Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет и методология дисциплины “Управление персоналом”, связь с другими учебными дисциплинами




 

Исследования показывают, что в современной литературе термин “управление персоналом” трактуется довольно широко и разнообразно, поэтому любое его определение будет недостаточно полным.

Например, Герчикова И.Н. дает такое определение: “Управление персоналом - это самостоятельный вид деятельности профессиональных специалистов-менеджеров, главной целью которых является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение доли и численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации персонала”. Виханский О.С. и Наумов А.И. пишут, что управление персоналом - это “комплекс управленческих мероприятий, обеспечивающих соответствие количественных и качественных характеристик персонала и направленности его трудового поведения целям и задачам предприятия”. Кибанов А.Я. и Захаров Д.К. дают, на наш взгляд, определение, более близкое концепции менеджмента человеческих ресурсов. Управление персоналом - это “управление предприятием, с учетом рассмотрения каждого работника, как индивида, обладающего набором определенных характеристик, как специалиста, призванного выполнять определенную работу, как члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении, и как человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с принципами научения поведению”.

Предметом управления персоналом как научно-практического направления выступает изучение отношений работников в процессе производства с точки зрения наиболее полного и эффективного использования их потенциала в условиях функционирования предприятия.

Функциональный подход к управлению персоналом позволяет заключить, что это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования, организации и развития персонала в целях создания высокопроизводительных и конкурентоспособных фирм. Другими словами, управление персоналом - это система планирования, организации, мотивации и контроля персонала, необходимая для формирования и достижения целей предприятия.

Разработки в области управления персоналом нацелены на то, чтобы работники могли использовать весь свой потенциал, все имеющиеся возможности для повышения производительности труда и качества работы, чтобы заинтересовать работников в достижении фирмой максимальной прибыли. Поэтому главное в управлении персоналом - умение работать с людьми, правильно их подбирать и оценивать, добиваться их заинтересованности в повышении своей квалификации в целях последовательного улучшения экономических результатов деятельности фирмы.

Значение учебной дисциплины “Управление персоналом” связано с тем, что менеджер фирмы должен обладать профессиональной, социальной и методической компетентностью. Если профессиональная компетентность характеризует его знания и навыки в области специализации, то социальная характеризует знания и навыки в области эффективного сотрудничества с членами коллектива, команды, культуру делового общения и другое, а всё вместе отражает качество подготовки специалиста, потенциал эффективности его трудовой деятельности.

В высокой социальной компетенции работников фирмы заинтересованы как они сами, так и фирма в целом. Работникам наличие достаточной социальной компетенции позволяет полнее реализовать себя, иметь плодотворные отношения с коллегами, руководством фирмы, успешно решать вопросы деловой карьеры и получать удовлетворение от работы. Для фирмы социально компетентные сотрудники - важное условие реализации её целей и делового успеха.

Основу социальной компетентности специалистов составляют их знания в области управления персоналом, вот почему в развитых странах изучение дисциплины “Управление персоналом” стало не только важнейшей составной частью подготовки руководящих кадров, но и компонентом высшего образования в целом.

По мнению ряда экспертов, будущие высшие администраторы - это выходцы из сферы управления человеческими ресурсами. Так, известный специалист по социальному прогнозированию Джон Нейсбит заявил: “Мы прошли через этапы, отражающие действительно важные моменты: вначале инженеры становились высшими администраторами; затем был период, когда на эти посты назначались лица, вышедшие из сферы маркетинга; был даже период, когда “наверх” поднимались юристы и финансисты. Теперь мы продвигаемся к периоду, когда специалисты по управлению человеческими ресурсами станут высшими административными работниками, потому что для этого сложились благоприятные условия и наступил критический момент”.

Всё это обусловливает место дисциплины “Управление персоналом” в подготовке менеджеров по специальности 7.050201 “Менеджмент организаций”.

Предметом учебной дисциплины “Управление персоналом” является система знаний, умений и навыков, связанных с целенаправленным воздействием на персонал фирмы для обеспечения эффективного функционирования предприятия и удовлетворения потребностей работников, лояльных к интересам фирмы.

Задачи дисциплины состоят в том, чтобы на основе обобщения теории управления персоналом и передовой практики в этой области подготовить студентов к пониманию современных проблем в области управления персоналом и их эффективному решению. Исходя из этого, в результате освоения дисциплины студенты должны знать:

1. Содержание работы с персоналом на фирме (систему и процесс управления персоналом).

2. Особенности управления трудовым потенциалом, трудовыми межличностными отношениями и трудовым поведением сотрудников и коллектива.

3. Организацию и содержание работы службы управления персоналом на фирме.

Для решения практических задач студенты должны уметь:

1. Осуществлять формирование и реализацию кадровой политики фирмы как составную часть её стратегии.

2. Обеспечивать подбор персонала, его расстановку, эффективное использование и развитие.

3. Использовать различные приемы мотивации для повышения трудовой активности работников и их лояльности к фирме.

4. Осуществлять инновации в области управления персоналом, а также кадровую поддержку инновационной деятельности в фирме в целом.

Основой методики дисциплины “Управление персоналом” являются диалектический, конкретно-исторический, системный, ситуационный и процессный подходы. В ходе изучения дисциплины используются общенаучные методы исследований, методы экономического анализа и прогнозирования, методы социологических исследований и др.

Дисциплина “Управление персоналом” имеет широкие междисциплинарные связи, прежде всего с дисциплиной “Основы менеджмента”, а также другими управленческими дисциплинами, с экономикой фирмы и экономикой труда, социологией и психологией, в том числе психологией управления. Опора на междисциплинарные связи обеспечивает формирование целостного представления о содержании управления персоналом и его роли в повышении эффективности управления фирмой.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...