Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кризисное вмешательство: порядок проведения, тактика общения с пациентом, профилактика суицидов.
Кризисное вмешательство включает как медикаментозные, так и немедикаментозные (психотерапию) методы коррекции. Оно проводится непосредственно при наличии медицинских показаний и включает поддерживающее лечение, направленное на профилактику суицида в будущем. Как проводится кризисное вмешательство? Требуется ответить на ряд вопросов. I) Как проводить? 1) Неотложно (здесь и сейчас!). 2) Эмпатично (доброжелательно): следует себя поставить на место пациента, активное слушание, сбор информации, выступаешь «как адвокат, а не как судья». 3) Ни в коем случае не обманывать пациента. 4) Диалог вне моральных оценок ситуации (не стыдить, это грех и т. д.). 5) Избегать патернализма («Я наблюдатель, ты – эпилептик…», т. о. ты не видишь в человеке личность, он закрыт от тебя термином «болезнь»). 6) Следует разделить ответственность, но не решать проблему за пациента. 7) Проявлять нейтральность по отношению к болезни (надо видеть не шизофреника, не его диагноз, а человека). 8) Врачу (психологу) необходимо воспринимать кризис серьёзнее пациента. 9) Надо критически относиться к успешности вмешательства (Как с прогнозом погоды: «Дождь обязательно будет, но не ясно когда, завтра или через год…»). Внешняя успешность первого диалога может быть обманчива.
Кризисное вмешательство. II) Что предпринимать? 1) Максимально собрать и уточнить информацию о кризисе и ситуации, предшествовавшей суициду, определить внутренний смысл кризиса, что движет человеком (суицида, как и убийства не бывает без мотива). 2) «Выключить» пациента (изолировать) из ситуации стресса (завезти в поликлинику, положить в больницу). 3) Устранить состояние «шока», аффекта (лучше лекарствами, кто-то должен быть постоянно рядом с суицидентом). 4) Внимательно слушать жалобы пациента, можно прямо спрашивать о суицидальных намерениях. Не отговаривать от попытки совершить суицид. 5) Преодолеть исключительность ситуации (сказать, что с подобной проблемой сталкивается очень много людей). 6) Обеспечить психологическую поддержку и активизировать собственные ресурсы человека (надо дать понять пациенту, что медперсонал его поддерживает). 7) Прояснить дальнейшие (если они есть) суицидальные намерения (фантазии, мысли, план суицида). 8) Уточнить наличие иррациональных (неразумных) представлений о смерти: «Подросток, например, хочет видеть себя в гробу, когда все родственники, обидчики плачут о нём, сожалеют, что довели до такого, хотят просить прощения, но поздно…» Надо девальвировать эту фантазию, переубедить его: «смерть – это плохо, это разрушение и т. д. Другие иррациональные мысли: 1) Идея «бессмертия» - «Смерти нет, есть бессмертие, жизнь будет продолжаться после смерти». 2) Идея «спасения» - «Я умираю, чтобы кого-то спасти в этой жизни через мою смерть». 3) Идея «слияния» - «Давно хотел слиться с любимой на небесах». 9) Прояснить смысл суицидальных намерений (в чём их смысл, каковы отношения со значимыми людьми, в чём нарушения этих отношений, что вызывают страдание суицидента, в том числе и сексуальные проблемы, кто является «ключевыми персонами», какова дальнейшая модель поведения, цель пациента, следует наладить контакт с родственниками и друзьями пациента – важно узнать, кто именно сможет помочь). Важно в итоге высказать сомнения, что вряд ли суицид реализует поставленную цель!!! 10) Разрушить дихотомию мышления («либо смерть, либо жизнь» - у суицидента характерно уменьшение числа идей в когнитивной сфере). Прояснить в чём основная дихотомия, построить континуум между «всё» и «ничего». Скажи – существует не только 2 альтернативных варианта, их больше, назови парочку. Помоги в поиске альтернативы смерти. 11) Проясни степень безнадёжности, укажи, что не всё потеряно (Скажи – безнадёжность, как и депрессия, это симптом, а не реальность). 12) Девальвируй значимость проблемы (умер не ты, а умерла только часть тебя, остальная часть хочет жить и видеть жизнь во всех красках). Стимулируй активность человека (акцент на простые действия, которые пациент сделает успешно). 13) Обрати пациента к его прошлому, к опыту удачного решения таких же или других проблем. 14) Предложи план терапевтических мероприятий (это продлит жизнь на пару дней, скажем пройти анализы, электроэнцефалограмму, консультацию опытного специалиста…). 15) Аппелируй к антисуицидальным факторам: · любовь к близким; · родительские обязанности; · незавершённые дела; · представление о греховности самоубийства. 16) Заключи «антисуицидальный контракт»: можно на бумаге, обязательства врача, обязательства пациента, «Я делаю то-то… Вы не совершаете суицида…». Идея – при улучшении состояния пациента контракт теряет силу. 17) Разработать ясный план действий (что будет делать пациент после консультации специалиста). 18) В конце беседы следует проиграть поведение человека в будущей кризисной ситуации или в неразрешённой настоящей. 19) При лечении больных с суицидальным поведением не следует назначать токсичных медикаментов, не давать большие количества медпрепаратов, обязательно – контроль родственников. ВОЗ также рекомендует меры по профилактике суицидов: · наглухо закрывать выходы на крыши высотных зданий; · максимально закрывать проходы к рельсам на станциях метро; · запретить продажу оружия населению; · упорядочить продажу и реализацию сильнодействующих медпрепаратов. · Таким образом, суицидальное поведение представляет собой сложный феномен, связанный с многими факторами социальной, психологической и биологической природы. С точки зрения социологии, суицид - устойчивое явление, связанное с социально-демографическими и экономическими процессами в обществе. С точки зрения здравоохранения, суицид-индикатор психического здоровья нации. С точки зрения психологии, суицид-проявление личностного кризиса. Сложность явления предполагает необходимость комплексного подхода к его профилактике и терапии. Уменьшению риска самоубийства способствует проведение ряда организационных и психотерапевтических мероприятий: § тщательный медико-психологический отбор лиц для работы в условиях хронического психо-эмоционального напряжения; § использование людей с учётом их психологических особенностей, установок и состояния их нервно-психического здоровья; § формирование сплочённых коллективов - мощного фактора профилактики самоубийств («Доброе братство - милее богатства»); § своевременное разрешение конфликтных ситуаций в семье, на работе и в быту; § обучение простейшим приёмам по снятию последствий психо-эмоционального напряжения, правильной оценке личности в обществе в плане самореализации; § культивирование здорового образа жизни, отказ от алкоголя и наркотиков; § раннее выявление лиц с психической неустойчивостью, отнесение их к группе «риска» с последующим динамическим наблюдением; § обследование и лечение в соответствии с медпоказаниями. § применение адаптированных образовательных программ, повышающих информированность «группы потенциальных самоубийц» о факторах риска суицида, профилактике и диагностике суицидального кризиса и суицидальной опасности, применение алгоритма кризисного вмешательства; § работа с родными и близкими лиц, страдающих расстройствами, связанными с высоким риском суицидального поведения; § повышение освещённости и открытости темы суицидов с целью формирования адекватных, лишённых «романтической ауры» общественных представлений о суицидальных действиях; § приобщение людей к вере, религии - мощному протектору профилактики самоубийств. И хотя в нашей жизни присутствует некий момент фатальности, как писал в одном из своих стихотворений Анатолий Смоляр, обращаясь образно к близкому человеку,
«Не исчезай из жизни навсегда, Не так уж часто жить нам выпадает, И шанса своего не упускает Рука костлявой Дамы никогда». нам, ныне живущим, надлежит говорить о смерти, думая о жизни, о её ярких красках, высоких целях, социальном предназначении каждого из нас, ибо без любви к жизни, к себе самому и своим близким, людям, составляющим твоё социальное окружение всё становится бессмысленным, серым и ненужным. ЛЕКЦИЯ 15.«ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА».
Вопросы: 1. История развития взглядов на взаимосвязь «психического» и «соматического». 4. Термин «психосоматические расстройства». Психосоматические взаимовлияния в развитии болезни. Модели формирования психосоматических расстройств. 5. Различные подходы к классификации психосоматических расстройств. 6. Особенности протекания психосоматических расстройств у детей.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 269. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |