Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ)




 

Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей с нарушениями развития. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции.

Понятие «​умственная отсталость» в отечественной дефектологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.

   К первичным дефектам при умственной отсталости относятпатологическую инертность нервных процессов (возбуждения и торможения), слабость замыкательной функции коры больших полушарий головного мозга, чрезмерно широкую генерализацию раздражений. Эти особенности функционирования нервной системы накладывают отпечаток на весь ход психического развития умственно отсталого ребенка. В наибольшей степени изменения затрагивают познавательную сферу (процессы мышления, памяти, восприятия, внимания и т.д.), косвенно отражаются на формировании личности ребенка и его деятельности.

Умственная отсталость может быть обусловлена разнообразными причинами​как эндогенными(внутренним),так и экзогенными(внешними).

      К числу эндогенных причин умственной отсталости относят нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.), наследственные заболевания (микроцефалия, фенилкетонурия и др.).

     К внутриутробным патогенным факторам, вызывающим умственную отсталость, относят внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, сифилис, краснуха, корь и др.), некоторые хронические болезни матери (заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени и др.), различного рода интоксикации (курение, алкоголизм, наркомания родителей, лекарственные интоксикации беременной) и др.

В перинатальный период патогенными факторами в большинстве случаев являются родовые травмы, асфиксия.

В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит, энцефалит). Также ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы и интоксикации.

Категория умственно отсталых детей включает в себя разнообразные клинико-психологические варианты. Большую часть умственно отсталых детей составляют олигофрены (от греч. oligos - мало, phrenos - ум). Поражение мозговых систем возникает у этой категории детей на ранних этапах развития: во внутриутробном периоде, при рождении или в первые полтора-два года жизни. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный), непрогредиентный (неусугубляющийся) характер. Дети с олигофренией способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично.

Умственная отсталость, возникшая в более поздний период жизни ребенка (после 2-3 лет), встречается относительно редко. В этих случаях говорят о деменции. В данном случае происходит распад уже сформированных психических функций. Деменция может стать следствием инфекций (менингит, энцефалит), травм или текущих заболеваний мозга (эпилепсия, шизофрения и др.). Интеллектуальный дефект при деменции необратим, при этом обычно отмечается прогрессирование заболевания. В отдельных случаях в условиях адекватного лечения и квалифицированной психолого-педагогической помощи возможно добиться замедления темпов этого процесса.

По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований (оценки IQ - интеллектуального коэффициента) умственную отсталость подразделяют на четыре формы:

-   легкая (IQ в пределах 50—69),

-    умеренная (IQ в пределах 35—49),

-    тяжелая (IQ в пределах 20—34),

-    глубокая (IQ ниже 20).

При этом нормальному уровню развития интеллекта соответствует показатель IQ 71 и выше.

Особенности психического развития умственно отсталых детей

      В младенческом и раннем возрасте у многих умственно отсталых детей задерживаются сроки развития моторных функций (позже начинают сидеть, стоять, ходить, нарушена крупная и мелкая моторика), при этом задержка бывает весьма существенной, захватывающей не только весь первый, но и второй год жизни. Наблюдается отсутствие интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, общая патологическая инертность. У детей не возникает эмоционального общения со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления».

Умственно отсталые дети на первом году жизни не дифференцируют своих и чужих взрослых. У них не развиваются действия с предметами, отсутствует хватание, не формируется зрительно-двигательная координация.

     В начале дошкольного периода происходят некоторые сдвиги в овладении неспецифическими манипуляциями, которые проявляются, например, в том, что ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматривать, не выполняет с ней практических действий (не стучит ею по ладошке и др.). Предметные действия и предметная деятельность спонтанно в должной мере у умственно отсталого ребенка не формируются, интерес к предметному миру остается весьма низким, кратковременным. Без целенаправленного коррекционного воздействия дети 3-4 лет не овладевают ни специфическими видами детской деятельности, ни социальными формами поведения.

Восприятие, мышление и речь у детей этой категории оказываются при спонтанном развитии на очень низком уровне.

Такой ребенок малоконтактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, он не вступает в ролевую игру или в какую-либо совместную деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций.

Однако основные тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и у нормально развивающегося. Некоторые нарушения: отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов,- в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...