Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 4: Личностный и возрастной аспекты одарённости
Вопросы: 1.Взаимосвязь индивидуального и возрастного в проявлениях одаренности 2.Личностные проблемы одаренных детей 3.Проблемы прогнозирования развития Литература: Голубев а Э. А. Способности и индивидуальность.-М., 2003. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 2001. Кадыров Б.Р. Способности и склонности: Психофизиологические исследования. - Ташкент, 2000. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. -М., 1968. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.; Воронеж, 2007. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. - М., 2005.
1.Некоторые дети развиваются гораздо быстрее других и уже в школьные годы проявляют необыкновенные умственные способности. Одаренный ребенок — это ребенок, который имеет нечто большее, чем другие дети. Он более любопытный, более подвижный, острее жаждущий приключений, более самостоятельный, веселый, может легче устанавливать отношения и т. д. (Э. Ландау). К одаренным относят умных, понятливых, сообразительных детей (Е. С. Белова). Обстоятельное научное изучение детской одаренности (в первые десятилетия XX в.) началось именно с исследования умственного развития. В этом русле в 20-е гг. выполнены первые отечественные научные работы (А. П. Болтунов, А. А. Люблинский, А. И. Макарова и др.). Признаки одаренности в годы школьного детства наблюдаются (по Н. С. Лейтесу): § в повышенной восприимчивости к учению; § более быстром темпе продвижения; § более выраженных творческих проявлениях . Е. С. Белова считает, что «отождествление одаренности с высоким уровнем развития мышления искусственно и неправомерно». Интеллект не существует сам по себе, а успешность, достижения часто зависят от эмоционального настроя, чувств, интересов, потребностей, воли, упорства и многого другого, что относится к личностным особенностям человека. Одаренность — это«особый склад личности». «Сильное стремление к познанию способствует накоплению знаний, быстрому развитию мышления и речи. Ребенок развивается с опережением. Эти особенности выделяются как показатели детской одаренности». В подобных случаях можно говорить о сильно выраженной познавательной потребности (потребности в новых знаниях, способах или условиях действий), побуждающей ребенка к активному поиску новых впечатлений, информации, что сопровождается положительными эмоциями (радость познания). Эта потребность «ненасыщаема» (Е. С. Белова): чем больше ребенок знает — тем больше хочет узнавать. У одаренного ребенка познавательная потребность может преобладать над другими потребностями: ради новой книги, занятия, дающего возможность узнать что-то новое и интересное, он готов отказаться от сладостей, прогулки и сна. Благодаря собственной активности ребенок открывает много интересного. Если взрослые не всегда могут объяснять, показывать, учить детей, то ребята сами дополняют недостающую информацию бурной фантазией и воображением. Психолог B.C. Юркевич утверждает: необычно развит не сам по себе ум человека, а одарена его личность. В силу этого он выделяет особенности человека, наделенного развитыми способностями: он другой и по характеру, и по восприятию мира; по-другому строит отношения с окружающими; по-другому трудится. Одаренные дети опережают в своем развитии сверстников, необычайно легко усваивают человеческий опыт — это способные дети. Однако есть другая одаренность, гораздо более трудная для родителей, — одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением, восприятием, деятельностью. При этом способности к усвоению могут быть не такими выдающимися и окружающие не могут вовремя определить этот дар. У творчески одаренного ребенка, как правило, менее уживчивый характер, чем у «нормальных» детей, из-за чего у него часто возникают трудности в общении с родителями, воспитателями, учителями. Одаренные дети — особый мир детства. Исследователь детской одаренности Н. С. Лейтес, изучив особенности жизни и деятельности одаренных детей, пришел к выводу, что детская одаренность проявляется в склонности к труду, в острой потребности таких детей заниматься определенным видом деятельности. Ранние признаки одаренности могут оказаться только чем-то временным, преходящим. Первостепенное значение имеет своеобразие ума. У каждого ребенка — свое сочетание признаков умственного своеобразия. Индивидуальные различия не сводятся к разному темпу умственного развития. Возможно, дети, которые не проявляют необычных успехов, могут заявить о своих особых способностях на последующих возрастных этапах. Одаренным может оказаться и тот, от кого этого совсем не ожидали. Иногда какое-нибудь обстоятельство может содействовать развивающейся личности или, наоборот, мешать раскрытию умственных возможностей. Н. G. Лейтесввел понятие возрастной одаренности, обозначая предпосылки подъема интеллекта, обусловленные свойствами детских возрастов. Значение этого понятия в том, что незаурядные умственные проявления ребенка зависимы от специфических возможностей детства. Характеризуется ребенок (или подросток), чьи умственные достоинства еще не указывают достаточно определенно на их уровень и своеобразие в будущем. Проявившиеся особенности могут не получить ожидаемого развития, так как многое будет зависеть от правильного самоопределения. Возрастные периоды представляют собой необходимые стадии развития каждого ребенка: младший школьный возраст (6 — 10 лет); подростковый, или средний школьный возраст (10 — 15 лет); ранняя юность, или старший школьный возраст (15 — 17 лет). Указанные хронологические границы приблизительны, в определенной мере условны. Принятые наименования периодов указывают, прежде всего, на этапы обучения и умственного развития. Возрастные черты касаются не только умственных свойств, но и эмоционально-волевой сферы, мотивов и т. д.
В силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям (А. И. Доровской). В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании. В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом. Наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество. Раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий — природных задатков (анатомо-физиологических особенностей). Более выраженные творческие проявления наряду с более высокой восприимчивостью к учению в настоящее время признаются основными показателями одаренности ребенка (Е. С. Белова). С. А. Леднева представляет детскую одаренность как «некий интеллектуальный творческий потенциал, в той или иной степени присутствующий в каждом ребенке». У одаренных детей уровень способностей значительно отличается от среднего. Оценка одаренности не должна основываться только на тестировании: ее степень и своеобразие обнаруживаются в ходе обучения и воспитания при выполнении содержательной деятельности. Ранняя специализация не должна быть преждевременной или чрезмерной. Одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) следует рассматривать и развивать как некую общую, универсальную способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. Главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности. |
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 312. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |