Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Биологическая и психоаналитическая модели.




Сторонники биологической модели считают, что для того, чтобы разобраться в мыслях, эмоциях и поведении надо понять их биологическую основу. Они рассматривают болезнь как следствие аномального функционирования отдельных частей организма. По их мнению, психические заболевания – это результат аномального функционирования головного мозга.

Обычный вес головного мозга – 1,2 кг. Он состоит примерно из 100 мрд. нервных клеток, называемых нейронами и 1000 мрд. вспомогательных клеток, называемых глией (от греч. «клей»). Один нейрон может взаимодействовать с 25000 других нейронов. Человеческий мозг на 80,0% состоит из воды. Информация поступает в мозг со скоростью приблизительно 360 км/час.

Внутри головного мозга большие группы нейронов образуют его отделы. Задний мозг образован продолговатым мозгом, мостом и мозжечком. В середине головного мозга находится средний мозг, поверх которого расположен передний мозг, представляющий собой большой мозг (два полушария головного мозга), таламус, гипоталамус. Большой мозг в свою очередь состоит из коры, мозолистого тела, базальных ганглиев, гиппокампа и миндалевидного тела. Нейроны каждого отдела контролируют какие-то важные функции. Например, гиппокамп осуществляет контроль за эмоциями и памятью. По данным учёных существует связь между психическими заболеваниями и нарушениями в определённых участках мозга. К примеру, недостаток клеток в базальных ганглиях приводит к болезни Хантингтона, которая проявляется яростными эмоциональными вспышками, провалами в памяти, непроизвольными телодвижениями, абсурдными и суицидальными мыслями.

Установлено также, что психические заболевания часто связаны с проблемами в передаче сигналов от нейрона к нейрону. Информация в головном мозге распространяется в виде электрических импульсов, которые передаются от одного нейрона к другому, принимается дендритами нейрона и движется по аксону, достигая нервного окончания. Пространство между нейронами называется синапсом. Когда электрический импульс достигает нервного окончания оно стимулируется и выделяет нейротрансмиттер(медиатора), который перемещается через синаптическое пространство к соседним нейронам. Это процесс вызывает либо «срабатывание» нейронов и запускается следующий электрический импульс, либо прекращает «срабатывание» нейронов. Нейротрансмиттеры играют ключевую роль в передаче информации в головном мозге.

Исследования показывают, что аномальная активность некоторых трансмиттеров может приводить к психическим расстройствам. Например, низкая активность нейротрансмиттера гамма-аминомасляной кислоты связывается с возникновением тревожных расстройств, серотонина – с депрессией. Избыточная активность допамина определяет развитие шизофрении.

Деятельность эндокринной системы также имеет отношение к возникновению психических расстройств. Так, аномальную секрецию гормона кортизола связывают с тревожными расстройствами и расстройствами настроения.

В вопросе нарушений психики велика роль и наследственности. Из 23 пар хромосом, состоящих из генов, каждая в паре наследуется от одного из родителей. Давно известно, что от родителей наследуется цвет волос, рост, зоркость глаз. Гены могут определять не только художественные и музыкальные наклонности, но и влиять на поведение, в том числе на его аномалии. Например, многие разлученные однояйцевые близнецы делают одинаковый жизненный выбор, ведут себя в схожей манере и даже страдают аналогичными поведенческими аномалиями. Сегодня считается доказанным, что модель поведения или психического расстройства определяется множеством генов, которые взаимодействуют друг с другом и определяют характер поведения и эмоциональные реакции, как нормальные, так и аномальные. Генетические факторы связывают с развитием расстройств настроения, шизофрении, умственной отсталости, болезни Альцгеймера и других психических расстройств.

На сегодняшний день наиболее популярны 3 биологических метода лечения: медикаментозная терапия (применяется чаще других), электрошоковая терапия и психохирургия. Интересно, что до того, как были созданы эффективные психотропные препараты, врачи психиатрических клиник прибегали для успокоения возбуждённых пациентов к обёртыванию в мокрые простыни.

В 50-е годы XX столетия учёные создали несколько эффективных психотропных препаратов, которые действовали главным образом на эмоции и мышление. Эти лекарства изменили представления о возможности коррекции ряда психических расстройств. Кстати, сегодня в США на разработку и производство нового лекарства уходит в среднем 15 лет и 500 млн. долларов. Однако «революция», вызванная появление психотропов сопровождалась и определёнными проблемами. Часто этими препаратами злоупотребляют, кроме того, они помогают не всем. Обычно в терапии используют 4 группы психотропных лекарств:

o противотревожные средства – снимают напряжение и тревогу (малые транквилизаторы или анксиолитики: альпразолам, диазепам);

o антидепрессанты – улучшают настроение у депрессивных пациентов (флюоксетин, сертралин);

o нормотимики – выравнивают настроение у больных, страдающих биполярным расстройством (литий);

o антипсихотические препараты – снимают помрачение сознания, галлюцинации и бред (аминазин, галоперидол).

Электрошоковая (электросудорожная терапия) сегодня широко применяется для лечения депрессивных больных. Ко лбу пациента прикрепляется 2 электрода и через его мозг пропускается короткий разряд электрического тока напряжением до 140 вольт. Это вызывает судорогу головного мозга, которая длится до нескольких минут. Через 7-9 сеансов ЭСТ, проводимых один раз в 2-3 дня депрессия у многих больных значительно уменьшается. Эффективность – 60,0%, причём у пациентов, чью депрессию не удавалось снять другими методами.

Психохирургия – это хирургические операции на головном мозге при психических расстройствах. Считается, что её «корни» уходят в прошлое. Её прообраз – трепанация черепа, которую производили в древние века при странностях в поведении. В 1930 году португальским нейропсихиатром Антониу де Эгаш Монишом разработана методика психохирургии, из которой заимствованы её современные формы. Так, лоботомия заключается в прорезании хирургом каналов между лобными долями головного мозга и его нижележащими центрами. Считается, что хирургические операции на головном мозге эффективны при некоторых случаях тяжёлой депрессии, тревоги и обсессивно-компульсивном расстройстве. Психохирургия используется только тогда, когда тяжёлые психические расстройства протекают годами и все прочие методы лечения неэффективны.

Недостатки биологической модели: психическая деятельность – это взаимодействие биологических и небиологических факторов, поэтому важно учитывать их взаимодействие, а не сосредотачиваться лишь на «биологии»; многие исследования биологической направленности проводятся на животных, не факт, что их результаты можно с уверенностью переносить на человека; многие биологические методы дают нежелательные побочные эффекты.

 

Психоаналитическая (психодинамическая) модельпсихической патологии является самой старой и самой известной. По мнению психоаналитиков поведение человека определяется скрытыми силами, которые человек не осознаёт. Эти силы считаются динамическими (отсюда психодинамическая модель), т. е. они взаимодействуют друг с другом и это придаёт определённую форму эмоциям, мыслям и поведению. Появление их нарушений рассматривается как результат конфликтов между этими силами. Психоаналитики считают, что все поступки обусловлены прошлым опытом.

Психоаналитическая модель впервые была сформулирована венским невропатологом Зигмундом Фрейдом (1856-1939) на пороге XX века. Изучив гипноз, Фрейд разработал теорию психоанализа и метод лечения с тем же названием. В начале 1900-х годов Фрейд и несколько его коллег по Венскому психоаналитическому обществу – в том числе Карл Густав Юнг (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937) стали наиболее влиятельными клиническими теоретиками на Западе. 24 тома трудов Фрейда, посвящённых психоаналитической теории и лечению, широко изучаются и сегодня.

Фрейд полагал, что личность формируют 3 основные силы: инстинктивные потребности, рациональное мышление и моральные стандарты. Все эти силы, по его мнению, действуют на бессознательном уровне, недоступны непосредственному восприятию и взаимодействуют друг с другом. Фрейд назвал эти силы – ид(оно), эго(я), суперэго (сверх-я).

 

Ид – это инстинктивные потребности, влечения и импульсы. Ид действует в соответствии с принципом удовольствия, оно всё время стремится к наслаждению. Причём, инстинкты, как проявления ИД, по мнению Фрейда, носят сексуальный характер. С ранних детских лет ребёнок получает удовольствие от кормления, дефекации, мастурбации. Автор предположил, что Ид поддерживается либидо, или сексуальной энергией человека. 

       Эго. С ранних лет мы понимаем, что наше окружение не всегда удовлетворяет наши инстинктивные потребности. Например, мать не всегда бывает рядом, чтобы откликнуться на призыв. От Ид отделяется часть и становится Эго. Эго тоже ищет наслаждений, но в отличии от Ид, оно делает это с учётом принципа реальности, приобретённого опытным путём, знанием того, что открытое выражение Ид может быть неприемлемым в определённых ситуациях. Эго, используя рассудок, даёт нам знать когда мы можем выразить свои импульсы, а когда нет. Оно вырабатывает защитные механизмы для контроля недопустимых импульсов ИД и избегания тревожности, которую они порождают. Самый главный защитный механизм – вытеснение. Он не позволяет неприемлемым импульсам проникать в сознание. У каждого человека свои предпочтения психологических защит.

       Суперэго вырастает из Эго. Узнавая от родителей, что многие импульсы Ид неприемлемы, мы бессознательно принимаем родительские ценности. Мы идентифицируем себя с нашими родителями и оцениваем себя по их стандартам. Когда мы разделяем их ценности, то чувствуем себя хорошо, нет – формируется чувство вины. Т.о. у нас формируется сознание.

 

 

Спасительные защитные механизмы:

 

Защита Действие Пример
Вытеснение Человек избегает тревоги, не позволяя мучительным мыслям проникать в сознание Страстное желание избить начальника на общем собрании не допускается в его сознание
Отрицание Отказ признавать существование внешнего источника тревоги Накануне экзамена человек считает его несущественным и идёт вечером в кино
Проекция Человек приписывает свои неприемлемые импульсы другим людям Человек подавляет свои деструктивные желания к начальнику может спроецировать свой гнев на начальника и заявить, что именно начальник настроен к нему агрессивно
Рационализация Непривлекательные мотивы прикрываются придуманными, якобы социально обоснованными действиями Студент оправдывает плохие отметки тем, что важно быть разносторонним человеком, а не сосредотачиваться только на учёбе
Реактивное образование Человек совершает действия противоположные тем импульсам, существование которых он боится признать Мужчина, испытывающий гомосексуальные чувства, занимает жёсткую антигомосексуальную позицию
Смещение Человек переносит враждебные чувства к опасному объекту на более безобидный заменитель Обнаружив, что твоё парковочное место занято другим, устраиваешь скандал с товарищем по комнате
Интеллектуализация (изоляция) Человек подавляет эмоциональные реакции, заменяя их внешне логичным подходом к проблеме Женщину, которую избили и ограбили, даёт беспристрастное, методическое описание того, как подобное нападение может отразиться на жертве
Регрессия Человек уходит от конфликта на более раннюю стадию развития Мальчик после конфликта с матерью перестаёт заботится о гигиене элементарных потребностей и начинает пачкать одежду
Сублимация Человек высвобождает сексуальную и агрессивную энергию способами, приемлеыми для общества Спортсмены, художники, хирурги достигают больших успехов потому, что реализуют на работе энергию, которая в других случаях может быть потенциально опасной

 

Согласно Фрейду Ид, Эго и Суперэго часто конфликтуют друг с другом. Здоровой является та личность, у которой между этими силами достигнут приемлемый компромисс. Если они находятся в состоянии конфликта в поведении человека могут появиться признаки дисфункции.

Фрейд предположил, что на каждой стадии развития, с младенчества до зрелости, люди сталкиваются с новыми ситуациями которые требуют внесения корректировок в Ид, Эго и Суперэго человека. Если они успешны, то отмечается личностный рост. Если нет – происходит фиксация на одной из ранних стадий развития. Результат – страдает всё дальнейшее развитие, что приводит к аномальному функцирнированию. В ранние годы жизни родители являются ключевыми фигурами окружения ребёнка. Они основные виновники неправильного развития детей. Фрейд присвоил каждой стадии развития наименование той части тела, которую он считал наиболее важной в этот период. Например, первые 18 месяцев жизни он назвал оральной стадией. В этот период дети боятся, что мать, которая их кормит, исчезнет. Если мать не удовлетворяет оральные потребности ребёнка может произойти фиксация на этой стадии и сформироваться «оральный характер», который отличает крайняя зависимость, недоверчивость, предрасположенность к депрессии. Фрейд выделял следующие стадии развития: оральную (до 18 месяцев), анальную (18 месяцев – 3 года), фаллическую (от 3 до 5 лет), латентную (5-12 лет), генитальную (от 12 лет до наступления зрелости).

 

Фрейд считал, что приучение ребёнка к горшку является важнейшим опытом развития. Суровые методы приучения формируют «анальный характер», который отличает упрямство, своеволие, скаредность и придирчивость.

Психодинамические методы терапии стремятся выявить прошлые травмы и внутренние конфликты, являющиеся их следствием. Психоаналитики пытаются урегулировать эти конфликты для продолжения личностного развития пациента. По их мнению, процесс инсайта (озарения) нельзя подталкивать или навязывать. Следует искусно направлять беседу так, чтобы пациенты сами распознали свои скрытые проблемы. Используются следующие приёмы: свободная ассоциация, интерпретация терапевта, катарсис и проработка.

Приём свободной ассоциации заключается в том, что психоаналитик просит описать человека любую мысль, чувство или образ, которые приходят на ум. Психоаналитик ожидает, что ассоциации пациента выявят неосознаваемые события. Интерпретация терапевта заключается в том, что пациента слушают, выискивая скрытые намёки на внутренний конфликт. Когда пациент бывает готов выслушать психоаналитика, тот даёт свои интерпретации трёх, особенно важных явлений - сопротивления, переноса и сновидений. Люди проявляют «сопротивление», когда они не могут внезапно сделать свободных ассоциаций или когда меняют тему, чтобы избежать неприятного обсуждения. «Перенос» – это совершение в отношении терапевта действия, либо ощущение к нему чувств, которые характерны в отношениях пациента с близкими людьми. Во время сна защитные механизмы психики функционируют менее эффективно «интерпретация сновидений» пациента терапевтом позволяет ему выявлять неосознаваемые инстинкты, потребности и желания. Фрейд называл сновидения «королевской дорогой в бессознательное». Кстати, все люди видят сны, видят их и собаки, а возможно даже рыбы.

Сущность «катарсиса» в том, что пациент на эмоциональном и интеллектуальном уровне должен повторно пережить прошлые вытесненные чувства с целью разрешения внутренних конфликтов и устранения своих проблем. Один сеанс интерпретации и катарсиса не изменит человека. Пациент и терапевт должны исследовать одни и те же вопросы снова и снова. Этот процесс называется проработкой и может занимать длительное время, даже годы.

Недостатки психоаналитической модели. Такие процессы как влечения Ид, защитные механизмы Эго и фиксация носят абстрактный характер, происходят на бессознательном уровне и порой бывает трудно определить имеют ли они место. Поэтому психодинамические процессы мало подтверждаются в научных исследованиях.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...