Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Основные тенденции современного психологического образования




Введение

Одним из типов психологической деятельности является педагогическая, которая направлена на обучение психологическим знаниям. Овладению данным типом деятельности психолога способствует усвоение учебной дисциплины «Методика преподавания психологии». Методика преподавания психологии изучается в качестве обязательного предмета студентами, обучающимися по специальности 0 23 04 Психология с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии».

Методика преподавания психологии рассматривается как методика обучения психологическим знаниям и умениям, методика психологического просвещения и обучения психологическим умениям.

Задачи курса «Методика преподавания психологии»:

· Раскрыть исторические аспекты преподавания психологии, нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений.

· Способствовать пониманию специфики содержания, форм и методов психологического образования; овладение формами обучения современным способам психологического мышления и деятельности и деятельностно-рефлексивными формами психологического обучения.

Студент должен иметь представление:

· О специфике психологического знания;

· о методологических основах в построении психологического знания: естественно-научная ориентация, гуманитарная ориентация в построении психологического знания, знание в психологической практике.

Студент должен знать:

· нормативно-правовое обеспечение в изучении психологических знаний – общеобразовательные и профессиональные образовательные программы, учебные планы и программы преподавания психологии;

· цели преподавания психологии;

· принципы обучения психологии;

· основные виды учебных занятий по психологии;

· методы обучения психологии;

· способы управления самостоятельной работой студентов;

· способы контроля и коррекции учебной деятельности студентов.

Студент должен уметь:

· использовать современную научную литературу по проблемам обучения, педагогической деятельности;

· использовать основные методы и технологии преподавания психологии в различных формах учебных занятий;

· моделировать и проводить различные типы занятий по психологии, проводить анализ и самоанализ проведенных занятий

В данном учебно-методическом пособии рассматриваются отдельные вопросы методики преподавания психологии, которые представлены в следующих разделах:  Раздел 1. Цели и принципы обучения психологии. Нормативно-правовое обеспечение преподавания психологии; Раздел 2. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии; Раздел 3. Методы обучения психологии; Раздел 4. Проверка и оценка знаний по психологии; Раздел 5. Деятельность преподавателя психологии.

Методика преподавания психологии как учебная дисциплина представляет собой сочетание знания психологии и дидактики. В связи с этим содержание пособия должно быть дополнено знаниями студентов по педагогике и, прежде всего, знаниями в сфере современных образовательных технологий, которые активно применяются в методике преподавания психологии, а также знаниями о требованиях к личности и деятельности педагога.

 

 

Раздел 1. Цели и принципы обучения психологии. Нормативно-правовое обеспечение преподавания психологии.

 

Тема 1. Основные тенденции современного психологического образования

В настоящее время наблюдается расширение сферы преподавания психологии и психологических дисциплин. Это, прежде всего, преподавание психологии на психологических факультетах университетов студентам, получающим квалификацию – психолог. Различные психологические дисциплины изучаются студентами философских, педагогических, юридических факультетов, факультетов социальной работы, а также в специализированных вузах – медицинских, технических, экономических, военных. Отдельные психологические дисциплины изучают также учащиеся средних специальных учебных заведений и средних общеобразовательных школ. Элементы психологических знаний осваивают дети дошкольного возраста на занятиях в детском саду. Расширение сферы изучения психологии требует совершенствования методики преподавания данной дисциплины. Методика преподавания психологии – это методика обучения психологическим знаниям и умениям, методика психологического просвещения и обучения практическим психологическим умениям.

Анализируя отечественную историю преподавания психологии В.Н.Карандашев [10] выделяет несколько этапов становления методики преподавания:

· 18-19 век – в преподавании психологии решалась общеобразовательная задача; психология изучалась в рамках других дисциплин (риторика, богословие; как часть философии). Профессора Московского университета М.М.Троицкий, Н.Я.Грот отстаивали положение психологии как самостоятельной науки (Устав 1863 года), ввели семинар как форму организации обучения психологии. Так, Н.Я.Грот проводил семинарии трех типов: 1 – слушатели критиковали прочитанную им лекцию; 2 – подготовка и обсуждение рефератов; 3 – подготовка и обсуждение тезисов. Психология преподавалась также в рамках медицинского образования. Преподавание психологии осуществлялось также и в средних школах, лицеях, гимназиях либо как составная часть другой дисциплины, либо как самостоятельная дисциплина.

· Первая половина 20 века – наряду с решением общеобразовательной задачи преподавание психологии было направлено на осуществление специальной психологической подготовки, прежде всего, педагогов, врачей. В связи с интенсивным развитием экспериментальной психологии, ее прикладных аспектов, стали использоваться разнообразные формы организации обучения психологии – лекции, семинары, просеминары, иллюстративные опыты, эксперименты, практические и лабораторные занятия; студенты выступали в роли испытуемых, выполняли самостоятельные исследования. Появились учебники психологии (Г.И.Челпанов, Н.Н.Ланге, А.Ф.Лазурский, К.Н.Корнилов и др.). Особенностью данного этапа преподавания психологических дисциплин в вузах является сочетание высокого уровня теоретической подготовки с навыками экспериментальных исследований. По настоянию Челпанова Г.И. психология как теоретическая дисциплина преподавалась учащимся общеобразовательных школ и гимназий педагогами-словесниками, историками, однако с 1917 года была исключена из программ школ.

· Вторая половина 20 века – в этот период началась подготовка специалистов-психологов (открывались кафедры психологии, психологические отделения философских факультетов, затем,  факультеты психологии – 1966г., где работали такие ученые, как С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев). В этот период продолжалось постепенное расширение психологического образования как по числу учебных заведений, где осуществлялось преподавание психологических дисциплин, так и по количеству психологических дисциплин, спецкурсов, спецсеминаров. С 80-х годов в обществе возрос интерес к психологии и ее прикладным аспектам в различных сферах жизнедеятельности человека. В средних общеобразовательных школах психология преподавалась с 1947 года по 1958 год; с 80-х годов психология вводится как факультативный курс.

Основными тенденциями современного психологического образования являются [2; 5; 9; 10; 19]:

1. Возрастание интереса к психологии, психологическому образованию.

2. Осознание необходимости психологического образования для различных сфер жизнедеятельности и производства в государстве и разработка соответствующих образовательных программ.

3. Определение типичной длительности психологического образования – 5 лет (либо 4 года базовое образование и 2 года специализация).

4. Определение типичной структуры и целей психологического образования (базовое психологическое образование со специализацией на последнем курсе обучения; специальное психологическое образование как сочетание базовой подготовки 3-4 курса и специализации 2 года).

5. Определение типичного содержания психологического образования – изучение фундаментальных и прикладных психологических дисциплин.

6. Выделение двух направлений в психологическом образовании – научно-ориентированное и практико-ориентированное образование.

7. Расширение изучения психологических дисциплин специалистами не психологического профиля (экономисты, инженеры…).

8. Расширение сферы изучения психологии за счет включения учреждений среднего специального и среднего образования.

9. Повышение качества и дифференциация образовательных программ на основе выделения обязательных дисциплин, специальных дисциплин, дисциплин по выбору и интегральных курсов; непрерывность психологического образования (вуз, ИПК, семинары…).

10.  Интеграция систем образования в мировом масштабе (с 1999 года - Болонский процесс).

В настоящее время можно выделить следующие виды психологического образования: базовое психологическое образование (студенты-психологи университетов, институтов, академий); преподавание психологии студентам других специальностей (студентам, профессиональная деятельность которых связана с работой с людьми – педагоги, медики, юристы и др.; студентам, профессиональная деятельность которых напрямую не связана с работой с людьми – инженеры, экономисты и др.); последипломное психологическое образование (система повышения квалификации, магистратура, аспирантура, докторантура); обучение психологии в средних учебных заведениях (средние специальные учебные заведения, средние общеобразовательные школы). В каждом из указанных видов психологического образования выделяется своя специфика в содержании, формах и методах обучения, что учитывается в методике преподавания психологических дисциплин.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 449.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...