Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 10. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ




 

1. Социализация и воспитание личности. Влияние общества на развитие личности.

2. Самореализация личности и саморегуляция.

 

Социализация и воспитание личности. Влияние общества на развитие личности

 Социализация процесс формирования личности, в ходе ко­торого человек усваивает умения, образцы поведения и установ­ки, свойственные его социальной роли. Этот процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, посколь­ку в ходе социализации человек преобразует ценности своего ок­ружения в свои собственные.

Социализация включает в себя как стихийное, так или целе­направленное воздействие. В последнем случае иногда говорят о воспитании, которое противопоставляется социализации в узком смысле слова.

Социализация имеет два не исключающих друг друга понима­ния:

1. Социализация может рассматриваться как процесс усвое­ния социальных норм, в ходе которого индивид превраща­ет внешние нормы, навязываемые ему его окружением, во внутренние нормы, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью собствен­ного "я".

2. Социализация может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие ожиданиям других, и благодаря этому стремле­нию они социализируются.

 Социализация имеет две основные формы, выбор между ко­торыми во многом зависит от биологических и психологических особенностей человека:

адаптация – пассивное приспособление к среде, в резуль­тате которого личность действует в соответствии с ее требования­ми, нормами и ценностями;

интеграция– активное взаимодействие личности со сре­дой, в результате которого не только среда оказывает влияние на личность, но и личность изменяет среду.

Социализация выполняет следующие функции:

1) непосредственная функция социализации – формирование личности, способной к сосуществованию с другими людь­ми и в целом соответствующей ожиданиям общества;

2) косвенная функция – трансляция сложившихся форм вза­имодействия, то есть сохранение традиционного уклада. И действительно, человек может соответствующим образом воспитать своих детей только в том случае, если он сам был достаточно социализован.

Процесс социализации начинается в самом раннем детстве и прекращается в старости. Социализация на разных этапах жизни осуществляется различными институтами и социальными группа­ми. В детстве это, как правило, семья, детский сад, школа, группы сверстников, во взрослой жизни – трудовой коллектив, собствен­ная семья взрослого человека, группы, в которые он входит.

Первичная социализация охватывает период детства, вторич­ная социализация – остальную часть жизни человека. Первич­ная социализация, по мнению большинства исследований, ока­зывает наиболее сильное влияние на становление личности, и вто­ричная социализация как бы накладывается на то, что было при­обретено при первичной социализации. Именно семья обеспечи­вает вход индивида в другие социальные структуры любого уров­ня. От того, насколько плавно и бесконфликтно осуществлялась социализация, зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя человек во взрослой жизни.

В процессе социализации у индивида формируется собствен­ный образ, который включает следы образов значимых других из детства. И действительно, то, как будет вести себя человек во взрослой жизни, в значительной степени определяется тем, ка­кое ролевое поведение было свойственно членам его семьи. Дело не только в том, что во многом по модели собственной семьи будет построена семья во взрослой жизни; можно говорить о том, что формы взаимодействия в первичной группе будут перенесены и на взаимодействие во вторичных группах.

 Неудачная первичная социализация может привести к тому, что представления индивида о реальности не будут соответство­вать ей. В этом случае личность может либо пройти процесс ресоциализации и усвоить новые представления, либо выбрать асоци­альное поведение, то есть поведение, не соответствующее нор­мам, по которым живет общество.

В соответствии с разграничением первичной и вторичной со­циализации выделяют семью как первичную группу и вторич­ные группы, в которые впоследствии включается личность.

Вторичные группы могут быть как формальными, так и не­формальными. Принадлежность к одной из них может оказы­вать на индивида разное воздействие, и главным фактором в этом случае будет то, насколько сильно отождествляет себя индивид с данной группой. Соответственно, чем сильнее отождествление, тем сильнее поведение будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данной группе. Ч. X. Кули даже считал, что при сильном отождествлении индивид отрицает себя.

Можно говорить о достижении определенной степени завер­шенности социализации, когда личность приобретает достаточ­ную социальную зрелость, что проявляется в достижении интег­рального социального статуса. Это означает, что личность:

– умеет распоряжаться деньгами независимо от других;

– имеет возможность обеспечивать себя средствами к суще­ствованию;

– способна проживать отдельно от родителей;

– самостоятельна в выборе образа жизни.

Агентами социализации называют любых членов общества, которые оказывают значимое влияние на этот процесс. Количе­ство и состав агентов социализации различается в разные пери­оды жизни человека. В младенческий период главными агента­ми социализации являются родители или люди, которые по­стоянно заботятся о ребенке, общаются с ним. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро возрас­тает. Кроме родителей, к ним теперь следует отнести также друзей, воспитателей, других людей, окружающих ребенка. На этом же этапе в процесс социализации включаются средства массо­вой информации. В период от 13 до 19 лет, который является исключительно важным в процессе социализации, начинает фор­мироваться отношение к противоположному полу, возрастает аг­рессивность, появляется стремление к риску, независимости и самостоятельности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 491.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...