Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения




 

Проблемой общения занимаются многие науки: социальная психология, этнография, педагогика, этика, лингвистика находят собственные проблемы и обращаются друг к другу, исследуя мир общения.

Общение предполагает обмен информацией, что составляет суть коммуникации. В процессе коммуникации субъект, действующий активно передает информацию (ею могут быть знания, идеи, указания и т.д.). Получателем информации является объект, который должен поступить в соответствии с полученной командой, установкой, приказом. Роль получателя могут выполнять и человек, и животное, и машина. Сравните: радистка Кэт из романа Ю. Семенова "Семнадцать мгновений весны", принимающая шифровку для Штирлица; дрессированное животное, выполняющее команду; диктофон, записывающий содержание телефонного сообщения. Признаки субъекта во всех случаях приема коммуникационной информации не существенны. Что происходит с информацией? В лучшем случае она воспринимается без потерь, хотя это трудно реализовать на практике; какая-то часть информации утрачивается непременно из-за искажения голоса по телефону, подтекста или скрытого содержания, связанного с эмоциональным состоянием передающего. Однонаправленный поток сведений при отсутствии или при формальном характере обратной связи (как поняли?) ничего не прибавляет к первоначальной информации.

Иное – передача информации при общении равноправных, равноценных и свободных партнеров. Содержание передаваемой информации может быть таким же, как и при коммуникации. Однако механизм передачи и восприятия меняется. Субъекты на обоих концах цепочки передачи информации активны, они осознанно вступают в контакт, не просто обмениваются информацией, но видоизменяют ее, дополняют, уточняют, т.е. активно оперируют ею. Иными словами, в процессе циркулирования информации происходит выработка на ее основе новой информации, являющейся достоянием обоих участников общения.

Для прояснения сути различий обратимся к парадоксальному суждению английского драматурга Б. Шоу: "Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи".

Коммуникация как передача информации предполагает, что тот, кто передал ее, лишается этой информации и не получает полноценной обратной связи. (Оператор вносит информацию в компьютер, а пользуется ею другой.) В то время общение не только не лишает информации, но и существенно ее обогащает. Если участники коммуникации так и остаются обособленными (каждый сам по себе), то в процессе общения усиливается общность. Нередко приходится слышать или читать: стороны провели обмен мнениями. Что происходит при таком обмене: коммуникация или общение?

 В качестве субъекта могут выступать отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом. Субъекты, участвующие в общении, можно подразделить на реально существующие, существующие в воображении, иллюзорные.

 Первый вид общения – между реальными субъектами (например, между двумя людьми). Сюда включается общение, связанное с практической деятельностью в процессе труда, в совместных усилиях по созданию условий сохранения жизни человечества, в многообразных проявлениях общественной практики (войны, революции, движения). Реальным является и духовное общение: как непосредственный духовный контакт в дружеском общении, так и опосредованное перепиской, своеобразным "обменом живыми голосами".

 Разновидностью общения между реальными субъектами является представительное общение. Его участники проявляют себя как выразители неких групповых предпочтений, интересов. Наиболее типичный пример – переговоры между дипломатами. В их общении личностные позиции, вкусы, симпатии отходят на второй план перед задачей поиска взаимопонимания высоких договаривающихся сторон.

 Другой разновидностью общения является общение реального субъекта с иллюзорным партнером, которому как бы присваиваются несвойственные ему качества субъекта. Наиболее типичный пример – общение с животным, которое рассматривается не как объект познания, разведения, охоты и т.п., а как партнер, способный понять, посочувствовать, ответить. Как тут не вспомнить Каштанку, Белого клыка, Белого Бима Черное ухо и др. Каждый из вас сможет дополнить этот перечень. Из детства приносит человек способность общаться с неодушевленными предметами как с живыми существами – вспомним любимого медвежонка, Мойдодыра, крокодила Гену…Общение со всеми этими партнерами удовлетворяет потребность человека в расширении сферы своего общения, в "очеловечивании" окружающей его предметной среды.

 Третьей разновидностью общения является общение реального субъекта с воображаемым партнером. Прежде всего оно проявляется во внутреннем диалоге, так сказать, "самообщении". Это не только внутренний голос, который беседует с нами, позволяет что-то уяснить, понять, осмыслить, но и диалог с образом другого человека. Ярко такой тип общения описан у Достоевского (Иван Карамазов и Черт).

 Особым типом воображаемого партнера по общению является художник, создатель произведений искусства. Художественная информация не сообщается, не посылается автором, она рождается в процессе активного восприятия, в совместном творчестве художника и зрителя, читателя и слушателя. Если такого совместного творчества не возникает, значит, не происходит и общения с искусством, процесс ограничивается коммуникацией ("видел – не впечатляет…"). Г. Гегель писал: "Хотя художественное произведение и образует согласующийся в себе и завершенный мир, все же оно в качестве действительного, обособленного объекта существует не для себя, а для нас, для публики, которая созерцает художественное произведение и наслаждается им". Поэтому любое произведение искусства представляет собой диалог с каждым человеком.

 Наконец, четвертым видом общения является общение воображаемых партнеров – художественных персонажей. Художественной произведение всегда представляет собой систему образов, взаимодействующих между собой, а отношения персонажей – не что иное как общение. Особенно явно это проявляется в сценическом искусстве, где пьеса всегда изображение процесса общения.

Искусство в любом виде помогает людям познавать сущность человеческого общения через проникновение во внутренний мир персонажей. Мы учимся понимать поступки, слова, состояния героев разных эпох, темпераментов, возрастов. Искусство не только бесконечно углубляет наше понимание реального общения, но и расширяет его сферу, обогащая наш опыт, помогая ориентироваться в реальном и многообразном мире общения.

Действительно, приходится согласится, что общение – целый мир, богатый и разнообразный. Его познание безгранично, возможности неисчерпаемы, оно абсолютно необходимо человеку, чтобы быть человеком.

Функции общения выделяют в зависимости от его цели. Если цель общения выходит за его пределы, а само общение обслуживает предметную деятельность, помогая сделать ее более успешной, полезной, радостной, то оно может рассматриваться как подчиненное, "включенное" во взаимодействие субъекта с объектом или с другим субъектом по поводу объекта. Как в песенке: "Легче вдвое дело любое спорится у друзей".

Иное дело, если цель общения в нем самом, если ценно именно общение. Таково общение с другом, с любимым человеком. При таком взаимодействии участвующие стороны равнозначимы. Таково и общение с искусством ради получения эстетического удовольствия, душевного отклика. Здесь общение вполне тождественно деятельности, оно полностью поглощает человека, составляя для него высшую цель и смысл. Похоже проявляется общение в игре.

Общение может служить цели приобщить партнера к своему опыту, знаниям, ценностям. Здесь нет симметрии сторон, но есть стремление к ней, желание "подтянуть" партнера, обогатить его. Ярче всего эта функция общения проявляется в обучении, воспитании. Но у него есть и вторая сторона – стремление самому приобщиться к ценностям другого, узнать больше о мире и человеке в нем. Образование не может быть самообразования, а воспитанию помогают самовоспитание, контакт, взаимопонимание.

 

Вопросы и задания

1. Что такое труд? Какие точки зрения существуют по этому вопросу?

2. Назовите отличительные черты труда. Что такое "мартышкин труд"?

3.  Что необходимо для успеха трудовой деятельности?

4. Приведите примеры коммуникации, проанализируйте их сточки зрения содержания информации, способа ее передачи, характеристики участников коммуникации.

5. В чем состоит разница между общением и коммуникацией?

6. Назовите виды общения.

7. Какой вид общения представлен в следующем отрывке? Знакомо ли вам произведение, из которого взят отрывок?

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело…

(А.С. Пушкин)

8. Как соотносятся функции и цели общения?

9. Установите соответствие между видом деятельности и особенностями его проявления:

1) Игра а) освоение опыта предшествующих поколений

2) Труд б) преобразование предметов окружающего мира

3) Учеба в) преобразование информации в процессе взаимодействия

4) Общение г) осуществление реального действия воображаемыми средствами

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 648.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...