Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы психологические предпосылки обращения к ускорению?




Одной из бросающихся в глаза особенностей интеллектуально одаренных детей является их раннее речевое развитие. В силу разных причин эти дети понимают большее количество слов и больше сообщений. Отсюда быстрота в схватывании сущности, смысла, характерная для них. Как следствие, такие учащиеся способны усваивать учебную программу с высокой скоростью.

Имеются основания считать, что когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию. Быстрое схватывание, великолепное запоминание информации, сила обобщения, любознательность и независимость суждений под влиянием уже освоенной скучной учебной программы тратятся вхолостую. Следующая аналогия дает возможность почувствовать необходимость стратегии ускорения.

Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка по ошибке помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников в самых разных проявлениях, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.

Приведенное описание - лишь аналогия. Как показывают многие исследования, существуют различия между ситуацией с обучением нормального ребенка в классе для детей с задержкой умственного развития и той, где одаренный ребенок учится в обычном классе. Дело в том, что учитель, получивший специальную подготовку для работы с умственно отсталыми детьми, гораздо легче заметит нормального ребенка в своем классе, чем обычный учитель выделит одаренного в обычном классе.

Значительная часть проблем детей с высоким интеллектом в обычном классе определяется тем, что они легко справляются с учением и поэтому могут не привлекать к себе внимания, создавая у учителя впечатление, что их интеллектуальные потребности удовлетворены. Однако неожиданный бунт ученика или жалобы родителей могут обнаружить, что это далеко не так.

Все специалисты сходятся на том, что в каком-либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Также единодушны они в том, что ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Очевидно, не сопровождаемое какими-то еще изменениями в программе, ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.

Многолетние исследования, проведенные рядом психологов, показали, что ускорение способствует развитию интеллекта и обычно не наносит вреда в сфере общения (отмечаемые иногда трудности во взаимоотношениях с окружающими, по мнению тех же психологов, могли проявляться и до ускорения, а без него, возможно, были бы еще более выражены).

Судя по всему, при правильно проводимом ускорении отрицательные последствия редки. Это не исключает отдельных случаев, когда нагрузка становится непомерно большой, не соответствует ни способностям, ни физическому состоянию ребёнка. Возможно также сильное давление со стороны родителей на ученика или же нереалистически высокие притязания самого ребёнка, что может стать источником разочарований, трений с учителем или одноклассниками.

Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построены с использованием ускорения, следующие: учащиеся должны быть определенно заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использовано ускорение; дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане; необходимо согласие родителей, но необязательно их активное участие.

Считается, что ускорение - наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.

Рассмотрим некоторые из организационных форм ускорения, их положительные и отрицательные стороны и рекомендации, позволяющие эффективно использовать их.

-Ранний приём в школу

Этот вид ускорения вызывает двойственное отношение со стороны учителей, родителей и специалистов по детской одаренности. С одной стороны, есть данные исследований о том, что ранний прием в школу выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения. С другой стороны, пишут о возможных отрицательных последствиях, прежде всего в эмоциональном развитии детей, в их отношениях с окружающими. Видимо, ранний прием в школу должен проводиться исключительно тщательно, на основе комплекса показателей и только в таких случаях, когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка. Во внимание необходимо принимать вид и содержание образовательных программ, которые предлагаются в школе.

Ранний прием в школу весьма желателен для одаренных девочек, так как они часто проявляют готовность к школе раньше, чем мальчики, а также потому, что их не очень привлекает ускорение, которое можно использовать впоследствии (девочки более чувствительны к сложившимся взаимоотношениям с одноклассниками).

От раннего приема в школу много выигрывают одаренные дети из семей с низким образовательным уровнем. Что способствует успешному обучению при раннем поступлении в школу?

Прежде всего, необходимо провести всестороннюю психологическую оценку развития познавательных процессов ребенка, его знаний и социально-эмоциональной зрелости. Уровень умствен­ного развития должен быть выше среднего для I класса, при этом ребенок должен продемонстрировать достаточно высокое развитие навыков.

У ребенка не должно быть серьезных адаптационных проблем. Он должен показать свое желание учиться. Предпочтение при раннем приеме надо оказывать тем, кто легко приспосабливается к групповой деятельности или имеет друзей в классе, в который хочет поступить.

Нельзя игнорировать здоровье ребенка и уровень развития координации движений. Ребенок должен обладать как хорошими навыками в мелких движениях, так и развитой общей моторикой, чтобы принимать участие в общих играх.

Следует определить, не оказывали ли родители чрезмерное давление на ребенка. Родители должны быть за раннее поступление, но именно ребенок должен хотеть идти в школу. Учитель, принимающий такого ребенка, должен положительно относиться к идее раннего приема и иметь желание помочь ребенку найти себя в новых условиях.

-Ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса.

Попытки такого рода целесообразнее на этапе начальной школы (в средней школе предпочтительны другие формы). Основной трудностью при этом является разнообразие индивидуальностей в одном классе. В обычном классе начальной школы учитель работает с тридцатью учащимися, а иногда и с сорока пятью! Частичная индивидуализация программы некоторых детей под силу лишь энергичному, увлеченному педагогу с опытом и высокой квалификацией.

Тем не менее иногда учитель может организовать индивидуализацию обучения для нескольких одаренных учеников. Это бывает лишь в тех случаях, когда учащиеся способны работать самостоятельно и увлечены предметом. Желательны поддержка родителей и их участие в реализации программы. При выполнении этих условий ускоренная программа может быть в определенной степени воплощена. Однако такая форма наименее эффективна.

- Занятия старшем классе

Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми более старшего возраста. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, способен по чтению быть во II, III, даже в IV классе. Такая форма эффективна в том случае, если в начальной школе стремятся учитывать индивидуальные различия учащихся. Подобный перевод может быть и весьма умеренным - посещение уроков в параллельном классе, где обучают несколько иначе.

Занятия в более старшем классе дают эффект только при условии, что в них вовлечен не один ребенок. Посещение более старшего класса может быть разрешено группе детей, что требует согласованной работы двух-трех учителей.

Главнейшая проблема в работе с наиболее восприимчивыми к учению детьми - это обучение знаниям и навыкам на том уровне и с такой, скоростью, которые мотивировали через класс учащихся. Тогда новый материал прочно усваивается и применяется в других, проблемных ситуациях. Когда же задача слишком легка, таким детям скучно и они теряют интерес к учению.

-Перепрыгивание через класс

Одна из возможных педагогических тактик - перевод учащихся через класс. Так как ребенка, превосходящего соучеников в умственном отношении, очень трудно развить при обучении вместе со всеми, то перевод его через один или два класса часто создает условия для занятий с оптимально близкой ему скоростью и сложностью материала. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников. Хотя учителя нередко выражают свою озабоченность по поводу возможных эмоционально-социальных проблем перевода через класс, исследования показали, что это опасение чаще всего преувеличено. Нас должны прежде всего заботить вредные последствия пребывания одаренного ребенка в «петле» возрастного ценза.

Исследования по проблеме «перепрыгивания» через классы позволили сделать следующие обобщения. Нет фактических доказательств социально-эмоциональных проблем, дискомфорта и пробелов в обучении при «перепрыгивании» через класс. Проверка учащихся и опросы их родителей свидетельствуют, что эта практика имеет гораздо больше положительных последствий, чем отрицательных.

По-видимому, такая форма ускорения могла бы быть использована для удовлетворения потребностей одаренных детей гораздо чаще.

-Профильные классы

Имеются в виду классы со специализацией учебных программ и отобранным составом учащихся. В этих классах одни или несколько предметов проходят в более быстром темпе, по более сложной программе. Такой вид ускорения хорошо подходит учащимся с выраженной расположенностью к какой-нибудь области знаний - математика, химия, биология, иностранный язык.

Специализированные классы используются чаще всего на старшей ступени обучения, когда интересы и способности подростков в значительной мере определились и они уже ориентированы на будущую профессию.

Следует учитывать и отрицательные стороны, связанные с распространением таких классов.

Так, из-за преувеличенного внимания к специальным предметам могут страдать эмоциональная и общеобразовательная стороны развития, что особенно часто выражается в пренебрежительном отношении к предметам гуманитарного цикла (число часов, отводимых на них, бывает недостаточным).

Другой недостаток таких классов сказывается со временем, т.е. носит отсроченный характер, и связан с тем, что высшие учебные заведения, как правило, не имеют специальных программ для продвинутых студентов. Поэтому выпускников спецклассов может поджидать в вузе повторение азов, что во многом обессмысливает их усилия в старших классах, оставляет невостребованным уровень их подготовки.

Психологи отмечают еще одну уязвимую сторону специализированных классов. Дело в том, что быстрое продвижение по всей программе профильного предмета может препятствовать углубленному изучению материала, который наиболее интересует одаренного подростка. Это может мешать развитию умений самостоятельно учиться и определять направление своих занятий. В таком классе темы, виды деятельности и направляются, и выбираются учителем, и при такой учебной программе могут не поощряться творческие задания, требующие времени.

Следует также обратить внимание на то, что учащиеся с высоким умственным развитием - не всегда самые быстрые (как уже говорилось выше). Для некоторых из них ускоренный темп продвижения может не соответствовать складу их ума и их «познавательному стилю».

И все же специализированные классы (как и школы) - одно из лучших решений проблемы обучения одаренных детей. Однако и они могут не удовлетворять познавательных потребностей таких учащихся полностью.

-Радикальное ускорение

Имеется в виду особое ускорение, доказавшее свою эффектив­ность при обучении тематически одаренных детей. Эта стратегия активно используется в специальной программе Университета Джонса Хопкинса (Балтимор, США), разработанной профессором Джулианом Стенли. Программа была начата более двух десятилетий назад как экспериментальная и превратилась в общенациональную с мировой известностью. В ней предлагается много ускоренных курсов по выбору для школьников начиная с VII—VIII классов. Для учащихся, показавших наиболее высокие способности по математике, предусмотрена, в частности, возможность заниматься по университетской программе. Так, один из учеников начал занятия в университете в VI классе. В 15 лет он стал самым молодым докторантом этого университета.

Выше мы познакомились с российской девочкой, ученицей IV класса, которая успешно сдает зачеты на филологическом факультете университета по ряду языковых дисциплин.

Если таким детям не предлагать ускорения, то они на уроках предаются мечтам или приводят в замешательство учителя, демонстрируя свои познания в классе, или просто не посещают занятий. В результате часто приглушаются их незаурядные способности.

-Частные школы

В нашей стране практика частных школ еще очень мала. Однако мировой опыт показывает, что они позволяют высокоэффективно обучать далеко продвинутых в умственном отношении детей. В таких школах болеесклонны использовать ускорение для того, чтобы обучение соответствовало уровню способностей учащихся. Есть и специальные частные школы для одаренных.

Одна такая школа была основана в 1957 г. в США. Обучение начинается с 5 лет и может вестись на шести языках, помимо английского. Все учащиеся должны выучить хотя бы один иностранный язык так, чтобы бегло говорить на нем, знать культуру, литературу и историю соответствующей страны. История считается важнейшим предметом, объединяющим все, что касается общественных наук, и ее изучают 6-7 лет. Ускорение является особенностью учебных программ, причем учащийся может сдать экзамен по предмету в любое время, если у него уже есть достаточные знания. Школа позволяет учащимся к 14-15 годам сделать выбор относительного того, что каждого из них привлекает больше всего.

-Раннее поступление в ВУЗ.

Раннее поступление в вуз является естественным продолжением общей стратегии ускорения. Оно может быть результатом раннего поступления в школу, «перепрыгивания» через классы и сочетания того и другого или не зависеть от этого.

В целом раннее поступление оценивается благоприятно в плане академических успехов, но требует от преподавателей вуза дополнительных усилий для помощи «малолеткам». Необходимо предусмотреть психологическую поддержку для предотвращения сложностей адаптации. Именно социально-эмоциональные проблемы вызывают наибольшие опасения у родителей и педагогов при использовании этой формы ускорения.

Как показывают данные психологов, при правильной организации такой работы у юных студентов происходят положительные изменения в личностном развитии: они становятся более независимыми, проявляют больше самоконтроля и самодисциплины, приятия самих себя, чем их сверстники с высоким интеллектом, обучающиеся в школе. Это не исключает того, что некоторые из них могут испытывать затруднения в адаптации к новому окружению и требованиям. Именно поэтому решение о раннем поступлении в вуз должно приниматься с учетом всех обстоятельств.

Исследователи, изучавшие эффективность форм ускорения на всех возрастных этапах, единодушны в том, что оптимальный результат достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. «Чистое» ускорение в какой-то степени напоминает скорую медицинскую помощь, снимая некоторые «срочные» проблемы развития незаурядных детей, но не предоставляя возможности удовлетворить их основные познавательные потребности. Поэтому редко используется только ускорение. Как правило, учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий - ускорения и обогащения.

Обогащение обучения.

Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше. Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали, что обогащение, без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении сохраняется у большинства современных специалистов.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознания, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.

В некоторых случаях обогащение дифференцируется на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.

Важное значение имеет обогащение, ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся. Здесь находят свое отражение основные психологические подходы к пониманию интеллекта и познавательной деятельности. После работ Дж. Гилфорда принято учитывать, что одни факторы интеллекта характеризуют выполняемые умственные операции (запоминание, оценочные операции), другие - особенности материала (образного, символического), третьи - получаемый продукт, или результат, мышления (классификация, определение последствий). Эта «трехмерная» модель вдохновила на разработку соответствующих методов обучения.

Психологи очень много внимания уделяют процессу решения задач, проблемному обучению. Проблемный подход к обучению школьников безотносительно к их уровню интеллектуального развития представлен в работах А.М.Матюшкина.

Когда речь идет о решении задач, имеют в виду общий подход к развитию умений рассуждать, что включает умения:

выявить проблему;

проанализировать различные варианты ее решения;

оценить достоинства каждого варианта;

обобщить все найденное и т.д.

Развитие этих умений связано как с исследовательскими умениями, так и с умениями критически мыслить.

Умения решения задач могут даваться и вне конкретных дисциплин, вводиться как бы в чистом виде (в соответствии с идеями Э.деБоно). Такое усвоение общего отношения к задаче предполагает и особую подготовку к переносу выработанных умений на конкретные ситуации и учебные предметы.

Когнитивная психология, объясняющая человеческое познание через процессы обработки информации, аналогичные компьютерным, вселила надежду на развитие новых сторон мышления.

Учебные программы, рассчитанные на развитие познавательных процессов, включают разные виды игровой активности: шахматы, математические и логические игры, моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр.

Многие теоретические и практические находки отечественной педагогической психологии и дидактики хорошо согласуются с потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении детей. Это идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В.В.Давыдов); упомянутый выше проблемный подход к обучению (А. М. Матюшкин и др.); использование опорных схем и сигналов (В.Ф.Шаталов); использование укрупненных дидактических единиц (П.М.Эрдниев).Все эти подходы должны быть исследованы применительно к ситуации обучения одаренных детей.

Обогащение обучения может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах, синектика и т.д. Занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик творцов, могут включать упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию и т.п.

Программы обогащения, ориентированные на дополнительный материал и более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций. Примерами таких программ являются учебные мини-курсы по темам, проблемам или отдельным навыкам. Тематические мини-курсы выводят учащихся за рамки стандартных учебных предметов, предлагая такие области знания, как антропология, мифология, голография. Приведем краткое описание одного из таких мини-курсов.

Антропология: мини-курс для одаренных (IV-VI классы).

Задачи:

1.Достичь общего понимания сущности антропологических исследований.

2.Обучиться терминологии, необходимой для понимания антропологии.

3.Познакомиться с этнографическими методами изучения культуры.

4.Обсудить обычаи, разделение труда, религиозные ритуалы западноафриканской культуры в моделирующей деятельности.

5.Дать анализ различий между обществами с высокой технологией и крестьянскими сообществами.

6.Сравнить практику воспитания и обучения детей у жителей мексиканской деревни, китайских крестьян, южных индейцев и в современной России.

Мини-курс рассчитан на 6 недель, по 1 часу в неделю.

Проблемные мини-курсы требуют междисциплинарного подхода, что соответствует характеру познавательных потребностей одаренных. Так, проблема борьбы добра и зла может включать изучение философских концепций, литературных произведений, произведений живописи, кинолент.

Вот краткий перечень междисциплинарных проблем, которые можно предложить для обсуждения; межнациональные отношения; загрязнение окружающей среды; войны: их причины и последствия для человечества; разное понимание справедливости; эволюция понимания того, что такое «прекрасное»; новые технологии и развитие мирового сообщества; роль женщины в развитии общества; этика и наука.

В мини-курсах, посвященных конкретным навыкам и умениям, проводится обучение работе с компьютером, умению печатать, рисовать или чертить, публично выступать. Это могут быть курсы по языкам (древние или современные иностранные языки), уроки игры на музыкальных инструментах. Обычно в школах это реализуется в форме кружков и факультативов.

Обогащение содержания обычно предусматривается в учебных программах классов с углубленным изучением отдельных предметов, т.е. так называемых профильных классов, о которых уже шла речь ранее.

Хотя имеется много данных, характеризующих одаренных детей как хорошо приспосабливающихся, самостоятельных, более социально зрелых, тем не менее большинство педагогов рекомендуют программы, относящиеся к социально-эмоциональной сфере.

Эти программы могут ориентироваться на разные цели и быть корректирующими, развивающими или интегративными. Корректирующие программы создаются для тех одаренных детей, которые испытывают эмоциональныеили поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы; в них используются такие виды упражнений, как ролевой тренинг, тренинг сензитивности, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на направленные на обсуждение жизненных ценностей исвязанные с исследованием проблемы самоактуализации.

Американский педагог Дороти Сиск, например, полагает, что обсуждение жизненных ценностей важно для одаренных детей из-за их высокоразвитых умений рассуждать, повышенной чувствительности к несправедливости и противоречиям. Поэтому курсы, в которых сочетаются эмоциональные и познавательные стороны, рассматриваются как весьма желательные для таких учеников. Они помогают: делать осознанный выбор; искать альтернативы в ситуациях выбора; взвешивать последствия каждого выбора; утверждать то, что значимо для этих детей; оценивать и совершенствовать свой образ жизни. Программы по самоактуализации основываются на традиционных проблемах гуманистической психологии и, согласно данным исследований, положительно влияют на самооценку и межличностные отношения.

Используются также и чисто учебные курсы для развития аффективной и нравственной сфер. Так, изучение истории науки, курсы по сравнительной антропологии, социологии, религии, литературе дают хорошие возможности для обсуждения этических проблем, нравственных ценностей. Курсы по истории искусства, музыки, естественно, обогащают эстетически и эмоционально.

Программы «вырывания» предполагают, что определенное время незаурядный ребенок занимается не в своем обычном классе по традиционной программе, а в группе таких же детей по особо разработанной программе под руководством специально подготовленного учителя.

В этих условиях ученик может проводить от одного урока в неделю до одного полного дня в неделю. Программы, которые предлагаются в этом случае, также сильно варьируются - от занятий по развитию мышления, воображения и других познавательных процессов до работы над собственными проектом. Чаще всего такие занятия проводятся в той же школе, объединяя детей из разных классов в отдельном помещении - комнате, или центре, обогащения.

Этот вариант помогает решить проблему детей, которые при поступлении в школу уже хорошо читают или считают, но еще не овладели, например, письмом и не могут бы переведены в более старшие классы. Специально разработанные программы в комнате обогащения предотвращают скуку на уроках, где ребенку все хорошо известно. По индивидуальной программе могут заниматься и учащиеся средних классов, достигшие высокого уровня развития по каким-то отдельным предметам и имеющие базу для выполнения своего проекта или исследования.

Для средних и старших классов возможен и другой вариант – обучение в центре обогащения в местном институте (университете), вычислительном центре.

Программы «вырывания» представляют интерес для небольших городков и поселков, где не набирается достаточное количество детей для открытия специального класса. Они широко распространены в США, как наиболее легкие для организации, быстро адаптируемые к запросам детей, родителей, школ. Это весьма соблазнительный путь в условиях нашей страны. Однако он имеет несколько недостатков.

Как показали исследования психологов, такая форма обучения:

не отвечает полностью потребности особо продвинутых детей в постоянной работе на качественно ином уровне и по всем предметам; эта потребность признается во время занятий по программе «вырывания», а в остальное время она как бы забывается;

создает в большинстве случаев трения с учителями в обычной школе, которые выдвигают дополнительные требования к одаренному (например, сделать все, чем занимался класс во время его отсутствия);

требует больших затрат, чем полное обучение в специальных классах;

трудно поддается последующей реорганизации.

Некоторые исследователи убеждены, что эта форма должна уйти из практики обучения. Такой вывод представляется несколько поспешным, так как при хорошо налаженном сотрудничестве между учителями школы и учителем для одаренных возможна индивидуализация обучения таких детей в рамках основной учебной программы. Видимо, необходимы поиски модификации этих программ, удовлетворяющих ряд потребностей одаренного ребенка.

В качестве комнаты, или центра, обогащения можно использовать школьную библиотеку.

Большой опыт организации подобного рода работы - «творческой комнаты» - накоплен у нас учителем-новатором И.П.Волковым, который уловил потребность учащихся испытать себя в разных областях науки, искусства, в ремеслах.

Еще одна эффективная организационная форма – интенсивные зимние и летние программы, которые отличаются стилем, целями и методами обучения от традиционных занятий в школе. Биографические исследования, ретроспективные опросы показывают, что даже одноразовое участие в такой хорошо организованной программе может оказать сильнейшее влияние на последующую жизнь особо восприимчивого ребенка.

Летние и зимние программы имеют разнообразные цели, задачи, содержание, могут быть предназначены как для строго определенного возраста, так и для разновозрастной аудитории. Выделяется три типа таких программ.

Первый тип ориентирован на расширение кругозора. Сюда входят посещения музеев, выставок, заповедников, знакомства с историческими достопримечательностями, культурными традициями. Такого рода программы особенно важны для детей из сельской местности, но не помешают и учащимся из самых больших городов.

Второй тип программ нацелен на самопознание, на открытие в себе новых интересов, способностей и их граней. У одаренных детей довольно часто происходит раннее выделение сферы интересов и усиленное развитие только этого интереса и соответствующих способностей. В результате формируется ограниченный взгляд на самого себя. Другой вариант: если на протяжении учебного года идет интенсивная работа по какому-то одному направлению, то у ребенка может возникнуть чувство неудовлетворенности от того, что какая-то из склонностей остается без применения. Наконец, реален случай, когда предпочтения вообще еще не проявились. Летняя программа с набором разных по типу и содержанию занятий (компьютеры и танцы, экология и керамика, риторика и рисование) помогает детям лучше узнать себя, свои интересы, способности. Один из принципов такой программы - обязательные занятия по всем предметам на протяжении определенного времени, а затем возможность выбрать что-то для более глубокого изучения.

Последний тип такой программы достаточно хорошо известен – это углубленное изучение избранного предмета, возможность полностью погрузиться в него, разделить свои интересы с другими и поработать под руководством специалистов высокого класса. Здесь также возможны разные подходы к какой-то проблеме, сосредоточение на развитии определенных процессов, творческого мышления, коммуникативных умений, воображения, на овладении этапами решения изобретательских задач.

Сопоставление стратегий ускорения и обогащения показывает, что они могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач.

УЧИТЕЛЬ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ

Впредыдущих вопросах был представлен целый набор характеристик, который выделяет детей с выдающимся интеллектом в отдельную группу, нуждающуюся в обучении по специально разработанным программам. Исследователи обнаружили, что такие учащиеся больше всего теряют, недополучают из-за несоответствующих условий обучения. Так около 30% отчисленных из школ (за неспособность, неуспеваемость и даже глупость) составляют дети одарённые и сверходаренные (А.М.Матюшкин и Д.Сиск, 1988).Эта цифра относится к американской школе. Согласно данным, полученным у нас в стране, довольно частые конфликты с учителями сопровождаются у высокоинтеллектуальных школьников острыми отрицательными эмоциями. Причины конфликтов связаны как с личностными качествами учителей, так и с их профессиональной подготовкой.

Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности, и познавательным стилем, и сферами интересов. Следовательно, как уже говорилось выше, программы для них должны быть индивидуализированы. Стремление к совершенству (перфекционизм), склонность к самостоятельности и углубленной работе этих детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.

По силам ли задачи изменений в содержании, процессе, результатах и атмосфере обучения не подготовленному к этому учителю? Чаще всего нет.

Данные исследований подтверждают ответ, подсказанный здравым смыслом:

неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей;

не подготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять);

иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, ведь те создают определенную угрозу учительскому авторитету;

неподготовленные учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально для одаренных. Как показали зарубежные исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе.

Да не в одном! Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это: учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающий интерес к предмету;

учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...