Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 1. Русский язык как учебный предмет




1.1.Русский язык как учебный предмет в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

1. Объясните, почему в обучении русскому языку важны не только дидактические, но и методические принципы.

2. Перечислите методические принципы. Докажите, что каждый из них определяет обучение по всем разделам русского языка: чтению, грамматике и правописанию, развитию устной речи.

3. Составьте план анализа каждого методического принципа. Приведите собственные примеры.

1.2. Теоретические основы и система обучения русскому языку

1.Какова основная функция языка? Перечислите основные языковые единицы.

2.Какие лингвистические науки лежат в основе методики обучения грамматике? Какие научные положения определяют методику обучения родному языку?

3.Как методика грамматики и правописания опирается на психолого-педагогические науки? Какие положения определяют подходы к обучению родному языку?

4.Каковы задачи обучения грамматике и правописанию? Сформулируйте главную задачу обучения родному языку.

5.Перечислите разделы современной программы по русскому языку и лингвистические знания, которыми должны овладеть учащиеся начальной школы. Какие умения и навыки должны быть сформированы у учащихся начальных классов?

1.3. Методы. Типы и этапы уроков русского языка

1.По каким признакам классифицируются методы обучения?

2.Перечислите типы уроков.

3.Перечислите этапы урока русского языка.

4.Раскройте сущность каждого методического принципа.

5.Какие методы будут присутствовать на любом уроке русского языка?

6.Назовите особенности уроков различных типов.

7.Какие этапы характерны для любого типа урока русского языка?

10. Какие из требований к уроку являются общедидактическими, а какие — методическими?

4. Заполните таблицу  “Классификация методов обучения”:

Признаки классификации Методы учителя Методы учащихся
По источнику знаний    
По способу организации работы    
По характеру умственной деятельности    

Раздел 2. Коррекционные возможности обучения русскому языку

2.1. Реализация дидактических принципов на уроках русского языка

1.Охарактеризуйте основные особенности детей, которые могут быть отнесены к группе риска.

2.Используя одну из федеральных программ обучения русскому языку, сформулируйте учебные задачи для III и IV классов.

 

2.2. Методические принципы обучения русскому языку в школе для детей с ТНР

1.Сформулируйте задачи обучения русскому языку в начальном звене школы.

2.Назовите задачи первого и второго годов обучения.

3.Перечислите и раскройте основные принципы коррекционно-развивающего обучения русскому языку детей группы риска.

 

Раздел 3. Обучение произношению: формирование звуковой и ритмоинтонационной сторон речи, развитие слоговой структуры слова

3.1. Характеристика нарушений звукопроизношения у учащихся младших классов школы для детей с ТНР

1. Перечислите группы, выделяемые у учащихся вспомогательной школы по степени и качеству недоразвития фонетической стороны речи.

2. Дайте характеристику каждой группы недоразвития фонетической стороны речи учащихся вспомогательной школы.

3.2. Содержание раздела “Произношение”

1. Назовите основную задачу программы по произношению.

2. Назовите разделы, которые включает в себя раздел  “Произношение”.

3. Охарактеризуйте этапы обучения произношению.

4. Дайте характеристику методике изучения фонетики.

3.3. Уроки коррекции нарушения речи (произношения) в начальных классах

a. Сформулируйте основные задачи уроков коррекции нарушения речи в начальных классах.

b. Назовите основные направления работы на уроках коррекции нарушения речи.

c. Назовите умения и навыки, которыми овладевают дети на уроках фонетики.

 

Раздел 4. Обучение грамоте: добукварный период (развитие оптико- пространственной ориентации, моторики рук, навыков фонемного и слогового анализа и синтеза), букварный период.

4.1. Специфические особенности раздела программы в школе для детей с ТНР по сравнению с массовой начальной школой

1.Определите понятия сильной и слабой фонем, фонемного ряда.

2.Какие признаки лежат в основе различения гласных и согласных звуков?

3.Какие из групп согласных звуков обладают длительностью звучания?

4.Что такое главное и второстепенное значения буквы? Законами каких наук о языке регулируется употребление букв на письме?

5.В чем суть слогового принципа русской графики?

4.2. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте

Характеристика звукового аналитико-синтетическогометода обучения грамоте и особенности его примененияв специальной (коррекционной) школе

1.Раскройте сущность современного применения звукового аналитико-син-тетического метода обучения грамоте. Каковы его принципы? На чем они основаны?

2.Объясните, почему некоторые принципы аналитико-синтетического метода являются общими для массовой и специальной школ.

3.Кратко перечислите специфические принципы звукового аналитико-син-тетического метода, используемые в обучении грамоте детей с ТНР. С чем связано введение иного порядка изучения звуков и букв, а также слоговых структур?

4.Проанализируйте букварь для специальной (коррекционной) школы с точки зрения реализации в нем изложенных выше принципов.

4.3. Добукварный период обучения

1.Сформулируйте цели добукварных занятий.

2.Перечислите задачи добукварного периода и коротко охарактеризуйте каждую.

3.Изучите книгу В.В. Воронковой  “Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы” (М., 1995). Опишите подробно методику работы по реализации каждой из задач добукварного периода.

4.Отметьте, как сочетаются индивидуальная и фронтальная работы на этом этапе.

4.4. Букварный период обучения грамоте

1.На сколько этапов делится период обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе? Чем эти этапы отличаются от подобных этапов обучения грамоте в массовой школе? (См. соответствующую литературу, список которой дается в конце главы.)

2.В каком порядке изучаются звуки, буквы и слоги? В чем своеобразие этой последовательности по сравнению с той, которая принята в массовой школе?

3.Какие основные трудности испытывают учащиеся на каждом этапе?

4.Какова система работы по преодолению этих трудностей?

5.Как сочетается фронтальная работа с индивидуальной на уроках грамоты?

6.Какие логопедические приемы и с какой целью использует учитель на уроках обучения грамоте?

7.Какие упражнения для закрепления навыков рекомендует методика на каждом этапе обучения грамоте?

4.5. Обучение письму по требованиям современной каллиграфии

1. Перечислите задачи подготовительного периода обучения каллиграфии.

2. В чем состоят задачи основного этапа обучения каллиграфии?

3. Разработайте конспект урока каллиграфии, посвященного знакомству с одной из букв алфавита (по выбору).

4. Подберите из известных вам методических материалов по два-три упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия моторных умений. Раскройте их коррекционно-развивающую направленность.

 

Раздел 5. Уроки чтения.

1. Какие качества характеризуют навык полноценного чтения?

2. В чем проявляются нарушения каждого качества чтения у детей с ТНР? Каковы причины этих дефектов?

3. Прочитайте работы В.Я. Василевской, Р.И. Лалаевой и Н.К. Сорокиной. Какие качества чтения учащихся специальных (коррекционных) школ исследовали эти авторы? Какой дополнительный материал по данной проблеме вы получили?

4.Раскройте образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, которые решаются на уроках чтения в специальной школе.

5.Изучите учебную программу и сравните тематику уроков чтения в младших и старших классах.

6.Каков принцип систематизации учебного материала в книгах для чтения для 2-6-го, 7-9-го классов? В чем различие объяснительного и литературного этапов чтения?

7.Охарактеризуйте программные требования к отработке навыков чтения по годам обучения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...