Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы и методы нейропсихологической диагностики.




Принципы клинического интервью в пато- и нейропсихологии схожи. К ним относятся:

1. однозначность и точность вопросов. Они ставятся правильно, корректно и точно;

2. доступность (обращённая к пациенту речь должна быть ему понятной);

3. последовательность заключается в том, что первая группа симптомов формируется из жалоб пациента, наблюдения за ним, вторая - складывается из опроса о симптомах, которые сочетаются с уже выявленными;

4. проверяемость и адекватность клинического интервью(например, следует уточнять, что пациент понимает под словом «галлюцинация»);

5. беспристрастность (психолог не должен навязывать своё мнение пациенту!).

6. оценка типа реагирования (эндо-, экзо-, психогенный), уровня расстройств и этиологических факторовпсихических нарушений пациента.

7. Обязателен анализ прошлых событий – «лонгитудинальный разрез»: когда появились нарушения, с чем были связаны, с чего начались, как протекали.

Наиболее часто используемым методом оценки синдромов в нейропсихологии является система, предложенная А.Р. Лурия. Она включает в себя:

1. Формальное описание больного, историю его болезни.

2. Общее описание психического статуса больного (состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и т. д.).

3. Исследования произвольного и непроизвольного внимания.

4. Исследования эмоциональных реакций.

5. Исследования зрительного гнозиса (узнавание реальных объектов, по контурным изображениям и т. д.).

6. Исследования соматосенсорного гнозиса (узнавание объектов на ощупь, по прикосновению).

7. Исследования слухового гнозиса (узнавание мелодий, повторение ритмов).

8. Исследования движений и действий (оценивание координации, результатов рисования, предметных действий и т. д.).

9. Исследования речи.

10. Исследования письма (букв, слов и фраз).

11. Исследования чтения.

12. Исследования памяти.

13. Исследования системы счёта.

14. Исследования интеллектуальных процессов.

Нейропсихологические исследования и реабилитация в психиатрии.

     Одним из важнейших направлений современной нейропсихологии является реабилитационное направление, посвящённое восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений ГМ. Отечественная нейропсихология открыла новые возможности для этой области практики. Реабилитационное направление разрабатывает принципы и методы восстановительного обучения больных, перенесших локальные мозговые заболевания. Эта работа началась ещё в годы Великой Отечественной войны, когда группа психологов (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Э.С. Бейн и другие) активно разрабатывали проблемы восстановления речевых и двигательных функций после военной травмы. В эти годы было выдвинуто центральное положение концепции нейропсихологической реабилитации: восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путём перестройки нарушенных функциональных систем, в результате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предполагает и его новую мозговую организацию. Для определения необходимого «набора» психологических средств требуется тщательный психологический анализ (квалификация) дефекта методами нейропсихологической диагностики.

          После окончания войны эти работы продолжались и касались восста- новления речевой и интеллектуальной деятельности, памяти. В настоящее время тематика исследований расширилась за счёт изучения восстановления невербальных психических процессов, сложных двигательных функций, а также личности больного в целом. Подтверждается крылатая фраза: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория».

    И сегодня крайне актуальны нейропсихологические исследования в работе с пациентами, имеющими расстройства психической деятельности, вследствие чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов, травм, полученных в ходе военных действий. Чаще всего, это последствия явных повреждений головы (открытых и закрытых ЧМТ), контузий, кровопотери, а также чрезвычайных стрессовых ситуаций, например, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Нейропсихологические исследования также необходимы в неврологии

по причине широкой распространённости сосудистой патологии в мире, в том числе и в Республике Беларусь (например, острых нарушений мозгового кровообращения - инсультов) с формированием психических дефектов впоследствии.

Восстановление утраченных высших психических функций происходит в процессе реабилитационного воздействия. Важно определить сохранные элементы психики до начала реабилитации (реабилитационный потенциал), возможность восстановления утраченных функций (реабилитационный прогноз), динамику изменения (положительная, отрицательная, без перемен) психических функций в ходе реабилитации, что «визуализируется» методами нейропсихологического исследования.

       Т. о. нейропсихология призвана исследовать механизмы и способы восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений ГМ. Как уже говорилось выше, А.Р. Лурия было выдвинуто положение о возможности восстановления пострадавших психических функций за счёт перестройки функциональных систем, определяющих реализацию высших психических функций. В его работах и трудах его учеников были определены и изучены механизмы восстановления высших психических функций:

 

o перевод процесса на высший осознанный уровень;

o замена выпавшего звена функциональной системы новым.

 

К принципам восстановительного обучения относятся:

1. Нейропсихологическая квалификация дефекта.

2. Опора на сохранные формы деятельности.

3. Внешнее программирование восстанавливаемой функции.

Практика лечения раненых во время Великой Отечественной войны доказала эффективность этих представлений. Особенно полезно было сочетание нейропсихологических методов коррекции высших психических функций в сочетании с медикаментозным лечением.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...