Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дошкольное воспитание умственно отсталых детей




Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала умственно отсталого ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. В специализированном дошкольном учреждении для умственно отсталых детей решаются следующие блоки задач:

➢ диагностические (организация комплексного медико-психологопедагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка);

➢ воспитательные (решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств);

➢ коррекционно-развивающие (развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности);

➢ образовательные (обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода, подготовка детей к школьному обучению).

Программа работы с умственно отсталыми дошкольниками в условиях коррекционного образовательного учреждения включает следующие разделы: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое воспитание и физическое развитие», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».

   В разделе «Здоровье» рассматриваются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка.

   Физическое воспитание и физическое развитие умственно отсталогоребенка направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации.

Программа раздела «Социальное развитие»предполагает:

-формирование у умственно отсталого ребенка представлений о самом себе (концентр «Я сам»);

-формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками (концентр «Я и другие»);

-формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, нравственного отношения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»).

Раздел «Познавательное развитие»включает несколько подразделов:

-развитие внимания;

 -развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации;

-сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности;

-развитие различных видов памяти;

 -формирование мыслительной деятельности;

-ознакомление с окружающим;

-формирование элементарных математических представлений;

-развитие основных компонентов речевой деятельности;

-подготовка к обучению грамоте.

   В рамках раздела «Формирование деятельности» работа ведется по следующим направлениями:

- формирование предметной деятельности;

- становление игровой деятельности;

- формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд);

- формирование элементов трудовой деятельности.

   В разделе «Эстетическое развитие» реализуются следующие направления:

- музыкальное воспитание и ритмика;

- изобразительное искусство;

-   ознакомление с художественной литературой;

-        театрализованная деятельность.

Таким образом, в процессе коррекционно-воспитательной работы происходит становление личности умственно отсталого ребенкадошкольника, которое связано с формированием адекватного поведения детей и с гармонизацией их отношений со сверстниками и взрослыми. При этом у дошкольников закладываются основы таких нравственных качеств как отзывчивость, доброта и терпение, понятие о взаимопомощи, и дети приобретают практический опыт их реализации в повседневной жизни.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Дайте определения понятиям «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция».

2. Какие причины вызывают умственную отсталость в детском возрасте?

4. Какие виды учреждений включены в систему воспитания, обучения и реабилитации умственно отсталых детей?

5. По каким направлением осуществляется коррекционная работа с умственно отсталыми детьми в условиях дошкольного образовательного (коррекционного) учреждения.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ​ДЕТЕЙ​ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Задержка психического развития (​ЗПР) -нарушение нормальноготемпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых возрастных норм.

По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6% до 11% детей с ЗПР. ЗПР является пограничным состоянием между нормой и патологией. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, как при умственной отсталости, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу носит обратимый характер. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены нерезко, в других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

ЗПР возникает, как правило, в связи с экзогенными вредностями. К вероятным причинам ЗПР относят: хронические соматические заболевания матери, начавшиеся еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы); патологию беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробную гипоксию плода; недоношенность; асфиксию и травмы при родах; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка. В ряде случаев в качестве факторов, обусловливающих ЗПР, могут выступать хромосомные аберрации (по последним данным, на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями). Среди социальных факторов возникновения ЗПР большую роль играет длительное ограничение жизнедеятельности ребенка, неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка и т.д.

   В практике работы с детьми с ЗПР широко используется классификация К.С. Лебединской, разработанная на основе этиопатогенетического подхода. Она включает следующие варианты ЗПР.

0. Задержка психического развития конституционального происхождения. Приэтом нарушении эмоционально-волевая сферанаходится как бы на более ранней ступени развития. Отмечается преобладание эмоциональной мотивации поведения, жизнерадостность, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Неуспеваемость, как правило, обусловлена преобладанием игровых интересов над познавательными. У детей наблюдается инфантильный тип телосложения.

1. ЗПР соматогенного генеза. Обусловленавлиянием различных тяжёлыхсоматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, хронические соматические заболевания сердца, почек, эндокринной системы и др.). Для детей характерны явления стойкой физической и психической астении (истощаемости), что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности, как робость, боязливость. Дети растут в условиях ограничений и запретов, сужается круг общения, недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем мире. Нередко формируются черты эмоционально-личностной незрелости, что наряду со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью не позволяет ребенку достичь уровня возрастного развития.

2. ЗПР психогенного генеза. Связана с неблагоприятными условиямивоспитания. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:

А) Гипоопека, безнадзорность. В таких случаях у ребёнка наблюдается аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости, преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции, повышенная внушаемость. Также отмечается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы, слабость познавательных интересов.

Б) Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи». Из окружения ребёнка устраняются любые препятствия или опасности, как реальные, так и мнимые. Таким образом, ребёнок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности, соотносить свои желания и потребности с усилиями которые надо приложить, чтобы их реализовать. В результате ребёнок несамостоятелен, безынициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию.

В) Развитие личности по невротическому типу. Наблюдается в семьях с авторитарными родителями или там, где допускается физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия по отношению к ребенку. В результате могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. У одних детей при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других - робость, боязливость, страхи, мутизм. При названном варианте ЗПР на первый план также выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения.

4. ЗПР церебрально-органического генеза. Характеризуется большей стойкостью, частотой встречаемости и выраженностью нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы. Часто это состояние, пограничное с умственной отсталостью, что определяется органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. ЗПР церебральноорганического генеза обусловлены патологией беременности, преждевременными или патологическими родами, нейроинфекцией и травмами ЦНС в первые годы жизни.

Внимание таких детей неустойчиво, его трудно сконцентрировать, возможно застревание, при котором ребенку трудно переключиться с одного объекта на другой. Целенаправленность деятельности почти полностью отсутствует, дети импульсивны, часто отвлекаются. Затруднен процесс анализирующего восприятия, ограничен объем памяти, снижена прочность запоминания. Своеобразие мыслительной деятельности проявляется уже на уровне наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, синтез, абстрагирование) происходит очень медленно. Инфантилизм в данном случае имеет органический характер, поэтому отсутствуют непосредственность и яркость эмоций.

   В целом, характеризуя психическую структуру при ЗПР, клиницисты и психологи (Г.Е. Сухарева, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, В.В. Ковалев и др.) подчеркивают иную иерархию нарушений познавательной деятельности, чем при олигофрении. Так, в случае задержки психического развития, наибольшую недостаточность обнаруживает не мышления как таковое (способности к отвлечению и обобщению), а дефицитарность "предпосылок" мышления: памяти, внимания, пространственного гнозиса, темпа, переключаемости психических процессов и т.д.

К числу общих психолого-педагогических особенностей детей с ЗПР относятся низкая работоспособность на фоне астении; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих знаний и представлений; обедненный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; недостаточная сформированность игровой деятельности; замедленность восприятия; снижение продуктивности всех видов памяти.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...