Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Поведенческая и когнитивная модели.
По мнению теоретиков поведенческой модели (бихевиористов) наши действия обусловлены нашим жизненным опытом. Поведение может быть внешним (человек ходит на работу) и внутренним (возникновение чувства или мысли). По мнению бихевиористов люди – это сумма выученных поведений. Соответственно и лечение должно основываться на обучении, при помощи которого поведение человека меняется в зависимости от его окружения. Может усваиваться как правильное, так и аномальное поведение. Эта модель зародилась в лаборатории, когда учёные манипулировали стимулами и вознаграждением, а затем наблюдали, как их манипуляции отражаются на реакциях испытуемых. Существует несколько форм обусловливания, каждая из которых может вызвать как аномальное, так и нормальное поведение. Оперантное обусловливание – люди научаются вести себя определённым образом, так как получают всякий раз вознаграждение, когда они поступают именно таким образом. Подражание – люди усваивают поведенческие реакции просто наблюдая за другими людьми (дети начинают плохо обращаться с куклой, видя до этого такое же обращение с игрушкой взрослых). Примером подражания может быть случай, произошедший в августе 1996 года в зоопарке Иллинойса, когда трёхлетний мальчик перелез через ограждения и упал с высоты на цементный пол вольера с гориллами. 8-милетняя горилла по имени Бинти-Джуа подняла ребёнка и начала качать его хрупкое тело на своих руках. Она взяла мальчика под защиту, отогнала других горилл и вынесла малыша ко входу в вольер. Впоследствии выяснилось, что когда Бинти-Джуа была маленькой её отобрали от матери, у которой было мало молока. Восполняя утрату, работники зоопарка круглые сутки качали маленькую гориллу на руках, что привело к подражанию этих действий в будущем. Классическое обусловливание – это научение посредством временной ассоциации (два события раз за разом происходят через короткий промежуток времени, что сливает их воедино в сознании человека и вскоре он начинает реагировать на оба события одинаковым образом). Например, если одно событие вызывает радость, то и второе будет вызывать радость. Его впервые продемонстрировал И.П. Павлов на собаках: при виде мяса у собаки выделялась слюна, далее перед выставлением тарелки включался метроном, через некоторое время слюна уже выделялась только на удары метронома. Мясо здесь безусловный стимул (естественный рефлекс, с которым собака родилась), удары метронома – условный стимул или временная ассоциация ударов метронома с мясом. Ещё пример: запах духов любимой вызывает у парня нежные чувства к ней. Сначала этого не было, но несколько свиданий с подругой и условный рефлекс сформирован.
Классическое обусловливание может способствовать формированию аномальных форм поведения. Например, малыша постоянно пугает большая немецкая овчарка соседа, которая постоянно бросается на него когда он идёт вдоль забора. Только цепь сдерживает собаку. Родители не удивятся, если у мальчика появится страх собак. Но их озадачит возникновение у него боязни песка? Они не понимают почему, например, на пляже, видя песок, их ребёнок плачет. Причина - классическое обусловливание. В соседском саду стоит большая песочница, в которой часто играет собака. Каждый раз, когда собака бросается на малыша, он видит песочницу. Через несколько повторений ребёнок боится песка не меньше, чем собаки. Поведенческие методы терапии. Задача – идентифицировать проблемные поведенческие реакции и заменить их более приемлемыми, используя оперантное или классическое обусловливание, подражание. Систематическая десенситизация –люди учатся спокойно реагировать на ситуации, вызывающие у них страх (при лечении фобий). Суть: сначала пациента учат релаксации, затем конструируют иерархию страха – перечень пугающих объектов и ситуаций с нарастанием степени страха, потом в расслабленном состоянии пациенту предлагают представить или пережить пугающую ситуацию, идя вверх по «иерархической лестнице страха» до получения желаемого результата. Преимущества поведенческой модели: можно проверить в лабораторных условиях; лечение краткосрочно; низкая стоимость терапии. Недостатки: улучшения психики в кабинете терапевта не всегда переносятся в реальную жизнь; необходимость дальнейшего лечения; это несколько упрощённый подход к сложному человеческому поведению. Когнитивная модель. В начале 60-х годов XX века клиницисты Альберт Эллис (1962 г.) и Аарон Бек (1967 г.) высказали предположение, что в основе поведения, мышления и эмоций лежат когнитивные (познавательные) процессы. Психоаномалии, как считали они, лучше познаются через познавательные способности. По их мнению, надо уточнять у пациента какие установки накладывают отпечаток на его восприятие, какие мысли в его сознании, к каким заключениям он приходит. Для когнитивных теоретиков мы все художники. Создаём в своём сознании собственные миры, когда пытаемся понять события вокруг нас. Хорошие художники создают позитивный когнитивный мир, одобряемый другими, плохие – мир, приносящий вред и боль. Допущения и установки таких людей о себе и мире не отличаются точностью и причиняют беспокойство. Когнитивные теоретики также указывают на процессы нелогичного мышления как причину аномального функционирования. Некоторые люди мыслят в нелогичном ключе (сверхобобщение, выведение общих негативных заключений на основе одного незначительного события) и делают выводы, причиняющие им вред. Одна депрессивная студентка на занятии по истории не смогла назвать годы третьего плаванья Колумба в Америку. Сделав сверхобобщение, она провела остаток дня в состоянии отчаяния, переживая по поводу своего беспросветного невежества. Когнитивные методы терапии. Существует мнение, что люди могут избавиться от проблем, освоив новые, более функциональные способы мышления. Когнитивная терапия. В ходе её терапевты помогают пациентам распознать негативные мысли, тенденциозные интерпретации и логические ошибки. Они предлагают пациентам бросить вызов этим «ненормальным» мыслям, внедрить новые интерпретации, научиться по новому мыслить. Почему так популярна эта модель? В центре её внимания – человеческое мышление; оно несёт ответственность не только за наши достижения, но и определяет проблемы человеческого функционирования, в частности аномального поведения; впечатляющие успехи когнитивной терапии (в лечении депрессий, сексуальных дисфункций, панического расстройства). В чём недостатки этой модели? Ещё не определена конкретная роль когнитивных процессов в психопатологии; когнитивные методы помогают не всем; узость когнитивной модели (познавательная способность – это лишь всего одна часть человеческого функционирования).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 273. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |