Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятия «дефект» и «компенсация» в дошкольной дефектологии




Рассмотрение различных категорий детей, выступающих в качестве объекта исследований дошкольной дефектологии, позволяет обратить внимание на наличие них тех или иных дефектов.

Дефект (от лат. defectus -недостаток) -физический или психическийнедостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребенка. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект. Первичный дефект -повреждение биологических систем(отделов ЦНС, анализаторов) организма. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций и т. д. Вторичный дефект -недоразвитие высших психических функций(речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у умственно отсталых и пр.). Важнейшим фактором возникновения вторичного дефекта является социальная депривация. Сложный дефект -сочетание двух и более первичных дефектов,водинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Сочетание дефектов может быть самым разнообразным, например: умственно отсталые слепые и слабовидящие; слепоглухие и глухие слабовидящие, глухие и слабовидящие с нарушением опорно-двигательного аппарата и т. д. Развитие этих детей искажено сочетанием дефектов в гораздо большей степени, чем у аномальных детей других категорий.

Помимо сложных имеют место и осложненные дефекты, в которых выделяют ведущее (главное) нарушение и осложняющее его расстройство. Например, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблюдаться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Влияние дефекта всегда двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой - служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Так, Л. С. Выготский отмечал: «Минус дефекта превращается в плюс компенсации».

Под компенсацией понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных. Все развитие аномальных детей основано на компенсации психических функций.

Выделяют два типа компенсации психических функций. Первый - это внутрисистемная компенсация,которая осуществляется за счет привлечениясохранных нервных элементов пострадавших структур (например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия). Второй - это межсистемная компенсация,которая осуществляется путем перестройкифункциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т. е. деятельности двигательного и тактильного анализаторов.

Причины нарушений развития в детском возрасте

Выявление причин, вызвавших отклонение в развитии, необходимо для научного обоснования психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на диагностику, коррекцию, восстановление и компенсацию нарушенных функций. Существуют разные подходы к классификации причин нарушений в развитии. Так, все многообразие факторов, обусловливающих возникновение нарушений, подразделяют на биологические и социальные.Согласно другому подходу, среди факторов, вызывающие нарушения развития, выделяют эндогенные (наследственные)           и       экзогенные           (средовые).           По времени воздействия патогенные факторы делятся на: пренатальные (до начала родовой деятельности); натальные (в период родовой деятельности); постнатальные (после родов,особенно в период с раннего детства в возрастедо трех лет).

Наиболее грубые нарушения развития возникают вследствие повреждений головного мозга и других органов на ранних этапах эмбриогенеза. Большую роль здесь играют эндогенные факторы, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.)

      В период внутриутробного развития на плод могут действовать различные неблагоприятные факторы, вызывающие различного рода нарушения. К ним относятся:

-вирусные заболевания матери и плода (краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция и др.);

- хронические заболевания матери (сердечно-сосудистые, эндокринные заболевания и т.д.);

-несовместимость крови матери и плода по резус-фактору;

-интоксикации (алкоголем, наркотиками, табаком, лекарственными препаратами и др.)

-тяжелые токсикозы;

-воздействие радиации, вибрации и т.д.

К различным нарушениям развития могут привести также неблагоприятные воздействия (асфиксии, травмы, инфекции, интоксикации и др.) на ребенка в период родов. Существенным фактором риска развития патологии является недоношенность. Инфекционные и вирусные заболевания в раннем детстве также способны стать причиной отклонения в развитии. Постнатальные (послеродовые) нарушения чаще всего обусловлены воздействием нейроинфекции (менинтита, энцефалита, менингоэнцефалита). Эти заболевания могут стать причинами глухоты, умственной отсталости, задержки психического развития, двигательных и речевых расстройств и др. Такие общие инфекционные заболевания, как корь, скарлатина, ветряная оспа, отит, паротит и другие, могут вызывать вторичные воспалительные заболевания мозга, давать осложнения на ЦНС и анализаторы.

Реже причиной аномалий становятся черепно-мозговые травмы и поражения анализаторов. Нарушения психомоторного развития отмечаются у детей с тяжелыми и длительными заболеваниями.

Все рассмотренные выше причины нарушений психического развития детей могут  быть классифицированы как неблагоприятные биологическиефакторы.Если факторы биологического характера в большей степени составляют поле интересов клиницистов, то социально-психологический спектр ближе к профессиональной области дефектологов. Нужно отметить, что изолированное действие социальных факторов (при отсутствии биологических нарушений) редко приводит к появлению аномалий в развитии. Тем не менее, к таким нарушениям развития, как патологическое формирование личности или невроз, приводят длительные неблагоприятные условия воспитания. Отрыв ребенка от матери, недостаток эмоциональной теплоты, бедная в сенсорном отношении среда, жестокое обращение могут выступать в виде причин различных нарушений психогенеза. Чем раньше возникли неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 429.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...