Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы управления персоналом




 

В качестве базы для построения системы управления персоналом и достижения поставленных целей используются принципы управления, т.е. правила, разработанные наукой и апробированные практикой.

Принципы менеджмента вытекают из законов и закономерностей управления. Они отражают существенные черты экономической системы, в рамках которой они действуют, и обусловлены производственными отношениями, господствующими в обществе.

Менеджмент в условиях рыночной экономики базируется на следующих исходных принципах:

- праве быть собственником всех видов имущества;

- экономическом самоопределении личности, т.е. праве каждого свободно распоряжаться своим наработанным потенциалом;

- экономической свободе товаропроизводителя, широкой сети мер социальной защищенности.

Принципы менеджмента делятся на три группы:

1. Общие и структурно-функциональные принципы управления предприятием.

2. Принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе (принципы управления людьми).

3. Принципы, способствующие формированию личности сотрудника.

В числе принципов первой группы можно назвать принцип прибыльности, маркетинговый менеджмент, принцип адаптации к внешней среде, гибкости организационных структур линейного, функционального и другого рода, плановости и стратегического управления. К этой же группе можно отнести и принципы, определяющие эффективность развития предприятия не только в настоящем, но и в будущем: принципы научной организации труда, компьютеризации, инноваций, структурных перестроек и др.

Вторая группа принципов менеджмента связана с отношениями между людьми, между руководителями различных рангов и членами трудового коллектива организации. Стратегия современного менеджмента выдвигает на первый план такие формы отношений, которые можно объединить под общим понятием человеческого фактора или человеческих отношений. К рассматриваемым принципам управления относятся:

1) партнерство в отношениях между руководителем (менеджером) и руководимым им коллективом;

2) делегирование полномочий (элемент принципа децентрализации управления);

3) целевая установка менеджера на создание как можно лучших условий для труда своих подчиненных;

4) отказ от привилегий;

5) использование мер поощрения: экономических, моральных и социальных;

6) расширение сфер общения с подчиненными;

7) поддержание хорошего микроклимата;

8) активное участие в формировании “корпоративной культуры” в фирме и др.

Принцип партнерства означает замену довольно жестких отношений подчиненности отношениями, основанными на уважении и доверии к подчиненному как к человеку, умеющему так же хорошо, как и менеджер, выполнять свою задачу. Элементом такого партнерства является принцип делегирования полномочий (децентрализация управления), т.е. передача прав самостоятельно принимать решения на более низкий уровень руководства. В современном менеджменте делается значительная ставка на средний менеджерский корпус.

Менеджмент не ограничивается преобразованиями только в чисто деловых отношениях. Еще большая задача менеджера - создать хороший микроклимат, а также сохранить социальные, моральные и культурные ценности (корпоративную культуру), созданные в данной фирме, корпорации, объединении.

В менеджменте роль главной движущей силы в повышении активности работника, а соответственно и в повышении производительности труда, отводится принципу мотивации, в основе которого лежит применение мер поощрения: материальных, моральных, социально-психологических.

Рассмотренные принципы не охватывают весь перечень принципов, относящихся ко второй группе, но характеристика даже названных принципов позволяет сделать вывод о ее значимости в современном менеджменте.

Третья группа принципов связана с формированием личности сотрудника. Она имеет большую социально-педагогическую значимость. Эту группу можно охарактеризовать как базисную в плане эффективности функционирования принципов первых двух групп. Обеспечить действенность управления, эффективность производства, введение новшеств, завоевание рынков сбыта, гуманизацию управления и т.д. невозможно без хорошо подготовленных, обладающих соответствующими качествами руководителей и сотрудников. В связи с этим приоритетными признаются следующие два принципа:

- целенаправленное воспитание и самовоспитание личности сотрудников;

- специальная подготовка менеджерских кадров.

Формирование личности современного сотрудника, воспитание и самовоспитание предпринимательских черт характера, самостоятельности, активности, порядочности и прочих качеств предусматривает первый из названных принципов. Принцип подготовки кадров в менеджменте включает широкий спектр вопросов: виды учебных заведений, качество и уровень подготовки, формы обучения, способы и средства обучения и пр.

Таким образом, рассмотрение принципов управления показывает, что и вторая, и третья группа относятся к сфере управления персоналом.

Более детальная проработка принципов управления персоналом позволяет разделить их на другие две группы:

* принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом;

* принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом, которые изложены в таблицах 3.1 и 3.2.

Таблица 3.1

Принципы управления, характеризующие требования к формированию
системы управления персоналом

 

Принцип Содержание принципа
Обусловленности функций управления персонала целями производства Функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства
Первичности функций управления персоналом Состав подсистем системы управления персоналом, организационная структура, требования к работникам и их численность зависят от содержания, количества и трудоемкости функций управления персоналом
Оптимальности соотношения интра- и инфрафункций управления персоналом Определяет пропорции между функциями, направленными на организацию системы управления персоналом (интрафункции) и функциями управления персоналом (инфрафункции)
Оптимального соотношения управленческих ориентаций Диктует необходимость опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства
Потенциальных имитаций Временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких либо функций управления. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь имитировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного-двух работников своего уровня
Экономичности Предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления персоналом, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на единицу выпускаемой или реализуемой продукции, повышение эффективности производства. В случае, если после мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом увеличились затраты на управление, то они должны перекрываться эффектом в производственной системе, полученным в результате их осуществления
Прогрессивности Соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам.
Перспективности При формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организации.
Комплексности При формировании системы управления персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и т.д.).
Оперативности Своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения.
Оптимальности Многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства.
Простоты Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб производству.
Научности Разработка мероприятий по формированию системы управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления и с учетом изменения законов развития общественного производства в рыночных условиях.
Иерархичности В любых вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отдельными руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации “вниз” (дезагрегирование, детализация) и “вверх” (агрегирование) по системе управления.
Автономности В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей.
Согласованности Взаимодействия между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями системы управления персоналом по горизонтали должны быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени.
Устойчивости Для обеспечения устойчивого функционирования системы управления персоналом необходимо предусматривать специальные “локальные регуляторы”, которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления персоналом.
Многоаспектности Управление персоналом как по вертикали, так и по горизонтали может осуществляться по различным каналам: административно-хозяйственному, экономическому, правовому и т.п.
Прозрачности Система управления персоналом должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию.
Комфортности Система управления персоналом должна обеспечить максимум удобств для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком.

 


Таблица 3.2

Принципы, определяющие направления развития системы
управления персоналом

 

Принцип Содержание принципа
Концентрации Рассматривается в двух направлениях: концентрация усилий работников отдельного подразделения или всей системы управления персоналом на решении основных задач или как концентрация однородных функций в одном подразделении системы управления персоналом, что устраняет дублирование.
Специализации Разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении групп однородных функций.
Параллельности Предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих решений, повышает оперативность управления персоналом.
Адаптивности (гибкости) Означает приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы.
Преемственности Предполагает общую методическую основу проведения работ по совершенствованию системы управления персоналом на разных уровнях и разными специалистами, стандартное их оформление.
Непрерывности Отсутствие перерывов в работе работников системы управления персоналом, уменьшение времени пролеживания документов, простоев технических средств управления и т.п.
Ритмичности Выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом.

 

Все указанные принципы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом предприятия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...