущегокуда-топодземлю. Ачто, еслипойтивперёд, вэтотёмноеотверстие? Ванюшкаещёразпопробовалводу. Холодна! Новедьонпривыкккупанью. Надотолькосразуокунуться! Ванюшкаприкрепилнаносник, соединилтрубкисаппаратом, вырабатывающимкислород, ибросилсявводу» (А. Беляев «Подводныеземледельцы»). 3.7. «Ябоялся, чтосудноможетпереломитьсяпополамнагребнеилинаподошвеволны. Тогдакормоваячастьсуднавместеснадстройкойпростоляжетнаводу, ивыбиратьсяизпомещенийкспасательнымплотамбудетпроблематично. Потомяопасался, чтововремяудараовстречнуюволнунадстройкасуднаможетотломитьсяиупастьвперёднаконтейнеры... Посленескольких часовэтихскачекповолнамянемногоуспокоился. Еслисуднонесломалось, нетреснулоидаженесогнулосьза 15 лет, тоисейчасснимничегонеслучится. Нобылаещёоднаопасность. Еслибыдвигательзаглох, тозаполминутынасбыразвернулобокомкволне, имоглаполучитьсястандартнаякатастрофа» (Д. Будинский «Полныйвперёд»). 3.8. «Еслиувасполучитсячётноечисло, тоуспехвамгарантирован. Еслинечётное, то, увы, ничегоневыйдет – удачаотвернётсяотвас» (Старинныегадания. М., 2009. С. 109). 3.9. «Есливеритьдокторам, товнашемтеленетниодногоздоровогооргана; есливеритьтеологам, товнаснетничегонравственночистого; есливеритьсолдатам, тобезопасностинетнигдеиникогда» (А. Кондрашов «Формулауспеха. Настольнаякнигалидерадлядостижениявершины»). 3.10. «ПрофессорОпеншоувсегдашумновыходилизсебя, когдакто-нибудьназывалегоспиритуалистомиливерующимвспиритуализм. Этонеисчерпывало, однакоегозапасавзрывчатыхвеществ, ибоонвыходилизсебятакжеивтомслучае, есликто-нибудьназывалегоневерующимвспиритуализм» (Г. К. Честертон «Проклятаякнига»). Упражнение 4 Составьтесамостоятельноусловно-разделительноеумозаключение, соответствующееформуле:
4.1. (а→b)∧(с→b), а с b
4.2. (a→b)∧(c→d), a∨c b d
4.3. (а→b)∧(а→с), b с а
4.4. (a→b)∧(c→d), b d a∨ c
4.5. (a→b)∧(c→d), b∨d a c
4.6. (a→b)∧(c→d), a c . b∨ d
Упражнение 5* Найдитевхудожественнойлитературедилеммыитрилеммы, опишитеситуацию, вкоторойгероисталкиваютсясвыбором. Чёткосформулируйтедилемму (трилемму), проанализируйте, какуюальтернативувыбралигероиикаковрезультатвыбора. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 303. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |