Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1. Основные тенденции современного психологического образованияСтр 1 из 20Следующая ⇒
Введение Одним из типов психологической деятельности является педагогическая, которая направлена на обучение психологическим знаниям. Овладению данным типом деятельности психолога способствует усвоение учебной дисциплины «Методика преподавания психологии». Методика преподавания психологии изучается в качестве обязательного предмета студентами, обучающимися по специальности 0 23 04 Психология с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии». Методика преподавания психологии рассматривается как методика обучения психологическим знаниям и умениям, методика психологического просвещения и обучения психологическим умениям. Задачи курса «Методика преподавания психологии»: · Раскрыть исторические аспекты преподавания психологии, нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений. · Способствовать пониманию специфики содержания, форм и методов психологического образования; овладение формами обучения современным способам психологического мышления и деятельности и деятельностно-рефлексивными формами психологического обучения. Студент должен иметь представление: · О специфике психологического знания; · о методологических основах в построении психологического знания: естественно-научная ориентация, гуманитарная ориентация в построении психологического знания, знание в психологической практике. Студент должен знать: · нормативно-правовое обеспечение в изучении психологических знаний – общеобразовательные и профессиональные образовательные программы, учебные планы и программы преподавания психологии; · цели преподавания психологии; · принципы обучения психологии; · основные виды учебных занятий по психологии; · методы обучения психологии; · способы управления самостоятельной работой студентов; · способы контроля и коррекции учебной деятельности студентов. Студент должен уметь: · использовать современную научную литературу по проблемам обучения, педагогической деятельности; · использовать основные методы и технологии преподавания психологии в различных формах учебных занятий; · моделировать и проводить различные типы занятий по психологии, проводить анализ и самоанализ проведенных занятий В данном учебно-методическом пособии рассматриваются отдельные вопросы методики преподавания психологии, которые представлены в следующих разделах: Раздел 1. Цели и принципы обучения психологии. Нормативно-правовое обеспечение преподавания психологии; Раздел 2. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии; Раздел 3. Методы обучения психологии; Раздел 4. Проверка и оценка знаний по психологии; Раздел 5. Деятельность преподавателя психологии. Методика преподавания психологии как учебная дисциплина представляет собой сочетание знания психологии и дидактики. В связи с этим содержание пособия должно быть дополнено знаниями студентов по педагогике и, прежде всего, знаниями в сфере современных образовательных технологий, которые активно применяются в методике преподавания психологии, а также знаниями о требованиях к личности и деятельности педагога.
Раздел 1. Цели и принципы обучения психологии. Нормативно-правовое обеспечение преподавания психологии.
Тема 1. Основные тенденции современного психологического образования В настоящее время наблюдается расширение сферы преподавания психологии и психологических дисциплин. Это, прежде всего, преподавание психологии на психологических факультетах университетов студентам, получающим квалификацию – психолог. Различные психологические дисциплины изучаются студентами философских, педагогических, юридических факультетов, факультетов социальной работы, а также в специализированных вузах – медицинских, технических, экономических, военных. Отдельные психологические дисциплины изучают также учащиеся средних специальных учебных заведений и средних общеобразовательных школ. Элементы психологических знаний осваивают дети дошкольного возраста на занятиях в детском саду. Расширение сферы изучения психологии требует совершенствования методики преподавания данной дисциплины. Методика преподавания психологии – это методика обучения психологическим знаниям и умениям, методика психологического просвещения и обучения практическим психологическим умениям. Анализируя отечественную историю преподавания психологии В.Н.Карандашев [10] выделяет несколько этапов становления методики преподавания: · 18-19 век – в преподавании психологии решалась общеобразовательная задача; психология изучалась в рамках других дисциплин (риторика, богословие; как часть философии). Профессора Московского университета М.М.Троицкий, Н.Я.Грот отстаивали положение психологии как самостоятельной науки (Устав 1863 года), ввели семинар как форму организации обучения психологии. Так, Н.Я.Грот проводил семинарии трех типов: 1 – слушатели критиковали прочитанную им лекцию; 2 – подготовка и обсуждение рефератов; 3 – подготовка и обсуждение тезисов. Психология преподавалась также в рамках медицинского образования. Преподавание психологии осуществлялось также и в средних школах, лицеях, гимназиях либо как составная часть другой дисциплины, либо как самостоятельная дисциплина. · Первая половина 20 века – наряду с решением общеобразовательной задачи преподавание психологии было направлено на осуществление специальной психологической подготовки, прежде всего, педагогов, врачей. В связи с интенсивным развитием экспериментальной психологии, ее прикладных аспектов, стали использоваться разнообразные формы организации обучения психологии – лекции, семинары, просеминары, иллюстративные опыты, эксперименты, практические и лабораторные занятия; студенты выступали в роли испытуемых, выполняли самостоятельные исследования. Появились учебники психологии (Г.И.Челпанов, Н.Н.Ланге, А.Ф.Лазурский, К.Н.Корнилов и др.). Особенностью данного этапа преподавания психологических дисциплин в вузах является сочетание высокого уровня теоретической подготовки с навыками экспериментальных исследований. По настоянию Челпанова Г.И. психология как теоретическая дисциплина преподавалась учащимся общеобразовательных школ и гимназий педагогами-словесниками, историками, однако с 1917 года была исключена из программ школ. · Вторая половина 20 века – в этот период началась подготовка специалистов-психологов (открывались кафедры психологии, психологические отделения философских факультетов, затем, факультеты психологии – 1966г., где работали такие ученые, как С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев). В этот период продолжалось постепенное расширение психологического образования как по числу учебных заведений, где осуществлялось преподавание психологических дисциплин, так и по количеству психологических дисциплин, спецкурсов, спецсеминаров. С 80-х годов в обществе возрос интерес к психологии и ее прикладным аспектам в различных сферах жизнедеятельности человека. В средних общеобразовательных школах психология преподавалась с 1947 года по 1958 год; с 80-х годов психология вводится как факультативный курс. Основными тенденциями современного психологического образования являются [2; 5; 9; 10; 19]: 1. Возрастание интереса к психологии, психологическому образованию. 2. Осознание необходимости психологического образования для различных сфер жизнедеятельности и производства в государстве и разработка соответствующих образовательных программ. 3. Определение типичной длительности психологического образования – 5 лет (либо 4 года базовое образование и 2 года специализация). 4. Определение типичной структуры и целей психологического образования (базовое психологическое образование со специализацией на последнем курсе обучения; специальное психологическое образование как сочетание базовой подготовки 3-4 курса и специализации 2 года). 5. Определение типичного содержания психологического образования – изучение фундаментальных и прикладных психологических дисциплин. 6. Выделение двух направлений в психологическом образовании – научно-ориентированное и практико-ориентированное образование. 7. Расширение изучения психологических дисциплин специалистами не психологического профиля (экономисты, инженеры…). 8. Расширение сферы изучения психологии за счет включения учреждений среднего специального и среднего образования. 9. Повышение качества и дифференциация образовательных программ на основе выделения обязательных дисциплин, специальных дисциплин, дисциплин по выбору и интегральных курсов; непрерывность психологического образования (вуз, ИПК, семинары…). 10. Интеграция систем образования в мировом масштабе (с 1999 года - Болонский процесс). В настоящее время можно выделить следующие виды психологического образования: базовое психологическое образование (студенты-психологи университетов, институтов, академий); преподавание психологии студентам других специальностей (студентам, профессиональная деятельность которых связана с работой с людьми – педагоги, медики, юристы и др.; студентам, профессиональная деятельность которых напрямую не связана с работой с людьми – инженеры, экономисты и др.); последипломное психологическое образование (система повышения квалификации, магистратура, аспирантура, докторантура); обучение психологии в средних учебных заведениях (средние специальные учебные заведения, средние общеобразовательные школы). В каждом из указанных видов психологического образования выделяется своя специфика в содержании, формах и методах обучения, что учитывается в методике преподавания психологических дисциплин.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 515. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |