Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 11.Ответственность при принятии управленческих решений




 

На самостоятельную проработку. Выполнение задания № 10 СРС. Обсуждение на семинаре.

 

 

Тема 12.Методология процесса разработки управленческих решений[2]

 

Разработка и принятие управленческого решения как практическая деятельность предполагает знание и использование соответствующих методологических подходов.

Методология- согласно В.А.Ядову: «система принципов научного исследования. Собирательный термин, имеющий различные аспекты:

- всеобщая научная методология является инструментом поиска наиболее общих подходов к изучению предмета;

- в узком смысле, конкретно-научная система приемов исследования.»6

Применительно к практике разработки и принятия управленческих решений методология предполагает управление объектом или решение проблемной ситуации на основе определенного подхода или их сочетании. В данном случае «подход» может рассматриваться как определенный образ мышления управленца (менеджера), как способ видения им стратегии и тактики. 

Наиболее распространенными подходами в теории и практике разработки управленческих решений являются: системный, целевой, процессный, ситуационный. Системный подход.

Системный подход связан с моделированием и анализом объектов как систем. Система рассматривается как комплекс взаимосвязанных составных элементов, образующих определенную целостность, подчиняющихся определенным закономерностям и действующих совместно для достижения поставленной цели. Целостность системы проявляется во взаимодействии с внешней средой как единого целого. Система как целое имеет свойства, которых нет у составляющих ее элементов, а внутренние связи между элементами сильнее и существеннее, чем связи с элементами внешней среды. Совокупность взаимосвязанных элементов системы образуют подсистему, которая в свою очередь является системой относительно образующих ее элементов. Т.О. сложная система объединяет подсистемы различных уровней и любая система является элементом или подсистемой системы более высокого порядка. Например, РФсубъект РФ- муниципальное образование/район субъекта- район города –улицадом-квартира с жильцами (семья)- человек.

Структура сложной системы бывает неочевидной и для ее построения следует применять специальные методы анализа, которые основываются на выявлении места элементов в системе.

Особенности системы: поведение системы зависит от поведения входящих в нее подсистем; система утрачивает свои свойства, когда ее разделяют на части; свойства подсистем при их исключении из системы теряются. Основные составляющие системы:

 

 
 

 
                                                 ПРОЦЕСС

 

 

                     Х1                                                                                                                Y

Х2

Х3

 

                     Вход                                               Выход

Х1 – объект некоторого процесса или операции, он определяет нагрузку системы (информация. Энергия, ресурсы);

Х2 – факторы внешней среды, оказывающие влияние на процессы системы и не поддающиеся прямому управленческому воздействию;

Х3 – правила организации и функционирования системы, ее цели, задачи, ограничительные условия;

Y – результат деятельности.

Система должна быть построена таким образом, чтобы необходимые процессы, например, разработка управленческих решений, в нужное время воздействовали по определенному закону на нужный вход. Система на выходе должна удовлетворять критериям стабильности и надежности.

Элементы (подсистемы) обладают эффектом эмерджентности и подчиняются законам синергии.

Эмерджентность – цели (функции) элементов не всегда совпадают с целями (функциями) самой системы.

Закон синергии: Сумма свойств системы не равна сумме свойств ее элементов. Эффективность функционирования системы не равна сумме показателей эффективности функционирования ее элементов. (Отрицательный эффект синергии – сумма показателей эффективности элементов больше эффективности работы всей системы).

Виды систем:

1) Физические (здания, люди) и абстрактные (гипотезы, планы, понятия);

2) Естественные (природные) и искусственные (3 подвида: машинные, человеко-машинные, социальные);

3) Открытые и закрытые;

4)Слаборавновесные, равновесные и сильно неравновесные – в зависимости от чувствительности к внешним воздействиям и способности перестроится под их влиянием, адаптироваться к изменениям;

5) Одноцелевые и многоцелевые.

В процессе разработки и принятия решения следует выявить все взаимосвязи и определить/предусмотреть возможное влияние решения на поведение всей системы, учитывая наличие совокупности факторов внешней среды, оказывающих влияние на процессы системы и не поддающиеся прямому управлению. Иными словами, при воздействии на одну из подсистем, следует просчитать вероятные последствия решения и для всех остальных подсистем и системы в целом. При этом процесс управления должен основываться на применении обратной связи между «входом» и «выходом».

Муниципальное образование с точки зрения системного подхода. Свойства МО как системы:

Состояние Статистическая характеристика, параметры и свойства МО как системы (численность населения, национальный состав, состояние инфраструктуры).  
Поведение Динамическая характеристика, способы и законы перехода из одного состояния в другое, изменение параметров (изменение численности населения за определенный период времени – необходимо для разработки планов развития инфраструктуры города).
Коммуникативность Характеристика интенсивности взаимодействия элементов системы с элементами внешней среды (научные, производственные, культурные и иные связи).
Устойчивость Связана с адаптивностью, т.е. возможностью МО как системы приспосабливаться к изменениям внешней среды (например, в условиях экономического кризиса).
Самоорганизация Проявляется в формах прямого волеизъявления граждан и в деятельности органов местного самоуправления.

 

Подсистемы МО (города):

- население;

- территория;

- градообразующая сфера (предприятия и организации);

- градообслуживающая сфера/ городское хозяйство (инженерная, транспортная, социальная сферы и пр.);

- управленческая подсистема (система органов местного самоуправления).

 

Целевой подход.

Цели – как желаемые состояния или результаты функционирования системы, достижимые в пределах некоторого временного промежутка. Они являются главным системообразующим фактором в любой социальноэкономической системе. Достижение генеральной цели должно осуществляться путем поэтапного достижения промежуточных целей, устанавливаемых путем ее декомпозиции (построения дерева целей).

По времени охвата выделяют цели: 

- оперативные (текущие;

- краткосрочные (до 1 года);

- среднесрочные (от 1 до 5 лет);

- долгосрочные (стратегические – от 5 до 15 лет).

Краткосрочные и среднесрочные – тактические.

С учетом информационного потенциала выделяют:

- постановка целей в условиях полной определенности внешней и внутренней среды;

- постановка целей в условиях неполной определенности;

- постановка целей в условиях полной неопределенности, т.е. риска. Свойства цели:

1) Иерархия, суперзависимость и согласованность – цели выставляются путем декомпозиции генеральной цели, поэтому процесс достижения той или иной подцели либо ослабляет либо усиливает процесс достижения других целей и генеральной цели в целом, добавление новой подцели или корректировка существующих должны осуществляться в комплексе с другими подцелями.

2) Обратное преобразование – по результатам обратной связи формируется новое множество задач, которое представляют в виде нового набора целей.

3) Недостижимость абсолютных значений – цель всегда необходимо ориентировать на динамику процесса, а не на абсолютные значения (например, экономический эффект от реализации решения выражается в росте объемов производства, выраженных в % от исходного результата, но их необходимо корректировать в случае изменений на рынке, в самой управляемой подсистеме и пр. факторов).

 

Декомпозиция целей управления муниципальным образованием (городом).

Генеральная цель МО – повышение качества жизни населения, привлекательности МО для проживания и развития бизнеса.

Цели II-го уровня:

• управленческая цель – соблюдение и совершенствование нормативноправовой базы, развитие самоуправления и повышение эффективности деятельности муниципальных органов управления;

• социальная цель – обеспечение общекультурного и профессионального развития личности, сохранение и поддержание здоровья населения, улучшение условий труда, быта и досуга населения, соблюдение принципов социальной справедливости;

• экономическая цель – планомерное развитие города в результате сбалансированного распределения бюджетных доходов, максимизация доходной части бюджета, увеличение объемов производства и повышение качества услуг, рост прибыли предприятий и организаций, эффективное использование муниципального имущества, развитие различных видов предпринимательской деятельности;

• градостроительная цель – комплексное формирование инфраструктуры города.

Критерий достижения цели выражается как показатель эффективности, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими альтернативами. Например, эффективность функционирования системы управления МО оценивается по следующим критериям:

- экономический эффект – увеличение объема производства продукции, увеличение налоговых поступлений в бюджет;

- социальный эффект – рост доходов населения, уменьшение разрыва между доходами различных категорий населения, повышение уровня занятости населения.

Пример иерархии целей:

Генеральная цель МО – повышение качества жизни населения, привлекательности МО для проживания и развития бизнеса.

 

Градостроительная подцель - совершенствование градообслуживающей сфера (городское хозяйство) – создание комфортной среды обитания.

 

Подсистемы и подцели :

- планировка и застройка города – строительство новых домов и объектов социального назначения – д/садов, школ, повышение привлекательности отдельных районов города для проживания за счет строительства развлекательных центров и пр;

- архитектурный облик города – сохранение фасадов старинных зданий и памятников архитектуры, использование новых технологий в отделке зданий и новых архитектурных решений;

- благоустройство территорий – строительство детских площадок на придомовых территориях, ремонт и выделение тротуаров и пешеходных дорожек, образование или облагораживание парков и лесопарковых зон;

- транспортная инфраструктура – разработка новых транспортных схем, строительство метрополитена или новых станций; закупка новых автобусов и пр.;

- инженерная инфраструктура (газ, электричество, свет, тепло) – ремонт и замена;

-озеленение – высадка деревьев и удаление опасных для людей деревьев, оформление придорожных зон и газонов и пр.

 

 

Процессныйподход.

Процесс – последовательная, логически упорядоченная смена во времени и пространстве следующих друг за другом моментов (стадий) функционирования и/или развития. С точки зрения процессного подхода, чтобы управлять процессами эффективно, необходимо представить процесс в виде модели. Моделирование бизнес-процессов – упрощенное отражение субъективного видения реально существующих в организации процессов с использованием графических, табличных, текстовых способов представления информации. 

Моделирование процессов в организации начинается с построения существующей модели организации работ «AS-IS» («Как есть»), которая позволяет выявить недостатки и проблемные зоны. Цель построения модели «ASIS» («Как есть») – выявление ненужных и неэффективных работ, дублируемых, неуправляемых и не обеспеченных ресурсами работ. Устранение проблемных зон приводит к построению модели «TO-BE» (Как будет»), отражающей новую организацию процессов. Данная модель многовариантна, она может предполагать: частичное преобразование, новую организацию процессов (реинжиниринг) или выдавать пессимистический вариант – то есть в организации ничего нельзя изменить для улучшения ситуации.

Реинжиниринг – фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование процессов для достижения существенных улучшений (в бизнесе – в таких показателях как результативность, затраты, качество и уровень обслуживания, оперативность реагирования на изменения).

 

Ситуационныйподход.

Ситуационный подход возник на базе системного подхода в конце 60-х годов XX в. Предполагает управленческое реагирование на отдельно взятую ситуацию. Ситуационный анализ отдельно взятой ситуации предполагает определение ситуационных переменных (основных факторов, оказывающих существенное влияние на развитие ситуации), выделение предполагаемых последствий, разработку на их основе сценариев возможного развития ситуации и возможных последствий решения, их оценку и принятие решения на основе полученных данных.

Соответственно, с точки зрения данного подхода невозможно разработать стандартных алгоритмов разрешения ситуаций, поскольку, даже если ситуации кажутся сходными, это может всего лишь казаться, то есть они могут отличаться ситуационными переменными. Поэтому то, что сработало тогда, не обязательно сработает сейчас.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...