Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Клиническое интервью: модель, принципы, методы воздействия на пациента.




Клиническое интервьюирование

 

Клиническое интервью – это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности; о психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах; о ВКБ (внутренней картине болезни) пациента и структуре его проблемы; а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента.

Цель клинического интервьюирования – оценка индивидуальных психических особенностей пациента, ранжирование их по качеству, силе и тяжести, отнесение к психологическим феноменам или психопатологическим синдромам. Функции клинического интервью предполагают диагностику и лечение (терапию). Обе они должны реализовываться параллельно. По длительности первое интервью должно быть не более 50 минут.

Отличия клинического интервью от обычного опроса пациента в том, что в ходе его производится выявление скрытых мотивов поведения; оказывается помощь в осознании истинных (внутренних) оснований для изменённого психического состояния; осуществляется психологическая поддержка пациента.

Модель клинического интервью включает следующие этапы:

1. Установление «доверительной дистанции» с пациентом.

Возможен такой вариант начала клинического интервью: «Я понимаю, как это непросто обратиться к врачу (психологу), тем более в такое заведение как психиатрическая больница. Мне, наверное, не стоит говорить о том, что всё, о чём Вы захотите поделиться со мной о себе и своих переживаниях останется между нами!».

Нежелательно начинать фразу в начале разговора так:

· «Если не секрет, Вы…..»;

· «Ваше право не говорить мне, но …..»;

· «Если Вам не хочется обсуждать эту тему, мы можем перейти к другой…».

2. Выявление жалоб, оценка ВКБ (внутренней картины болезни), структурирование проблемы.

Оцениваются жалобы больного, анализируется история его жизни и болезни, устанавливается, как пациент оценивает себя и то, как болезнь изменила жизненную ситуацию, его отношение к болезни, как это сказывается на поведении.

3. Оценка желаемого пациентом клинического результата и результата терапии, определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса.

Здесь уместен вопрос: «От чего, из того, что Вы мне рассказали Вам хотелось бы избавиться в первую очередь? Как Вы думаете, чем бы я мог Вам помочь? (таким образом косвенно уточняется приемлимый для пациента способ терапии!).

4. Оценка антиципационных способностей пациента (его возможностей предвидеть ход событий и действовать далее с учётом своих интересов), обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания и терапии: антиципационный тренинг.

 

Клиническое интервью предусматривает выявление интересующих медицинского психолога связей на основе эмпирических дан­ных, полученных в реальном двухстороннем общении с пациентом.

Однако, при проведении интервью перед медицинским психологом встает ряд трудно разрешимых проблем, ка­сающихся откровенности пациента, его отношения к исследователю.

При недостаточном психологическом контакте с исследователем у пациента может возникнуть боязнь «потерять лицо», подозрительность, недоверие и стрем­ление уйти из ситуации с помощью стандартных, стерео­типных ответов, которые, по мнению испытуемого, соответствуют принятым нормам.

Наоборот, при хоро­шем отношении к психологу у пациента может появиться бессознательное стремление угодить ему, «по­радовать» ожидаемым ответом. Сам же психолог, как и в ситуации наблюдения, не свободен от субъектив­ности: в ходе живого общения с пациентом бывает трудно абстрагироваться от личностного отношения к не­му, что может привести к соответствующим последстви­ям.

Успех клинического интервью зависит от квалификации медицинского психолога, предполагающей умение установить контакт с пациентом, способности дать ему возможность максимально свобод­но выражать свои мысли и «отделять» личные отношения от содержания беседы.

 

Принципы клинического интервью:

1) однозначность и точность (формулировок, вопросов). Вопросы ставятся правильно, корректно и точно! Неправильным вопросом можно считать вопрос: «Испытываете ли Вы на себе психическое воздействие?»;

2) доступность (обращённая к пациенту речь должна быть ему понятной, с учётом его словарного запаса, знаний, профессиональных навыков, культуры);

3) последовательность (алгоритмизированность) заключается в том, что первая группа феноменов и симптомов формируется из жалоб пациента, слов родственников, друзей, наблюдения за ним, вторая группа феноменов и симптомов складывается из опроса о симптомах, которые сочетаются с уже выявленными;

4) проверяемость и адекватность клинического интервью(получаемой информации). Например, при якобы имеющихся слуховых галлюцинациях уместен уточняющий вопрос: «Что Вы понимаете под словом «голоса», которые Вы слышите?».

5) беспристрастность (Ни в коем случае нельзя навязывать своё мнение пациенту!).

В ходе клинического интервью оценивается тип реагирования (эндо-, экзо-, психогенный), уровень расстройств и этиологические факторыпсихических нарушений пациента. Например, в случае слуховых галлюцинаций оцениваются характер галлюцинаторных образов, степень эмоциональной вовлечённости, степень критичности, наличие расстройств мышления пациента (бредовые интерпретации голосов), тип реагирования.

Обязателен анализ прошлых событий – «лонгитудинальный разрез»: когда появились нарушения, что появилось вначале, связь с реальными обстоятельствами и др.

 

В процессе клинического интервью возможны следующиеметоды воздействия на пациента:

- интерпретация (задаёшь новые «рамки», в которых пациент может увидеть ситуацию). Например, при потере работы пациентом можно сказать что сегодня его прежняя работа уже не актуальна, что следует обучиться новой, более престижной профессии и реализовать себя в новом профессиональном качестве.

- директива (указание) – говорить то, что он должен сделать. Например, настоятельная рекомендация - Вам следует уехать в санаторий, сменить обстановку.

- совет (информация) – пожелание. Например, дать совет о том, что конфликт имеет место угасать со временем. Подождите немного.

- самораскрытие – обмен личным опытом и переживаниями. Например, высказывание типа – аналогичный случай был со мной или в моей практике 10 лет назад…

- обратная связь – психолог даёт возможность пациенту понять, как он его воспринимает. Желательно общаться в модальности пациента.

- логическая последовательность – психолог объясняет пациенту логические следствия его мышления («Если…, то …»).

- воздействующее резюме – итог интервью подводится с целью влияния на пациента. Например, в конце беседы психолог даёт своё суждение сложившейся ситуации, которое можно использовать в сочетании с суждением пациента.

                               3. Анализ продуктов деятельности

        Данный метод исследования включаетизучение писем, биографий, дневников пациента. Например, это может быть изучение почерка больного, выделение характерных особенностей письма, свойственных определённым психическим процессам, особенностям характера и личности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 810.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...