Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 5. Принципы преподавания психологии
Принципы обучения — это научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции. Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические принципы обучения. Однако их использование в обучении психологии имеет свою специфику[10, с. 81-84]. 1. Принцип научности - изучаемый учебный материал должен соответствовать современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. При изучении психологии следует учитывать житейские знаний учащихся, их опыт, а также широкое распространение иррациональной психологии (эзотерические знания) и околонаучных психологических книг. Соблюдение принципа научности при обучении психологии означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказана. Этого можно достичь за счет описания соответствующих методов психологических исследований. 2. Принцип системности - учебный материал должен изучаться в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине; необходимо показать взаимосвязь разных психологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом. Изучаемый материал необходимо делить на логические разделы и темы, в каждой теме выделять содержательные центры, главные понятия, идеи; от одной темы к другой, от одного курса к другому должна сохраняться определенная преемственность и межпредметная связь. 3. Принцип единства рационального и эмоционального –необходимо сформировать у студентов и учащихся осознание цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, а также сформировать непосредственный эмоциональный интерес к психологическим фактам и феноменам, что повысит эффективность обучения. Неправильным в обучении являются крайности в проявлении данного принципа. 4. Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения психологии –психология в силу специфики своего предмета должна изучаться, с одной стороны, объективно и беспристрастно, а с другой – на основе самопознания, интереса и личностной значимости отдельных дисциплин и тем для каждого студента, учащегося. 5. Принцип единства теоретического и практического знания – в преподавании психологии должны оптимально сочетаться, с одной стороны, описание теоретических идей, их логическое обоснование, и, с другой стороны, конкретные эмпирические факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их иллюстрируют. Чрезмерное преобладание теоретических рассуждений, не подкрепляемых конкретными фактами и примерами, а также чрезмерное увлечение преподавателя описанием интересных психологических исследований, экспериментов, опытов, примеров из области практической психологии без рассмотрения психологических теорий, которые лежат в их основе, свидетельствует о нарушении данного дидактического принципа. 6. Принцип доступности – в преподавании психологии необходимо соотносить содержание и методы обучения с типом студентов или учащихся, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. При этом, в обучении необходимо переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Одно и то же содержание должно преподаваться по-разному, с опорой на разную базу знаний и интересов: а) студентам-психологам; б) студентам, обучающимся по другим программам высшего образования; в) студентам средних специальных; г) учащимся общеобразовательных учебных заведений. 7. Принцип наглядности - при обучении психологии необходимо использовать органы чувств и образы. Важнейшее значение имеют зрительные образы, так как зрительный анализатор у значительной части студентов и учащихся является ведущим, зрительное представление информации является более емким и поэтому способствует лучшему пониманию материала. Использование образов других модальностей (слуховой, тактильной, кинестетической) также может повысить эффективность обучения. Единство наглядного (образного) и вербального содержания — важнейшая психологическая основа понимания. В преподавании психологии могут использоваться такие виды наглядности, как: 1) словесная, 2) художественная, 3) изобразительная, 4) практическая. 8. Принцип активности - в обучении необходимо создавать условия для проявления самостоятельной активности студентов, что повысит эффективность усвоения знаний. Активность в данном случае противопоставляется пассивности. Реализация этого принципа может достигаться за счет: 1) формирования потребности учащихся в психологических знаниях; 2) диалогической формы обучения; 3) проблемного подхода в обучении; 4) широкого использования практических методов обучения (в виде учебных экспериментов, тестов, психологических тренингов). 9. Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой -психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются учащиеся. Важно, чтобы они видели практическую применимость и пользу психологических знаний в повседневной жизни. Изучение психологии должно стимулировать учащихся использовать полученные знания в решении практических задач познания других людей, самопознания и саморазвития. 10. Обучение психологии должно носить развивающий характер – в преподавании психологии необходимо использовать активные методы обучения, способствующие познавательному развитию студентов и учащихся, необходимо учитывать влияние содержания психологических знаний, личности преподавателя на развитие личностных качеств.
Раздел 2. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 530. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |