Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы дошкольной дефектологии
В научных исследованиях дошкольная дефектология использует известные педагогические и психологические методы. Это наблюдение, заключающееся в целенаправленном изучении определенного психологопедагогического явления в естественных условиях. Широко используются различные виды эксперимента – естественного и лабораторного, констатирующего и формирующего. Экспериментальные задания выявляют не только сформированные особенности и различные затруднения, но и возможности развития ребенка. Это позволяет, правильно поняв своеобразие ребенка, успешно организовать с ним работу по преодолению дефектов развития. Большое значение в дошкольной дефектологии имеет метод беседы, позволяющий в вопросно-ответной форме получить информацию, характеризующую особенности развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, специфику социальной ситуации его развития и т.д. Важным источником получения сведений о детях с нарушениями развития, является анализ результатов их деятельности - рисунков, различных поделок, характеризующих психические особенности детей, их представления об окружающей жизни. Ценными средствами изучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются социологические и психологические методы исследования. Среди них анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкет, методы исследования самооценки и уровня притязаний личности, социометрия - исследование межличностных отношений в группе, а также математические методы, выявляющие количественные показатели исследуемых характеристик. Обычно в психолого-педагогических исследованиях используется не один, а несколько взаимно дополняющих методов. Такое комплексное применение различных методов обеспечивает надежность результатов. Вопросы и задания для самоконтроля.
1. Что является предметом изучения дошкольной дефектологии? 2. Какие задачи решает современная дошкольная дефектология? 3. Перечислите принципы дошкольной дефектологии.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ДЕФЕКТОЛОГИИ Для изучения основных проблем дошкольной дефектологии необходимо ознакомиться с ее основными понятиями и терминами, а также сформировать представление о причинах нарушений развития в детском возрасте, структуре и видах дефекта, общих и специфических особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольная дефектология, будучи комплексной психологопедагогической дисциплиной, в центре внимания которой стоят вопросы изучения, воспитания и коррекции детей с ограниченными возможностями, оперирует определенными понятиями и терминами. Рассмотрим некоторые из них. Коррекция (от лат. correctio -исправление) -это системапсихологопедагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития.
Компенсация (от лат. compesatio -возмещение) -это сложныймногоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций. В результате развития процессов компенсации функциональное нарушение, вызванное повреждениями, в той или иной степени возмещается. Социализация - это,во-первых,процесс и результат активногоусвоения индивидом социального опыта, который включает в себя социальное познание, социальное научение, социальную адаптацию и социальное преобразование себя и окружающей действительности. Во-вторых, это интеграция человека в систему социальных отношений в различные типы социальных общностей, усвоение ими элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются поведение, самосознание и качества личности. Особо необходимо остановиться на рассмотрении терминологии, связанной с обозначением объекта изучения дошкольной дефектологии. В современной нормативно-правовой документации используются несколько понятий, определяющих контингент детей, относимых к системе специального образования. Это такие понятия как «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями». Все эти термины имеют специфическую область применения. Дети с нарушениями в развитии -это дети,имеющие отставание(искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Термин используется в психолого-педагогической литературе для широкого определения категории детей, нуждающихся в специальном образовании. Дети с отклонениями в психофизическом развитии -это дети,которые имеют перечисленные выше отклонения, но степень их выраженности не ограничивает их возможности в столь резкой степени, как у детей с нарушениями в психофизическом развитии. В психологопедагогической литературе этим понятием также определяются дети с преимущественными нарушениями в психофизическом развитии функционального характера. Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ)- этодети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность иметь бинефицитарный статус, т. е. позволяют пользоваться социальными льготами и пособиями. По традиционной терминологии таких детей раньше называли детьми-инвалидами. Сейчас таких детей часто определяют как проблемных. Поэтому термин «проблемные дети» также широко используется в психолого-педагогической литературе. Дети с особыми образовательными потребностями - это дети,нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфических методах образования, которые могут быть созданы в условиях как общеобразовательного дошкольного учреждения, так и дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Понятийная парадигма термина широко используется в области специального образования. Будучи отраслью педагогической науки, дефектология оперирует также общепедагогическими понятиями и терминами, такими, как «обучение», «воспитание», «развитие», делая при этом акцент на специфике реализации этих процессов в соответствии с особенностями развития и потребностей детей рассматриваемой категории. Дошкольная дефектология оперирует и рядом других категорий и понятий, которые будут раскрыты в соответствующих разделах. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 698. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |