Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Самостоятельная работа студентов
Формы самостоятельной работы: · работа с лекционным материалом и подготовка к семинарским занятиям; · выполнение заданий для самостоятельной работы, способствующих решению учебных задач; · самостоятельное изучение отдельных аспектов содержания дисциплины; · написание эссе и мини-сочинений; · выполнение творческих заданий; · составление сравнительных таблиц; · подготовка к индивидуальным консультациям и коллоквиумам; · подготовка и проведение мини-лекций историко-краеведческого плана; · подготовка и проведение заочных историко-педагогических экскурсий; · работа с артефактами и архивными документами в вузовских и краеведческих музеях; · организация встреч с лучшими педагогами региона; · участие в мероприятиях, проводимых общественными организациями и школами; · участие в волонтерском движении. Самостоятельная работа организуется в соответствии с тематическим планом и содержанием курса. Типовые задания для самостоятельной работы по данному модулю ориентированы на формирование у студентов компетентности в области историко-педагогического знания, на ориентацию студентов в проблемном поле образовательных и воспитательных задач в историческом аспекте их становления. Примерный перечень заданий для самостоятельной работы студентов: 1. Написание эссе на предложенную тему. 2. Составление рекомендательного библиографического указателя литературы по теме. 3. Составление мини-хрестоматии. 4. Создание сравнительных и сопоставительных таблиц. 5. Подготовка содержания учебных экскурсий. 6. Разработка материалов по историко-педагогической тематике с использованием информационных технологий, создание учебных презентаций. Работа с нормативно-правовой информацией. 7. Написание конспектов, реферата-резюме. 8. Составление аннотированного каталога педагогической литературы. 9. Подготовка к участию в диалогических формах занятий: дискуссиях, проблемных обсуждениях, учебных конференциях, деловых играх и т.п. 10. Работа со словарями и справочной литературой, учебными пособиями, журналами и педагогическими изданиями. 11. Работа с электронными базами данных, материалами сайтов, ресурсами, связанными с проблемами образования и педагогической науки. 12. Подготовка рекламных проектов. 13. Подготовка презентаций результатов выполнения заданий по курсу. 14. Проектирование индивидуального образовательного маршрута на 1 год. 15. Разработка программы самообразования на 1 месяц. Темы для самостоятельной работы отражают актуальные проблемы развития педагогической науки и практики, определяются в процессе собеседования преподавателя и студентов с целью максимального содействия развитию учебно-профессиональных интересов будущих педагогов и становлению профессиональной компетентности обучающегося. Список примерных тем для рефератов и проектов 1. Женское образование в России. 2. Семейное образование в России. 3. Физическое образование в России. 4. Военное образование в России. 5. Педагогическое образование в России. 6. Педагогические традиции в православии. 7. Деятели просвещения региона. 8. Лучшие учебные заведения России. 9. Народность образования в отечественной педагогике. 10. Общественное образование в России. 11. Дворянское образование. 12. Воспитание в крестьянской семье. 13. Педагогическое краеведение. 14. Педагогические династии региона. 15. Законодательные акты по народному образованию в России в XIX-XX вв. и их реализация в школьной практике. 16. Реформы образования в России во второй половине XIX - начале XX вв. и их оценка современниками. 17. Проблема соединения обучения с производительным трудом в отечественной педагогике и школе. 18. Идея «свободного воспитания» в педагогическом наследии Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля. 19. Идея общечеловеческого воспитания в педагогических сочинениях Н.И. Пирогова и Л.Н. Толстого. 20. История развития русской гимназии. 21. Вальдорфская педагогика, ее основные положения и примеры реализации. 22. Альтернативные школы: история и современность. 23. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. 24. А.С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания. 25. Опытно-показательные станции и школа Наркомпроса РСФСР (школы-коммуны, «школа жизни» Н.И. Поповой и др.) 26. Идеи компетентностного подхода в истории образования. 27. Проблема индивидуализации обучения в истории отечественной педагогической мысли 28. Проблема личности ребенка, факторов ее формирования в отечественной педагогической мысли 29. Проблема гуманизации воспитания в истории педагогической мысли. Формы контроля: устный (собеседование, коллоквиум, зачёт), письменный (тесты, контрольные работы, эссе, рефераты, заполнение таблиц, рецензирование, аналитический отчёт), смешанный (самоанализ и защита проекта, презентация, представление портфолио). Собеседование проводитсяпо каждой теме модуля. Вопросы указаны в практической части семинарского занятия. Коллоквиум служит формой не только проверки, но и повышения знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются отдельные темы, вопросы изучаемого курса, указанные в разделе «Самостоятельная работа студентов», а также рефераты, проекты и иные работы обучающихся. Зачет представляет собой форму промежуточной аттестации студента, определяется учебным планом подготовки по направлению ВПО. Вопросы к зачёту 1. Общая характеристика педагогики как науки и как учебного предмета. Представления о цели и задачах педагогики как науки в истории педагогической мысли. Педагогическая терминология. Образование, просвещение, воспитание, обучение. 2. Образование как системообразующее понятие. Исторические основы формирования теории образования. 3. Личность и культурная среда. Индивидуальная культура и образование. Культурно-исторический характер целей образования. 4. Подходы к наполнению содержания образования в истории образования. Содержание образования у различных народов на основных этапах развития человечества. 5. Образование как процесс и результат педагогической деятельности. Государство и образование. Общество и образование. Система образования как культурный посредник. Смена образовательной парадигмы. 6. Сущностные характеристики педагогической деятельности и педагогической профессии. Специфика педагогической профессии. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. 7. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений (сравнительно-сопоставительный, сравнительно-генетический, парадигмальный, метабиографический и др.). 8. Великие цивилизации (Дальневосточная, Южно-Азиатская, Ближневосточная, Западная), их значение в развитии традиций и новаций в образовании. Понятие мирового историко-педагогического процесса. 9. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах развития. Концептуальные подходы к трактовке истории образования и педагогической мысли. 10. Цивилизации Древнего Востока - один из источников мировой философской культуры. «Ученичество» - как особый вид взаимодействия наставника и воспитанника. Этико-педагогические идеи Конфуция. Школьная система в Китае. 11. Эллинская культура и образование. Педагог, софисты, образовательные идеалы античности, (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). Система учебных заведений в Афинах. 12. Римская школа, национальное образование, доступность и практическая направленность обучения. Цицерон. Педагогические указания Квинтилиана. 13. Арабская культура – «мост» между христианской и античной культурой. Влияние Византийского образования на древнерусскую культуру и образованность. 14. Философствующее богословие - схоластика. Центры схоластического образования. Светское образование и воспитание. «Семь свободных искусств». 15. Гуманизм и просвещение западноевропейского Возрождения. Обоснование идеала нового человека, содержания образования, новой школы в трудах гуманистов (Ф. Рабле, М. Монтень, Р. Агрикола, Х.Л. Вивес, Т. Мор, Э. Роттердамский и др.). 16. Школы: «Дом радости» Витторино де Фельтре, коллежи, гимназия И.Штурма, «public schools». «Библейская» культура и народное образование, школа как аппарат воспитания. Иезуитская школа и педагогика. 17. Гуманизм и демократизм, просветительская направленность учения Я.А. Коменского. «Великая дидактика» - универсальная теория обучения. 18. Классно-урочный метод обучения. Миссионерская роль профессии учителя, требования к подготовке учителя. Реализация идей Коменского в практике европейской и русской школы. 19. «Элементарное образование» И.Г. Песталоцци - основа развивающего обучения. 20. «Руководство к образованию немецких учителей» А. Дистервега. Воспитывающее обучение. Подготовка учителя народной школы. 21. Теория «естественного воспитания». Ж.Ж. Руссо. Система воспитательных воздействий, обеспечивающих свободное развитие личности ребенка. 22. Детоцентризм в европейской педагогике конца XIX века – начала XX века (реформаторская педагогика). «Концепции и практика «нового воспитания». 23. «Дом сирот» Я. Корчака, «Дом ребенка» М. Монтессори, «Центры интересов» О. Декроли. 24. Трудовая школа С. Френе, «Йена-план-школа» П. Петерсена, «Дальтон-план-школа» Э. Паркхерст. 25. Вальдорфская школа Р. Штайнера. 26. Опыт экспериментальных учебных заведений в странах Западной Европы и США. Кэмпхельские общины, сельские общины, школы лаборатории, «свободные» школы. 27. Предпосылки и сущность дифференцированного подхода в образовании. Джон Локк о воспитании «джентльмена» (элитарное образование) и воспитании рабочих в «школах при работных домах». 28. Дифференцированная начальная школа - Мангеймская система (Й.А. Зиккингер). 29. Роль педологии в развитии образования. 30. Развитие идеи трудового воспитания и практика трудового образования в Западной Европе XVII XIX вв. «Фабричная система» Р.Оуэна. 31. Трудовая школа Г. Кершенштейнера. 32. «Школа действия» А. Лая. 33. Прагматическая школа Д. Дьюи. 34. Становление русской национальной школы и педагогики (Педагогика «Душевного строения» в культуре Древней Руси. «Поучение Владимира Мономаха» и «Домострой». Древнерусские школы). 35. Основные этапы развития русской педагогики. Церковно-религиозная педагогика, государственная педагогика, общественная педагогика. 36. Идея духовности нации и самобытности национального характера. Пути создания народной школы и особенности организации обучения в ней. Основные черты русской национальной школы. 37. Общие направления просветительной политики, подготовка педагогических кадров. Уставы и реформы, деятельность Министерства народного просвещения. 38. Деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны, благотворительность, попечительство, общественная просветительская деятельность. Смольный и Александровский институты. Высшие женские курсы; воскресные школы; частные, народные школы. 39. Ведущие деятели русского просвещения: М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков. 40. Педагогические идеи Н.И. Пирогова. 41. К.Д. Ушинский – основоположник отечественной педагогической науки. Дидактические взгляды Ушинского. Идея народности в общественном воспитании. 42. Педагогическое наследие Л.Н. Толстого. Яснополянская школа. «Азбука». 43. Идеи К.Н. Вентцеля о свободном воспитании. 44. Педагогическая теория П.Ф. Каптерева. «Дидактические очерки». 45. Единая трудовая школа. Основные принципы советской системы образования 1918-1930-е гг. 46. Система народного образования в СССР в 1940-1970-е гг. Введение обязательного образования, борьба за сохранения «всеобуча» в годы Великой отечественной войны Демократизация школы во второй половине XX века. 47. Роль учителя в воспитании «нового человека, строителя коммунизма». Педагогическое образование в СССР 48. Опытные станции Наркомпроса. Воспитательная система С.Т. Шацкого. 49. Школа им. Достоевского (шкида) В.Н. Сорока-Росинского. 50. Педагогическая система А.С. Макаренко. 51. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. 52. Павлышская школа В.А. Сухомлинского. 53. Коммунарское движение 60-х годов (И.П.Иванов). 54. Педагоги-новаторы 70-80-х годов (Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили). 55. Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества. Образование как приобщение к ценностям культуры. Культурно-просветительская деятельность педагога - исторический и региональный аспекты. 56. Коммуникативная природа педагогической культурно-просветительской деятельности. Общение как условие взаимопонимания, взаимодействия, совместной деятельности субъектов образовательного процесса. 57. Непрерывность образования. Интеграция образования. Гуманизация и демократизация образования. 58. Создание единого образовательного пространства. Стандартизация. Модернизация образования. 59. Современная система отечественного образования: стратегия развития. «Наша новая школа». 60. Педагогические учебные заведения. Создание и использование образовательной среды учебного заведения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 160. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |