Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факторы внешней среды организации.




Факторы внешней среды организации подразделяют на: - факторы косвенного действия; - факторы прямого действия.

Среду косвенного действия образуют:

1) Природно-климатическая (N):

- факторы биологического характера (заболевания птиц и животных,

распространение саранчи, колорадского жука, болезни растений);

- климатические особенности местности (температурный режим, влажность, длительность светового дня);

- факторы планетарного значения (землетрясения, цунами); - экологические факторы, связанные с деятельностью человека); - урожайность.

2) Политическая и правовая (P): расстановка политических сил, изменения в законодательстве, денежно-кредитная политика, государственное регулирование и поддержка, политика формирование и расходование государственного бюджета. 3) Экономическая (E): доступность кредитов и %-ая ставка, уровень инфляции, курсы обмена валют, уровень платежеспособного спроса населения, размер налогового бремени, характеристика экономической ситуации в отрасли, темпы экономического роста, благоприятность экономических условий, состояние мировой экономики, изменение внешнеэкономических связей, дефицит/профицит госбюджета).

 

7Использованы: Платов В.Я. Современные управленческие технологии. –М.: Дело, 2006. – 384с.;Учитель Ю.Г. Разработка управленческих решений: учебник для студентов вузов/ Ю.Г.Учитель, А.И. Терновой, К.И.Терновой. 2-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-383с.

 

4) Социально-демографическая и культурная (S): рождаемость и смертность, интенсивность иммиграции и эмиграции, средняя продолжительность жизни, уровень жизни населения, структура доходов населения, национальные и культурные особенности населения).

5) Научно-техническая (T): темпы НТР в разных отраслях науки.

Анализ факторов среды косвенного действия носит название – NPESTанализ. Среда косвенного действия формирует общие условия функционирования организации, степень ее влияния на тот или иной хозяйствующий субъект неодинакова, что связано с различиями в сферах деятельности, с размерами организации, территориальным расположением и т.д.

Среду прямого действия образуют следующие факторы:

- поставщики;

- потребители;

- партнеры (потенциальные участники в реализации совместных проектов: оптовые потребители, поставщики, финансово-кредитные учреждения, органы власти и управления);

- клиенты;

- органы власти и реализуемые ими нормативно-правовые акты;

- конкуренты;

- общественные организации и СМИ (в ряде случаев).

Изучение факторов прямого действия (ФДП) следует начинать с анализа потребителей, поскольку, если, например, покупатели отвергают продукция данной организации, то остальные составляющие ФДП не имеют смысла. По Д.Аакеру изучение покупателей может быть подразделено на следующие составляющие: выявление сегментов рынка, анализ мотиваций покупателей и поиск неудовлетворенных потребностей.

В целом анализ ФПД может осуществляться по следующим позициям. Поставщики:

- общая характеристика и их отличительные признаки, преимущества и недостатки;

- отношения с поставщиками (суть договорных отношений, форма оплаты, формирование отпускной цены, действующая система скидок, стабильность поставок, возможности изменения объема поставок, наличие у поставщиков иных каналов сбыта, система приоритетов поставщиков при выборе клиентов, возможность организации влиять на формирование сбытовой политики поставщиков);

- чем руководствуется организация при выборе поставщиков;

- альтернативные поставщики;

- место организации среди других клиентов поставщиков; - оценка работы поставщиков.

Партнеры (потенциальные участники в реализации совместных проектов):

- общая характеристика и их отличительные признаки, преимущества и недостатки;

- отношения (суть договорных отношений, распределение долей в инвестициях и распределении прибыли);

- чем руководствуется потенциальный партнер при выборе своего партнера; - оценка работы, финансового положения, репутации, масштабов деятельности, известности.

Потребители:

- характеристика оптовых покупателей и их цели на своих рынках, оценка их работы, альтернативные потребители-оптовики,    чем руководствуются потребители-оптовики при выборе поставщиков;

- характеристика конечных потребителей;

- отношения с потребителями (суть договорных отношений, разделение ответственности, участие в рекламе, продвижение товаров, стимулирование

сбыта, форма оплаты, приоритеты в обслуживании покупателей); - ценовые взаимоотношения, чувствительность к ценовой политике;

- степень удовлетворенности потребителей продукцией организации;

- отношение потребителей к   степени инновационности товара/услуг, сопутствующим услугам;

- отношение потребителей к конкурирующим фирмам-производителям; - как изучаются потребности и интересы потребителей; - сезонность потребления. Конкуренты:

- основные конкуренты и их образы;

- номенклатура и объемы выпускаемой ими продукции,    ее конкурентоспособность;

- рынки, на которых они работают, и доли на этих рынках, уровень конкуренции на рынке;

- ценовая политика и политика в области сбыта, динамика продаж;

- состояние производственной базы;

- организационно-правовые формы собственности;

- финансовое состояние;

- отношение к инновациям;

- оценка текущей стратегии конкурентов и их будущих целей;

- сильные и слабые стороны;

- оценка конкурентов поставщиками и потребителями;

- возможность появления новых конкурентов на рынке, новых товаров и услуг, товаров-заменителей.

Органы власти и нормативно правовая база:

- отношения с федеральными, региональными и местными властями;

- участие организации в управлении и возможность влияния;

- место организации в программах социально-экономического развития;

- методы государственного регулирования и поддержки;

- кредитно-денежная и налоговая политика;

- стратегические и тактические цели развития страны/региона, МО или района. Общественные организации и СМИ:

- участие организации в общественных делах;

- отношения со СМИ, имидж организации в СМИ;

- возможность использования СМИ для пропаганды целей фирмы и для рекламы.

 

Факторы внутренней среды организации.

Внутренняя среда организации – это совокупность управляемых субъектом элементов, которые также можно подразделить на факторы прямого и косвенного действия.

Факторы прямого действия (ФПД): 

- продукты и услуги.

Факторы косвенного действия (ФКД):

- потенциал организации (маркетинговый, организационный, производственный, кадровый, информационный, инновационный, финансовый, управленческий), организационная культура).

Анализ факторов внутренней среды в каждой из функциональных областей производится по следующим позициям.

8:

Производство

- тип производства, производственный цикл, технологическая специализация; - производственные процесс (характеристика основных технологических процессов (заготовительная, обрабатывающая, сборочная фазы), вспомогательных (изготовление и ремонт средств, обеспечивающих бесперебойное протекание основных процессов), обслуживающих процессов

(хранение, транспортировка, технический контроль, охрана, уборка и т.д.));

- степень износа оборудования, новизны техники и технологий;

- номенклатура продукции, возможности повышения ее качества и снижения себестоимости, возможности наращивания объемов производства; - возможности открытия новых производственных линий. Продукция:

- объем выпуска;

- качество (внешний вид, качества (например, вкусовые), упаковка, срок хранения, состав и прочее);

- себестоимость (затраты);

- ценовая политика;

- оптимизация номенклатуры (например, расширение ассортимента); - конкурентоспособность;

- объем и динамика продаж. Маркетинг:

- рынки, на которых работает организация, и ее доли на них, степень изученности рынка;

- конкурентоспособность;

- объем и динамика продаж;

- применяемые маркетинговые стратегии;

- эффективность рекламы;

- организация сбыта;

- организация и качество маркетинговых исследований. Финансы:

- активы, показатели баланса (доход/расход);

- распределение оборотных средств;

- прибыльность и ликвидность;

 

8 См.: Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием. Курс лекций. Таганрог: Изд-во ТРГУ, 1997.

- источники денежных поступлений; - управление финансами.

Организационная структура и управление:

- тип организационной структуры4

- характер распределения властных полномочий и сфер ответственности, делегирования полномочий; - система принятия решений;

- качество стратегии и тактики развития, оперативности реагирования на изменения;

- качество стратегии антикризисного управления; - качество методов и механизмов управления; - качество управленческого состава. Кадровая система:

- количество и качество персонала;

- соответствие состава работников целям;

- мотивация и стимулирование;

- система найма, обучения и развития, перестановки и продвижения кадров;

- анализ трудовых операций;

- организационная культура и социально-психологический климат. Информационное обеспечение:

- структура и уровень использования информационных технологий. Инновационная составляющая:

- степень использования достижений НТП;

- наличие инноваций в различных сферах деятельности организации; - доля дохода от инноваций.

Иногда возникают ситуации, когда один и тот же фактор внешней среды можно отнести и к среде косвенного действия, и к среде прямого действия. Например, для сельхозпроизводителей к таким факторам можно отнести погодные условия в различных субъектах РФ.

 

На начальном этапе стратегического планирования осуществляется предварительная диагностика организации. Исходным постулатом для предварительной диагностики является то, что, анализируя нынешнее состояние организации, необходимо рассматривать его как стартовую площадку для решения стратегических задач, как совокупность возможностей и ограничений, которые будут способствовать/мешать достижению стратегических целей.

Предварительная диагностика осуществляется по следующим позициям:

- финансово-экономическое положение организации;

- структура ее собственности, основных акционеров и степень их участия в управлении;

- особенности организационной структуры, системы принятия решений, распределения ответственности и делегирования полномочий;

- номенклатура и объемы продукции/услуг, применяемые технологии и оборудование;

- рынки, на которых работает организация, ее доля на этих рынках; - поставщики и конкуренты;

- организация службы маркетинга;

- система взаимоотношений с контрагентами (поставщиками и конкурентами, властными структурами, СМИ, общественными организациями и т.д.);

- принятая в организации система планирования, наличие долгосрочных и стратегических программ;

- степень развитости информационной системы и системы коммуникаций; - качественные характеристики персонала (поло-возрастные, образовательные, профессиональные и личностные) и социально-психологический климат в коллективе.[3]

 

Процесс стратегического планирования включает в себя несколько этапов10 и базируется на методах SWOT-анализ, построения прогнозных сценариев и других методах.

Необходимо отметить, что изначально структуризацию NPEST и SWOTфакторов целесообразнее осуществлять под конкретную систему целей, четко представленную в рамках определенного бизнес-процесса или установленные стратегические области бизнеса (СОБ) – это позволяет сделать процесс структуризации и оценки факторов менее трудоемким. Также должны быть заранее оговорены ограничения, например, что организация не планирует выходить на новые рынки сбыта продукции.

 

Этапы SWOT-анализа:

1.Формирование команды для структуризации и оценки факторов.

2. Структуризация факторов на основе предварительного анализа их важности и влияния/ возможного влияния на процесс достижения цели. 3.Выбор системы оценки факторов и оценка факторов. 

4.Синтез факторов – соединение существенных факторов в аспекте достижения цели. 5. Разработка сценариев достижения цели.

 

Формирование команды для структуризации и оценки факторов. Идеальная схема создания команды подразумевает тщательный подбор людей, чтобы команда была хорошо скоординирована. (В настоящее время существуют большой перечень литературы, в которой рассматриваются различные аспекты формирования команд под решение конкретных задач.) В данном случае, необходима команда, способная разработать стратегию организации, для этого члены команды должны: владеть технологиями коллективной выработки управленческих решений, владеть азами системного анализа, уметь организовать эффективную работу, должны владеть технологиями стратегического планирования.

Структуризация факторов. Исходя извыбранных СОБ, намеченных стратегических целей, осуществляется выбор значимых факторов (комплекс SWOT-факторов был рассмотрен выше) на основе предварительного анализа их важности и влияния/ возможного влияния на процесс достижения цели.

Выбор системы оценки факторов и оценка факторов. После того как перечни наиболее важных факторов внешней и внутренней среды сформированы, переходят непосредственно к анализу влияния выделенных факторов на достижение целей организации. 

Целесообразно оценить:

- направление и степень влияния факторов;

- направление и вероятность его усиления/ослабления; 

- характер изменения (плавный или скачкообразный);

- предполагаемое время скачкообразного изменения фактора;

- возможность использования (при позитивном воздействии) или противодействия (при негативном воздействии);

- степень использования (противодействия) в настоящее время.

В большинстве случаев оценка факторов экспертами будет иметь качественных характер, однако, чаще всего для оценки факторов используются различные шкалы:

- для оценки степени влияния фактора – «сильное, слабое, не влияет», направление воздействия фактора определяется знаками «+» (позитивное) и «-» (негативное);

- для оценки вероятности усиления влияния фактора –«высокая, средняя, низкая», что может соответствовать диапазонам от 0,7 до 1, от 0,3 до 0,7 и от 0 до 0,3 (могут быть выбраны и другие диапазоны);

- для оценки возможности использования фактора или противодействия его влиянию/ использования (противодействия) в настоящее время – «высокая, средняя, низкая».

Также для оценки факторов может быть выбрана определенная система баллов.

При этом оценки факторов могут подразделяться на «существующие» и «целевые».

Примеры структуризации и оценки факторов:

 

Наименование фактора

Команда (по числу участников)

Сумма баллов
    1 2 3 4  
1 Нестабильность поставок 3 4 5 3 15
2 Увеличение платежеспособности потенциальных покупателей 2 3 2 3 10
3 Увеличение числа конкурентов на рынке 4 2 3 3 12
4 Нестабильная экономическая ситуация в стране 1 1 1 1 4
  И т.д.          

 

 

Фактор Направле ние и степень влияния Направление и вероятность усиления Характер изменени я Предполагае мое время скачкообразн ого изменения фактора или изменения Возможность использован ия (противодейс твия) Степень использования (противодейст вия) в настоящее время
        направления влияния    
     

Цель №1

   
А Слабое + Средняя + Плавное - Высокая Низкая
В Не влияет Средняя - Скачкооб разное Через полгода Средняя Отсутствует
С Сильное - Низкая + Плавное Через квартал Высокая Средняя
D Сильное + Высокая - Скачкооб разное Через год Отсутствует Отсутствует

 

Синтез факторов – системное соединение существенных факторов, которое обеспечивает обоснованную постановку и эффективность достижения целей, т.е., например, сопоставление факторов сильных сторон организации относительно какого-то бизнес-процесса и возможностей/угроз во внешней среде в аспекте достижения цели.

Разработка сценариев достижения цели. Целью сценариев является определение процессов продвижения организации к выдвинутым целям и наиболее вероятных состояний, в которых она окажется по окончании этих процессов. Обычно предусматриваются три вида сценариев: пессимистический, оптимистический и реалистический. Соответственно, при разработке пессимистического сценария принимаются во внимание наиболее вероятные негативные факторы внешней и внутренней среды. Воздействие угроз оценивается с позиции противодействия, которое осуществляется организацией в настоящее время. При разработке оптимистического сценария, наоборот, учитываются в большей степени вероятность проявления позитивных факторов, а при построении реалистического сценария учитываются как позитивные, так и негативные факторы. 

Исходя из синтеза факторов и сценариев корректируется стратегическая цель, формируется комплекс подцелей, разрабатывается система способов достижения целей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...