Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Лекции по психологии




Лекция (в переводе с лат. – чтение) является традиционной формой организации обучения в высшей школе. В последнее время данная форма организации обучения активно используется в средних специальных и средних образовательных учреждениях. «Лекционная форма больше всего подходит для развертки и усвоения теории того или иного вопроса, являясь дидактической моделью деятельности специалистов по разрешению теоретических проблем и задач» - отмечает А.А.Вербицкий [7, с. 80]. Ильясов И.И. выделяет следующие особенности лекции: «В случае предъявления знаний на лекции доминирует устный источник информации. Он характеризуется летучестью (едва появившись, исчезает) и поэтому труднее для восприятия, а тем более для осмысления. В таких случаях осмысление осуществляется после лекции с опорой на конспект или раздаточный печатный материал. Даже при высокой степени готовности к лекции осмысление, проведенное в процессе слушания, должно быть завершено после лекции» [7, с. 80].

Основными функциями лекции являются:

1. Информационная функция – передача преподавателем новых знаний студентам. В настоящее время при наличии учебников и возможностей использования информационных технологий данная функция реализуется в основном при чтении спецкурсов и спецсеминаров, а также при изучении дисциплин, по которым отсутствуют учебники.

2. Систематизирующая функция – новые знания излагаются последовательно и структурировано в систематизированном виде. Преподаватель ориентирует студентов в источниках получения информации, выделяет главное, обращает внимание на сложные проблемы, подходы к рассмотрению сущности понятия.

3. Разъясняющая функция – разъяснение преподавателем наиболее сложных для понимания студентами вопросов в более ясной и доступной форме, чем это изложено в учебнике, использует поясняющие примеры.

4. Развивающая функция– изложение лекции с использованием проблемных вопросов стимулирует не только запоминание материала, но и мыслительную деятельность студентов.

Основными требованиями к лекции являются научность, доступность, занимательность.

В зависимости  от специфики содержания дисциплины, места лекции в процессе обучения, соотношения различных функций лекции выделяют различные виды лекций [6; 7; 10].

Вводная лекция -педагог выделяет лишь основные, ключевые вопросы, уяснение которых позволит студентам и учащимся лучше усвоить материал на лабораторных, практических занятиях и в ходе самостоятельной работы, а не рассматривает все вопросы темы, которые предстоит изучить. Во вводной лекции широко используются внутрипредметные и межпредметные связи для раскрытия целостного представления основ наук и их практической значимости, используются обобщения, доказательства, оценочные выводы. Вводные лекции читаются в начале изучения дисциплины, раздела.

Обзорная лекция -проводится с целью систематизации знаний студентов и учащихся, полученных ими в ходе самостоятельного изучения учебного материала, перед организацией работы по самостоятельному изучению, а также по обширным темам и разделам, углубление и конкретизацию знаний по которым студенты будут проводить самостоятельно. Основным в обзорной лекции является умение педагога так отобрать и сгруппировать факты, чтобы в ходе ее проведения можно было логически осмыслить закономерности тех или иных явлений, фактов изучаемой темы или раздела.

Обобщающая лекция -проводится в завершение изучения раздела или темы для закрепления полученных учащимися знаний. При этом педагог вновь выделяет узловые вопросы, широко использует обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы, позволяющие включить усвоенные знания, умения и навыки в новые связи и зависимости, переводя их на более высокие уровни усвоения, способствуя тем самым применению полученных знаний, умений и навыков в нестандартных и поисково-творческих ситуациях.

Мини-лекция –изложение одного из вопросов педагогом в начале урока в школе или же изложение отдельных вопросов темы лекции студентами или учащимися как задание творческого уровня, самостоятельно подготовленное сообщение по изучаемой проблеме.

Кино (видео) лекция –использованиекино-видеоматериалов по изучаемой теме с целью развития наглядного мышления и образных представлений у учащихся и студентов. Перед началом просмотра студентам и учащимся дается целевая установка, в ходе просмотра кино-видеоматериалов педагог может  комментировать происходящие на экране события.

Инструктивная лекция -проводится с целью организации самостоятельной последующей работы студентов и учащихся по углублению, систематизации и обобщению изучаемого материала на лабораторных и практических занятиях. В ходе лекции слушатели получают методические рекомендации по работе с учебной литературой, с содержанием темы, выполняют инструктивные задания.

 Монолекция -представляет собой «начитывание» материала педагогом, реализуется, в основном, информационная функция.

Лекция по принципу обратной связи - сочетание объяснения с активным привлечением учащихся и их опыта, реализуется развивающая функция лекции.

Комбинированная лекция- это чтение лекции с демонстрацией опытов, иллюстративного, аудио- и видео материала.

Многоцелевая лекция -комплексное взаимодействие на учащихся и студентов отдельных элементов процесса усвоения материала: изложение материала, его закрепление по вопросам репродуктивного и проблемного типа, применение при разборе ситуаций, повторение и контроль (самоконтроль) в конце лекции с использованием заданий в тестовой форме.

Проблемная лекция– сопоставление и анализ многовариантных подходов к ре­шению представленной проблемы, исторический анализ становления проблемы.

Лекция, - по мнению Чикуновой Г.К., - «создает благоприятные условия для обеспечения высокого научного уровня изложения учебного материала, раскрытия логики темы, обоснования связей между фактами и общими теоретическим выводами. Она позволяет компактно сгруппировать основное ее содержание и представить в определенной системе» [7, с. 84].










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...