Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обсессивно-компульсивное расстройство.




Биологическая модель: Важным признаётся 2 факта: 1) аномально низкая активность медиатора серотонина; 2) аномальное функционирование некоторых ключевых зон головного мозга. Установлено, что только те антидепрессанты, которые повышают активность серотонина эффективны в лечении ОКР. Из зон ГМ, деятельность которых важна в возникновении ОКР, выделяют кору нижних поверхностей лобных долей, расположенную над глазами и базальные хвостатые ядра ГМ. Вместе взятые, они участвуют в цикле превращения сенсорной информации в мысли и действия. Цикл начинается в коре нижней поверхности лобных долей (место возникновения сексуальных, агрессивных и других примитивных мыслей), продолжается в «фильтре» - хвостатых ядрах и далее – в таламусе (мысль, достигшая его заставляет человека действовать). По мнению учёных, ОКР возникает тогда, когда поток мучительных мыслей интенсивен и они «прорываются» в таламус (зрительный бугор ГМ). Подтверждения в пользу этой модели следующие: изменение в течении ОКР после черепно-мозговой травмы с повреждение лобных долей ГМ; большая мозговая активность вышеперечисленных областей при применении методов нейровизуализации ГМ у больных с ОКР; серотонин играет большую роль в нейропроцессах, происходящих именно в зоне нижних поверхностей лобных долей и хвостатых ядер ГМ.

Психодинамическая модель: Сторонники этой модели считают, что тревожные расстройства формируются тогда, когда дети начинают бояться импульсов своего Ид и используют защитные механизмы Эго, чтобы смягчить возникающую в результате тревогу. Что отличет обсессивно-компульсивное расстройство от других тревожных расстройств? Борьба между вызывающими тревогу импульсами Ид и снижающими тревогу защитными механизмами Эго разворачивается в запутанных и волнующих мыслях и действиях, а не в бессознательном! Импульсы Ид обычно принимают форму навязчивых идей, а защитные механизмы Эго проявляются в качестве противоположных идей или навязчивых действий. Например, Женщина, которую преследует картина того, что её мать лежит, разбившись и истекая кровью, может противостоять этим мыслям, постоянно проверяя, всё ли в порядке дома.

       Согласно теоретикам психодинамического подхода, ОКР обычно сопутствуют 3 защитных механизма Эго:

o изоляция (отказ от своих неудобных и нежелательных мыслей, ощущение их как вторжение извне);

o аннулирование (осуществление действий, предназначенных нейтрализовать нежелательные импульсы Ид – например, постоянное мытьё рук, по мнению человека, аннулирует возможность заболеть инфекционным заболеванием);

o реактивное образование (избрание жизненного стиля, прямо противоположного импульсам Ид – например, ведение жизни, полной доброты и преданности другим, хотя на самом деле….).

З. Фрейд считал, что во время анальной стадии развития (начинается в двухлетнем возрасте) дети получают удовольствие от дефекации. При приучении детей к туалету они должны отказываться от своих анальных удовольствий. Если родители преждевременно или строго заставляют ходить на горшок, у детей могут развиваться агрессивные импульсы Ид, часто имеющие внешнее выражение: дети начинают чаще пачкать одежду, становятся неаккуратными, деструктивными и упрямыми.

Если родители сдерживают эту агрессию путём давления и устыжения, дети чувствуют стыд, вину (также ощущают себя «грязными»). Т. о. идёт соперничество между агрессивными импульсами и желанием их контролировать (пачкать – не пачкать…). Если этот конфликт между Ид и Эго продолжается, то возможно его перерастание в обсессивно-компульсивное расстройство.

Бихевиористская модель: Теоретики этой модели больше занимались формированием навязчивых действий, нежели причинами возникновения навязчивых мыслей. Она имеет небольшую поддержку клиницистов. Бихевиористы предполагают, что люди приобретают навязчивые действия случайно.В ситуации тревоги они, как бы случайно, начинают мыть руки, говорить или одеваться определённым образом. Когда угроза проходит, больные связывают улучшение ситуации с этим особенным действием. После нескольких случайных совпадений люди начинают верить, что это действие исправляет ситуацию и они снова и снова повторяют его. Этот акт становится методом избегания тревоги. Действительно, навязчивые действия снижают уровень тревожности:

 В эксперименте Стэнли Рэчмена и коллег 12 человек с навязчивым мытьём рук контактировали с объектами, которые они считали заражёнными. Изначально измерялся уровень их тревоги. Ритуал мытья рук положительно влиял на пациентов, снижая их тревогу в эксперименте.

Когнитивная модель: В формировании ОКР когнитивисты основным считают преувеличенное внимание к нежелательным мыслям. У каждого человека имеются нежелательные, повторяющиеся, назойливые мысли о причинении вреда другим, об участии в неприемлемых сексуальных актах, о заражении вирусами… Большинство людей отбрасывает их или игнорирует. Те, у кого сформировалось ОКР обычно винят себя за такие мысли и предполагают, что произойдёт что-то ужасное. Чтобы избежать таких отрицательных результатов, они пытаются нейтрализовать свои мысли – думают и ведут себя таким образом, который предназначен исправить происходящее внутри них, возместить неудобные мысли. Это может быть требование особого одобрения со стороны других, сознательное создание «хороших» мыслей, мытьё рук, проверка возможных источников опасности. Нейтрализующее усилие снимает дискомфорт, оно подкрепляется и, соответственно, используется снова. Так формируются навязчивые действия.

Исследователями выделяются личностные признаки, предрасполагающие к развитию ОКР: склонность к депрессии; чрезвычайно высокие стандарты поведения и морали; ощущение, что негативные мысли могут причинить вред другим, ответственность за предотвращение этой опасности; вера, что можно и должно контролировать свои мысли и действия.

Фобические расстройства.

Психодинамическая модель: З. Фрейд считал, что фобия является результатом чрезмерного использования человеком защитных механизмов вытеснения и переноса для контролирования скрытой тревоги. Такие люди вытесняют свои страхи в бессознательное (вытеснение) или перемещают их на нейтральные объекты или ситуации (перенос), с которыми легче справиться и которые легче контролировать. Фрейд иллюстрировал это следующим примером:

У четырёхлетнего мальчика Ганса развилась фобия перед лошадьми. Фрейд доказал, что «семена» этого страха были посеяны за год до этого. Когда Гансу было 3 года он начал выражать свои сексуальные чувства к своей матери, манипулируя своим пенисом и обращаясь к ней с просьбой положить на него палец. Мать указала, что желания сына неприличны и ответила угрозой отрезать его пенис. Мальчик был сильно напуган и боялся, что отец также узнает о его желаниях и кастрирует его. Ганс не сознательно боялся импульсов своего Ид, он вытеснял их и переносил свои страхи на нейтральный объект – на лошадей. Его выбор пал на них в связи с ассоциацией лошадей с отцом.

Теория З. Фрейда не получила большой научной поддержки в отличие от современной теории бихевиористов, которая сегодня является наиболее влиятельной в клинической сфере.

Сторонники современных биологической,  когнитивной, гуманистической моделейтоже оказались не в состоянии пролить свет на причину возникновения фобий у людей.

Бихевиористская модель: По мнению теоретиков этой модели люди с фобиями формируют свой страх перед определенными объектами, ситуациями или событиями путём классического обуславливания. Однажды испытав страх перед объектом, ситуацией, люди избегают их, теряя возможность обрести контроль над своим страхом. В уме человека прочно «связываются» два одновременно происходящих события, а затем человек одинаково реагирует на каждое из них. Если одно событие вызывает реакцию страха, то её может вызвать и другое событие. Следующий пример, описанный учёными в 20-х годах XX века, описывает случай возникновения фобии «текущей воды» у молодой женщины путём классического обусловливания:

Семилетним ребёнком она отправилась на пикник со своей матерью и тётей. После завтрака одна убежала в лес. Карабкаясь по большим камням, она обнаружила, что нога застряла между двумя из них. Никто не слышал её криков и она пугалась всё больше и больше. На языке бихевиористов эта «ловушка» формировала реакцию страха. Пытаясь освободить ногу, девушка слышала неподалёку шум водопада. Звук бегущей воды связался в её уме с яростным сражением с камнями, и у неё также выработался страх перед бегущей водой. Наконец тётя нашла плачущего ребёнка и успокоила, но психологическая травма уже была нанесена. С того дня девочка боялась шума бегущей воды. В течение многих лет членам семьи приходилось заставлять её принимать душ, при поездках в поезде – закрывать окна, что бы девочка не видела и не слышала рек.

Приобретение страха возможно и путём моделирования,т. е. путём наблюдения и подражания. Человек может наблюдать, как другие боятся каких-то предметов или событий, и сам приобрести страх перед ними.

Примером может быть маленький мальчик, мама которого боится болезней, врачей и больниц. Неоднократная демонстрация этих страхов перед сыном может привести у него к формированию фобии с такими же страхами. Или ещё пример: фильм Стивена Спилберга «Челюсти» привёл к возросшему страху перед акулами во всём мире.

Страхи, приобретенные в процессе жизни, особенно когда их много, могут перерастать в генерализованное тревожное расстройство («генерализация стимулов»). Фобические реакции могут вызываться похожими стимулами, например, страх перед бегущей водой может вызываться звуком наливаемого в стакан молока.

Фобии животных высоты и темноты в жизни встречаются чаще, чем фобические реакции на мясо, траву, здания. Бихевиористы объясняют это тем, что люди имеют предрасположенность (готовность) к формированию определённых страхов. Это подтверждает эксперимент Арни Аман с коллегами (1993 г.):

Двум группам людей демонстрировали слайды с человеческими лицами, зданиями, змеями и пауками. Одна группа получала электрошок во время показа лиц и зданий, вторая – змей и пауков. Так формировался страх на определённые объекты. У исследуемых для оценки его уровня измеряли КГР (кожно-гальванические реакции). Через некоторое время после отмены электрошока у группы, видевшей ранее лица и здания, прекратилась регистрация высокой КГР (читай - выраженного страха), а у людей со сформировавшимся страхом на змей и пауков при показе этих объектов высокий уровень КГР сохранялся долгое время. Вывод: животные и змеи скорее могут сформировать фобии у людей, чем лица или здания.

Почему? 1) Возможно, ещё наши древние предки, мечтая пожить подольше и оставить потомство, опасались животных, могущих нанести им вред. Потом эта склонность передалась генетически. 2) Наш жизненный опыт с ранних лет нас учит, что есть объекты, являющиеся законным источником страха. Это обучение предполагает формирование у многих людей соответствующих страхов.

Посттравматическое стрессовое расстройство.

В аспекте формирования стрессовых расстройств учёные рассматривают, кроме специфики самого стресса, ряд сопутствующих моментов (биологические факторы, детский опыт, личность, социальную поддержку и степень тяжести полученной травмы). Действительно, почему ПТСР развивается не у всех людей, перенесших психическую травму?

Биологические и генетические факторы. Имеются доказательства того, что травматическое событие вызывает такие изменения ГМ и всего организма, которые могут вести к тяжёлым стрессовым реакциям и стрессовым расстройствам. Учёные обнаружили аномальную активность медиатора норэпинефрина и гормона кортизола в моче и крови солдат, участвовавших в военных действиях, изнасилованных женщин, людей, выживших в концентрационных лагерях или подвергшихся иному сильному стрессу.Возможно, что люди, чьи биохимические реакции на стресс особенно сильны, более склонны к ПТСР. Некоторые считают, что к этому есть генетическая предрасположенность. Обследование 4000 близнецов, воевавших во Вьетнаме, показало, что они имеют сходные проблемы после перенесения тяжёлого стресса.

Детский опыт. Некоторые события детского возраста подвергают людей риску впоследствии заболеть ПТСР. Это нищета, развод родителей, когда ребёнку ещё не было 10 лет, психологические расстройства у членов семьи, испытание насилия, жестокого обращения в раннем возрасте, катастрофы.

Личность. ПТСР подвержены лица с определённым личностным профилем. Например, последствия урагана Хьюго показали, что дети, имевшие до урагана более высокий уровень тревоги, чем другие, оказались более склонны к формированию тяжёлых стрессовых реакций.Кроме того, лица имевшие до стресса психологические проблемы также гораздо более уязвимы, чем люди, жившие до стресса, без них. Также к группе риска ПТСР относятся лица, которые рассматривают негативные события в своей жизни как находящиеся вне их контроля, нежели те, кто чувствует большую власть над событиями своей жизни.

Социальная поддержка. Обнаружено, что люди, получившие недостаточную социальную поддержку после травматического события, более склонны к формированию ПТСР. Жертвы изнасилования, видя любовь родных и близких, успешно восстанавливают своё психическое здоровье. Это касается и людей, в ком система юстиции поддержала собственное достоинство и самоуважение.

Тяжесть травмы. Важны 2 момента: тяжесть травмы и природа травматического события. Некоторые события могут затмить даже влияние счастливого детства, позитивного отношения и социальной поддержки. Например, при исследовании ветеранов вьетнамской войны через 5 лет после её окончания, попавших в плен во время боевых действий, у 23,0% из них был выставлен клинический психиатрический диагноз, в том числе и ПТСР. Изначально, это были кадровые военные ВВС США и до плена признавались психически здоровыми.

В большинстве случаев, чем тяжелее травма, тем выше вероятность развития ПТСР. Выводы, сделанные врачами из предыдущего примера, таковы: максимальный процент психических расстройств имел место у лиц, подвергшихся истязаниям с особой жестокостью и находившихся в плену дольше других.

Риск ПТСР выше у людей, получивших увечья и тяжёлые физические травмы, равно как и свидетели нанесения другим людям травм и очевидцы убийства. Как сказал один человек, выживший в катастрофе: «Тяжело быть оставшимся в живых».

Психологическая помощь больным с тревожными расстройствами.

Не все методы психологической коррекции тревожных расстройств одинаково эффективны в отношении определённых видов психических нарушений. Остановимся на наиболее применяемых сегодня методиках психологической помощи:

Паническое расстройство.

Биологическое лечение началось с1962 года, когда Дональд Кляйн и Макс Финк обнаружили, что определённые антидепрессанты могут снять приступы паники и уменьшить из частоту. По данным учёных, они эффективны в 80,0% случаев ПР. Недавно подтверждена высокая эффективность при ПР альпразолана (ксанакса). Лекарственное лечение можно сочетать с психотерапией.

    Когнититвнвая терапиясвязана с попытками коррекции терапевтом неверной интерпретации людьми своих телесных ощущений. Эта «пошаговая терапия» включает: рассказ о природе приступов паники и тенденции пациентов неверно интерпретировать свои ощущения; научение правильности интерпретации ощущений в ситуации стресса (релаксация, дыхательная гимнастика, отвлечение, например, разговором); вызов ощущений паники (испытательные процедуры) для опробирования пациентами своих новых интерпретаций (например, если паника вызывается сердцебиением, предлагают побегать или подняться по лестнице, затем больной использует соответствующую интерпретацию ощущений, не сосредотачивая на них внимания. Эффективность терапии ПР – 85,0%.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...