Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 11. ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА




1. Мировоззрение человека.

2. Убеждение и вера.

3. Менталитет человека.

Мировоззрение человека

 

Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Оно является сложным явлением духовного мира человека. Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляды человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение представляет собой отношение человека к окружающему его миру:

От чего зависит то или иное мировоззрение человека? Прежде всего, мировоззрение человека носит исторический характер: каждая эпоха человеческой истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами, стоящими перед людьми, своими подходами к их решению, своими духовными ценностями. Так, одно мировоззрение, один взгляд на мир у первобытного охотника, который наделял всю окружающую его природу чертами живого существа, совсем другое – у современного ученого, осознающего место человека в мире, его возможности.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько походов к выработке мировоззренческих установок. Одни из них приоритет отдают Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.

Распространено выделение следующих типов мировоззрения:

 

1. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Оно формируется стихийно. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры – в этом его слабость.

2. Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основой которого являются религиозные учения. Религия – это связь человека с Богом. В религии содержится и определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на формирование его определенного образа жизни, на спасение души. К сильным сторонам религиозного мировоззрения можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей. Религия существует столько, сколько существует человек на Земле. Человек, род, народ, племя всегда были религиозными. Нерелигиозным человек никогда не был. И впервые в истории человеческого рода, сколько существует человечество – 6 тысяч, 7 тысяч лет, впервые люди стали нерелигиозными, более того – атеистами ("А – тео" – означает "против Бога"). В чем это выражается? Люди стали разрушать храмы, которые строили тысячелетиями, стали уничтожать священнослужителей. Но самое главное, чего утратил народ, – это традиции. Религия всегда была у людей, никогда никто не говорил – я не верю в Бога. Только сейчас человек говорит такое. Но если получше поговорить с таким человеком, то окажется, что он не то что не верит, он просто не знает Бога. Это разные вещи.

3. Научное мировоззрение в своем развитии постоянно опиралось на развитие науки.Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания. К достоинствам научного мировоззрения отнесем его прочную обоснованность достижениями науки, органическую связь с производственной и социальной практической деятельностью людей. Но нельзя закрывать глаза на то, что человек еще не занял в нем преобладающего места.

Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он примет всеобъемлющий характер, может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая направленность.

 Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей? Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем – принять мир таким, каков он есть, или попытаться изменить его в лучшую сторону.

Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую "сердцевину" дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте.

В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в своей деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека по достижению им своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и смысла его деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

 

 

Убеждение и вера

 

Чаще всего веру связывают только с религиозным мировоззрением, однако понятие веры значительно шире. Верить можно не только в Бога, но и в возможность построения коммунизма, в успех реформ, в собственные возможности и т.д.

Как связаны знание, убеждение и вера? Мы знаем то, что познали, что получило подтверждение в наших практических делах. Так, мы знаем то, что солнце восходит на востоке, а заходит на западе, и наша повседневная жизнь постоянно подтверждает это. Мы убеждены, что и завтра, и послезавтра, и через год Солнце будет всходить на востоке, а заходить на западе. Наши убеждения покоятся на знаниях. Но любое знание конечно и ограниченно. Оно ограничивается возможностями человека, возможностями времени, в котором он живет. Окружающий мир человека между тем бесконечен во времени и в пространстве, он содержит в себе бесконечно большое разнообразие свойств, качеств, явлений. Можно ли познать все? Никому и никогда. В мире есть непознанное и недоступное нашему сегодняшнему познанию, хотя познаваемо в принципе. Там, где невозможно по тем или иным причинам познание, там нередко открывается поле деятельности для веры. Мы верим там, где не знаем точно.

Отметив различия веры и знания, скажем словами Платона: "А между тем убеждение обладают и узнавшие, и поверившие". Таким образом, быть убежденным в чем-либо можно как на основе веры, так и на основе знания.

Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники его различны. Одним из них является жизненный опыт. Осмысливая реальные факты своего повседневного бытия, жизни окружающих людей, человек приходит к важным для себя выводам и обобщениям. Нередко, однако, убеждение возникает не в результате размышлений, а в итоге непроизвольного усвоения какого-то мнения, готового вывода или под влиянием чувств и настроений.

Приведем небольшой пример. В одной из школ старшеклассникам была предложена анкета, включавшая следующие вопросы:

1. Я уверен, что школа дает нам много лишних знаний: да, нет, не знаю (выберите ответ).

2. Моя уверенность основана на:

А) интуиции,

Б) моем личном опыте,

В) опыте моих родителей,

Г) мнении многих, окончивших школу,

Д) наблюдении за судьбой выпускников,

Е) изучении связи между школьной успеваемостью и жизненным успехом.

На первый вопрос большинство ответило положительно. Отбираю основания, многие выделили пункты в) и г). А какой бы выбор сделали вы?

Менталитет человека

 

Рассказ о духовном мире был бы неполным без рассмотрения проблемы менталитета. Это понятие происходит от французского слова, соответствующего русским словам "склад ума", "умонастроение", "душевность".

Менталитетэто совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Иными словами, это своего рода итоговый "сплав", который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам.

Считается, что в силу индивидуального процесса формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности менталитет – явление в основном сугубо личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практической деятельности, социального статуса (положения занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами – в их менталитете. Говорят и о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин "русская душа", при этом имеется в виду целый ряд психических качеств – открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности. Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает всеми этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными именно для русского народа.

 

Вопросы и задания

1. Дайте определение мировоззрению.

2. Почему мировоззрение нередко называют "стержнем" духовного мира личности?

3. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Дайте им качественную характеристику.

4. Как соотносятся знания, убеждения и вера?

5. Что такое менталитет? Дайте его обобщенную характеристику.

6.  В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека? Отвечая на этот вопрос, приведите примеры из истории и современности.

7. "Март сухой, да мокрый май – будет каша и каравай". Данное утверждение является примером:

А) житейского знания;

Б) мифологического знания;

В) художественного вымысла;

Г) паранаучного знания.

ТЕМА 12. ГНОСЕОЛОГИЯ

 

1. Гносеология – теория познания.

2. Чувственное и рациональное познание.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 465.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...