Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2:Общая одарённость: понятие и структура
1. Понятие «общая одаренность». 2.Структура общей одаренности.
Литература: Голубев а Э. А. Способности и индивидуальность.-М., 2003. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 2001. Кадыров Б.Р. Способности и склонности: Психофизиологические исследования. - Ташкент, 2000. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. -М., 2008. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия. - М.; Воронеж, 2007. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. - М., 2005. 1.Общая одаренность - уровень развития общих способностей, который определяет диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине 19 в. английский психолог Ф.Гальтон. В 1929г. Ч.Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта, которая объясняла высокие корреляции разнородных тестов общим фактором умственной энергии. Множество специальных тестов определяют успешность выполнения конкретного теста. В течение длительного периода времени шла дискуссия сторонников множественности первичных способностей (Э.Торндайк, Л.Терстоун) и сторонников «общего» фактора (Г.Айзенк, С.Берт и др.). Дети с общей интеллектуальной одаренностью овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Этот вид одаренности, как правило, связывают с высоким уровнем интеллектуального развития (как правило, речь идет о высоком показателе коэффициента интеллекта IQ). Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов, направленных на измерение интеллекта. 2. Мотивация.Любая деятельность человека полимотивирована, то есть в основе любых действий лежат самые разные мотивы. Но при этом исследователи отмечают, что сама мотивационно-потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру: одни мотивы занимают относительно устойчивое доминирующее, другие подчиненное положение. Это явление получило наименование — направленность личности. Направленность— одна из основных характеристик творческой личности, выражена она в иерархической структуре мотивационно-потребностной сферы, в которой доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием творческой деятельности. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная, спортивная и др.), доминируют мотивы (влечения, желания, склонности, интересы, потребности), непосредственно связанные с содержанием деятельности. Важные аспекты этой проблемы вскрыты в исследованиях психологов В.Э. Чудновского и B.C. Юркевич. Они отмечают в частности: "...умственная работа, выполняемая не в результате долга, не для отметки, не для того, чтобы победить на конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с деятельностью центра положительных эмоций"1. Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность, мотинированная таким образом, содействует развитию данных способностей. Эта мысль многократно подчеркивалась многими юрубежными и отечественными исследователями. С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи приняли точку »рения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую креативность, как считалось ранее, а ее мотивацию. Так, например, P.M. Грановская и Ю.С. Крижанская пишут: "...люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются, в конечном счете, более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные"2. Креативность (или творческость). В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержится довольно много параметров, характеризующих это свойство личности. У П. Торренса их четыре (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность), у В. Лоуэнфельда — восемь (умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности организации идей), у A.H. Лука их выделено более десяти. "Креативность, — пишет П. Торренс, — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее" Есть в его работах и более строгое описание. Так понятие — "беглость" он рассматривает как способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных. Гибкость — представляет собой способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. Противоположное качество называют инертностью мышления. Оригинальность — один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 372. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |