Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Самореализация личности и саморегуляция
Периодизация развития личности (по Эрику Эриксону) Эрик Эриксон, психолог, близкий к психоаналитическому направлению, предложил различать "групповую идентичность", которая формируется с первых дней жизни ребенка, и "эгоидентичностъ", то есть устойчивое, непрерывное ощущение себя как самостоятельной личности. "Групповая идентичность" обязывает ребенка смотреть на мир глазами той первичной группы, в которой он рос. Развитие эгоидентичности – очень длительный процесс, который охватывает практически всю жизнь человека. Эриксон выделял 8 этапов, каждый из которых характеризуется своими задачами; исход каждого этапа может быть как благополучным (ребенок или человек приобретает некоторые качества, способности, развивает позитивное отношение к миру), так и неблагополучным (развивается обратное качество, способность, отношение). 1. Стадия младенчества отвечает за формирование базового доверия к миру. На этом этапе очень многое зависит от матери или другого лица, осуществляющего уход за ребенком. Если мать хорошо справляется со своими обязанностями, ребенок будет чувствовать себя комфортно, он не станет кричать, будет хорошо спать и есть, так как у него будет ощущение, что мать сделает все, что необходимо. Если этого нет, то нехватка базового доверия будет сопровождать человека всю жизнь. 2. На стадии раннего детства у ребенка формируются чувства независимости и автономии. Проявляется это в том, что ребенок учится ходить и контролировать отправление естественных функций. 3. Третья стадия, протекающая с З до 5 лет, характеризуется формированием чувства инициативы, предприимчивости. Ведущей деятельностью, в которой формируется это чувство, является игра. Недостаток чувства инициативы проявляется в том, что человек становится пассивным, неуверенным, подверженным чувству вины. 4. Стадия младшего школьного возраста – это период, когда формируется уверенность в себе и своих силах и любовь к труду. Если на этом этапе ребенка постигнут неудачи, с которыми он не сможет самостоятельно справиться, то в будущем он будет крайне подвержен неверию в себя и свои силы. 5. На подростковый возраст приходится самый интенсивный период развития эгоидентичности. Именно в этот период происходит самоопределение личности, которая решает, чем она будет заниматься, чему посвятит свою жизнь. В этот период происходит половое созревание, и для человека становится крайне важным, как к нему относятся окружающие, как он выглядит в их глазах. 6. Молодость является жизненным этапом, на котором уже устойчивая идентичность помогает человеку строить как личные, так и профессиональные взаимоотношения с другими людьми без страха утратить себя. Если идентичность сформирована недостаточно, то вместо ощущений близости, единства, сотрудничества человек будет испытывать чувства изоляции и одиночества. 7. Во взрослой жизни человек вкладывает себя в любимую работу, семью и детей. Общение с другими людьми и прежде всего–с собственными детьми – дает человеку уверенность в том, что он любим другими людьми и нужен им. 8. После 50 лет начинается последняя стадия развития личности. На этом этапе развитие эгоидентичности завершается, у человека должно сложиться ощущение неповторимости собственной судьбы, которую он целиком принимает и уже не стремится переделать. Человек также осознает приближение к смерти и немного отстраняется от жизни, становится мудрее. Личность отличается от других явлений действительности тем, что она в состоянии совершать осознанные, контролируемые действия. Конечно, это не означает, что человек всегда действует рассудочно. Мы нередко делаем что-то под влиянием чувств или просто потому, что не задумываемся о своих действиях. И в то же время обычно мы в состоянии взять свои действия под сознательный контроль и строить свое поведение в соответствии с определенными стандартами. Действия человека не обязательно направлены на неживую природу. Мы совершаем множество действий, которые направлены на других людей и имеют исключительно социальное значение. Например, встречая знакомого человека, мы здороваемся. Это действие социально. Во-первых, со знакомыми людьми принято здороваться: этого требуют от нас правила хорошего тона. Во-вторых, совершая это действие, мы думаем и о возможных последствиях. В большинстве случаев человеку свойственно стремиться к тому, чтобы его уважали и положительно оценивали. Любой поступок человека не может быть рассмотрен изолированно от того, какой эффект он производит. Он определенным образом влияет на представления других людей, оценивается ими, вызывает ответные реакции и т.д. Данная особенность указывает на то, что любой поступок, какой бы личный характер он ни носил, неизбежно имеет резонанс (по крайней мере, в ближайшем окружении), а, следовательно, оказывается социальным действием. Первым понятие социального действия ввел Макс Вебер. Он дал следующее его определение: "Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие и ориентируется в их направлении". Сам Вебер приводит в качестве примера столкновение велосипедистов. Нечаянное столкновение велосипедистов еще не является социальным действием, это скорее физическое событие, и социальным оно становится в том случае, если велосипедисты хотя бы пытаются избежать столкновения. Социальное действие имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона – это мотив и цель поступка. Внешнюю сторону поступка формирует конкретное действие, которое используется человеком для достижения определенной цели. Эти две стороны не всегда совпадают. Доказательством тому может служить такое явление, как лицемерие, когда внешне искреннее действие, якобы вызванное симпатией, уважением и положительной оценкой, на самом деле преследует эгоистичные цели и является по своей сути манипулятивным, то есть направленным не на установление контакта, а на извлечение выгоды. Человек использует социальные ценности для того, чтобы достичь своей эгоистической цели. Социальные нормы – это предписания, которые являются общими указаниями для социального действия. Социальные нормы находятся в сложных отношениях с конкретными поступками. Реальное поведение далеко не всегда соответствует нормам, а то, что предписывают социальные нормы, – это далеко не всегда наиболее типичный и часто встречающийся способ поведения. Норма предполагает ожидание правильного поведения, следовательно, не может существовать без согласия и более или менее сильного принуждения. Можно выделить несколько видов социальных норм: 1) обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения; 2) моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование; 3) правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые изданы государством. Они более четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства; 4) политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью, между социальными группами и между государствами и находят свое отражение в международных правовых актах, конвенциях и т.д.; 5) религиозные нормы, которые поддерживаются прежде всего верой сторонников религии в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев; 6) эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном. Как уже указывалось, отклонение от норм наказывается при помощи санкций. Санкции могут быть позитивными и негативными. Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам. Следовательно, позитивные санкции стимулируют следование нормам. Позитивные санкции могут иметь форму материального (финансового) поощрения, похвалы или одобрения, предоставления каких-то возможностей и т.д. Негативные санкции – это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить нежелательное поведение или, по крайней мере, уменьшить его вероятность. Негативные санкции могут осуществляться при помощи штрафа, тюремного заключения, словесного осуждения, уклонения от контактов и изоляции нарушившего нормы индивида, физических наказаний и т. п. Санкции могут быть также жесткими и мягкими, прямыми и косвенными. Ярким примером жесткой прямой санкции может служить наказание за уголовное преступление. Социальный контроль – система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами. . Социальный контроль присутствует в любом обществе. Это проявляется в том, что к любому обществу можно применить понятия нормы и санкций. Однако содержательно, то есть с точки зрения того, что действительно запрещается и предписывается, системы социального контроля в каждом обществе сугубо индивидуальны. Все зависит от того, что именно запрещается или предписывается. А, следовательно, очень многое в данном случае зависит от социальных, культурных, исторических, политических и прочих факторов.
Вопросы и задания 1. Как в общественных науках понимается личность? В чем состоит отличие этого понимания от того, как рассматривается человек в естественных науках (биологии, медицине)? 2. Что такое социализация? Почему она важна для общества? 9. Какие виды социализации вы знаете? 3. Назовите функции, которые выполняет социализация. 4. В каких условиях и под воздействием чего протекает социализация человека? 5. Какие этапы проходит человек в своем развитии? 6. Что такое социальное действие? При каких условиях действие может быть названо социальным? 7. Что такое социальные нормы и социальный контроль? Почему социальные нормы и социальный контроль воздействуют на людей? 8. Какой признак характеризует человека как личность? А) активная жизненная позиция; Б) физическое и психическое здоровье; В) особенности внешности. 9. Социализация личности – это А) общение с окружающими; Б) изменение социального статуса; В) усвоение социального опыта, накопленного человечеством; Г) переход из одной социальной группы в другую. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 412. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |