Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос: 47) Если разговелся притом, что сомневался в заходе солнца.




Вопрос: Если человек поел, попил, или совершил половой акт, но сомневаясь в том, солнце зашло или нет. Отличие от прошлого вопроса в том, что в прошлом вопросе человек наверняка думал, что солнце зашло, и не мог убедиться, солнце зашло или нет. А этот вопрос человек не уверен наверняка, что солнце зашло, наоборот весь в сомнениях солнце зашло или нет. И решил покушать и попить. Каково постановление в этом вопросе?

Ответ: Если человек сомневается, зашло солнце или нет, то нельзя ему ни есть, ни пить и совершать полового акта. И передано в этом вопросе единогласное мнение, что в этом случае он должен возместить этот день. Сказали, кроме как если он потом узнал, что покушал и попил, зная все-таки после захода солнца. Но опять единогласное мнение в этом вопросе мнение не установлено достоверно.

(Значит, единогласное мнение передано относительно того, что если человек сомневался солнце зашло или нет и покушал или попил, то он обязан возместить этот день, кроме как если он потом узнал, что оказывается ел и пил, а солнце уже действительно зашло, то в этом случае он недолжен возмещать. Но заранее скажу, что относительно этого есть разногласие и нет единогласного мнения и правильное мнение в другом).

Сказал ибн Хазм в своей книге «аль-Махалля, 4/366»: «А тот, который покушал, сомневаясь в том, зашло солнце или нет, или попил - тот ослушался Всевышнего Аллаха, превратил свою уразу в тщетную, (то есть, аннулировал тем самым свою уразу), и он неспособен возместить этот день».

Почему Ибн Хазм говорит неспособен возместить этот день? - Потому что не сравнится день после уразы рамадана с днем рамадана, не сравнятся два этих дня. И более правильное мнение дальше придет один из вопросов, который мы будем рассматривать, «то чтоЮ если человек намеренно нарушил уразу без уважительной причины в рамадан, то он не имеет права возмещать этот день, но может только делать покаяние Всевышнему Аллаху, потому что у него нет разрешения от Всевышнего Аллаха и его посланника возмещать этот день». А если он сомневается, зашло солнце или нет, и совершил половой акт, то он должен сделать каффару, то есть, должен сделать возместительные действия, как освободить раба или накормить людей, или держать уразу 2 месяца подряд.

И вероятно слова ибн Хазма надо понимать в том смысле, что, если после этого он не ел и не пил и не совершил половой акт, а солнце в действительности было зашедшим, (то есть, мы не можем обязать человека делать каффару если он совершил половой акт когда солнце в действительности зашло на самом деле, а он не знал, зашло или нет но в действительности оно было зашедшим, то есть, он совершил половой акт после того как зашло солнце в действительности).

Мнение ибн Хазма в этом вопросе является правильным потому что он нарушил свою уразу намеренно, поэтому он не способен возместить этот день. Как об этом еще придет подробный разбор далее. И этот вопрос основывается на известное правило, которое вытекает из шариатских контекстов:

«Убеждение не уходит из-за сомнения»

Человек на основе того, что день продолжает оставаться (то есть, не пришла еще ночь) и недостаточно того что он начал сомневаться, что может быть солнце уже зашло для того чтобы разговеться.

Что значит сомнение? и что значит убежденность? - то есть человек убежден, что день еще идет в том смысле, что он на основе что день есть пока не убедился, что пришла ночь, и вот какое то, сомнение о том пришла ночь или нет, не может убрать его с его основы. Но он должен продолжать оставаться на основе, что день продолжает идти пока не убедится, что пришла ночь (зашло солнце).

Значит, правильное мнение в этом вопросе - если человек разговелся в месяц рамадан от своей обязательной уразы сомневаясь зашло солнце или нет, то есть, не обладая при этом мыслью наверняка, но сомневается, не знает точно, зашло или нет, то этот человек нарушил свою уразу и ослушался Всевышнего Аллаха и взял на себя тяжкий грех и должен покаяться Всевышнему Аллаху. Что касается возмещения этого дня, то он не способен возместить, потому что нарушил свою уразу намеренно.[94] А Аллах знает лучше.

 

Вопрос: 48) Если разговелся в самолете, находясь на земле, но потом взлетел и увидел солнце.

То есть, если человек находился в какой-то местности и разговелся, потому что солнце зашло. А затем поднялся он на самолете, то есть, находиясь на земле внутри самолета и увидел, что солнце закатилось и покушал, затем самолет взлетел и он увидел солнце. В этом случае, должен ли он удержаться от еды или питья?

Ответ: В этом случае он не обязан удерживаться, он может дальше продолжать кушать, и его постановление, постановление того города из которого он поднялся. Потому что, когда он находился на земле среди людей, которые живут в городе, день закончился, солнце закатилось, поэтому он взял на себя постановление, что ураза его закончилась, поэтому если он взлетел и даже если он видит солнце, он может спокойно кушать. Потому что он уже разговелся, когда был на земле по приказу Аллаха и его Посланника мир ему и благословение Аллаха.

А теперь другой вопрос: если он взлетел на самолете, а солнце еще не было зашедшим, (то есть, даже когда он находился на земле, солнце еще не было зашедшим, и он в это время взлетел за несколько минут до заката солнца). А потом летел на самолете, летел, и солнце все время не закатывается, продолжает оставаться на горизонте, в этом случае он уже не имеет права разговляться, и не имеет права совершать намаз магъриб, пока солнце не зайдет, так что он видит его из самолета зашедшим (то есть, в том воздухе, в котором он летит). Даже если он летит над городом, в котором люди все давно разговелись, и давно уже прочитали магъриб, но он летит в небе над этим городом и солнце продолжает видеть. Эти два постановления строятся на шариатских постановлениях. Всевышний Аллах сказал: «затем завершите уразу до ночи». И сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «если ночь пришла отсюда, а день ушел оттуда, уразу человек может прекращать». Этот хадис у Бухари и Муслима со слов ‘Умара ибн уль-Хаттаба.[95]

Значит, если человек находился на земле, и солнце зашло, и он разговелся, все его постановление разговевшегося человека, дальше что с ним происходит на самолете, видит он там солнце или нет, это уже неважно.

Другой вопрос, если он был на земле, и солнце еще не закатилось пока он был на земле, а затем взлетел и летит, видит солнце, но люди которые на земле, у них уже солнце закатилось на их горизонте,они кушают, совершают магъриб, но он летит и видит солнце, то он должен продолжать держать свою уразу пока сам своими глазами не увидит, что солнце закатилось или ему об этом сообщит правдивый человек. А Аллах знает лучше.

А Аллах знает лучше

Продолжение следует ин щаа Аллах

 

Подготовил Абу Нусайба

Источник: Фатх уль-‘Аллям, 2 том, страница 545-590


[1] Источник: аль-Маджму’а, 6/247, аль-Мугъни, 4/323, тафсир имама аль-Къуртуби, сура 2 аят 183

[2] Источник: аль-‘Умда, 1/24

[3] Источник: Имам Ахмад, 2/263, имам ан-Насаи, 2716, хадис достоверный.

[4] Источник: ат-Тамхийд, 7/307

[5] Источник: аль-‘Умда, 1/26

[6] Бухари, 8, Муслим, 16

[7] Бухари, 1891, Муслим, 11

[8] Источник: аль-Мугъни, 4/323, аль-Маджму’а, 6/248, аль-‘Умдах, 26-29

[9] Источник: Шарх уль-Мухаззаб, 6/250

[10] Источник: Таудийх уль-Ахкам, 3/129

[11] Бухари, 1893, Муслим, 1125-1126

[12] Бухари, 4507, Муслим, 1145

[13] Бухари, 1915

[14] Этот хадис передали Бухари, 1914, и имам Муслим, 1082

[15] Источник: подробно об этом смотреть аль-‘Умдах, 1/35

[16] Бухари, 1901, Муслим, 760, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Всевышний Аллах

[17] Бухари, 1898, Муслим, 1079, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Всевышний Аллах

[18] Источник: Шарх уль-Мухаззаб, 6/248, аль-Фатх, 1898.

[19] Этот хадис достоверный, привел Бухари, 1983, и Муслим, 1161

[20] Источник: аль-Фатх, 1914, ан-Нейлю ль-Аутар, 1748, аль-Муфхийм, 3/234, шарху Муслим, 8/54

[21] Источник: аль-Фатх, 1914, ан-Нейлю ль-Аутар, 1748, аль-Муфхийм, 3/146

[22] Этот хадис хороший, но со слов ‘Аммара ибн Ясира, а не со слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха. И не привел его имам Ахмад, а привел его только Абу Дауд, 2334, ат-Тирмизи, 686, ан-Насаи, 4/153, Ибн Маджах, 1645, ибн Хузейма, 1914, ибн Хиббан 3585, и привел его имам аль-Бухари в своем достоверном сборнике в подвешенном виде «книга Поста, глава 11», все они по дороге 'Амра ибн Къейса аль-Муляи, от Абу Исхакъа, от Сыля, от ‘Аммара ибн Йасира. То, что однажды к ‘Аммару ибн Йасиру привели готового барашка, и он сказал – «Ешьте» и некоторые из людей не стали кушать и сказали - «Я пощусь» и тогда ‘Аммар ибн Йасир сказал: «кто попоститься в день сомнения - тот ослушался Аб уль-Къасима». Передатчики этого иснада все крепкие, но указал ибн Хаджар в своей книге «ат-Тагълийкъ, 3/141» что у этого хадиса есть скрытая болезнь, о которой также упомянул имам ат-Тирмизи. То, что некоторые передатчики передали этот хадис так: «Сказал Абу Исхакъ: дошло до меня от Сыли» (т.е. кто-то рассказал мне от Сыли), отсюда понимается, что в иснаде есть прерванность, что Абу Исхакъ не слышал этот хадис от Сыли, но кто-то пропущен в этом иснаде. Но у этого асара есть другой иснад, который приводится у ‘Абд ур-Раззакъа в книге «аль-Мусоннаф, 4/159» со слов Саури от Мансура, от Риб`и ибн Хирааша от одного из людей, который сказал: «мы были у ‘Аммара ибн Йасира в тот день, который называется днем сомнения». То есть перед Рамаданом. И принесли барашка и некоторые люди отказались кушать, и тогда ‘Аммар ибн Йасир сказал: «Приближайтесь», то есть кушайте. Один из них сказал: «Нет, я держу пост. Это тот пост, который я постоянно держу». Сказал (‘Аммар ибн Йасир): «Если ты веришь в Аллаха и Последний день, то кушай». (Потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил держать пост в этот день). И этот асар приводит ибн аби Шейба 3/72 без упоминания этого человека, и дорога ‘Абд ур-Раззакъа более достоверная. Значит, асар от ‘Аммара ибн Йасира доходит до уровня хорошего из-за двух этих иснадов, но с его слов, а не со слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха. А Аллах знает лучше.

[23] Привел имам аль-Бухари, 1900, и имам Муслим, 1080

[24] Риваят Муслима, 1080

[25] Бухари, 1907

[26] Бухари, 1909

[27] Сура 21, аят 87

[28] Сура 13, аят 26

[29] Источник: Заад уль-Ма’ад, 2/45

[30] Источник: привел ибн аби Шейба, 3/71

[31] Источник: привел ибн аби Шейба, 3/71, и имам ‘Абд ур-Раззакъ, 4/159

[32] Источник: подробно смотреть в книгах, фатх уль-Барий, 1906, ас-Субулю с-Салям, 4/106, заад уль-Ма’ад, 2/41-46, нейлю ль-Аутар, 1630, аль-‘Умдах, 1/75-126, ат-Тамхийд, 7/148

[33] Хадис привел Абу Дауд, 2325

[34] Хадис привели Абу Дауд, 2326, и имам ан-Насаи, 4/135

[35] Источник: подробно об этом смотреть, аль-Маджму’а, 6/269-270

[36] Источник: Шарх уль-‘Умдах, 2/206

[37] Бухари, 1913, имам Муслим, 1080

[38] Источник: подробно об этом смотреть, ат-Тамхийд, 7/156, аль-Фатх, 1906, Маджму’уль-фатауа, 25/132-133

[39] Мухакъикъ это тот ученый, который разбирал вопросы до глубины, определял достоверность хадисов, слабость доводов в этих вопросах, определяя правильность использования тех или иных доводов на использование в тех или иных вопросах и т.п.

[40] Источник: подробно об этом смотреть, аль-Маджму’а, 6/273-274, аль-‘Умдах, 1/170-175, аль-Мугъни, 4/328, аль-Муфхийм, 3/142, аль-Фатх, 1906, Шарху Муслим, 7/197, Нейлю ль-Аутар, 1636, Маджму’уль-Фатауа, 25/103, Таудийх уль-Ахкам, 3/140

[41] Второе послание от ‘Умара ибн уль-Хаттаба является достоверным, а первый является не достоверным, потому что Ибрахим ан-Наха’и ничего не слышал от ‘Умара ибн уль-Хаттаба и в нем есть прерванность.

[42] Хадис привел имам аль-Бухари, 1924, Муслим, 1135

[43] Источник: аль-Мугъни, 4/387, аль-Маджму’а, 6/271, аль-Махалля, 729, аль-Инсоф, 3/254

[44] Источник: Маджму’уль-фатауа, 25/106, аль-Махалля, 729

[45]То есть, в этом хадисе пришло то, что люди в последний день Ша’бана после 29 дня Ша’бана смотрели на луну и пытались ее увидеть, и увидел ее Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) и указал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) что он ее увидел и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал держать пост людям со следующего дня так как следующий день является первым днем Рамадана. Этот хадис является хорошим приводит его Абу Дауд, 2342, Ибн Хиббан, 3447, и также аль-Хаким, 1/423, и все они по дороге от Марвана Ибн Мухаммада ад-Димашкъи, говорит, рассказал нам ‘АбдуЛлах Ибн вахб, рассказал нам Яхья ибн ‘АбдиЛлях ибн Салим, от Абу Бакра ибн Наафи’а, от его отца от Ибн Умар, и этот иснад является хорошим.

[46] Этот хадис передают пятеро, и назвал его достоверным Ибн Хузейма, 1923, Ибн Хиббан, 3446, имам ан-Насаи указал что более правильно что он приходит в форме мурсаля то есть без упоминания Ибн ‘Аббаса. Этот хадис является слабым, более правильно что этот хадис приходит в форме мурсаля в подвешенном состоянии, и к тому же имам Ахмад его не приводит, приводит его только Абу Дауд, 2340,ан-Насаи, 4/131-132 и др. Все они по дороге от Симака Ибн Харба, от ‘Икримы, от Ибн ‘Аббаса и этот иснад слабый потому что риваят Симака ибн Харба от ‘Икримы мудтариба является запутанным, и к тому же хафизы заявили то что этот иснад хадиса более правильно что он приходит в форме мурсаля от ‘Икримы сразу от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) без упоминания Ибн ‘Аббаса, об этом заявил имам ан-Насаи, , а так же ат-Тирмизи, а так же Абу Дауд. Поэтому этот хадис является не достоверным и не годиться в довод.

[47] Хадис привел имам Ахмад, 4/321

[48] Подробно смотреть: Нейлю ль-Аутар, 1625, аль-Махалля, 757, аль-‘Умдах, 1/135, Субулю с-Салям, 4/111, Шарх уль-Мухаззаб, 6/282

[49] Подробно смотреть, аль-Маджму’уль-Фатауа, 25/114-118, аль-Мугъни, 4/416, ат-Тамхийд, 7/158-159, Субулю с-Салям, 3/217-218

[50] Подробно смотреть: Шарх уль-Мухаззаб, 6/277, аль-Мугъни, 4/419

[51] Подробно смотреть: ат-Тамхийд, 7/157, аль-Мугъни, 3/149, Бидайат уль-Муджтахид, 5/136

[52] Подробно смотреть: аль-Маджму’а, 6/277, аль-Мугъни, 3/48, аль-‘Умдах, 1/145

[53] Источник: Шарх уль-Мухаззаб, 6/277

[54] Источник: Шарх уль-Мухаззаб, 6/277

[55] Привел имам аль-Бухари, 6993, Муслим, 2266, хадис от Абу Хурайры.

[56] этот хадис является слабым со слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но более правильно что это не его слова (да благословит его Аллах и приветствует), а слова самой Хафсы, и далее придет что такие же слова пришли от Ибн Умара, то есть сразу от двух сподвижников с их слов пришло подобное постановление. Приводит этот хадис Имам Ахмад, 6/287, ат-Тирмизи, 730, Абу Дауд, 2454,ан-Насаи, 4/196, Ибн Хиббан приводит в своей книге «Маджрухуун, 2/46», а ни в своем сахихе, а также ад-Даракъутни, 2/172 приводит этот хадис. Этот хадис идет по дороге аз-Зухри, от Салима сына ‘АбдуЛлаха Ибн Умара, от АбдуЛлаха Ибн Умара от Хафсы и относительно этого иснада есть разногласия, то есть разные люди от аз-Зухри передают его поразному. Сказал ад-Даракъутни один из передатчиков от аз-Зухри, а именно Абу Бакр приводит его со слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и он один из крепких передатчиков, но Ма`амар ибн Раашид передает его от аз-Зухри уже со слов самой Хафсы, и поддержал его в этом аз-Забиди, а также ‘Абдур-Рахман Ибн Исхакъ, и еще целая группа передатчиков, и добавил Абу Дауд что его также в этом поддержал Суфьян ибн ‘Уейна и Юнус ибн Язид аль-Айли. Значит все эти передатчики передавали хадис аз Зухри, являясь его учениками так, что в итоге это не слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а слова Хафсы, и ‘АбдуЛлах Ибну Абу Бакр тоже один из учеников аз-Зухри, передавал этот хадис не со слов Хафсы, а уже со слов самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и вместе ‘АбдуЛлахом Ибну Абу Бакром этот хадис в форме слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) передал также Ибн Джурейдж, но сказал ан-Насаи: хадис Ибн Джурейджиявляется ошибкой, не сохранен. То есть, он не годится как поддерживающая цепочка потому что ошибка не может поддерживать что-либо или кого-либо. И относительно этого хадиса есть множество разногласий, но целая группа Хафизов указала на то что более правильно этот хадис, это слова Хафсы, а не слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а это таки хафизы как:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...