Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КРИЗИС, КОТОРОГО НЕ ИЗБЕЖАТЬ




Таким образом, мы обсудили кризисы, вызываемые, условно говоря, «экзогенными» причинами — неблагоприятной внешней обстановкой. Кризис как естественная, закономерная, всеобщая форма смены одного стабильного состояния другим характеризует многие психические процессы, в том числе и некоторые периоды развития детской одаренности.
Нами замечено, что возрастной подростковый кризис одаренных детей всегда сопровождается кризисом одаренности. Это происходит даже в том случае, когда подростковый кризис протекает плавно, незаметно, внешне благополучно. Такой неизбежный кризис одаренности в подростковом возрасте приобретает обычно одну из трех описанных форм. Он проявляется либо раздельно кризисами креативности, интеллектуальности, мотива достижений, либо их комбинацией.
Очень точно подметил это состояние один тринадцатилетний мальчик. Он сказал: «Не трогайте меня, я окуклился». Окукливание сопровождается метаморфозом — глубокими перестройками организационной структуры. Никто не знает, как внутри этой куколки гусеница превращается в бабочку, но известно, что до и после метаморфоза живое существо бывает достаточно адаптивно и мобильно, может перестраиваться, приспосабливаться, выдерживать нагрузки и стресс. В состоянии метаморфоза куколка не может реагировать на воздействия гибко и адекватно. Она либо не реагирует совсем, либо погибает.Эта натуралистическая метафора очень точно отражает состояние детской одаренности в период подросткового кризиса. Вероятнее всего, в этот период она подвергается глубоким перестройкам и формируется во взрослую одаренность. У некоторых детей такой «период молчания» занимает 2–3 месяца, у других — 2–3 года. После этого почти внезапно подросток начинает демонстрировать вполне зрелую одаренность, иногда шокируя окружающих, если они оказались не готовы. Из куколки вылетает бабочка. У некоторых же детей такой «период молчания» затягивается на всю жизнь. Воздействия на гусеницу или куколку оказались столь деструктивными, что она погибла. В случае с насекомым виноватыми оказываются хищники, град или кислотный дождь. А кто виноват в нашем случае? Стоит ли нагружать подростка пятидесятистраничным рефератом по инверсии координатной плоскости, может лучше сходить с ним в поход? Вот для этого и нужны специалисты в области детской одаренности, чтобы они могли дать квалифицированную индивидуальную консультацию — что, сколько, когда и с кем.Итак, как видим, главной остается проблема образования для одаренных детей. Каким должно быть образование, чтобы оно развивало личность одаренного ребенка, а не некоторые черты его одаренности? Интенсифицируя, ускоряя, усложняя учебные программы, мы забываем базовый принцип построения образовательных программ для одаренных детей — принцип ответственности за их будущее. Плохо совсем не черпать воду из колодца, но еще хуже вычерпать все до дна, разрушая родник. В обоих случаях источник не выживет.



Тема5. Методы диагностики одаренности

Вопросы:

1.Психодиагностика применительно к одарённости.Одарённость и тестирование.

2.Методические подходы к выявлению разныхвидов одарённости:

-психомоторная одарённость и методы её диагностики;

-интеллектуальная одарённость и методы её диагностики;

-академическая одарённость и методы её диагностики;

- творческая одарённость и методы её диагностики;

-одарённость в сфере общения и методы её диагностики.

3.Факторы, влияющие на качество психодиагностического обследования.

4.Неформализованные методы диагностики.

5.Психологический тренинг для выявления «скрытой» одарённости.

Литература:

Ревеш Г. Ранние проявления одаренности и ее узнавание. - М., 2004.

Савенков А.И. Детская одаренность: Теоретические основы развития. -М., 2006.

Способности и интересы / Под ред. Н. Д. Левитова, В. А. Крутецкого. - М., 2002. Савенков К.Р. Детская одаренность в детском саду и школе.-М.2000.

1. Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как одаренного или неодаренного значит искусственно вмешаться в его судьбу.Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека.Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

Принципы выявления одаренных детей:

1) комплексный характер оценивання разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюденне за поведеннем данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ поведения ребенка в.тех сферах деятельности которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам.

4) использование треннинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические«преграды» ;

5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности 

6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

7) преимущественная опора опора валидные методы диагностики:

-наблюдение;

-беседа;

-эксперимент;

-анализ продуктов деятельности.

2.Так же, как и в типологии одаренности, в определении методических подходов к выявлению разных видов одаренности существуют разногласия.

Одни психологи пытаются рассматривать конкретные виды деятельности, в которых проявляются незаурядные способности личности (математика, музыка, живопись и т.д.). В соответствии с этим дифференцируют математическую, музыкальную и другие виды одаренности, не анализируя всю систему способностей личности в целом. Для диагностики этих «профессиональных» видов одаренности используются либо специализированные тесты, либо некоторые системы заданий, разработанных педагогами-практиками, много лет работающими в этой области.

Другие психологи анализируют способности более общего плана, не связанные столь тесно с конкретными областями науки, искусства, с различными формами профессиональной деятельности.

Психомоторная одарённость

Повышенная двигательная активность, динамичность, овладение сложными координированными движениями, настойчивость, азартность в достижении цели, желаемого качества движения, ловкость, точность, пластичность и т.д.- все это характеристики психомоторной одаренности.

Все эти качества присущи людям, которые хорошо физически развиты, имеют повышенный интерес к двигательной активности. У таких людей высокая способность произвольного управления движением, саморегуляцией ими.

Психологи отмечают и такую особенность: моторно одаренные не «осваивают» отдельные элементы движения, а, осуществив обобщение, быстро учатся новому движению в целом.

Характерной особенностью является наличие у одаренных людей внутреннего высокого эталона, с которым они сравнивают свои результаты деятельности

Психомоторная одаренность тесно связана со скоростью, точностью, ловкостью движений, кинестезически-моторной и зрительно-моторной координацией и т.д..

Стандартизированные тесты на перцептивно-двигательное развитие позволяют оценивать различные параметры моторного развития: темп, ритм, координацию движений, скорость реакции.

Среди наиболее известных зарубежных психомоторных тестов выделяют следующие:

Тест Пуардьесостоит из 11 субтестов и предназначен для оценки перцептивно-двигательных способностей. Оцениваются такие параметры двигательного развития, как направленность реакций, перцептивно-двигательная координация.

Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда включает два типа заданий, для выполнения которых необходимы специальная доска с отверстиями, небольшие стержни, металлические колечки, пинцет, шурупы и отвертка. В первой части теста испытуемый должен с помощью пинцета поместить стержни в отверстия доски, а затем надеть на каждый из них колечки. При проведении второй части теста испытуемого просят помещать в отверстия с резьбой небольшие шурупы и завинчивать их с помощью отвертки.

Тест на основные двигательные навыки Д.Арнхейма и У.Синклераможет проводиться с детьми от 4 до 12 лет. Он направлен на оценку способностей ребенка координировать работу глаз и рук, контролировать или регулировать движения разной амплитуды.

Тест на зрительно-двигательную координацию К.Берри не требует специальной аппаратуры, для его выполнения необходимы только бумага и карандаш. Ребенка просят воспроизвести 24 рисунка, сложность которых постепенно возрастает.

При диагностике психомоторных способностей широко используются также тест ловкости пальцевО’Коннора, миннесотский тест скорости манипулирования, тест ловкости Стромберга и др.

Проблема выявления и оценки психомоторных способностей интенсивно разрабатывается в спортивной психологии, а также в связи с задачами профотбора.

 

Интеллектуальная одарённость

 

Индивидуальные тесты на интеллект:                                                                                                                                                                                                                               

 

Шкала интеллекта Станфорд-Бине, разработанная Л.Терменом,М. Меррил, предназначена для тестирования детей начиная с 2-летнего возраста. Современные тесты направлены на получение единого показателя, характеризующего общее интеллектуальное развитие индивидуума.

Векслеровская шкала интеллекта и различные варианты этого теста предназначены для тестирования детей и взрослых. Они включают вербальные и невербальные субтесты (вербальную шкалу и шкалу действий).

Интеллектуальный тест Слоссона, предназначенный для измерения интеллекта детей и взрослых, дает одну обобщенную оценку интеллектуального развития на основе данных о словарном запасе, вербальных и математических суждениях и памяти.

Кауфмановская оценочная батарея тестов предназначена для тестирования детей от 2,5 до 12,5 лет. Она дает две глобальные оценки – умственных процессов и достижений. Этот тест рекомендуется применять для раннего первичного выявления детей с необычайно высокими способностями в мышлении.

Шкала детских способностей Маккарти предназначена для тестирования детей в возрасте от 2,5 до 8,5 лет. Дается обобщенная оценка ( общий когнитивный индекс) и пять субоценок (для вербальных, перцептивных, вычислительных и моторных способностей, а также памяти).

Групповые тесты на интеллект:

Тест «Прогрессивные матрицы» был разработан в Великобритании в 1936 году Дж.Равеном совместно с Л.Пенроузом. тест предназначен для оценки уровня развития общего интеллекта. В качестве материала в тесте используются геометрические фигуры, выполненные в форме композиций с пропущенными элементами. Испытуемый должен найти недостающий элемент среди 6-8 предложенных вариантов.

В настоящее время сконструированы три основных варианта теста:

1. более легкая форма (цветные прогрессивные матрицы);

2. черно-белый вариант теста (стандартные прогрессивные матрицы);

3. специальный вариант теста (продвинутые прогрессивные матрицы).

Отис-Ленновский тест школьных способностей дает одну обобщенную оценку (индекс школьных способностей), получаемую при использовании вербальных, количественных и образных заданий. Применяется для выявления общих интеллектуальных способностей.

Тест когнитивных уменийдает одну обобщенную оценку (индекс когнитивных умений) и четыре субоценки: последовательность, аналогии, память и вербальные суждения. При идентификации одаренности этот тест используют как показатель общих интеллектуальных способностей, характеризующихся повышенным вниманием к уровню развития абстрактного мышления.

«Независимый от культуры» интеллектуальный тест Кеттела может быть использован как общий тест для выявления способностей людей с культурными ограничениями, а также в программах, для усвоения которых важное значение имеет уровень развития абстрактного мышления.

Академическая одарённость определяется успешностью обучения. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами используютстандартизированные тесты достижений.

Социальная одарённость

Рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Для выявления такой одаренности используются многочисленные стандартизированные методы оценки уровня и особенности социального развития:

Ÿ Шкалы социальной компетенции;

Ÿ Шкалы социальной зрелости;

Ÿ Тесты на выявление лидерских способностей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...