Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Нормыупотреблениясловоформразныхчастейречи
Литературныенормынаграмматическомуровне,посравнениюснормаминадругихуровняхязыковойсистемы,обстоятельноизученыикодифицированы.Однакоиграмматическиенормыподверженыисто-рическимизменениям,которыеприводятксдвигамвнормах,ихнеус-тойчивости,возникновениюразнообразныхграмматическихвариантов. Вграмматикеразличаютсяравноценныенормативныеварианты:ставень/ставня,цехи/цеха;стилистическинеравноценныенорма-тивныеварианты:пятьграмм/граммов(первыйкнижный,второйраз-говорный);современныйиустаревший(илиустаревающий):санато-рий/санатория,профессоры/профессора;литературный ипростореч-ныйилидиалектный:мурлычет/мурлыкает,ляг/ляжь,шофе-ры/шофера.Немалоколебанийизатрудненийвобластиморфологиивызываетобразованиеиупотреблениеразличныхформименсуществи-тельных,прилагательных,числительных,местоименийиглаголов. Колебаниявграмматическомродеименсуществительных.Равноценныхнормативныхродовыхвариантоввсовременномрусскомязыкенемного:скирд/скирда,эполет/эполета,унт/унтаидр.Некото-рыеизнихразличаютсястепеньюупотребительности:вольер/вольера,арабеск/арабеска,клипс/клипса(чащеупотребляютсяформыженскогорода);жираф/жирафа,бутс/бутса(чащемужскогорода).Всовремен-нойречевойпрактикенередковстречаютсяколебания,хотянорматив-нойявляетсяоднаформа,автораяпротивопоставленаейкакненорма-тивная(устаревшаяилипросторечная):зал,рельс,плацкарта,санато-рий,ботинокнормативныеформы;зала,рельса,санатория–уста-ревшие;плацкарт,ботинка–просторечные. Распространеннымиявляютсяколебаниявграмматическомродесуществительных,употребляющихсяпреимущественновомножествен-номчисле(туфли,сандалии,погоныит.д.);современнойнормесоот-ветствуетоднаформа:туфля,сандалия,погон. Родовыевариантыохватываютнекоторыеименасуществительные,употребляющиесядля обозначения лицженского пола:преподава- тель/преподавательница, переводчик/переводчица, лабо-рант/лаборанткаит.п.Данныепараллельныеформыстилистическинейтральны,однаковофициальныхдокументах,номенклатурныхна-именованияхдляобозначениялицженскогополаследуетиспользоватьсуществительныемужскогорода.Существительныеженскогородассуффиксами-ш(а)и-их(а)типаинструкторша,кассирша,дворничиха,врачихахарактеризуютсястилистическисниженным,пренебрежитель-нымоттенкоминаходятсязапределамилитературногоязыка. Колебаниявроденеизменяемыхименсуществительныххарактер-ныпреждевсегодляиноязычныхпопроисхождениюслов,представ-ляющихисключениеизобщихправил.Сюдаотносятсясловамужскогорода,обозначающиеназванияязыков(хинди,суахили,урду,бенгали),ветров(сирокко,торнадо),словопенальти,атакжетакиесуществи-тельныеженскогорода,каккольраби,салями,авеню,иваси,цецеидр.Исключенияизправилобъясняютсяздесьактивнымвлияниемсловасродовымпонятием:хинди(язык),пенальти(одиннадцатиметровыйштрафнойудар),кольраби(капуста)и т.д. Неизменяемыезаимствованные слова,обозначающиеназванияжи-вотныхиптиц,обычномужскогорода,ноеслиониуказываютнасамку,товконтекстеупотребляютсякаксуществительныеженскогорода:Кенгурупрыгаламедленно,таккаквсумкеунеебылдетеныш. Кчислуисключенийизправилотноситсясловокофе,попавшеевразрядсуществительныхмужскогородаблагодарясвоейсвязисболеестаройформойкофей. Всовременнойразговорнойречиидажевпечатиэтословоупотребляетсявсреднемроде:бразильскоекофе,сгущенноекофесмолоком. Колебаниямвродеподверженыотдельныеаббревиатуры,оканчи-вающиесянасогласныйизаключающиевсебестержневоесловожен-скогоилисреднегорода(ТАСС,НОТ,ЖЭК,ВТЭК),атакжеинициаль-ногоисмешанноготиповсосновойнагласную(РОЭ,районо,облоно,гороно,сельпо).Нормадля рядааббревиатурданноготипа неустойчива,здесьможноговоритьлишьотенденции ееразвития.Историяязыкапо-казывает,чтовподобныхконфликтныхситуацияхпобеждаетвнешняяграмматическаяформа.Примероммогутслужитьаббревиатурывуз,загс,нэп,БАМидругие,прочноперешедшиевразрядсловмужскогорода. Вариантностьпадежныхокончаний.Наиболеечастотныколеба-ниявпадежныхокончанияхименсуществительныхмужскогороданатвердыйсогласный. Впредложномпадежеединственногочислаусуществительныхмужскогородаосновнымявляется окончание-е.Вариантноеокончание -увозможнолишьисочетанияхспредлогамивинавобстоятельствен-номзначенииместа,режесостоянияиливременидействия:вцеху,вснегу,наберегу.Затрудненияобычновозникаютвупотребленииименсуществительных,одинаковолегкопринимающихокончания-еи-у:вотпуске/у,вцехе/у,ваэропорте/уидр.Литературнаянормавданномслучаедопускаетобеформы,однакоформывцехе,вотпускеимеютнейтральнуюокраску,авцеху,вотпуску-разговорную;формынабереге,набале, всаде, встоге, на борте, нашкафеит.п. носятоттенокустарелости. Образованиеформименительногопадежамножественногочисла.Колебаниячащевсего наблюдаются удвусложныхзаимствован-ных(инекоторыхрусских)слов:катер,бункер,вексель,китель,тенор,крейсер,трактор,сектор,токарьит.д.Длябольшинстватрехслож-ныхсловнормативнотрадиционноеокончание-ы(-и);колебаниямпод-вергаютсяпреждевсегословалатинскогопроисхожденияна-тор(ин-спектор,корректор,прожектор).Формына-а(-я)удву-итрехслож-ных существительныхзакрепляютсяв русском языке неравномерно,из-бирательно,нормадолжнапроверятьсяпословарям.Поэтомунемогутбытьпризнанынормативнымивстречающиесявречиформына-а(-я)существительныхснеподвижнымтипомударения. Сюдаотносятсясло-васприставкойвы-(выговор,выезд,выгон,выходит. д.)исловафран-цузскогопроисхожденияна-ер, -ёр(шофер,актер,режиссер,офицеридр.).Уодносложныхсуществительныхвариантывпределах литератур-нойнормыотмечаютсялишьвотдельных словах:цехи/цеха,годы/го-да.Уостальныхжеодносложныхсловнормативнолибоокончание-а(бока;дома,лугаит. д.),либо-ы(планы,торты,порты,фронтыит.д.).Умногосложныхсловподдействиемтенденциикритмическомуравновесию,какправило,сохраняетсятрадиционноеокончание-ы(-и):архитекторы,библиотекари,трансформаторы,конденсаторыит.д. Вродительномпадежемножественногочисланормативныева-риантысвойственнытемсуществительным,укоторыхродовыевариан-тыявляютсяравноправными:скирд/скирдовискирда/скирд.Вари-антныеформыобразуютисуществительные,вродекоторыхнаблюда-ютсяколебания:георгин/ георгинов игеоргина/георгин,рельс/рельсовирельса/рельсит. д.Первыеизэтихформобщелитературные,сфераупотреблениявторыхограничиваетсяпросторечием,профессиональнойречью. Колебаниявобразованииформродительногопадежамножествен-ногочисланаблюдаютсяуотдельныхгруппсуществительныхмужско-городанатвердыйсогласный,служащихназваниямимериединициз-мерения,овощей,фруктов,плодов,атакжепарныхпредметов.Уболь- шинстваединицизмерениявродительномпадежепрочнозакрепилосьнулевоеокончание(ампер,ватт,вольт,кулон,герц,эргит.д.).Вари-антныеформынаблюдаютсяусуществительныхграмм,килограмм,гектар.Формына-овупотребляютсяпреимущественновписьменнойречи,нулевоежеокончаниедопустимовразговорной.Длясуществи-тельных–названийовощей,фруктов,плодовобщелитературнымявля-етсяокончание-ов(апельсинов,баклажанов,бананов,лимоновит.д.).Однаковустнойречираспространенанулеваяформа,особенноусуще-ствительныхапельсин,мандарин,помидор.Областьееупотребленияограничиваетсяразговорнойречью,причемиздесьонадопустималишьвстандартныхколичественныхсочетанияхсословами,обозначающимиединицыизмерения:тоннапомидор,килограммапельсин.Вдругихжесочетанияхивразговорнойречинормативнымдля данныхсловявляет-сяокончание-ов:купимандаринов,запахапельсинов,ящикиз-подпо-мидоров. Длясуществительных–названийпарныхпредметовилипредме-тов,состоящихиздвухилинесколькихчастей,нормойявляетсянуле-воеокончание:ботинки/ботинок,погоны/погон,шорты/шортит.д.;исключениеноски/носков.Всовременнойречиширокоиспользу-етсяформаносок,котораянепротиворечитязыковойсистеме,апоэто-муможетбытьпризнананормативной.Направахразговорноговариан-таонаужевключенавнекоторыесловари. Ошибкивобразованиииупотребленииформименприлага-тельных.Формыименприлагательныхбогатысистемойсинонимиче-скихсоответствий:синонимияпростых(синтетических)исложных(аналитических)формсравнительнойипревосходнойстепенейсравне-ния(глубже–болееглубокий,глубочайший–самыйглубокий–глубжевсех–наиболееглубокий);притяжательныхприлагательныхиформкосвенныхпадежейсуществительных(вареньеизмалины–малиновоеваренье,ветерссевера–северныйветер);синонимияпритяжательныхприлагательных,различающихсясуффиксами(отцов–отцовский,мужний–мужнин,вражий–вражеский).Приупотреблениисинони-мичныхформвречиследуетучитыватьихсемантическиеистилисти-ческиеоттенки.Так,простаяформасравнительнойстепени(интерес-нее,сильнее)стилистическинейтральна,онаупотребляетсявовсехсти-лях;сложная(болееинтересный,болеесильный)свойственнакнижнойречи.Простаяформапревосходнойстепениимееткнижнуюокраску,сложная–нейтральную.Сфераупотребленияконструкцийтипалер-монтовскиестихи,отцовнаказ,мужнинкостюм ограничена разговор-нойречью,внейтральнойже,особенновкнижной,употребляютсякон-струкциистихиЛермонтова,отцовскийнаказ,мужнийкостюм.Ино- гдапараллельные обороты расходятсяв своихзначенияхнастолько,чтовзаимнаяихзаменаневозможна.Ср.:семьястаршегобрата–брат-скаяпомощь,любовьматери ксыну –материнскаялюбовь.Употребле-ниепараллельныхоборотовбезучетаихсемантическихистилистиче-скихразличийприводиткречевымошибкам.Запределамилитера-турнойнормынаходятсявстречающиесявречиформыпростойсрав-нительнойстепенитипабойчее,звончее,богатее,слаже,сладче,кра-сивше,длиньшеидр.Этопросторечныеформы,литературныеихвари-антыбойче,звонче,богаче,слаще,красивее,длиннее. Формысравнительнойстепенисприставкойпо-,вносящейдоба-вочноезначение'несколько,немного'(побольше,посильнее,повыше),допустимылишьвразговорнойречи,вкнижнойжеследуетупотреб-лятьконструкциинемногобольше,несколькосильнее. Приупотребленииформсравнительнойстепенидолженбытьука-занобъектсравнения:Инетничегосложнеевнутреннегомирачелове-ка(В.Тендряков).ПредложениятипаЭтакомнатаболеечистаяисветлаянесоответствуютнормамлитературногоязыка. Распространеннымиошибкамиявляетсяобразование: 1) сравнительнойипревосходнойстепенейсравнения путемсоеди-ненияаналитическойисинтетическойформ:болеесильнее,самыйсиль-нейший; 2) избыточныхсочетанийтипанесколькопоподробнее(формапо-подробнееужеимеетзначение'несколько,немного'); 3) форм сравнительной степениототносительныхприлагательных:болеесинонимическийряд,болееразговорныйвариант.Такиеформыдопускаютсявпроизведенияххудожественнойлитературы,гдеихупотреблениестилистическимотивировано:Втакойнепроглядныйвьюжныйвечеруспехрешалсянетем,ктожелезнейилиметче,аудачливейкто(Л.Леонов); 4) формпревосходнойстепенипутемприсоединениякприлага-тельнымвформеположительнойстепениприставкинаи-:наивыгод-ный,наиприятный. Вариантностьвсочетанияхчислительныхссуществительны-ми.Всочетанияхчислительныхссуществительнымивариантныефор-мы,различающиесяобычностилистическойокраской,и отступления отлитературныхнормнаблюдаютсявконструкциях:1)«сложноеколиче-ственноечислительноесэлементомстовтворительномпадеже+су-ществительное:сдвумястами(тремястами,четырьмястамиит.д.)жителями(книжн.)–жителей(разг.); 2) «два(три,четыре)иболее+существительное»:всоответствиислитературнойнормойсуществительноезависитотчислительногои употребляетсявродительномпадежеединственного,анемножествен-ногочисла:дваиболее метра,трии болееокна,четыреиболеелиста.Возможныперестановки:дваметраиболее,триокнаиболее; 3) «составноечислительное,оканчивающеесянадва,три,четыре(22,23,24,32,33,34ит. д.)+существительное,котороеимееттолькоформумн.числа».Вслучаенеобходимостиследуетпользоватьсясино-нимичнымивыражениями(отремонтировалисанивколичестведва-дцатидвух, истеклидвадцатьвторыесутки, прошлодвадцатьдва дняит.д.),посколькуданныесуществительныеупотребляютсялишьвсо-четанияхссобирательнымичислительными(двоесуток,троебрюк,четвероджинсов); 4) «собирательноечислительное+существительноеилисубстанти-вированноеприлагательное»:двоераненых/двараненых,троесыновей /трисына,четверосирот/четыресироты. Всочетанияхсприлагательными,образованнымиотсуществи-тельных,существительнымиобщегорода(приобозначениинесколькихлицмужскогополаилилицмужскогоиженскогопола)исуществи-тельнымимужскогородана-авименительномпадежерекомендуетсяупотреблятьсобирательныечислительные:двоепрохожих,троебро-дяг,четверомужчин.Вкосвенныхпадежах,нарядуссобирательными,допустимоупотреблениеколичественныхчислительных:двоих/двухмужчин,троих/трехдетей,четверых/четырехотдыхающих.Всо-четанииссуществительнымимужскогородасозначениемлица,окан-чивающимисянасогласный,употребляютсякакколичественные,такисобирательныечислительные:двадруга/двоедрузей,семь/семероко-мандиров.Внекоторыхслучаяхобщелитературнымявляетсяупотреб-лениетолькоколичественныхчислительных,т.к.собирательныевносятстилистическисниженныйоттенокзначения:двамаршала(недвоемаршалов),трипрофессора(нетроепрофессоров). Всочетанииссуществительными,имеющимиформутолькомно-жественногочисла,вименительномпадежеупотребляетсясобиратель-ноечислительное(двоеперил, пятероджинсов),авкосвенныхпадежахколичественное(околодвухсуток,отрехджинсах,счетырьмясаня-ми). Всочетанияхссуществительнымимужскогорода,обозначающимиживотных,исуществительнымиженскогородалитературнойнормойявляетсяупотреблениеколичественныхчислительных(двеподруги,тримедведя,четыреволка). Несоответствуютлитературнойнормесочетаниясобиратель-ныхчислительныхсназваниямимолодыхживотных(двоецыплят,троеволчат),парныхпредметоввзначении«столько-топар»(двоечу- лок,троеносков),атакжевкосвенныхпадежахсназваниямилицжен-скогопола(двоихсестер,троихстуденток);ониимеютразговорно-просторечнуюокраску. Ошибкивупотребленииместоимений.Нежелательновречидублированиеодногоитогожеместоимения:Когдаонполучилотпуск,онуехалвдеревню(лучшеПолучивотпуск,онуехал...илиОнполучилотпускиуехал...). Местоимениеонинеследуетсоотносить ссобирательнымиилиот-влеченнымисуществительными,имеющимиформуединственногочис-ла.Например:Юношествоживооткликнулосьнаэтотпризыв,ивонониужеедутосваиватьцелинныеземли;Студенческаямолодежьот-правиласьнаканикулы,тамонибудутотдыхатьвтечениедвухмеся-цев.Втакихслучаяхцелесообразнозаменитьсобирательноеилиотвле-ченноесуществительноеконкретным(студентывместостуденческаямолодежь). Распространеннойошибкойвречиявляетсясмешениепритяжа-тельныхместоимениймой,твой,егоидругихсвозвратно-притяжательнымсвой:Яненаходилприменениямоимрукам(надосво-им);Уматери всегданаходилосьдоброе словодля еедочерейисыновей(надосвоих). Избыточноупотреблениеместоименийвслучаях,когдауказатель-ныезначения,выражаемыеместоимениями,самособойразумеются:Унеесложилисьхорошиеотношениясовсемисвоимиколлегамипора-боте;Передсвоимуходомнаработуматьразбудиласына. Употреблениеглагольныхформ 1. Глаголыполоскать,колыхать,мурлыкать,плескать,рыскатьинекоторыедругиеобразуютдвоякиеформынастоящеговремени:сче-редованиемсогласных(полощет,колышетит. д.)ибезчередования(полоскает,колыхаетит.д.).Первыеобщелитературные,вторыесвой-ственныразговорномустилю. Стилистическиразличаютсятакжеформынастоящеговременигла-головмяукать(мяукает/мяучит),сыпать(сыплет/сыпет),щипать(щиплет/щипет);повелительногонаклоненияглаголовехать(поез-жай/езжай/едь),положить(положи/положь),класть(клади/по-клади),лечь(ляг/ляжъ),пойти(пойди/поди)идр.Общелитературны-миявляютсяпервыеизних,вторыеимеютпросторечныйхарактеривлитературнойречинеупотребляются. 2. Вариантыформтипаобусловливать/обуславливать,сосредото-чивать/сосредотачивать,уполномочивать/уполномочиватьразли-чаютсякаккнижные(сгласнымовкорне)иразговорные(сгласныма). Синтаксическиенормы Современнымиязыковыминормаминасинтаксическомуровнедо-пускаетсянемаловариантныхформ:ждать отпуск /отпуска,не читалкнигу/книги,двоепришло/пришлиит.д.Хотявсеонисдостаточнойполнотойипоследовательностьюописанывсправочнойлитературе,темнеменеевречевойпрактикевозникаетрядтрудностейпривыборенужнойсинтаксическойконструкции.Вариантысогласованияглав-ныхчленовпредложения.Современныенормыкоординацииглавныхчленовпредложения,как известно,частодопускаютвариантныеформыродаичисласказуемого:пять(большинство,несколько)студентов уе-хало/уехали;трое проголосовало/проголосовали;инженервыступил/выступилаит.д.Выбортойилииной формысказуемогозависитотря-дафакторов,которыедолжныучитыватьсявкаждомконкретномактекоммуникации. Использованиедеепричастногооборота.Деепричастиевпред-ложенииобозначаетдобавочноедействиесуществаилипредмета,на-званногоподлежащимвформеименительногопадежасуществительно-гоилиместоимения:Бабушка, надевочки, прочиталаписьмо; Мяч,от-скочивотстены,влетелвокно. Следовательно,недопустимоиспользованиеодиночногодеепри-частияилидеепричастногооборота,вследующихслучаях: а) впредложенияхбезподлежащего,выраженногоформой имени-тельногопадежа:Бабушкесталогрустно,прочитавписьмо;возможнывариантыкоррекции:Бабушказагрустила,прочитавписьмо,Когдаба-бушкапрочиталаписьмо,ейсталогрустно; б)еслидеепричастнымоборотомобозначенодействиенетогосу-ществаилипредмета,котороевыраженоподлежащим:Дажеимеявру-кахкарту,маршрутнашелсяструдом(подлежащеемаршрут,акарту,очевидно,держалврукепутник,необозначенныйвпредложении);ва-рианткоррекции:Дажеимеякартувруках,мыструдомнашлимар-шрут; в)есливпредложенииненазваноосновноедействиепредметаилисущества:Отметивсемидесятилетнийюбилей,нашветеранподви-женибодр(основноедействиеветерананеназвано,вместоэтогоука-заныпризнаки–подвиженибодр).Варианткоррекции:Отметивсе-мидесятилетнийюбилей,нашветеранпродолжаетвестиактивнуюдеятельность,онполонбодростиисил. Трудностивпередачечужойречи.Чужаяречьвобщениичащевсегопередается: а)спомощьюбессоюзногосложногопредложениясособойинто-нацией–оформляетсякакпрямаяречь:Студенты сказалипрофессору: «Намнужнаконсультацияпередэкзаменом»; б)сложноподчиненнымпредложением–косвеннойречью:Сту-дентысказалипрофессору,чтоимнужнаконсультацияпередэкзаме-ном; в)точнымцитированиемиливводнойконструкциейсозначениемисточникаинформации(вкнижныхстилях); г)несобственно-прямойречью(преимущественновхудожествен-нойлитературе). Чрезвычайнораспространенаприпередаче чужойречи ошибка,вызваннаясмешениемпрямойикосвеннойречи:Студентысказалипрофессору,чтонамнужнаконсультацияпередэкзаменом;Родителисказалидетям,чтомыпоедемнадачу.Такиеконструкциинетольконеправильнысточкизрениясинтаксических норм,ноиведуткнеясно-сти,двусмысленностисообщения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 153. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |