Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лексическаянеполнотавысказывания




Этаошибкапохарактерупротивоположнамногословию.Неполно-тавысказываниязаключаетсявпропускенеобходимоговпредложениислова,чтоведеткнеясностиидвусмысленности.

Пример:ДостоинствоКупринавтом,чтоничеголишнего.УКу-прина,может,инетничеголишнего,новэтомпредложениинехватает(идаженеодного)слова.Или:«...недопускатьнастраницыпечатиителевидениявысказывания,способныеразжечьмежнациональнуювражду».Такполучается–«страницателевидения».

Разновидностьюнеполнотыявляетсядвойноеиспользованиезави-симогоэлементапредложения.Пример:Обязатьвсехвладельцевсобакдержатьнапривязи.Здесьсловособакиспользуетсяавторомдважды:ивсочетаниивладельцевсобак,ивсочетаниисобакдержатьна привя-зи.Однакоэтоделаетфразунеяснойидажевызываетнеуместныйко-мизмиз-завозникновениясвязивладельцевдержатьнапривязи.Зави-симоесловонеможетбыть«слугойдвухгоспод»,поэтомуегонеобхо-димо«удвоить».Например,Обязатьвсехвладельцевсобакдержатьихнапривязи.

Алогизм

В числелогическихошибок,связанныхснеправильнымслово-употреблением,–алогизм,который чрезвычайнозатрудняетпониманиесмыславысказывания,апоройдажеделаетправильноепониманиене-возможным.Назовемосновныеразновидностиалогизма.

• Сопоставлениенесопоставимыхпонятий.Примеры:РечьгероевШолоховаотличаетсяотвсехдругихгероев(следовалонаписать:от


речигероевдругихавторов); Надо сравнитьпоказателипятойтабли-цыспервойтаблицей.Следовало:Показателипятойтаблицынадосравнитьспоказателямитаблицы№1или:Надо сравнитьпоказателипятойипервойтаблицы.

Правкавтакихслучаяхсостоитвовведениивтекстслова,обозна-чающегосопоставимоепонятие:Поломкувмашинеможносравнитьсзаболеваниемчеловека,аслесаря–сврачомПоломкувмашинеможносравнитьсзаболевшимчеловеком,аслесаря–сврачом.

• Различениетождественного.Еслив текстеили предложении нуж-но несколько разповторитьоднои то жепонятие,авторыстараютсяпо-очередноиспользоватьсинонимы,чтобыизбежать,повторов,монотон-ности.Однакочастоэтоприводитктому,чточитательилислушательвоспринимаеткаксовершенноразныетепонятия,которыеавтормыс-лил кактождественные.Пример:ПередсобраниемСветлицкоговызва-ливштаб.Офицервернулсявразгаружина.Получается,чтовызвалиСветлицкого,авернулсяофицер.

Неоправданноеварьированиенаименованийвызываетособыеза-трудненияипривосприятиинаучных,техническихтекстов.Пример:названиедиссертациипопсихологии–«Влияниеобщенияребенкасовзрослыминаэффективностьобучениядошкольников».Употребивдваразныхтермина,авторсоздалдваразныхпредметамысли,тогдакаквдействительностиречьидеттолькоодошкольниках.

Втакихслучаяхнужнолибоиспользоватьличныеместоимения,либооставитьповторыодногословавоизбежаниенеясностииалогиз-ма.

• Мнимоепротивопоставление.Примеризрадиопередачи.Диктор:Веснатольковходитвовкус.Изредкапахнётсюгаталымснегом.На-бухаютпочкибагульника.Ивсёжечувствуется,чтовеснанезагора-ми.Дикторговорит…ивсёже,какеслибычастиегоописанияпроти-воречилидругдругу,втовремякаквсепризнакиуказываютнапри-ближениевесны.Возникаетэффектобманутогоожидания:слушателиждутсообщения,котороеопроверглобы«перспективунаступлениявесны»,ноничегоподобноготакинебылосказано.Следовательно,там,где вдействительностинетпротиворечия,противопоставления,не-обходимоиспользоватьтакиесредствасвязи,которыеотражалиотно-шенияследования,вывода,например,…такчтовеснанезагорами.

• Подменапонятия–можетбытьвызвананеправильнымвыборомслова.Пример:Плохо,когда вовсехкинотеатрахгородадемонстриру-етсяодноитоженазваниефильма.Конечно,демонстрируетсяфильм,анеегоназвание.Следовало:Плохо,когдавовсехкинотеатрахгорода


демонстрируетсяодинитотжефильмили:Нельзяпоказыватьвовсехкинотеатрахгородаодинитотжефильм.

Пример:Радушныехозяеванакормилинасразнообразнымподбо-ромнациональныхблюд.Получается,чтогостямпредложилиненацио-нальныеблюда,аих«разнообразныйподбор».

Подобныеошибкивречивозникаютивследствиенедостаточночеткойдифференциациипонятия,например:Приближениядняпремье-рыколлективтеатраждетсособымволнением(ждутнеприближенияпремьеры,асамойпремьеры).

• Неоправданноерасширениеилисужениепонятия.Егопричинойможетстатьнеправильноесловоупотребление–смешенияродовыхивидовыхкатегорий.Пример:Унасвхозяйствекаждоеживотноеда-етпо12кгмолока–очевидно,чтоэтоживотное–корова,инеследо-валозаменятьконкретное,видовоепонятиеслишкомшироким–родо-вым.Пример:Влюбоевремясутокмедицинадолжнаприйтинапо-мощьребенку.Однаковмедицинскойпомощинуждаютсянетолькоде-ти,поэтомууместнее–Влюбоевремясутокмедицинадолжнаприйтинапомощьбольному.

• Смешениеконкретныхиотвлеченныхпонятий

Примеры:Вдали–проспектсвысотнымидомамииозеленением–следовало:зеленьюили:деревьями,зеленыминасаждениям;

Однакосегоднясампроцесскампаниивлечеткандидатовкпар-тийнымкрайностям,сжимаясодержательнуюдискуссиюдо30-секундныхрепликилибанальностей–разделениеэтихпонятийневоз-можно,т. к.первоеконкретное,авторое–отвлеченное.Одноникакнеисключаетдругое.

• Нарочитый алогизмможетиспользоваться вкачестве стилистиче-скогоприема-зевгм.Пример:Шелдождьитристудента,первый–впальто,второй–вуниверситет,третий–вплохомнастроении.Всо-четаниисословомдождьглаголидтиприобретаетпроцессуальноезначение,сословомстудент–значениедвиженияит. д.,чтоделаетфразукаламбурнымобъединениемрядасемантическиразнородныхконструкций.

Кчислуфигурнарочитогоалогизмапринадлежитиоксюморон,которыйзаключаетсявалогичномнапервыйвзглядсочетаниипрямопротивоположныхпосмыслуслов.Оксюморониспользуетсясцельюпоказатьпротивоположность,сложностьситуации,явлений,объекта.Например:Наступиловечноемгновение.(А.Блок);Наглоскроменди-кийвзор!(А.Блок).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...