Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика подготовки и проведения семинарского занятия




Темы семинарских занятий планируются предварительно в рабочей учебной программе и могут повторять содержание лекций, могут быть посвящены рассмотрению вопросов, не изучавшихся на лекции, могут носить обобщающий характер по всему разделу или большой теме. Преподаватель продумывает вид семинарского занятия и соответственно этому формулирует вопросы для рассмотрения. Оптимальным считается рассмотрение 3-5 вопросов. При формулировке вопросов преподаватель учитывает характер и содержание самостоятельной работы студентов (конспектирование, подготовка рефератов, изучение литературы), при этом важно учесть оптимальность ее объема (подготовка к семинару по времени примерно равна продолжительности самого семинара – учебная и самостоятельная работа студентов соотносится 50% на 50%) [10, с.119].

 Преподаватель продумывает форму организации семинара и составляет конспект занятия. Конспект занятия включает: тему и цели занятия (результаты, которые будут достигнуты в ходе семинара), вопросы, литературу, формы проверки подготовленности студентов к занятию (тестовые задания, проверка конспектов, фронтальный опрос-разминка), формы организации работы студентов при обсуждении вопросов (рецензирование, дополнения, комментирование и др., фронтальная, индивидуальная или коллективно-групповая), обобщение и выводы, рефлексия занятия. Рекомендации по методической разработке семинарского занятия по В.Я.Ляудис в приложении 4 [11,с. 152].

Эффективность проведения семинарского занятия зависит от содержания и качества подготовки студентов. Изучение студентами учебных пособий и первоисточников, конспектирование и другие формы работы с литературой при подготовке к семинару является важной учебной задачей. Студентам первых курсов обучения преподаватель, чаще всего, конкретно указывает страницы в источниках материала, а на последующих курсах обучения рекомендует самостоятельный поиск. Работа с литературой должна быть целенаправленной, поэтому преподаватель конкретно формулирует вопросы и задания, чтобы повысить эффективность чтения. Особое внимание необходимо обратить на конспектирование как вид задания при подготовке студентов к семинару. Их необходимо учить отбирать существенную информацию, перерабатывать текст, использовать схематизацию и структурирование материала, делать выводы.

 

Тема 8. Практические и лабораторные занятия по психологии

 

Лабораторные работы и практические занятия направлены на усвоение практических умений студентов. Количество и тематика данного вида занятий определяется рабочей программой по дисциплине. Дидактическая цель лабораторных работ – экспериментальное подтверждение и проверка теоретических положений (закономерностей, свойств и особенностей проявления психики). Группа для проведения лабораторной работы делится на подгруппы не менее 8 человек. Для проведения лабораторной работы по возможности и в зависимости от содержания деятельности используются приборы и модели. Дидактическая цель практических занятий – формирование профессиональных практических умений (умений выполнять определенные действия, необходимые в будущей профессиональной деятельности – проведение диагностики, оформление протокола, разработка тренингового занятия и др.) и формирование учебных практических умений (умений решать учебные задачи, необходимые в последующей учебной деятельности – анализировать, сравнивать, конспектировать, оформлять и др.). Практическое занятие проводится со всей группой. Основными функциями лабораторных работ и практических занятий являются:

1. Функция закрепления теоретических знаний на практике – в процессе решения психологических задач, использования деловых игр.

2. Функция усвоения умений исследовательской работы - проведение экспериментов в парах-тройках (экспериментатор, испытуемый, протоколист), обработка результатов, оформление протоколов, проведение исследований в организациях и учреждениях с различными категориями испытуемых.

3. Функция усвоения умений практической психологической работы –в процессе проведения деловых игр, моделирования ситуаций профессиональной деятельности, разработки текстов выступлений, разработки программ и планов работы психолога.

4. Функция применения теоретических знаний для решения практических задач – анализ проблемных ситуаций, решение психологических задач, разработка алгоритмов деятельности психолога в зависимости от ситуации и проблемы.

5. Функция самопознания и саморазвития студента или учащегося – в процессе выполнения заданий.

Методика подготовки и проведения лабораторных работ и практических занятий.

Содержание и объем заданий для данного вида занятий планируется исходя из сложности учебного материала, из значимости изучаемых теоретических положений для формирования целостных представлений о содержании учебной дисциплины и будущей профессиональной деятельности. Задания могут выполняться студентами индивидуально (индивидуальная форма), в парах и микрогруппах (групповая форма), все студенты выполняют одно и то же задание (фронтальная форма организации). В качестве заданий используются эксперименты, решение психологических задач, деловые игры. Задания могут носить как репродуктивный характер, так и частично-поисковый и поисковый характер. Студенты ведут тетради лабораторных и практических работ, в которых оформляются протоколы заданий.

План занятия включает: внеаудиторную самостоятельную подготовку студентов к занятию; проверка преподавателем теоретической подготовленности студентов к занятию; инструктаж; выполнение работы; обсуждение итогов работы; оформление протоколов и отчетов о проделанной работе; оценка преподавателя.

Тема 9. Урок по психологии

В средних и средних специальных учебных заведениях используется урочная форма организации обучения, которая характеризуется наличием постоянного состава учащихся одного возраста, единой для всех программой и занятий по твердому расписанию. Урок рассматривается как коллективно-индивидуальная форма взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя [16, с. 327]. В рамках системного подхода урок рассматривается как система взаимообусловленной организационной и учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленная на достижение целей и задач образования, воспитания и развития [18]. Как система урок включает следующие взаимосвязанные элементы: цели – результаты занятия, содержание учебного материала и деятельности, способы деятельности (формы организации, методы, средства), деятельность учителя, деятельность учащихся. Схема системного анализа урока по В.П.Симонову в приложении 5 [18, с. 124].

В уроке как системе деятельности выделяют взаимосвязанные этапы:

1. Организация начала занятия – подготовка учащихся, оборудования, включаемость в занятие.

2. Проверка выполнения домашнего задания – установление степени готовности учащихся класса к проверке выполнения домашнего задания, определение возникших проблем; проверка правильности и осознанности выполнения домашнего задания (устный или письменный опрос, выполнение практических работ – фронтально, индивидуально, в микрогруппах); осуществление контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, коррекции.

3. Подготовка к основному этапу занятия – обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов деятельности – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

5. Первичная проверка понимания – установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и их коррекция.

6. Закрепление знаний и способов действий – самостоятельное выполнение заданий учащимися (ответы на вопросы, практические задания на применение новых знаний в знакомой и измененной ситуации).

7. Обобщение и систематизация знаний – формирование целостной системы знаний по теме, курсу (выполнение заданий на систематизацию, классификацию, установление связей).

8. Контроль и самопроверка знаний – выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий в соответствии с целями занятия, их коррекции (фронтальное выполнение заданий в тестовой форме, ответы на вопросы).

9. Подведение итогов занятия – анализ и оценка успешности достижения цели урока.

10. Рефлексия – использование учителем приемов, побуждающих учащихся к рефлексии собственной деятельности на уроке (рефлексия по вопросам педагога, рисуночные методы рефлексии).

11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – обеспечение понимания цели и содержания домашнего задания.

В зависимости от дидактической цели можно выделить различные типы урока:

Уроки изучения нового материала –обеспечение восприятия и первичного осознания нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. Данный урок включает все вышеперечисленные этапы, однако проверка выполнения домашнего задания (2 этап) может не проводиться либо проводиться фронтально и быстро как актуализация опорных знаний. Учитель может использовать такие формы изучения нового материала, как лекция, объяснение и беседа, самостоятельная работа с учебником, проведение экспериментов. Видами уроков изучения нового материала могут быть: урок-лекция, урок-беседа, кино-урок, урок самостоятельной работы, смешанный урок.

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков –осуществление повторения и закрепления ранее усвоенных знаний, их систематизация; формирование умений и навыков применения знаний в стандартной и измененной ситуации, развитие самостоятельности, контроль за ходом изучения нового учебного материала. Структура урока данного типа включает следующие этапы: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11. Видами уроков совершенствования знаний, умений и навыков являются: урок самостоятельная работа, урок-лабораторная работа, урок-практическая работа, урок-экскурсия, урок-семинар.

Уроки обобщения и систематизации знаний  - усвоение знаний в их системе по теме, разделу, учебной дисциплине. Структура урока может включать следующие этапы: 1, 2, 3, 7, 9, 10, 11. Видами уроков обобщения и систематизации знаний могут быть: урок самостоятельная работа, урок-практическая работа, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-беседа, кино-урок, урок самостоятельной работы.

Уроки проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков, рефлексии деятельности – определение уровня усвоения знаний, умений и навыков, комплексного их применения, систематизации и обобщения, оценка хода и результатов деятельности и себя в ней. Структура урока включает этапы: 1, 2, 3, 8, 9, 10, 11. Видами уроков проверки являются: урок-контрольная работа, урок-семинар, урок с выполнением разноуровневых заданий в тестовой форме, урок устного опроса, урок-коллоквиум, урок решения задач, урок-зачет, экзамен. После проведения уроков важно проанализировать типичные ошибки учащихся, достоинства и недостатки в знаниях, умениях и навыках учащихся (специальный урок).

Комбинированный урок –один из наиболее распространенных типов уроков в системе среднего образования. На данном уроке решаются следующие  дидактические задачи: проверка домашнего задания и повторение пройденного, объяснение нового учебного материала, закрепление и применение новых знаний. Структура комбинированного урока включает следующие этапы: 1, 2,3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11. В комбинированном уроке важно оптимально отобрать материал для усвоения, продумать формы и методы работы, четко соблюдать время выполнения каждого этапа урока.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...