Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы дошкольной дефектологии




 

Принципы -это система наиболее общих,существенных и устойчивыхтребований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Среди всего многообразия требований, определяющий характер и специфику изучения, воспитания и обучения детей с ОВЗ, важно выделить общепедагогические принципы, отметив их значимость в организации и проведении коррекционной работы, и определить группу собственно коррекционно-педагогических принципов, создающих базу для педагогической коррекции отклоняющегося развития детей.

Общепедагогические принципы дошкольной дефектологии

1.   Принцип целенаправленности педагогического процесса. Исходя из общих целей воспитания и развития личности ребенка, в ходе коррекционнопедагогической деятельности происходит соотнесение существующего уровня развития ребенка с предполагаемым, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности, определения этапов ее реализации, путей, способов и средств достижения предполагаемого результата.

2. Принцип целостности и системности педагогического процесса. Если педагогический процесс рассматривать как систему, т. е. совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих целостность, единство, то коррекционно-педагогическая деятельность будет являться ее элементом, подсистемой. В то же время коррекционная деятельность имеет свою структуру, упорядоченное множество своих взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления.

3. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса определяет необходимость гармоничного сочетания целей общества и личности, ориентацию учебно-воспитательного процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности.

4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.Разумная требовательность предполагает объективную целесообразность, предопределенную потребностями педагогического процесса и направленную на необходимость положительного развития личностных качеств ребенка. Педагогические требования - не самоцель, они должны предъявляться воспитателем с заинтересованностью в судьбе ребенка, с пониманием того, что они помогут скорректировать поведение воспитанника, не нанеся ущерба его самолюбию, чувству собственного достоинства.

5. Принцип опоры на положительное в человеке,на сильные стороны его личности является естественным продолжением предыдущих принципов. Опираясь на положительные качества, усиливая и развивая их, компенсируя с их помощью отрицательные черты, воспитатель как бы предвосхищает процесс положительного формирования личности ребенка.

6. Принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе является важным звеном коррекционного процесса. Превращение воспитанника из объекта в субъект педагогической деятельности - длительный и сложный процесс, но без него невозможно надеяться на положительной результат.

 

Несомненно, и другие общепедагогические принципы находят свое достойное место в процессе формирования модели коррекционнопедагогической деятельности.

Специфические принципы дошкольной дефектологии

1. Принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач.Своевременно принятые превентивные(профилактические)мерыпозволят избежать ненужных осложнений в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем любая программа коррекции развития воспитанника должна быть направлена не столько на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, сколько на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности ребенка.

2. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, подобрать необходимые методы и приемы коррекции недостатков в развитии, не имея исходных данных о ребенке, о причинах и характере нарушений, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Кроме того, коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, фиксации происшедших изменений или их отсутствия, т. е. контроля динамики хода и эффективности коррекции.

3. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе. В ходе разработки, реализации и оценивании результатов коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать закономерности развития ребенка с ОВЗ, обусловленные возрастным этапом (младенческий, ранний, дошкольный возраст), а также специфические, свойственные только ему особенности развития.

4. Деятельностный принцип коррекции.В ходе коррекционной работынеобходимо организовать активную деятельность ребенка. При планировании и организации коррекционно-педагогической деятельности следует выбирать наиболее адекватную целям и задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были посильные сложные ситуации, которые ребенок в состоянии был бы разрешить, а разрешение их направляло бы его в положительное русло развития.

5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. В коррекционной педагогике необходима использовать совокупность способов и средств, методов и приемов коррекции и развития, учитывающих индивидуально-психологические особенности личности, состояние социальной ситуации, уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, подготовленность учителей к его проведению.

6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

Успех коррекционной работы с детьми без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в развитии оказывается либо недостаточно эффективным, либо безрезультатным.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1056.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...