Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика подготовки и проведения лекции.
Тема конкретной лекции определяется рабочей учебной программой. При этом важно установить связь новой темы с изученной ранее. Содержание лекции должно быть согласовано с выделенным на проведение данной лекции количеством учебных часов. Если содержание лекции объемно, а количество выделенных учебных часов недостаточно, то преподаватель решает, какие вопросы он рассмотрит на лекции, а какие – студенты рассмотрят самостоятельно с последующим обсуждением на семинарском занятии. Оптимальным считается планирование рассмотрения трех основных вопросов. При составлении плана лекции в основных вопросах можно выделить подпункты (развернутый план), что структурирует содержание лекции. Указывается перечень литературы по теме лекции и формы работы с данной литературой (конспектирование, выписки, чтение). Важно адекватно определить уровень сложности содержания. При этом можно учесть, что сущность учебного материала должна быть доступна всем студентам; анализ и обоснование сути – понятно большинству студентов; отдельные частные вопросы должны быть понятны не всем. Написание конспекта лекции предполагает полное и последовательное изложение материала. Подробный конспект лекции рекомендуется подготовить по новой сложной теме, что поможет преподавателю самому лучше структурировать материал. Однако такой подробный конспект притягивает внимание преподавателя, побуждает читать его, не позволяет ему свободно излагать материал. Поэтому рекомендуется составлять развернутый план-конспект лекции, в котором выделяются основные пункты и подпункты, основные понятия, закономерности, конкретные факты, схемы, диаграммы. При чтении лекции по план-конспекту преподаватель имеет возможность свободно дозировать информацию, расширяя или сокращая ее объем. Важно тщательно продумать примеры и включить их в конспект лекции. Особое внимание следует обратить на начало и конец лекции: в начале лекции преподаватель делает краткий обзор содержания предыдущей лекции, устанавливает связь новой темы с предыдущей (до 5 минут); в конце лекции - кратко повторяет основные моменты лекции, информирует о теме следующей лекции. (Если по данной дисциплине изданы опорные план-конспекты, либо имеются материалы лекции в компьютерном варианте, то студентам рекомендуется ознакомиться с ними, продумать вопросы по теме). Стиль изложения лекции должен соответствовать принципу научности. С.И.Гессен отмечает, что «настоящая университетская лекция никогда не излагает просто результаты исследования; … она показывает, как ученый пришел к этим результатам; важно сформировать научный метод познания, а не излагать факты» [10, с. 115]. Преподаватель продумывает организацию материала. Системному восприятию содержания лекции способствуют схемы; нумерованный список пунктов, раскрывающий определенное положение; нахождение сходства и различия, преимущества и ограничения; визуальная организация материала на доске; микро-эксперименты. В ходе чтения лекции преподаватель продумывает вопросы по активизации мышления и личного опыта студентов, проводит проверку понимания материала; управляет процессом конспектирования основных моментов (интонацией, темпом речи, словесными указаниями, ведением записи на доске сложных терминов, фамилий ученых). Методические рекомендации по разработке учебной лекции по В.Я.Ляудис в приложении 1, схема системного анализа лекции в приложении 2 [11, с. 151]. Типичными ошибками при проведении лекции являются: частое, порой неоправданное употребление научной терминологии без соответствующих пояснений; высокая плотность новых понятий; неточный, тяжелый и сухой язык изложения; сугубо теоретическая сущность лекции без примеров; прикованность преподавателя к конспекту; демонстрация высокомерия и менторской позиции [6, с. 28-29]. Лекторское мастерство – это искусство, которым должен владеть каждый преподаватель. Советы молодому преподавателю проф. Ю.Г.Шнейдера – в приложении 3 [6, с. 29-31].
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 315. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |