Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Самореализация личности и саморегуляция




 

Периодизация развития личности (по Эрику Эриксону)

Эрик Эриксон, психолог, близкий к психоаналитическому на­правлению, предложил различать "групповую идентичность", которая формируется с первых дней жизни ребенка, и "эгоидентичностъ", то есть устойчивое, непрерывное ощущение себя как самостоятельной личности. "Групповая идентичность" обязыва­ет ребенка смотреть на мир глазами той первичной группы, в которой он рос.

Развитие эгоидентичности – очень длительный процесс, ко­торый охватывает практически всю жизнь человека. Эриксон выделял 8 этапов, каждый из которых характеризуется своими задачами; исход каждого этапа может быть как благополучным (ребенок или человек приобретает некоторые качества, способно­сти, развивает позитивное отношение к миру), так и неблагопо­лучным (развивается обратное качество, способность, отношение).

1. Стадия младенчества отвечает за формирование базового доверия к миру. На этом этапе очень многое зависит от матери или другого лица, осуществляющего уход за ребенком. Если мать хорошо справляется со своими обязанностями, ребенок будет чув­ствовать себя комфортно, он не станет кричать, будет хорошо спать и есть, так как у него будет ощущение, что мать сделает все, что необходимо. Если этого нет, то нехватка базового дове­рия будет сопровождать человека всю жизнь.

2. На стадии раннего детства у ребенка формируются чув­ства независимости и автономии. Проявляется это в том, что ре­бенок учится ходить и контролировать отправление естествен­ных функций.

3. Третья стадия, протекающая с З до 5 лет, характеризует­ся формированием чувства инициативы, предприимчивости. Ве­дущей деятельностью, в которой формируется это чувство, явля­ется игра. Недостаток чувства инициативы проявляется в том, что человек становится пассивным, неуверенным, подверженным чувству вины.

4. Стадия младшего школьного возраста – это период, когда формируется уверенность в себе и своих силах и любовь к труду. Если на этом этапе ребенка постигнут неудачи, с которыми он не сможет самостоятельно справиться, то в будущем он будет край­не подвержен неверию в себя и свои силы.

5. На подростковый возраст приходится самый интенсивный период развития эгоидентичности. Именно в этот период проис­ходит самоопределение личности, которая решает, чем она будет заниматься, чему посвятит свою жизнь. В этот период происхо­дит половое созревание, и для человека становится крайне важ­ным, как к нему относятся окружающие, как он выглядит в их глазах.

6.  Молодость является жизненным этапом, на котором уже устойчивая идентичность помогает человеку строить как личные, так и профессиональные взаимоотношения с другими людьми без страха утратить себя. Если идентичность сформирована недоста­точно, то вместо ощущений близости, единства, сотрудничества человек будет испытывать чувства изоляции и одиночества.

7.  Во взрослой жизни человек вкладывает себя в любимую работу, семью и детей. Общение с другими людьми и прежде все­го–с собственными детьми – дает человеку уверенность в том, что он любим другими людьми и нужен им.

8.  После 50 лет начинается последняя стадия развития лич­ности. На этом этапе развитие эгоидентичности завершается, у человека должно сложиться ощущение неповторимости собствен­ной судьбы, которую он целиком принимает и уже не стремится переделать. Человек также осознает приближение к смерти и не­много отстраняется от жизни, становится мудрее.

Личность отличается от других явлений действительности тем, что она в состоянии совершать осознанные, контролируемые дей­ствия. Конечно, это не означает, что человек всегда действует рассудочно. Мы нередко делаем что-то под влиянием чувств или просто потому, что не задумываемся о своих действиях. И в то же время обычно мы в состоянии взять свои действия под сознатель­ный контроль и строить свое поведение в соответствии с опреде­ленными стандартами.

Действия человека не обязательно направлены на неживую природу. Мы совершаем множество действий, которые направле­ны на других людей и имеют исключительно социальное значе­ние. Например, встречая знакомого человека, мы здороваемся. Это действие социально. Во-первых, со знакомыми людьми при­нято здороваться: этого требуют от нас правила хорошего тона. Во-вторых, совершая это действие, мы думаем и о возможных последствиях. В большинстве случаев человеку свойственно стре­миться к тому, чтобы его уважали и положительно оценивали.

Любой поступок человека не может быть рассмотрен изолиро­ванно от того, какой эффект он производит. Он определенным образом влияет на представления других людей, оценивается ими, вызывает ответные реакции и т.д. Данная особенность указыва­ет на то, что любой поступок, какой бы личный характер он ни носил, неизбежно имеет резонанс (по крайней мере, в ближай­шем окружении), а, следовательно, оказывается социальным дей­ствием.

Первым понятие социального действия ввел Макс Вебер. Он дал следующее его определение: "Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыс­лом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие и ориентируется в их направлении". Сам Ве­бер приводит в качестве примера столкновение велосипедистов. Нечаянное столкновение велосипедистов еще не является соци­альным действием, это скорее физическое событие, и социальным оно становится в том случае, если велосипедисты хотя бы пыта­ются избежать столкновения.

Социальное действие имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона – это мотив и цель поступка. Внешнюю сто­рону поступка формирует конкретное действие, которое исполь­зуется человеком для достижения определенной цели. Эти две стороны не всегда совпадают. Доказательством тому может слу­жить такое явление, как лицемерие, когда внешне искреннее дей­ствие, якобы вызванное симпатией, уважением и положительной оценкой, на самом деле преследует эгоистичные цели и является по своей сути манипулятивным, то есть направленным не на ус­тановление контакта, а на извлечение выгоды. Человек исполь­зует социальные ценности для того, чтобы достичь своей эгоисти­ческой цели.

Социальные нормы – это предписания, которые являются об­щими указаниями для социального действия. Социальные нормы находятся в сложных отношениях с конкретными поступками. Реальное поведение далеко не всегда соответствует нормам, а то, что предписывают социальные нормы, – это далеко не всегда наи­более типичный и часто встречающийся способ поведения. Норма предполагает ожидание правильного поведения, следовательно, не может существовать без согласия и более или менее сильного принуждения.

Можно выделить несколько видов социальных норм:

1) обычаи и традиции, представляющие собой привычные образ­цы поведения;

2) моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование;

3) правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных ак­тах, которые изданы государством. Они более четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказа­ния за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечивает­ся силой государства;

4) политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью, между социальными группами и между государствами и находят свое отражение в международных правовых актах, конвенциях и т.д.;

5) религиозные нормы, которые поддерживаются прежде всего верой сторонников религии в наказание за грехи. Религиоз­ные нормы выделяются на основании сферы их функциониро­вания; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев;

6) эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрас­ном и безобразном.

Как уже указывалось, отклонение от норм наказывается при помощи санкций. Санкции могут быть позитивными и негатив­ными. Позитивные санкции представляют собой награду или по­ощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стан­дартам. Следовательно, позитивные санкции стимулируют следо­вание нормам. Позитивные санкции могут иметь форму матери­ального (финансового) поощрения, похвалы или одобрения, пре­доставления каких-то возможностей и т.д.

Негативные санкции – это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить нежелательное поведение или, по край­ней мере, уменьшить его вероятность. Негативные санкции мо­гут осуществляться при помощи штрафа, тюремного заключения, словесного осуждения, уклонения от контактов и изоляции нару­шившего нормы индивида, физических наказаний и т. п.

Санкции могут быть также жесткими и мягкими, прямыми и косвенными. Ярким примером жесткой прямой санкции может служить наказание за уголовное преступление.

Социальный контроль – система предписаний, запретов, убеж­дений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие дей­ствий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодей­ствие между индивидами. .

Социальный контроль присутствует в любом обществе. Это про­является в том, что к любому обществу можно применить понятия нормы и санкций. Однако содержательно, то есть с точки зрения того, что действительно запрещается и предписывается, системы социального контроля в каждом обществе сугубо индивидуальны. Все зависит от того, что именно запрещается или предписывается. А, следовательно, очень многое в данном случае зависит от соци­альных, культурных, исторических, политических и прочих фак­торов.

 

Вопросы и задания

1. Как в общественных науках понимается личность? В чем состоит отли­чие этого понимания от того, как рассматривается человек в естествен­ных науках (биологии, медицине)?

2. Что такое социализация? Почему она важна для общества? 9. Какие виды социализации вы знаете?

3. Назовите функции, которые выполняет социализация.

4. В каких условиях и под воздействием чего протекает социализация человека?

5. Какие этапы проходит человек в своем развитии?

6. Что такое социальное действие? При каких условиях действие может быть названо социальным?

7. Что такое социальные нормы и социальный контроль? Почему социальные нормы и социальный контроль воздействуют на людей?

8. Какой признак характеризует человека как личность?

А) активная жизненная позиция;

Б) физическое и психическое здоровье;

В) особенности внешности.

9. Социализация личности – это

А) общение с окружающими;

Б) изменение социального статуса;

В) усвоение социального опыта, накопленного человечеством;

Г) переход из одной социальной группы в другую.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 412.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...