Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности, задачи и принципы экспериментально-психологического исследования.




Психолог должен, насколько это возможно, представлять отношение обследуемого к ситуации исследования, цели и мотивы его деятельности в процессе выполнения экспериментальных заданий и постоянно сопоставлять с ними получаемые при исследовании результаты. При этом не следует забывать, что в зависимости от цели исследования мотивы, которыми руководствуются исследующий и исследуемый, далеко не всегда совпадают, особенно при экспертной направленности исследования.

Психодиагностика с помощью экспериментально-психологических методов - это аналогия с широко используемыми в соматической медицине функциональными пробами, с помощью которых врачи обычно определяют состояние функции того или иного внутреннего органа (например, секрецию желудочного сока в ответ на пищевой раздражитель, реакцию сосудов сердца на недостаток кислорода). Роль специфической «нагрузки», выявляющей «дефект» психики при этом принадлежит экспериментальным заданиям (патопсихологический эксперимент – психологический эксперимент на выявление нарушений психики), выполнение которых требует активации умственных операций, обычно используемых человеком в своей жизнедеятельности.

Патопсихологический эксперимент существенно отличается от других видов эксперимента, применяемых в медицине, например в физиологии, биохимии, микробиологии. Патопсихологический эксперимент, как и любой другой тип психологического эксперимента, - это искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека. Для такого эксперимента характерно вызывание психических процессов в строго определенных условиях, учитываемых исследователем, и возможность изменения течения этих процессов по заранее намеченному плану (Б. В. Зейгарник, 1969).

    Основной принцип любого психологического эксперимента – проверка существования связи между рядом факторов. При этом фактор, изменяемый экспериментатором, называется независимой переменной, фактор, изменяющийся под влиянием независимой переменной, называется зависимой переменной. Соответственно различают два вида психологического эксперимента: спровоцированный эксперимент (экспериментатор воздействует на независимую переменную и наблюдает вызванные его вмешательством результаты) и эксперимент, на который ссылаются (изменение независимой переменной происходит вне какой-либо связи с деятельностью экспериментатора, например, наблюдение за проявляющимися нарушениями психической деятельности при повреждении мозга или психических заболеваниях.). Наиболее часто психологи пользуются спровоцированным экспериментом, который является самым классическим.

       Видоизменения условий проведения психодиагностики влияют на психическое состояние обследуемого, уменьшая либо увеличивая присущие ему психологические изменения (С. Я. Рубинштейн, 1965). Выделяют три таких способа:

· изменение ситуации, в которую на время исследования, помещается пациент;

· специальное варьирование (изменение) деятельности испытуемого;

· введение определенных фармакологических препаратов.

 

Это используется на практике для более полной и разносторонней характеристики познавательной функции. Можно исследовать состояние внимания в абсолютной тишине либо в обстановке специально воспроизводимых шумов, памяти - с введением стимулирующих и тормозящих деятельность КГМ медпрепаратов (брома, кофеина).

       Задачами экспериментально-психологического исследования в психиатрической практике являются:

1. Получение данных для диагностики. Они носят вспомогательный характер и их ценность обнаруживается при сопоставлении с результатами клинического наблюдения и результатами других лабораторных исследований. Ставить диагноз болезни - это задача психиатра, а не психолога. Нередко психологическое исследование способствует раннему выявлению симптомов психического заболевания и устанавливает их своеобразие (например, заболевание, протекающее по типу невроза может оказаться шизофренией при обнаружении психологом характерных для шизофрении расстройства мышления и эмоциональности, что позволяет своевременно начать активную терапию). При начальных признаках мозгового органического заболевания психолог может помочь различить сосудистую, опухолевую или атрофическую природу заболевания.

2. Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимым лечением.При этомвыявляется объективная картина влияния терапии на психическую болезнь, устанавливается наличие или отсутствие остроты болезненого процесса, характер формирующегося при этом психического дефекта.

3. Участие в экспертной работе. Например, в судебно-психиатрической практике важно не только установить наличие ослабоумливающего процесса, но и определить степень выраженности слабоумия. Именно выраженностью слабоумия в ряде случаев определяется выносимое экспертное суждение.

Особенно велика роль психолога при отсутствии у обследуемого психического заболевания. Понимание характера совершенного преступления невозможно в этих случаях без исследования структуры мотивов и потребностей, присущей испытуемому системы отношений, установок, ценностных ориентаций, без раскрытия внутренней психологической структуры личности. Психологическая экспертиза производится не только для оценки личностных свойств обвиняемого, но нередко объектами ее становятся потерпевшие и свидетели, так как получаемые психологом данные способствуют адекватной оценке их показаний, помогают судить об их достоверности.

В рамках психолого-психиатрической экспертизы часто решается вопрос о наличии у обвиняемого какого-либо патологического аффективного состояния, а также других состояний, повлиявших на него в момент совершения преступления (переутомление, страх, горе). Важное значение имеют установление возможности возникновения в определенной ситуации таких состояний, как растерянность, потеря ориентировки, и экспертная оценка их влияния на качество выполнения обследуемым его профессиональной деятельности.

4. Участие в реабилитационной работе. Современная психиатрия особое значение придает работе по реабилитации и ресоциализации психически больных. Важно восстановить больного в его социальном статусе, прежде всего в семье и на производстве. Реабилитационная работа должна учитывать не только изменения, привнесенные в психику заболеванием, но и оставшиеся сохранными элементы эмоционально-личностной жизни и интеллектуальной деятельности. Здесь важен индивидуализированный подход к больному.

5. Исследование недостаточно изученных психических заболеваний. Это задача касается, прежде всего, научно-исследовательских медицинских учреждений.

6. Участие в психотерапии. Здесь, как и в проведении реабилитационных мероприятий, психолог должен работать под руководством врача психиатра, психотерапевта. Экспериментально-психологическое исследование в решении данной задачи необходимо для:

· диагностики психического заболевания, от характера которого будет зависеть объем показаний к психотерапии и её реализация (формы и методы, место проведения);

· обнаружения таких личностных свойств больного, на которые в последующей психотерапевтической работе следует обратить особое внимание, учитываются не только измененные болезнью личностные свойства, но и сохранные компоненты личностной деятельности, на которую в первую очередь должна быть направлена психотерапия;

· налаживания продуктивного контакта с больными, так как дает психотерапевту представление об их интеллектуальном уровне и интересах.

 

Т. о., можно сформулировать принципыподбора экспериментально-психологических методик:

1. Сочетание методик позволяет более полно и всесторонне исследовать какие-либо проявления психической деятельности (например, при исследовании памяти употребляются пробы на заучивание искусственных звукосочетаний, слов и ассоциативных пар слов, применяются методики, позволяющие судить о кратковременной и долговременной памяти, о непосредственном и опосредованном запоминании и т. д).

 

2. Сочетание близких по направленности методик поможет судить о достоверности, надежности полученных результатов. Данные, получаемые в клинико-психологическом эксперименте с помощью одной методики, всегда желательно подтвердить результатами, полученными с помощью других методик.

 

3. Количество экспериментальных методик в каждом случае должно включать не более восьми-девяти в соответствии с задачами исследования.

 

4. В выборе методик психологического исследования могут играть существенную роль следующие обстоятельства: цель исследования; образование больного и его жизненный опыт (например, недостаточно грамотному испытуемому не следует давать задания по методике образования сложных аналогий); особенности контакта с больным (например, при обследовании больного с нарушением слуха максимально используются задания, рассчитанные на зрительное восприятие, зрения – на слуховое восприятия).

 

5. В процессе исследования методики обычно применяют по возрастающей сложности - от более простых к сложным. Исключение составляет обследование испытуемых, от которых ожидают агравации или симуляции. В этих случаях иногда более трудные задания выполняются нарочито неверно.

 

6. Психолог должен располагать известным «ассортиментом» методик, подбор которых должен быть продуманным. Например, нельзя ограничиться таблицами лишь для словесного или только предметного варианта методики исключения, каждый из этих вариантов имеет свои преимущества при определенной постановке опыта, а иногда желательно использование обоих.

 

При проведении экспериментально-психологического исследования необходимо всегда помнить, что границы нормы и патологии всегда относительны. Недаром известный русский психиатр П.В. Ганнушкин подчёркивал: «В таком, с одной стороны, хрупком и тонком, а с другой – в таком сложном аппарате, которым является человеческая психика, можно у каждого найти те или иные, подчас довольно диффузные, конституционально-психопатические черты, гармоничные натуры, по большей части, есть плод воображения».

 

Лекция № 3. Тема: «ОCНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛЯМ ПАТОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ».

Вопросы:

1. Развитие общества и трактовки возникновения психических заболеваний.

2. Биологическая и психоаналитическая модели.

3. Поведенческая и когнитивная модели.

4. Экзистенциально-гуманистическая и социокультурная модели.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...