Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 11. ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА
1. Мировоззрение человека. 2. Убеждение и вера. 3. Менталитет человека. Мировоззрение человека
Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Оно является сложным явлением духовного мира человека. Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляды человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение представляет собой отношение человека к окружающему его миру: От чего зависит то или иное мировоззрение человека? Прежде всего, мировоззрение человека носит исторический характер: каждая эпоха человеческой истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами, стоящими перед людьми, своими подходами к их решению, своими духовными ценностями. Так, одно мировоззрение, один взгляд на мир у первобытного охотника, который наделял всю окружающую его природу чертами живого существа, совсем другое – у современного ученого, осознающего место человека в мире, его возможности. Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько походов к выработке мировоззренческих установок. Одни из них приоритет отдают Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное. Распространено выделение следующих типов мировоззрения:
1. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Оно формируется стихийно. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры – в этом его слабость. 2. Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основой которого являются религиозные учения. Религия – это связь человека с Богом. В религии содержится и определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на формирование его определенного образа жизни, на спасение души. К сильным сторонам религиозного мировоззрения можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей. Религия существует столько, сколько существует человек на Земле. Человек, род, народ, племя всегда были религиозными. Нерелигиозным человек никогда не был. И впервые в истории человеческого рода, сколько существует человечество – 6 тысяч, 7 тысяч лет, впервые люди стали нерелигиозными, более того – атеистами ("А – тео" – означает "против Бога"). В чем это выражается? Люди стали разрушать храмы, которые строили тысячелетиями, стали уничтожать священнослужителей. Но самое главное, чего утратил народ, – это традиции. Религия всегда была у людей, никогда никто не говорил – я не верю в Бога. Только сейчас человек говорит такое. Но если получше поговорить с таким человеком, то окажется, что он не то что не верит, он просто не знает Бога. Это разные вещи. 3. Научное мировоззрение в своем развитии постоянно опиралось на развитие науки.Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания. К достоинствам научного мировоззрения отнесем его прочную обоснованность достижениями науки, органическую связь с производственной и социальной практической деятельностью людей. Но нельзя закрывать глаза на то, что человек еще не занял в нем преобладающего места. Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он примет всеобъемлющий характер, может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая направленность. Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей? Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем – принять мир таким, каков он есть, или попытаться изменить его в лучшую сторону. Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую "сердцевину" дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в своей деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека по достижению им своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и смысла его деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
Убеждение и вера
Чаще всего веру связывают только с религиозным мировоззрением, однако понятие веры значительно шире. Верить можно не только в Бога, но и в возможность построения коммунизма, в успех реформ, в собственные возможности и т.д. Как связаны знание, убеждение и вера? Мы знаем то, что познали, что получило подтверждение в наших практических делах. Так, мы знаем то, что солнце восходит на востоке, а заходит на западе, и наша повседневная жизнь постоянно подтверждает это. Мы убеждены, что и завтра, и послезавтра, и через год Солнце будет всходить на востоке, а заходить на западе. Наши убеждения покоятся на знаниях. Но любое знание конечно и ограниченно. Оно ограничивается возможностями человека, возможностями времени, в котором он живет. Окружающий мир человека между тем бесконечен во времени и в пространстве, он содержит в себе бесконечно большое разнообразие свойств, качеств, явлений. Можно ли познать все? Никому и никогда. В мире есть непознанное и недоступное нашему сегодняшнему познанию, хотя познаваемо в принципе. Там, где невозможно по тем или иным причинам познание, там нередко открывается поле деятельности для веры. Мы верим там, где не знаем точно. Отметив различия веры и знания, скажем словами Платона: "А между тем убеждение обладают и узнавшие, и поверившие". Таким образом, быть убежденным в чем-либо можно как на основе веры, так и на основе знания. Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники его различны. Одним из них является жизненный опыт. Осмысливая реальные факты своего повседневного бытия, жизни окружающих людей, человек приходит к важным для себя выводам и обобщениям. Нередко, однако, убеждение возникает не в результате размышлений, а в итоге непроизвольного усвоения какого-то мнения, готового вывода или под влиянием чувств и настроений. Приведем небольшой пример. В одной из школ старшеклассникам была предложена анкета, включавшая следующие вопросы: 1. Я уверен, что школа дает нам много лишних знаний: да, нет, не знаю (выберите ответ). 2. Моя уверенность основана на: А) интуиции, Б) моем личном опыте, В) опыте моих родителей, Г) мнении многих, окончивших школу, Д) наблюдении за судьбой выпускников, Е) изучении связи между школьной успеваемостью и жизненным успехом. На первый вопрос большинство ответило положительно. Отбираю основания, многие выделили пункты в) и г). А какой бы выбор сделали вы? Менталитет человека
Рассказ о духовном мире был бы неполным без рассмотрения проблемы менталитета. Это понятие происходит от французского слова, соответствующего русским словам "склад ума", "умонастроение", "душевность". Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Иными словами, это своего рода итоговый "сплав", который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам. Считается, что в силу индивидуального процесса формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности менталитет – явление в основном сугубо личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практической деятельности, социального статуса (положения занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами – в их менталитете. Говорят и о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин "русская душа", при этом имеется в виду целый ряд психических качеств – открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности. Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает всеми этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными именно для русского народа.
Вопросы и задания 1. Дайте определение мировоззрению. 2. Почему мировоззрение нередко называют "стержнем" духовного мира личности? 3. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Дайте им качественную характеристику. 4. Как соотносятся знания, убеждения и вера? 5. Что такое менталитет? Дайте его обобщенную характеристику. 6. В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека? Отвечая на этот вопрос, приведите примеры из истории и современности. 7. "Март сухой, да мокрый май – будет каша и каравай". Данное утверждение является примером: А) житейского знания; Б) мифологического знания; В) художественного вымысла; Г) паранаучного знания. ТЕМА 12. ГНОСЕОЛОГИЯ
1. Гносеология – теория познания. 2. Чувственное и рациональное познание.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 465. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |