Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Просадка судов при плавании на мелководье, в каналах и реках




При движении судов происходит изменение их положения на пла­ву по отношению к свободной поверхности и дну водоема. Существен­ное изменение посадки (просадки судна) наблюдается в условиях мелководья, в каналах, реках и других стесненных условиях.

Наиболее общее решение имеет так на­зываемый классический метод. Этот метод основывается на непосред­ственном применении закона Бернулли и закона неразрывности жид­кости. Модифицируя уравнение Бернулли и принимая, что величину давления Р можно выразить высотой водяного столба над условным уровнем Н, уравнение Бернулли примет вид

 

 

где Н — глубина, м;

U — скорость потока воды, омывающего судно, называемая скоростью встречного

потока, м/с;

g — ускорение свободного падения, м/с2.

При сравнительно малых докритических скоростях движения сни­жается роль собственного волнообразования судна. Перераспределение погруженного объема судна на ходу может быть приближенно объяс­нено изменением свободной поверхности воды из-за наличия стеснен­ности фарватера.

Рассмотрим случай движения судна в канале. Движение его в соответствии с уравнением Бернулли приводит к увеличению скорости движения воды вдоль корпуса судна, а это приводит к понижению зеркальной поверхности воды (глубины Н).

Для этого случая можно написать

 

 

где - глубина в канале, не возмущенном проходом судна, м;

- глубина в канале в момент прохода судна, измеренная посредине длины суд­на, м;

   - скорость судна, м/с.

После преобразования, обозначив , получаем величину понижения зеркальной поверхности воды (просадку судна):

 

 

 Расчет по методу В. П. Смирнова

Увеличение осадки кормой для морских судов на мелкой воде можно получить по формуле В. П. Смирнова:

 

Формула получена после обработки результатов натурных испытаний морских судов методом математической статистики способом наименьших квадратов. Точность определения величины просадки  от осадки кормой. В этой формуле —-коэффициент пропорциональности, учитывающий изменение отно­сительной осадки. Значения  приведены в табл. 5.1.

                                                                                                                                       Таблица 4.1

Значения  в зависимости от

0.35 0.0146 0.700 0.0232
0.40 0.0156 0.725 0.0242
0.45 0.0164 0.750 0.0250
0.50 0.0174 0.775 0.0262
0.55 0.0187 0.800 0.0274
0.60 0.0201 0.825 0.0288
0.65 0.0216 0.850 0.0206

 

 — коэффициент пропорциональности, учитывающий длину судна. Значения его даны в табл. 5.2.

 

                                                                                                                                       Таблица 4.2

Значения  в зависимости от

до 100 м 100-150 более 150
0.95 1.05 1.25

 

 — коэффициент пропорциональности, учитывающий начальный дифферент  на корму. Значения  даны в табл. 5.3.

Таблица 4.3

Значения  в зависимости от

    0 0.5
1.0 1.025 1.050

 

 

Увеличение осадки носом при  может быть определено: . Значения коэффициента  приведены на графике (рис. П.10 — Приложение VI) Сборника задач по управлению судами издания 1984 года.

Увеличение осадки носом при Тн = Тк может быть определено как: ΔТн = Сн*ΔТк. Значения коэффициента Сн приведены на графике (значения Сн по оси ординат от 0 до 2.5 через 0.5) :

                                  

 

                     Рис.5.1 Определение поправочного коэффициента  

                                      проседания носовой оконечности Сн.

                                 

 

 

 

 Расчет по методу NPL

 

   Графический метод NPL (National Physical Laboratory). Метод опубликован в 1973 г. в Великобритании. Разработан на основе модельных испытаний, теоретических вычислений, выпол­ненных при помощи ЭВМ и эксперимента для крупнотоннажных судов.

   Испытания моделей и крупных судов позволили выявить много общих элементов.

  1. Форма судна (0.80 0.90) имеет малое влияние на проседание и дифферент судна.

  2. Работа винта незначительно влияет на параллельные проседания, а больше на дифферент.

  3. Нагрузка винта не имеет большого влияния на проседание.

  4. Суда во время движения получают дифферент на нос.

  5. Параллельное проседание и дифферент уменьшаются пропорционально , а для  = const проседание увеличивается с ро­стом скорости судна.

  6. Начальный дифферент на корму в некоторых случаях может не быть уравновешенным дифферентом на нос, возникающим во время движения судна.

  Начальный дифферент на корму нежелателен, даже если в конечном итоге судно во время движения получит дифферент на нос, так как некоторые элементы кормы, такие, как руль. винт, опасно приближаются к грунту. Проседание меняется при движении судна на циркуляции влево или вправо (зависит от направления вращения винта), разные величины проседания будут во время ускорения и замедления движения.

    Если дифферент судна находится в пределах от 1/100Lp на корму до 1/500Lp на нос, то посадка носом и кормой может быть определена графически с помощью номограммы (рис.10.10).

Для решения задачи необходимо знать скорость судна V (уз), длину L (м), глубину моря Н (м) и дифферент.

     Из точки значения скорости на оси абсцисс проводят вверх верти­кальную линию до пересечения с линией глубины. От полученной точ­ки проводят горизонтальную линию до пересечения с кривыми дифферента. Из точек пересечения опускают перпендикуляры до их пере­сечения с линией длины судна. Значения величин ∆Τн и ∆Τк находят на шкале ∆d (м).

Рекомендации сохранять запас глубины под килем при мягких грунтах не менее 0,3 м, а при плотных — не менее 0,4 м могут быть приемлемы только на хорошо обследованных подходных каналах и при условии, что скорость будет уменьшена насколько возможно, а ма­неврирование для расхождения с другими судами сведено к минимуму.

 

 


5.Определение запаса воды под корпусом судна при плавании в ка­налах и на мелководье.

 Величина клиренса К (глубина под килем) должна быть не менее суммы навигационных запасов:

или

 

где Нн - навигационная глубина, м;

- поправка глубины на отклонение уровня воды (положительна, когда уровень выше ординара), м;

  осадка (наибольшая) судна в воде стандартной плотности (  кг/м3), м;

 — поправка осадки судна на соленость воды (табл. 10.4), м;

    — поправка на обледенение судна, м (учитывается в каждом конкретном слу­чае) ;

   z0—запас на крен судна, м;

   z1 — минимальный навигационный запас, м;

   z2 — вол новый запас, м;

   z3—скоростной запас, м.

где  — ширина судна, м.

—угол крена от ветра (табл. 10.5), град;

—динамический угол крена (табл. 10.6), град;

Поправка осадки судна на соленость воды

Плотность воды, кг/м3 Соленость Плотность воды, кг/м3 Соленость
1025 32 0.000d 1010 13 0.012d
1020 26 0.004d 1005 7 0.016d
1015 20 0.008d 1000 0 0.020d

 

Угол крена от ветра, град

Тип судна

Скорость расчетного ветра, м/с

9 13 16 19 22
Универсальное, паром, лихтеровоз, газовоз - 1 1 1 2
Контейнеровоз 1 2 3 4 5
Пассажирское 1 3 4 6 8

 

Динамический угол крена судна в грузу, град

Тип судна

V, уз

4 5 6 7 8 9 10 11 12
Универсальное, лесовоз, контейнеровоз 1 1 2 2 3 4 5 6 7
Лихтеровоз, пассажирское, паром, газовоз - - - 1 1 1 1 2 2
Танкер, комбинированное - - - - - - 1 1 1

 

 

Минимальный навигационный запас z1, м

    Вид грунта в слое 0.5 м На входе в порты, на входном и внешнем рейдах На всех прочих участках внутренней акватории
Ил 0.04d 0.03d
Наносный плотный (заиленный, ракушка, гравий) 0.05d 0.04d
Слежавшийся плотный (песок, глина, супесь, суглинки, галька) 0.06d 0.05d
Скальный (валуны, оцементированные породы – песчаники, известняки и др.) 0.07d 0.06d

 

При движении на прямом курсе (на прямолинейных участках ка­нала) принимается =0.

Волновой запас в первом приближении равен 0.5 h3% - полувысоте волны 3% обеспеченности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 359.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...