Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ИЗ МАЛОИМУЩИХ СЕМЕЙ




Одной из главных проблем потенциально одарен­ных детей в малоимущих семьях является их почти не­избежно низкая самооценка. Они живут в ожидании не­удач и в конце концов не могут их избежать. К сожале­нию, такие дети чаще сталкиваются с проблемами фи­зического развития, чем их более благополучные сверстники, а психологические проблемы у них при­обретают особую остроту. В бедных семьях воспита­ние, равно как и интеллектуальная стимуляция, чаще всего находятся не на должном уровне.

В семьях с низкими доходами число так или иначе проявляющих свою одаренность детей, скорее всего, меньше числа потенциально одаренных, поскольку их повседневная действительность не дает им тех возмо­жностей, которые доступны детям из среднего и высше­го социоэкономического слоя.

В очень похожем положении оказываются одарен­ные и талантливые дети, имеющие сенсорные или физи­ческие недостатки: они, вероятнее всего, останутся не­замеченными или будут отмечены как потенциально, а не явно одаренные. Тот или иной недостаток разви­тия порой заслоняет способности и таланты. И только когда недостаток в какой-то степени компенсирован или смягчен, может проявиться действительная ода­ренность.

Учителя детей, имеющих сенсорные или физические недостатки, не подготовлены для работы собственно с одаренными детьми. Тем не менее одно из преиму­ществ их подготовки заключается в том, что они умеют вести диффренцированное обучение и составлять инди­видуальные учебные программы. Данная стратегия и методы могут быть применимы в обучении здоровых одаренных детей.

 

2.ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Лета Холлингуорт (1923, 1926, 1931, 1936, 1942) вне­сла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально одаренными людьми. Педагогам и родителям необходимо учитывать эти проблемы при составлении программ для одаренных детей.

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появ­ляется оттого, что учебная программа скучна и неинте­ресна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учеб­ный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность. Одаренные дети, отвергая стан­дартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

Погружение в философские проблемы. Для ода­ренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо боль­шей степени, чем для среднего ребенка.

Несоответствие между физическим, интеллек­туальным и социальным развитием. Одаренные дети ча­сто предпочитают общаться и играть с детьми старше­го возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физиче­ском развитии.

Список этот был продолжен другими исследовате­лями. Уитмор (1980), изучая причины уязвимости ода­ренных детей, привел следующие факторы.

1.Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потреб­ность совершенства. Они не успокаиваются, не достиг­нув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

2.Ощущение неудовлетворённости. Такое отноше­ние к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетво­рены, отсюда — ощущение собственной неадекватнос­ти и низкая самооценка.

3.Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возмо­жности достичь их, они начинают переживать. С дру­гой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

4.Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к крити­ческому отношению не только к себе, но и к окружаю­щим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто вос­принимает слова или невербальные сигналы как прояв­ления неприятия себя окружающими. В результате та­кой ребёнок нередко считается гиперактивным и отвле­кающимся, поскольку постоянно реагирует наразного рода раздражители и стимулы.

5.Потребность во внимании взрослых. В силу при­родной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раз­дражает жажда такого внимания.

6.Нетерпимость. Одаренные дети нередко с не­достаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут от­талкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...