Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Структура психологического знания и образование
Психология как наука изучает психику, внутренний мир человека. Усвоение психологических знаний – сложный процесс, так как познание внутреннего мира другого человека – субъективный процесс. Многие исследователи (Г.С.Абрамова, В.Я.Ляудис, А.А.Полонников) отмечают, что усвоение психологических знаний – это процесс создания психологической реальности (реальности психического), индивид реагирует не на действительное положение вещей, а на то, какое ему представляется действительным. Психологическая реальность – это процессы и факты индивидуального и группового сознания в качестве особых психологических конструкций, а также зависимое от этих конструкций содержание [1; 11; 17]. Психологическая реальность связана с установками сознания, она конструируется интеллектом и связана с наличием социальных шаблонов, включенных в сознание человека и его внутренний мир. Следовательно, она носит интериндивидный характер. Психологическая реальность проявляется в деятельности человека, его общении с другими людьми. Психологическую реальность, сформированную у человека на протяжении его жизни можно определить как базовую реальность,которая включает устойчивое Я личности, систему ее принципов и взглядов, установок и оценок. Базовая реальность человека лежит в основе устойчивости мира вокруг него, так как она включает веру человека в свое знание. Если что-то не соответствует базовой реальности, возникает кризис идентичности, смена реальности. Основная функция психологической реальности – знания. Повседневные, житейские знания, которые характеризуются конкретностью, связаны с индивидуальным опытом человека, создают повседневную форму психологической реальности.Научные знания как обобщенные, объективные, системные знания на основе определенных методологических подходов и принципов, на понимании своеобразия внутреннего мира другого человека создают экспертную форму психологической реальности. При усвоении психологических знаний происходит столкновение повседневной и экспертной форм психологической реальности, что важно учитывать в преподавании психологии. В.С.Герасимова специфическими особенностями психологических знаний считает следующие: предметом психологической науки является постоянно меняющаяся личность, поэтому ее познание требует глубины проникновения, а не точности; предмет познания и познающая сторона – личности, поэтому процесс познания психологической науки диалогичен; процесс познания психологических явлений требует не только логического, но и образного, наглядно-действенного мышления, развитого воображения; психологическое знание можно представить в виде определенной обобщенной структуры, которая не представляет собой научную данность, а является удобной в методическом плане [6, с. 8-9]. По мнению А.А.Полонникова [17], при усвоении психологических знаний важно учитывать следующие особенности: - комплексность знания – теоретическое и практическое знание; - специфика практического психологического мышления – умение разрешать практические задачи и ситуации; - эклектичность знания – сочетание различных концепций и подходов; - ситуационная ориентировка в усвоении психологического знания – влияние реальных жизненных ситуаций и примеров; - личностная включенность обучаемого в образовательный процесс, творческое порождение знаний самими учениками. Формирование научных знаний, экспертных форм психологической реальности в методологическом плане может осуществляться в рамках различных парадигм, рассматриваемых как система принципов и подходов при изучении предмета конкретной дисциплины. Выделяют естественнонаучную, гуманитарную и практическую парадигмы. В рамках естественнонаучной парадигмы изучение психологических объектов происходит как познание категорий, понятий, закономерностей, механизмов, что позволяет сформировать научную картину мира на основе различных теорий и концепций. Исследователь в рамках данной парадигмы выступает в роли незаинтересованного субъекта, наблюдателя, который «добывает» знание. Объективность полученного знания доказывается последующими его воспроизведениями и проверками. Знание законов функционирования психики, выявленных в различных концепциях, позволяет в последующем психологу поступать грамотно при решении практических задач. В соответствии с данной парадигмой при изучении психологических дисциплин необходимо усилить фундаментальную теоретическую подготовку студентов (знание теорий, исследований, закономерностей). Так, например, при рассмотрении любого познавательного процесса важно знать понятие, виды, свойства, закономерности данного процесса, физиологические основы, экспериментальные исследования и теории. Гуманитарная парадигма соответствует культурологическому подходу в рассмотрении человека и его природы и в ее рамках рассматривается личность человека, его личностные смыслы и ценности, самобытность личности каждого человека как продукта культуры. При изучении психологических объектов в гуманитарной парадигме важно не наблюдение как констатация проявления законов психики, а понимание, основанное на сопереживании неповторимости проявления психики человека, множественности интерпретаций, выявлении индивидуально неповторимых особенностей, связанных с неповторимостью действия социальных и биологических факторов развития. Исследователь, действующий в рамках гуманитарной парадигмы, является личностью со своим мировоззрением, ценностями и отношением к познаваемому, поэтому он оказывает влияние на изучаемого человека, изменяя его. В соответствии с данной парадигмой при изучении психологических дисциплин упор делается на познание индивидуальных и личностных особенностей психики человека, на влияние личности исследователя, на многообразие подходов к рассмотрению конкретных проявлений психики, на диалог. В рамках практической парадигмы главным является не исследование психологической реальности, а работа с ней, ее преобразование. Преобразование психологической реальности предполагает знание теории, но это знание носит практическую направленность. Практическая парадигма реализуется, прежде всего, при изучении прикладных психологических дисциплин и проведении прикладных исследований (например, педагогическая психология, практическая психология). В рамках данной парадигмы изменяются содержание, формы и методы обучения психологии – они носят практико-ориентированный, компетентностный характер. Данные парадигмы учитываются как при изучении конкретных дисциплин, так и при выборе содержания, форм и методов обучения. В.Я. Ляудис [11, с.32-33], характеризуя современную стратегию психологического образования, рассматривает ее как осознанную системную организацию, включающую следующие компоненты: 1. Личность педагога как управленца и организатора образования. Педагог выступает помощников в становлении и развитии личности ученика, а не только носитель предметного знания и хранитель норм. Педагог использует позицию сотрудничества, вдохновения, помощи ученику, а ученик активно взаимодействует с учителем и другими учениками. 2. Изменение функции и строения знаний, которые осваиваются студентами и учащимися, изменение способов организации процесса их усвоения. Усвоение знаний происходит в разнообразных формах поисковой, конструктивной мыслительной деятельности учащихся, как продуктивный творческий процесс. 3. Выдвижение на первый план социальной природы всякого учения и развития личности, что предполагает использование групповых форм учения, совместной деятельности, сотрудничества и сотворчества. 4. Изменение критериев оценивания эффективности учения и воспитания. Отказ от оценки, в которой фиксируется достижение учащимся соответствия образцу действия. Необходимо оценивание творческого подхода, усилий, личного вклада, тактики действия.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 298. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |