Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экспериментально-психологические методы




Экспериментально-психологический метод исследования в медицинской психологии позволяет исследовать различные звенья психических процессов и состояний.

Многочисленные психодиагностические методики (пробы, тесты, опросники) в большинстве случаев являются многофункциональными, что позволяет изучать с помощью одной методики сразу несколько функций.

Единого подхода к созданию классификации отдельных методик, входящих в экспериментально-психологический метод, не существует. Различные авторы в настоящее время выделяют:

 

1) методики качественные (направленные на выявление качественных закономерностей психической деятельности пациентов);

2) психометрические методики (используемые для измерения тех или иных функций).

Также методики подразделяются на:

     1) вербальные (использующие преимущественно словесный стимульный материал);

2) невербальные (стимульный материал которых представлен в виде рисунков, схем, различно раскрашенных кубиков и т.п.), направленные на исследование той или иной психической функции (внимания, памяти и т.п.).

 

Разделение патопсихологических методик на качественные и психометрические, т. е. служащие для измерения тех или иных психических функций, необоснованно. Дело в том, что методики, направленные на выявление качественных закономерностей психической деятельности больных, доступны в большинстве случаев статистической обработке. Использование же психометрических тестов без качественного анализа получаемого с их помощью материала неправомерно и приводит к ошибочным выводам.

Весьма условно и деление экспериментально-психологических методик на словесные (вербальные) и предметные (невербальные). Даже пользуясь невербальной методикой, исследующий, как правило, не ограничивается регистрацией полученных результатов, но путем расспроса старается выяснить у больного мотивы, которыми он руководствовался, выполняя задание, интересуется рассуждениями больного по поводу проделываемой им в процессе обследования работы. Кроме того, следует учитывать, что в выполнении заданий по невербальным методикам неизменно участвует система процессов внутренней речи обследуемого.

 

Для бывшего СССР было характерно создание широкого спектра психодиагностических методик типа функциональных проб, т.е. таких, которые позволяют исследовать психическую деятельность человека в специально созданных ситуацией проведения самого исследования нагрузочных условиях, причем степень выраженности данной нагрузки можно изменять в зависимости от поставленных перед исследованием конкретных задач (по аналогии с выявление коронарного резерва у больных стенокардией при велоэргометрии).

 

Наиболее известными из методик типа функциональных проб являются методики:

· классификации предметов/понятий;

· исключения предметов/понятий;

· образования простых/сложных аналогий, выделения существенных признаков и т.д.

Позволяя успешно решать круг прикладных психодиагностических задач, методики типа функциональных проб находят широкое применение как в нашей стране, так и за рубежом.

В процессе исследования испытуемого в большинстве случаев целесообразно использовать методики по возрастающей сложности - от более простых к более сложным. Необходимо использовать только известные и проверенные психодиагностические методики, применение всякого рода новых, оригинальных и модифицированных методик возможно лишь в случае полной уверенности в их валидности и надежности. Использованию любой психодиагностической методики должно предшествовать ее тщательное изучение самим исследующим.

Опросники -большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе в виде ответов. Появление первых опросников связано с именем Ф. Гальтона, который использовал их для оценки познавательной сферы человека. Сегодня только по ММРI (тест на определение личностных качеств) опубликовано свыше 3500 научных работ.

 

Другим общепризнанным направлением в практической психодиаг-ностике является тестовая диагностика, основателем которой считается американский психолог Дж. М. Кэттэлл (1890). По определению Л.Ф. Бурлачука (1989), под тестом в психологической диагностике понимается стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. Таким образом, тест - это одна из разновидностей (стандартизированная) психодиагностических методик, поэтому любой тест является, по сути, методикой, но не всякая методика - тестом.

Тесты(анг. «проба», «испытание», «проверка»). В тестах используют как«открытый» ответ (ответ испытуемый формулирует сам), так и «закрытый» ответ (испытуемый выбирает ответ из нескольких, который считает правильным). Тесты в клинической диагностике желательно проводить индивидуально. Они классифицируются по форме, цели и содержанию:

 

- по форме:

· индивидуальные и групповые;

· устные и письменные;

· бланковые и предметные (стимульный материал: предметы, кубики, карточки);

· аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

 

- по содержанию (направленности):

           а) тесты на интеллект (ум, знания, полезный опыт);

             б) тесты на способности (возможность овладения знаниями, навыками); 

              в) тесты достижений (контроль навыков после обуче-                         ния);

              г) тесты исследования личности (эмоции, мотивации,                         интересы, особенности поведения в определённых ситуациях).

 

Разделение методик в соответствии с их направленностью на исследование той или иной психической функции также является условным. Как правило, большинство методик свидетельствуют своими результатами о состоянии нескольких функций. Большинство патопсихологических методик обладают широким диапазоном. Нельзя ограниченно исследовать только память, только внимание, только мышление. С другой стороны, существуют группы патопсихологических методик, имеющих общую направленность, например, особенности течения ассоциаций обнаруживаются при исследовании методиками классификации, исключения, в ассоциативном эксперименте, пиктограммах. Один и тот же психический дефект, скажем, эмоциональное уплощение, может выявляться такими различными методиками, как проба на запоминание, пиктограммы, с помощью картинок с эмоциональным подтекстом, при определении уровня притязаний; повышенная истощаемость - при исследовании таблицами Шульте, Крепелина, в корректурной пробе, при образовании аналогий и т. д.

- по цели: для определения возможности использования испытуемого в определённой профессии.

        

Понятия, принятые в психодиагностике, для характеристики метода:

- константность - относительная независимость результатов от экпериментатора;

- валидность - свойство, указывающее что тест измеряет и как хорошо;

- надёжность - точность измерений;

- релевантность – соответствие предоставляемой информации испытуемым цели теста.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 347.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...