Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гносеология – теория познания




 

"Гносеология" – слово греческого происхождения (гнозис – знание и логос – слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие.

"Знание – сила" – эти слова произнес английский философ Френсис Бэкон (1581-1626). В них выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Действительно, знания об окружающем мире и о себе необходимы человеку во всех видах деятельности – для строительства жилищ и производства стили, ухода за детьми и создания ЭВМ. Знания дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В наших знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей.

Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей. Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе. Обратимся к примерам. Древний человек, охотясь, наблюдая за повадками диких животных, приобретал полезные сведения, которые помогли ему в дальнейшем их одомашнивании. Или другой пример: ребенок, играя мячом, разбил стекло. Побочным следствием этого проступка (прямым будет наказание) станет узнавание важного свойства стекла – оно хрупкое. Эти ситуации показывают, что познание может происходить непроизвольно, вплетаясь в ткань нашей повседневной жизни. Но вот другие примеры. Зоолог проводит специальное исследования по выявлению особенностей размножения диких животных в неволе. Подросший ребенок идет в школу, где на уроках физики он изучает свойства твердых тел. Здесь уже речь идет о специально организованном познавательном процессе. Ученый, если ему повезет, откроет новые закономерности. Это станет достоянием человечества. Ученик тоже откроет много нового, но для себя, это станет достоянием его личного опыта.

Процесс познания, как бы он не проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 398.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...