Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос: 37) Если человек взял намерение на уразу, но затем потерял разум в течение дня.




То есть, если человек имел намерение, что он будет держать завтра уразу, но потом, во время уразы стал сумасшедшим, то есть потерял разум. Что делать такому человеку?

Ответ: Если человек находился в состоянии сумасшествия весь день Рамадана, то его ураза является недействительной, потому что он не из тех, кто обязан совершать поклонение, и потому что одним из условий обязательности поклонения, что бы человек был в своем уме, (то есть был здравым человеком), поэтому его ураза является недействительной, но и возмещать этот день он не должен. (Потому что он не был просто болен, если человек, например, болел и не держал уразу, то говорим, он не обязан держать уразу, но должен возместить, а этот человек сумасшедший – он не обязан держать уразу вообще изначально. Изначально на него никакие постановления шариата не распространяются, соответственно, он не должен их возмещать). Потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поднято перо от троих», (то есть, перо деяний благих и дурных ни записываются троим), и среди них упомянул – сумасшедшего, пока не придет в свой разум. И это мнение Ханбалитов, Шафиитов, Абу Ханифы, а также других.

(У нас есть понятие, что человек, который в основе здравый, мусульманин, совершеннолетний (дошел до полового созревания), находится дома, не в пути, то упоминали, что такой обязан держать уразу в месяц Рамадан. Из этого есть исключения, как например, путник не обязан держать, но должен возместить потом, или несовершеннолетний, он не обязан держать, человек не разумный не обязан держать и т.п. И у нас есть человек больной, что касается больного человека, то относительно него говорим – он не держит уразу в этот день из-за своей болезни, но он должен возместить этот день потом, после Рамадана, когда станет здоровым.

Теперь смотрим, если у человека различные состояния, например, есть состояние сумасшествия, те ученые, которые сказали, что он обязан возмещать все равно – сказали: почему он обязан возмещать? Потому что сумасшедший – это больной, а больной не держит уразу, а возмещает потом, а те, которые сказали, что он не обязан держать, и не обязан возмещать, потому что он не больной, но он в другом состоянии находится, он сумасшедший, это не просто больной, а сумасшедший. Потому что есть разница между больным и сумасшедшим. Больной – это тот, на которого изначально распространяются обязанности, но просто в данном случае обязанность поднято из-за причины, которое присутствуют в нем. А сумасшедший на него изначально вообще не распространяются обязанности. Поэтому правильное мнение в этом вопросе - что если целый день он был в состоянии сумасшествия, то есть с самого рассвета до самого магъриба, то он не обязан держать уразу в этот день, потому что сумасшедший – это тот, кто не может собрать намерение, то есть, человек, допустим, идет на намаз и у него есть намерение, что он идет на намаз, а сумасшедший, он не может иметь намерение, он не может его собрать, подобно животному, поэтому он не может держать уразу, даже если бы захотел. Поэтому правильное мнение, что он не должен возмещать, потому что он не относится к категории больных людей, но относится к категории тех, на которых вообще не распространяются постановления шариата изначально, подобно ребенку).

Второе мнение, которого придерживались Маликиты, а также Аб уль-‘Аббас ибн Сурейдж - противоречили в этом вопросе большинству ученых и считали, что сумасшедший должен возместить уразу после Рамадана, когда придет в свой разум. И они провели аналогию между сумасшедшим и больным. И эта аналогия является неправильной.

Теперь следующий момент в этом вопросе.

А если человек был в состоянии сумасшествия лишь часть дня?

(То есть, вошел в уразу, держал 3-4 часа, потом произошло какое-то страшное событие в его жизни, допустим, погибли сразу несколько его родственников в автокатастрофе или потерял все свое богатство, и когда дошла до него новость - потерял разум, стал сумасшедшим. Но потом, через 5-6 часов вернулся разум и перестал быть сумасшедшим. Каково постановление его уразы? То есть, он же в начале дня подержал уразу, можно ли сказать, что весь этот день уразы засчитывается ему, несмотря на то, что часть дня он был в состоянии сумасшествия?)

Ответ: большинство Ханбалитов считают, что в этом случае его ураза является действительным и принимается от него Всевышним Аллахом. И этот мнение выбрал Ибн Хазм, а также Ибн Къудама и шейх уль-Ислям Ибн Теймийа, и это также одно из мнений Шафиитов в этом вопросе.

Еще одно состояние – тот, кто упал в обморок, а потом пришел в себя или был в обмороке целый день, должен ли он возмещать за то что он был в обмороке целый день? То есть, посмотрим, на кого проводится аналогия, тот, который в обморок упал, больше похож на сумасшедшего или больше похож на больного? Говорим, он больше похож на больного, потому что это один из видов болезни, поэтому он возмещает после Рамадана.

Сказал Ибн Хазм в своей книге «аль-Махалля, 4/363»: «Раньше мы считали, что сумасшедший, а также тот, который упал в обморок, - что его ураза этим самым становится недействительной, даже если часть дня он уразу держал, и считали что потом они не должны возмещать, а также намаз, и мы говорили, что довод в этом вопросе хадис – перо поднято от троих».

(То есть, если человек от зухра до асра был в состоянии сумасшествия, то он не должен совершать намаз зухр потому что не может собрать намерение. Но если потом пришел в разум, после асра, то не должен возмещать зухр, потому что он был в состоянии сумасшествия, от него было поднято перо, на него вообще не распространялись постановления шариата, и довод в этом вопросе – это хадис, что «перо поднято от троих»).

(Говорит Ибн Хазм): «Но потом мы внимательно поразмышляли над этим хадисом, с помощью Всевышнего Аллаха, и поняли, что в этом хадисе есть указания лишь на то, что на него не распространяется постановление шариата, пока он находится в состоянии сумасшествия, и нет в этом хадисе указания на то, что из-за сумасшествия его ураза становится недействительной».

(То есть, та ураза, которую он держал до сумасшествия. Встал в 4 утра, покушал сухур, пол пятого рассвет. И с рассвета начал держать уразу, был в своем разуме, в 10 часов утра пришло ему это известие, и он потерял разум, и с 10 утра до 3 часов дня был в состоянии сумасшествия. Потом в 3 часов дня пришел в свой разум и додержал уразу или пусть будет что не додержал уразу, так и был в состоянии сумасшествия до самого магъриба. Вопрос - Его этот день засчитывается, является действительным или за счет того, что он потерял разум – его ураза становится недействительной, даже если та, которую он держал с утра? Ибн Хазм говорит, раньше мы думали, что из-за потери разума ураза человека становится недействительной, но потом поняли, что нет на это довода, то есть этот хадис не указывает на то, что человек, от которого поднято перо, не принимаются те дела, которые он совершал до того, как от него было перо поднято).

(Говорит ибн Хазм): «Тоже самое нет в этом хадисе довода на то, что если он вернулся в свой разум после сумасшествия, то его ураза тоже не засчитывается из-за того что он был когда-то сумасшедшим, и также тот, который упал в обморок. Поэтому мы говорим, что если человек потерял свой разум вместе с тем, что держал уразу часть дня или имел намерение на уразу ночью и при этом не совершил ничего, что нарушает уразу».

(то есть, пробыл в сумасшествии 5 часов, в эти 5 часов не кушал, не пил, не совершал полового акта, тогда только засчитывается. А если он поел, попил, то ясно, что его ураза портится)

(Говорит): «В это время (во время сумасшествия) к нему постановление не направляются, но до этого направлялись. Поэтому, если он пришел в разум в этот день или в следующие дни из дней Рамадана, то он должен взять намерение сразу, как пришел в разум, и его ураза засчитывается, если он додержал ее до конца. Потому что он узнал об обязательности уразу на нем только сейчас, когда пришли в свой разум».

(То есть, когда был сумасшедшим, не знал, что он обязан держать уразу. Это первое мнение в этом втором ответвлении. А второе ответвление это: «Если человек продержал уразу лишь часть дня, а часть дня был в состоянии сумасшествия, принимается ли это его ураза или нет».

Этот вопрос важен, потому что если мы скажем что принимается от него ураза, значит он не должен возмещать его после Рамадана, а если мы скажем не принимается, тогда должен возмещать.

*Примечание редактора: В вопросе который связан с человеком, который держал пост часть дня и затем стал сумашедшим, то засчитывается ли ему этот пост от части дня или нет? - Пришло большое разъяснение, упомяну сразу итог. (Фатх уль-‘Аллям, 2 том, 581 страница)

Итог, окончательное мнение в этом вопросе, что если человек был в состоянии сумасшествии целый день, тогда его ураза недействительна, не принимается от него ураза в этот день, даже если он ничего не ел и не пил. И не должен он возмещать уразу после Рамадана. Потому что он пропустил этот день не по своей воле и не, потому что он был болен, а потому что от него вообще было поднято перо и никаких постановлений не распространялось. Раз на него не распространяется приказ, то тем более он не должен его возмещать, потому что на него ничего не распространялось.

И второе, если человек был в состоянии сумасшествия лишь часть дня, а часть дня держал уразу находясь в своем разуме, то говорим что этот день ему засчитывается, и после месяца Рамадан, он этот день уже не должен возмещать.

Теперь вопрос, если человек половину дня продержал уразу, потом потерял разум и был в состоянии сумасшествия неделю, потом через неделю на зухр снова пришел в состояние разума и взял намерение на уразу. Какие дни ему засчитываются, а какие не засчитываются?

Первый день засчитывается. Неделя пока был в состоянии сумасшествия, не засчитывается, и последний день недели не засчитывается. То есть, до зухра был в сумасшествии, на зухр пришел в себя, стал разумным и взял намерение, что я держу уразу и додержал уразу до магъриба, то этот день ему также засчитывается, это подобен тому, который узнал только сейчас, что ураза сегодня, на зухр ему пришло известие, что оказывается сегодня ураза. Такой человек сразу берет намерение на уразу, воздерживается от еды и питья, и полового акта, додержит уразу до магъриба, этот день ему засчитывается и после Рамадана ничего не должен восполнять.[71] А Аллах знает лучше.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...