Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УСЛОВНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕУМОЗАКЛЮЧЕНИЕ




 

Условно-разделительное (лемматическое) умозаключение – дедуктивноеумозаключение, вкоторомперваяпосылка – условноесуждение, авторая – разделительное. Втораяпосылкаможетсодержатьдве (дилемма), три (трилемма) иболее (полилемма) альтернатив.

Наиболеечастовстречаютсядилеммы, которые, взависимостиоткачестваальтернатив, делятсянаконструктивныеидеструктивные

Всвоюочередьониделятсянапростыеисложные.

1) Простаяконструктивнаядилемма:

 

           (а→b)∧(с→b), а с .       b

 

2) Сложнаяконструктивнаядилемма:

 

(a→b)∧(c→d), a∨c . b d

 

3) Простаядеструктивнаядилемма:

 

               (а→b)∧(а→с), b с .

              а

 

4) Сложнаядеструктивнаядилемма:

 

              (a→b)∧(c→d), b d .

              a∨ c

 

Трилеммытожемогутбытьконструктивнымиидеструктивными, простымиисложными. Простаяконструктивнаятриллемавпервойпосылкеутверждает, чтоизтрёхразличныхоснованийвытекаетодноитожеследствие; втораяпосылка – дизъюнкцияоснований; взаключенииутверждаетсяследствие. Перваяпосылкасложнойконструктивнойтрилеммысостоитизтрёхразличныхоснований итрёхследствий; вовторойпосылкеутверждаетсяхотябыодноизоснований; взаключении утверждаетсясоответствующееоснованию (основаниям) следствие. Деструктивныетрилеммыстроятсяаналогично, ноототрицанияоснованийкотрицаниюследствий.

Упражнение 1

Сделайтевывод, запишитеформулу. Определитевидусловноразделительногоумозаключения.

1.1.«– Лучшебыяспрыгнул! – простоналон.

– Ага! Иперебудилвесьдом, – откликнулсяБорис.

– Принесифонарик! – шёпотомпотребовалКонстантин. – Яничертаневижу!

– Тычто? Еслиянатебяпосвечу, насмогутувидетьсоседи. Примутзаворовивызовутполицию.

– Аеслитынаменянепосветишь, япровишутутдорассвета» (Г. Куликова «Невестаизкоробки»).

1.2. «Дымизтрубыстолбомзимой – кморозу, летом – кясной, солнечнойпогоде» (примета).

1.3. «Еслиначинатьстроительстводомавдень, посвящённыймученику, тонедоведешьпостройкидоконца, аеслиначинатьстроительствовдень, посвящённыйпамятипреподобных, товсёбудетблагополучно» (суеверие).

1.4. «–Мойпоцелуйможетстоитьтебежизни, Фантагиро. – МояжизньнеимеетсмыслабезРомуальдо» («ФантагироилиПещеразолотойрозы» сказка).

1.5. «ОтдалаЖенястарикуборовику, коренномулесовикукувшинчик, взялаунегодудочкуипоскорейпобежаланасвоюполянку. Прибежала, сталапосередине, говорит: – Играй, дудочка.

Дудочказаиграла, ивтотжемигвселистикинаполянезашевелились, сталиповорачиваться, какбудтобынанихподулветер. Сначалаиз-подлистиковвыглянулисамыемолодыелюбопытныеягодки, ещёсовсемзелёные. Занимивысунулиголовкиягодыпостарше – однащёчкарозовая, другаябелая. Потомвыглянулиягодывполнезрелые – крупныеикрасные. Инаконец, ссамогонизупоказалисьягоды-старики, почтичёрные, мокрые, душистые, покрытыежёлтымисемечками. ИскоровсяполянкавокругЖениоказаласьусыпаннойягодами, которыеяркосквозилинасолнцеитянулиськдудочке… «Воттеперь-тояначнусобирать!» – подумалаЖеняиужебылопротянуларукуксамойбольшойисамойкраснойягоде, каквдругвспомнила, чтообменялакувшинчикнадудочкуиейтеперьнекудакластьземлянику… ОтдалаЖенястарикуборовику, коренномулесовикуегодудочку, взяласвойкувшинчикипоскореепобежалаобратнонаполянку. Прибежала, атамужениоднойягодкиневидно – однитольколистики. Вотнесчастье! Кувшинчикесть – дудочкинехватает. Кактутбыть?» (В. Катаев «Дудочкаикувшинчик»).

1.6. «Еслихорошаяпогода, чайсервируетсянаоткрытом воздухе, всаду, междуакациями, подбольшойразвесистойлипой; еслидождик, – графиняждётЛьваНиколаевичавгостиной» (Л. Н. Толстойввоспоминанияхсовременников. М., 1950. Том 1. С. 271).

1.7. «ИднёминочьюкотучёныйВсёходитпоцепикругом;

Идётнаправо – песньзаводит, Налево – сказкуговорит». 

(А. С. Пушкин «РусланиЛюдмила»)

 

1.8. «Иван-царевичвзялуродителяблагословение, выбралсебеконяипоехалвпуть, самнезнаякуда. Едетонпутём-дорогою, близколи, далеколи, низколи, высоколи, – скоросказкасказывается, данескороделоделается, – наконецприехалонвчистоеполе, взелёныелуга. Авчистомполестоитстолб, анастолбунаписаныслова: «Ктопоедетотстолбасегопрямо, тотбудетголоденихолоден; ктопоедетвправуюсторону, тотбудетздравижив, аконьегобудетмёртв; актопоедетвлевуюсторону, тотсамбудетубит, аконьегоживиздравостанется!»» («ИванцаревичиСерыйволк»).

1.9. «Смертныеслабыеихрупкие. Когдаунихговоритжелудок – молчитголова, когдаговоритголова – молчитсердце, акогдаговоритсердце – онизабываютвсёостальное» (х/ф «Багдадскийвор»).

1.10. «Будетеблагоразумны – будетеживы, здоровы. Станетебузитьпоглупостиижадности, – заработаетедыркумеждуглаз» (т/ф «Непокидай»).

Упражнение 2

Пользуясьдополнительнойлитературой, втомчислеихудожественной, самостоятельноподберитепримерыусловно-разделительныхумозаключений. Проведитеиханализизапишитеформулу.

Упражнение 3

Определитевидусловно-разделительногоумозаключения. Сделайтевсевозможныевыводы, составьтеформулу.

3.1. «– Хочудатьвамшанснаспасение, будуразочарован, еслиохотазакончитсячерезпаручасов. Хотелосьбыпродлитьудовольствиенанесколькодней. Поэтомувнимательноизучитеэтукарту. Подходсвостокаперегораживаетгорныйхребет. Вынеальпинисты, ябынесоветовалдвигатьсявэтомнаправлении. Долженпредупредить, чтозулусы – опытныескалолазыибыстродогонятвас. Нерекомендовалбыиюг. Накартепоказанарека, подходыкнейсильнозаболочены, тамполнокрокодиловизмей. Севернаядорогаотносительнопроста. Выснейхорошознакомы. Однакодвадцатьмоихзулусовпостояннопатрулируютэтотучасток. Выихневидели, мистерФеннель, ноонизаметиливас, кактольковыступилинатерриториюпоместья, ипостояннодокладывалиовашемпродвижении. Темнеменееябынепошёлэтойдорогой. Онивпустиливас, исполняямоёуказание, ноедвалипозволят вамуйти. Значит, остаётсялишьзападнаяграница. Пройтитамтрудно, новозможно. Тамнет водыихорошаятропаведёткшоссенаМейнвилль» (Дж.-Х. Чейз «ПерстеньБорджиа»).

3.2. «Егопоступкибылимненепонятны. ЕслиГюзанзадумалпредательство, чтомывыиграем, запершисьвкорабле? Онпопростууморитнасголодом. Развенелучшеатаковатьегонаоткрытойместности, такунасхотьбылбышанспробитьсяксвоим. АеслиГюзаннесобиралсянападатьнанасвджунгляхиливдругомместе, нашеповедениестановилосьбессмысленнымвызовом» (П. Андерсен «Самоедолгоеплавание»).

3.3. «Еслисейчасмыповернёмназад, устрашившисьнепогодыихолода, товсе, когомыпохорониливпути, умерлинапрасно, истраданияих, авместеснимиинашистрадания, тоженапрасны. Нужноидтивперёд. Нужно, какникогдараньше, твёрдоверитьвсвоюмечту. Вконцеконцов, сказалионидругдругу, октябрьтольконачался, идётперваянеделя. Пустьнепогодазастанетнасвгорахраз-другой, нокогданачнётсянастоящаязима, мыужебудемпотусторону, назелёныхлугах» (К. Баркер «Эвервилль»).

3.4. «Еслиребеноквовремялобовогостолкновениясидитлицомпоходудвижения, тоегоголованичемнезафиксирована. Поинерцииеёрезковыбрасываетвперёд, ударяетогрудинуиссилойотбрасываетназад. Основныенагрузкивэтомслучаеприходятсянашею, позвоночникигрудьребенка. Еслиребеноквовремяфронтальногостолкновениясидитспинойпоходудвижения, тоонпоинерциипродолжаетдвигатьсявперёдивжимаетсявспинкуавтокресла. Приэтомнагрузкараспределяетсяпропорциональнопозатылку, шееиспине. Конечно, всёзависитотсилыудара, иниоднокреслонедаётстопроцентнойгарантии, новданномслучаеопасностьполучитьтяжёлуютравмусведенакминимуму»

(http://detiavto.info/avtokresla_spinoj_ vpered).

3.5. «Онщипалсебязаресницыигадал: есливыщипнетресницу, надотянутькарту. Еслиневыщипнет – нетянуть» (В. Катаев «Времявперёд»).

3.6. «Изэтойпещерыбылтолькоодинвыход – назад, еслинесчитатьтёмногоотверстияподводой, ведущегокуда-топодземлю. Ачто, еслипойтивперёд, вэтотёмноеотверстие? Ванюшкаещёразпопробовалводу. Холодна! Новедьонпривыкккупанью. Надотолькосразуокунуться! Ванюшкаприкрепилнаносник, соединилтрубкисаппаратом, вырабатывающимкислород, ибросилсявводу» (А. Беляев «Подводныеземледельцы»).

3.7. «Ябоялся, чтосудноможетпереломитьсяпополамнагребнеилинаподошвеволны. Тогдакормоваячастьсуднавместеснадстройкойпростоляжетнаводу, ивыбиратьсяизпомещенийкспасательнымплотамбудетпроблематично. Потомяопасался, чтововремяудараовстречнуюволнунадстройкасуднаможетотломитьсяиупастьвперёднаконтейнеры... Посленескольких часовэтихскачекповолнамянемногоуспокоился. Еслисуднонесломалось, нетреснулоидаженесогнулосьза 15 лет, тоисейчасснимничегонеслучится. Нобылаещёоднаопасность. Еслибыдвигательзаглох, тозаполминутынасбыразвернулобокомкволне, имоглаполучитьсястандартнаякатастрофа» (Д. Будинский «Полныйвперёд»).

3.8. «Еслиувасполучитсячётноечисло, тоуспехвамгарантирован. Еслинечётное, то, увы, ничегоневыйдет – удачаотвернётсяотвас» (Старинныегадания. М., 2009. С. 109).

3.9. «Есливеритьдокторам, товнашемтеленетниодногоздоровогооргана; есливеритьтеологам, товнаснетничегонравственночистого; есливеритьсолдатам, тобезопасностинетнигдеиникогда» (А. Кондрашов «Формулауспеха. Настольнаякнигалидерадлядостижениявершины»).

3.10. «ПрофессорОпеншоувсегдашумновыходилизсебя, когдакто-нибудьназывалегоспиритуалистомиливерующимвспиритуализм. Этонеисчерпывало, однакоегозапасавзрывчатыхвеществ, ибоонвыходилизсебятакжеивтомслучае, есликто-нибудьназывалегоневерующимвспиритуализм» (Г. К. Честертон «Проклятаякнига»).

Упражнение 4

Составьтесамостоятельноусловно-разделительноеумозаключение, соответствующееформуле:

 

4.1. (а→b)∧(с→b), а с b

 

4.2. (a→b)∧(c→d), a∨c b d

 

4.3. (а→b)∧(а→с), b с

               а

 

4.4. (a→b)∧(c→d), b  d

                 a∨ c

 

4.5. (a→b)∧(c→d), b∨d a c

 

4.6. (a→b)∧(c→d), a  c .

                 b∨ d

 

Упражнение 5*

Найдитевхудожественнойлитературедилеммыитрилеммы, опишитеситуацию, вкоторойгероисталкиваютсясвыбором. Чёткосформулируйтедилемму (трилемму), проанализируйте, какуюальтернативувыбралигероиикаковрезультатвыбора.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...