Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Связь дошкольной дефектологии с другими науками




ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ДЕФЕКТОЛОГИИ

Дефектология (от лат. defectus –недостаток,logos-учение,наука) -этонаука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. В центре внимания дошкольной дефектологии находятся дети дошкольного возраста (до 7 лет), имеющие физические и/или психические недостатки, препятствующие развитию ребенка в соответствии с возрастными нормами и обусловливающие необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания таких детей.

Предметом исследования дошкольной дефектологии как отраслинаучного познания являются закономерности психического развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками развития.

Дефектология объединяет ряд самостоятельных отраслей науки. К ним относятся сурдопедагогика, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика- вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей; логопедия​ - вопросы изучения и исправления недостатков речи. Дефектология включает также специальную психологию,изучающую психологические особенностианомальных детей.

Дошкольная дефектология решает вопросы изучения, воспитания и обучения детей следующих категорий:

-дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые); -дети с задержкой психического развития); -дети с нарушениями слуха; -дети с нарушениями зрения;

-дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; -дети с нарушениями речи;

-дети с эмоциональными расстройствами, в том числе с ранним детским аутизмом;

 

-дети с нарушением поведения и деятельности; -дети с множественными нарушениями.

Дефектолог -коррекционный педагог,который занимаетсяпроблемами обучения, воспитания, коррекции недостатков развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание и обучение аномальных детей - сложная проблема, требующего для своего решения комплексного подхода со стороны специалистов разных отраслей науки: медиков, психологов, педагогов, социологов и др. В то же время, планомерное, теоретически обоснованное и практически грамотно реализованное решение этой проблемы является необходимым условием подготовки таких детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни, их интеграции в общество.

Задачи дошкольной дефектологии

1. Глубокое и разностороннее клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение объективных закономерностей и особенностей физического и психического развития детей с разными видами дефектов. Разностороннее клиническое, физиологическое, психологическое изучение аномальных детей предполагает: определение сущности, структуры дефекта и коррекционно-компенсаторных возможностей ребенка с различными отклонениями в развитии; решение проблемы психологопедагогической классификации аномальных детей с целью осуществления организации дифференцированного обучения и воспитания.

2. Выявление и учет детей с недостатками развития. Весьма важным аспектом данной задачи является диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья на ранних этапах его жизнедеятельности (в младенческом и раннем возрасте), поскольку ранняя коррекционная работа, адекватная потребностям ребенка, способствует его оптимальному развитию в соответствии с имеющимися возможностями, а также профилактике возникновения вторичных дефектов.

4. Научная разработка методов ранней диагностики аномалий развития. Дефектология занимается разработкой теоретических вопросов, средств диагностики, эффективных методик, гарантирующих надежные результаты дифференциальной диагностики детей с различными видами отклонений в развитии. На современном этапе развития дошкольной дефектологии разработаны методы выявления нарушений слуха уже на первом году жизни ребенка, что позволяет своевременно начинать работу по развитию слуха и речи. Успешно диагностируются на ранних этапах развития нарушения зрения и опорно-двигательного аппарата.

5. Обоснование и разработка принципов организации и развития сети специальных дошкольных учреждений для аномальных детей, определение стратегии развития национальной системы специального дошкольного образования.

6. Определение целей, задач, содержания и методов коррекционновоспитательного процесса, педагогических технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии. Принципиальными для дошкольной дефектологии являются вопросы о сущности взаимоотношений общего и специального воспитания и обучени, о возможности лечебными мерами и средствами преодолеть дефекты развития, о возможности психолого-педагогическими средствами корригировать развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

7. Поиск и разработка вариативных форм организации специального образования (интегрированного и инклюзивного воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья).

8. Разработка системы профилактических мероприятий по​ предупреждению нарушений развития в детском возрасте. Профилактика обеспечивается здоровыми условиями труда и быта населения, квалифицированным медицинским обслуживанием, предупреждающим заболевания, охраной материнства и детства. Важное значение для профилактики детской дефективности имеет пропаганда дефектологических знаний среди широких слоев населения.

9. Создание необходимой учебно-методической базы в подготовке дефектолога к коррекционно-педагогической работе с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста с недостатками в психофизическом развитии.

Связь дошкольной дефектологии с другими науками

Дефектология связана с рядом смежных наук - психологопедагогических и медицинских.

Дефектология имеет единую цель и принципы с общей педагогикой, хотя и разрабатывает свою концептуальную систему исходя из специальных задач обучения, воспитания и развития детей с нарушениями развития.

Изучение психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья сближает дошкольную дефектологию с возрастной психологией,основной задачей которой является установлениезакономерностей формирования личности на разных возрастных этапах развития     нормального ребенка.   Педагогическая    психология,          изучая психологические закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования личности в процессе воспитания ребенка с нормальным психофизическим развитием, дает необходимый материал для дошкольной дефектологии, изучающей закономерности аномального развития. Разработке методов           восстановления нарушенных психических  функций   с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология(отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга).

Поскольку дошкольная дефектология занимается вопросами изучения, обучения, воспитания и развития детей с физическими и психическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического изучения, которые можно получить    из           невропатологии (науки об органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической анатомии (науки, изучающей отклонения в строении организма), патофизиологии(науки о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (науки        о           законах наследственности и наследственных заболеваниях), психопатологии (науки, изучающей болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение), детской психиатрии (науки, изучающей психопатологические проявления в детском возрасте). Для сурдопедагогики и тифлопедагогики имеют большое значение данные отоларингологии (науки о заболеваниях уха, носа, горла) и офтальмологии(науки о заболеваниях органов зрения).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1084.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...