Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие и специфические закономерности развития детей с ОВЗ




    В ходе практики специального обучения детей с разными нарушениями развития было обнаружено, что наиболее общие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка, прослеживаются и у детей с различными умственными и физическими недостатками. Так, развитие как нормальных детей, так и детей с нарушениями развития происходит под воздействием биологических и социальных факторов; в ходе своего психического развития все дети последовательно проходят одни и те же возрастные стадии (младенчество, ранний, дошкольный, младший школьный возраст и т.д.). В развитии и нормальных, и аномальных детей отмечаются сензитивные периоды, характеризующиеся наибольшей интенсивностью психических функций и их особой уязвимостью к неблагоприятным воздействиям и др.

Помимо закономерностей, общих с нормальным развитием, развитие аномальных детей всех категорий подчиняется ряду особых закономерностей. Другими словами, это то общее, что есть у всех групп детей с отклонениями в развитии, и одновременно то, что всех их отличает от нормально развивающихся детей.

      К числу закономерностей, общих для всех аномальных детей, Л.С. Выготский относит возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития таких детей. Именно вторичные отклонения являются основным объектом психолого-педагогического изучения и коррекционного воздействия.

Для всех детей с нарушениями в развитии характерны трудности взаимодействия с социальной средой и нарушение связей с окружающим миром, а также изменения в развитии личности аномального ребенка в целом. Кроме того, у детей с недостатками развития всех категорий наблюдаются нарушения речевого общения, хотя проявляются они в разной мере и форме.

Современные исследования показывают, что наиболее общей чертой всех форм нарушений развития является замедление темпа возрастного развития, изменение сроков перехода от одной фазы к другой.

Помимо общих специфических закономерностей развития имеются закономерности, характерные только для данного нарушения, т.е. то, что отличает одну группу аномальных детей от другой. Например, глухих от слепых, детей с нарушениями речи от умственно отсталых и т.д.

Специфические трудности, испытываемые детьми с тем или иным нарушением, обусловлены характером и степенью выраженности имеющихся отклонений и условиями социально-педагогического окружения ребенка на ранних этапах его развития.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Что такое дефект и какова его структура?

2. Раскройте сущность процессов компенсации недостатков развития у детей.

3. Какие причины вызывают нарушения развития в детском возрасте?

4. Охарактеризуйте закономерности психического развития детей с ОВЗ.

 

СПЕЦИАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Наличие физического или психического дефекта у ребенка с ограниченными возможностями здоровья является серьезным препятствием на пути его развития, социализации, присвоения им общественноисторического опыта. По отношению к ребенку с нарушениями развития перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Возникает объективная потребность в обходных путях, других способах педагогического воздействия, т. е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить такому ребенку все необходимые условия для оптимального его развития и социализации. Развитие такого ребенка, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии, т.е. реализация его особых образовательных потребностей осуществляются в сфере специального образования.

      Государственная система специализированных дошкольных образовательных учреждений призвана выполнять следующие функции:

1. Обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;

2. Защита ребенка с нарушением в развитии от некомпетентного педагогического воздействия;

4. Сохранение единого образовательного пространства на территории РФ в условиях самостоятельности регионов и образовательных дошкольных учреждений;

5. Выработка требований, предъявляемых к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия;

6. Обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм и коррекционно-развивающих технологий;

7. Обеспечение материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений с учетом структуры нарушения воспитанников (с учетом реальных возможностей региона);

8. Разработка требований, предъявляемых к подготовке квалифицированных педагогических кадров.

На сегодняшний день существует 15 направлений специального обучения, реализуемых в 8 основных типах дошкольных учреждений с обеспечением содержания, методов и форм организации. К настоящему времени разработаны разноуровневые программы для каждого типа дошкольного учреждения и вариативные формы организации специального образования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1006.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...