Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 3: Специальная одарённость: виды, диагностика, развитие
1.Творческая одарённость. 2.Социальная одарённость. 3.Математическая одарённость.
Литература: Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.; Воронеж, 2007. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. - М., 2007.
1. До сих пор продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность, является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Другие исследователи доказывают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Творческая одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Креативность - творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривается как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижениях. Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Дети, обладающие художественной одаренностью, уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников. 2.Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с людьми. Подобное, целостное по сути, определение просуществовало недолго, т.к. очевиден комплексный характер этой способности. Структура социальной одаренности: 1. социальная перцепция; 2. просоциальное поведение; 3. нравственные суждения; 4. организаторские способности. Социальная одарённость выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, т.е. проявлять лидерскую одаренность. Социальная одарённость требует умственного развития выше среднего уровня.
Структура математических способностей: 1. Получение математической информации. Способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи. 2. Переработка математической информации: Способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений числовой и знаковой символики; Способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий; Способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий; Способность мыслить свернутыми структурами; Гибкость мыслительных процессов в математической деятельности; Стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений; Способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли. 3. Хранение математической информации: Математическая память - обобщённая память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 371. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |