Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 3. Нормативно-правовое обеспечение психологического образования
Учебный и воспитательный процесс в образовательных учреждениях регламентируется государственными документами: «Законом об образовании в республике Беларусь», Государственным образовательным стандартом по специальности, базисным учебным планом, учебными программами. Государственный образовательный стандарт специальности определяет требования к уровню подготовки специалиста. На основе государственных образовательных стандартов образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает учебные планы по основным образовательным программам. Базисный учебный план содержит распределение учебной нагрузки (дисциплины) и учебное время. Базисный учебный план состоит из двух частей: 1 – инвариантная часть, в которой предусматривается изучение учебных дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом (обязательна для всех); 2 – вариативная часть, в которой реализуется региональный компонент образования и составляется учебным заведением (дисциплины по выбору, спецкурсы и спецсеминары). На основе базисного учебного плана учреждения образования составляют рабочие учебные планы, в которых конкретизируется содержание и учебное время. Учебный планвключает в себя: перечень учебных дисциплин; распределение дисциплин по семестрам и последовательность их изучения; трудоемкость их изучения (количество часов); формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа); виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа). Психология как предметная область в разной степени представлена в разных учебных планах: в основных образовательных программах высшего психологического образования психологические дисциплины составляют 2/3 от числа дисциплин; в рамках образовательных программ высшего профессионального, а также среднего специального образования специалистов по работе с людьми (учителя, воспитатели и другие работники школьных, дошкольных и внешкольных учреждений, врачи, младший и средний медицинский персонал, юристы, менеджеры, социальные работники и т. п.) преподается несколько психологических дисциплин, например: основы общей психологии, социальная, педагогическая, возрастная психология и др.); в основных образовательных программах высшего профессионального образования специалистов естественнонаучного и технического профиля психология преподается как самостоятельная учебная дисциплина или же в рамках курса «Психология и педагогика». На основе учебного плана преподаватель планирует изучение конкретной учебной дисциплины; определяет, в каком учебном семестре она изучается и с какими учебными дисциплинами может быть связана; определяет количество учебных часов на изучение учебной дисциплины и их распределение по формам организации обучения (лекции, практические, семинарские занятия); определяет виды промежуточной (в текущем семестре – зачет, экзамен, контрольная работа) и итоговой аттестации (экзамен, курсовая или дипломная работа, государственный экзамен). На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта преподаватель составляет базовую учебную программу и рабочую учебную программу. Базовая учебная программа содержит: 1) наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена; 2) пояснительную записку, в которой описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний; 3) краткое описание содержания изучаемых разделов и тем; 4) список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса (основная и дополнительная). Если по данной учебной дисциплине разработана и утверждена в Министерстве образования типовая учебная программа, то базовая учебная программа не составляется. Базовая (типовая) учебная программа является официальным документом, в котором отражаются требования государственного образовательного стандарта и на основе которого преподаватель строит процесс обучения. Рабочая учебная программаявляется документом, в котором описывается распределение тем базовой учебной программы по видам занятий, необходимое методическое обеспечение, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов. Существует три способа построения учебных программ: линейный, концентрический, спиралевидный Сущность линейного способапостроения учебных программ состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии) и каждая часть изучается, как правило, только один раз, причем новое содержание выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Прилинейном способе расположения содержания учебных программ исключается дублирование материала. Этот способ обычно используется в преподавании психологии в вузовских образовательных программах. Однако на разных ступенях обучения студенты и учащиеся не всегда способны усвоить определенные сложные явления. Концентрический способпостроения учебных программ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал (вопрос) с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей. Концентрическое расположение материала в программах предусматривает не простое повторение, а более глубокое изучение тех же вопросов. Такой способ построения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени, однако порой оказывается неизбежным. В преподавании психологии в настоящее время чаще всего преобладает именно концентрический тип программ: в средних и в высших учебных заведениях учащихся и студентов обучают одному и тому же материалу, но с разной степенью сложности. При спиральном способепостроения программ расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что учащиеся (студенты) не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой учащиеся возвращаются к исходной проблеме иногда даже спустя несколько лет, спиральная структура не предполагает столь длительных перерывов. В отличие от линейной структуры при спиральном построении программы отдельные темы изучаются неоднократно. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 377. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |