Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности работы на лекции




Изучение специальной методики преподавания русского языка осуществляется в форме лекций, практических занятий, ин­дивидуальной работы под руководствомпреподавателя, самосто­ятельной внеаудиторной работы.

Принедостаточноглубокомпониманииособенностейлекционнойформыобучения нередко возникает представление о полной взаимозаменяемости лекций иучебных пособий. Работу на лекции невозможно свести лишь к получению какого-либо объема информации. Прежде всего, лекция – очень эффективная форма живого, непосредственного контакта сознания, воли, чувств, убежденности всего богатства личности педагога с внутренним миром студента. Более знающий, вооруженный опытом и научным методом, творчески мыслящий, а значит, нужный и интересный для студентов человек ведет их в мир знания, приобщает к “тайнам” научного мышления, вводит в лабораторию современного научного творчества.

Работа студента на лекции требует определенных учебных умений.

Умение эффективно слушать. Студенту необходимо быть готовым к лекциии ее записи до прихода лектора в аудиторию, так как именно в первую минуту объявляется тема, формулируется основная цель, дается перечень важнейших вопросов. Без этого дальнейшее понимание лекции затрудняется.

Эффективность познавательной деятельности студента при слушании всецелозависит от направленности его внимания. Внимание обусловлено единством субъективных и объективных причин. В зависимости от действия этих причин оно может быть непроизвольным, т.е. возникает помимо сознательного намерения человека, ипроизвольным, сознательно регулируемым, направляемым. Несложно установить, чтоприслушаниилекциипроявляютсяразличные свойства внимания: устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение. Каждое из них весьма существенно. Например,устойчивостьиконцентрацияпозволяютстудентудлительное время сосредоточиваться на своей работе даже в условиях внешних помех. Работа студента на лекции- сложный процесс, включающий в себя слушание, осмысливание и собственно конспектирование(запись).

Слышать и слушать– не одно и то же. Мы многое слышим, не слушая, и частоосознаем, что услышали тот или иной звук только после того, как он прекратился. Например, в тихой комнате мы можем слышать тиканье часов, однако мы редкослушаем его, иногда мы вспоминаем о часах только в тот момент, когда они вдруг остановились.

Слышание на лекции фактически является лишь первым шагом в процессе осмысленного слушания, который включает в себя несколько этапов, начиная от слышания речи и кончая оценкой сказанного. Процесс слушания и понимания требуетподчас значительного умственного напряжения и бывает затруднен целым рядомпричин.

1. Высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, у слушающего достаточно времени, чтобы отвлечься от разбираемой темы.

2. Избирательность внимания. Мы с детских лет привыкли слышать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. Поэтому мы приучаемся последовательновыбирать то, что представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с объекта на объект затрудняет фиксирование внимания.

3. “Антипатия” к чужим мыслям. Нам легче следовать своим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой.

4. Потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас потребность немедленно возразить. Мы уже не слушаем. Мысли заняты формулированием комментариев.

На основе перечисленных трудностей слушания у некоторых людей вырабатываются дурные привычки, затрудняющие установление контакта с выступающим:

•повышенное внимание к недостаткам в наружности, речи говорящего и егоманерам;

•привычка слушать выступающего, не глядя на него(хорошие ораторы подкрепляют свою речь выразительными жестами и богатой мимикой);

•повышеннаявосприимчивостькнезначительнымотвлекающиммоментамшарканье ногами, кашель и т. д.);

•поспешная оценка темы и вывод о том, что в выступлении не будет ничего нового или ценного, преждевременное заключение о том, что положения доклада неверны или не заслуживают внимания; как следствие этого, поспешный отказ от усилий слушать выступающего;

•отрицательная эмоциональная реакция на всякое противоречие(в том числе инеобходимое) в ходе рассуждений лектора;

•показное внимание в случаях, когда на самом деле голова занята другими заботами.

Что же нужно, чтобы процесс слушания стал эффективным? Каждый слушатель должен разделять ответственность за качество общения сговорящим.

Лектор отвечает за эффективность выступления, а аудитория– за эффективность слушания. Нужно приучиться поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Основная установка здесь– не поддаться соблазну отвлечься и не датьволипосторонниммыслям.Дляэтогонеобходимопостоянноилипериодическиподдерживать усилием воли свой настрой“на одной волне” с лектором. Не последнюю роль в данном случае может сыграть мысленный диалог с самим собой, направленныйнаосознаниереальнойзначимостинастоящегомоментадлясвоегоближайшего и далекого будущего, представление позитивного или негативного результата сегодняшней деятельности или безделья. Также полезно бывает вспомнитьо своих потерях в рабочем времени– за день, неделю, месяц, семестр(хотя бы разтакой подсчет следует произвести). Уже само это может создать у вас рациональнуюделовую установку. Хорошим подспорьем к ней служит умение непосредственноуправлять своим состоянием(приобретается в занятиях аутотренингом).

Несколько советов по оптимизации процесса слушания:

1. Выделение основных положений. Нельзя понять и запомнить все, что говоритвыступающий, однако можно выделить основные моменты. Для этого необходимо обращать внимание на вводные слова, словосочетания, фразы, которые используются, как правило, для перехода к новым положениям, выводам и обобщениям.

2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время выступления необходимо постоянно анализировать и обобщать положения, раскрываемые в речи говорящего. Стараясь представить материал обобщенно, мы готовим надежную базу для экономной, свернутой его записи. Делать это лучше всего по этапам, ориентируясь на моментлогического завершения одного вопроса(подвопроса, тезиса и т. д.) и перехода кдругому.

3. Опережение речи выступающего. Если выступление вызывает интерес, то появляется естественное желание предугадать следующее положение. При отсутствиитакого интереса можно прибегнуть к сознательной установке на предугадываниедальнейшего содержания. С каждым случаем удачи улучшается усвоение и запоминание отдельных положений выступления. Однако даже при неудачах в подобныхпопыткахкачествовосприятиявыступления,темнеменее,повышается,таккаксравниваются предположения слушателя и утверждения говорящего. (Эффект сравнения и контраста широко известен в обучении.) Таким образом, опережение речиговорящего является не только одним из средств“настройки на волну” выступления, но и способом его осмысливания и первичного запоминания.

4. Постоянная готовность слушать выступление до конца. Когда известно, чтопредстоит слушать длинное выступление, возникает соблазн заранее решить, чтослушать его не стоит. Именно здесь следует“поработать” над своей установкой(создать правильную мотивацию) по примеру способов, оговоренных выше(мысленный диалог, управление своим состоянием и т. п.).

Выполнение данных рекомендаций требует от студента систематической тренировки.

Эффективное слушание любого выступления(в том числе и лекции) – важнейшее условие правильного составления конспекта.

Составление конспекта лекции. Совершенно очевидно, что слушание лек-ции является лишь одной стороной единого процесса усвоения материала на лекции.

Даже самая хорошая память не в состоянии удержать огромного потока информа-ции, сообщаемой лектором. Поэтому лекцию необходимо записывать. Надо нау-читься правильно записывать лекции, вести краткие конспекты, где формулирова-лись бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором.

Обычно запись производится в специальной тетради. При оформлении конспекталекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также во-просы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них от-веты при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендо-ванной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Кроме того, поля необходимы для мелких чертежей, рисунков, поясняющих схем и диаграмм, занимающих значительную часть лекций по многим предметам. На полях можнопоместить цитаты, взятые из учебника или восстановленные по памяти из содержа-ния лекции при обработке ее конспекта. Для уточнения деталей лекции требуется ее перечитывание.

Составляя конспект лекции, необходимо между строчками оставлять значи-тельный интервал. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать впервоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиаль-ное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками не-обходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов(такое подчеркива-ние вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте приповторном чтении). Обычно подчеркивают правила, определения, выводы.

Основное отличие конспекта от текста– отсутствие или значительное сниже-ние избыточности, то есть удаление отдельных слов или частей текста, не выра-жающих значимой информации, а также замена развернутых оборотов текста болеелаконичными словосочетаниями(свертывание). При конспектировании основнуюинформацию следует записывать подробно, а дополнительные и вспомогательныесведения, примеры– очень кратко. Умение отделять основную информацию от второстепенной– одно из основных требований к конспектирующему. Хорошие результаты в выработке умения выделять основную информацию дает известный приём, названный условно приемом фильтрации и сжатия текста, который включает всебя две операции:

1. Разбивку текста на части по смыслу.

2. Нахождение в каждой части текста одного слова краткой фразы или обобщающей короткой формулировки, выражающих основу содержания этой части.

Аккуратное выполнение конспекта должно сочетаться со скоростью записи.Нормальная скорость– 120 знаков в минуту. Но при хорошей тренировке ее можноувеличить до150 знаков в минуту. Студентам редко когда удается записывать лекцию дословно, да в этом и нет необходимости. Как правило, лектор диктует определения, читает в замедленном темпе те положения лекции, которые считает особенноважными. Дословная же запись лекции очень часто превращается в чисто механический процесс и приносит мало пользы. Конечно, следует записать математическиевыкладки, которые приводит на доске лектор, перенести в конспект его рисунки. Нонадо помнить, что основными являются те положения, фактические соображения,логические построения, для доказательства которых и делаются выкладки. Междутем нередко это основное не привлекает внимания студентов, и принципиальныемысли и положения не находят отражения в записях.

Ведение конспекта создает особенно благоприятные условия для запоминанияпрослушанного, так как в этом процессе принимают участие слух, зрение, рука. Этаработа помогает сосредоточиться. Однако она способствует запоминанию только втом случае, если студент понимает излагаемый материал либо прикладывает к тому максимум усилий.

Как же совместить в конспектировании лекции эти два момента: с одной стороны, осмысленную, а не механическую запись(это требует определенных затратвремени) и, с другой стороны, почти дословное фиксирование отдельных наиболееважных положений? В этом случае рекомендуется применять систему условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются вречи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Основные термины, повторяющиеся наиболее часто, могут быть выделены какключевые слова и обозначены начальными заглавными буквами этих слов (сокращение, называемое аббревиатурой). Ключевые слова записываются первый раз полностью, после чего в скобках дается их аббревиатура. Например: высшая нервнаядеятельность(ВНД), общее недоразвитие речи(ОНР) Если аббревиатура состоит изодной буквы, то после нее ставится точка[Логопедия(Л.)].

Для указания на принадлежность к аббревиатуре полезно подчеркнуть вводи-мое сокращение, далее в тексте будет фигурировать только аббревиатура (без скобок и подчеркиваний). Ключевые слова и словосочетания могут быть двух видов:

1. ключевые слова– глобальные для данного курса, дисциплины; они проходятчерез весь курс или крупный раздел.

2. ключевыеслова– частные,используемыевпределахданнойлекцииилидвух-трех смежных лекций. Ключевые слова выделяются студентами самостоятельно, а в отдельных случаях они могут быть рекомендованы лектором. Количествоключевых слов не должно быть очень большим(иначе может возникнуть путаница вих использовании): не более десяти глобальных и двух-трех по данной лекции.

Наиболее удобно сокращать слова до начальной части, базируясь на корне.Например, аппарат(апп.), коэффициент(коэфф.), однократный(однокр.). В отдельных случаях целесообразна сокращенная запись латинским алфавитом: максимум(mах), минимум(miп), функция(f), или с использованием эквивалентных выражений или слов английского языка, например: использование(use), если(if), переменный(var), постоянный(const).

Почему при беглом чтении мы часто не замечаем явных опечаток? Да потому,что мы читаем не по буквам, а“схватываем” слова по ходу фразы. Опыт народовВостока показывает, что можно писать, пропуская почти все гласные буквы, такойприем(он, кстати, лежит в основе стенографии) не вызывает затруднений при чтении конспекта, поскольку при воспроизведении текста все недостающие буквы быстро восстанавливаются. Например, слово логопедия легко узнается в сокращениилгпдия,заикание– зкние,центробежный– цнтрбжный,коррекционный–крркцный. Однако этот прием сокращенной записи усваивается труднее, чем пре-дыдущие, и требует некоторого контроля и тренировки.

Сокращенная запись лекции является очень заманчивой, ведь она экономитнаши силы и время. Однако при этом необходимо учитывать два момента:

1. чрезмерное сокращение слова(особенно если оно повторяется не очень частои сокращение не является привычным) может затруднить последующую работу с конспектом;

2. сокращениемногихсловподряд,вособенности,еслионосопровождаетсяизъятием окончаний, приводит к потере структуры фразы: становятся неясными падежи, лица и числа слов. Поэтому сокращенные слова следует чередовать с несокращенными или с теми, в которых при сокращении вы сохранили окончания.

Процесс записи значительно облегчается при использовании сокращений об-щепринятых вспомогательных слов; так как, например(т. к. напр.), так далее(т. д.),таким образом, главным образом(т. о., гл. обр.), смотри(см.), может быть(м. б.), такназываемый(т. н.), какой-либо(к-л); этот список может быть продолжен. Кроме то-го, полезно найти и постоянно использовать удачные сокращения часто встречающихся слов, например: кт или ктр или к-й– который, неск.– несколько и т. п., чбы (чтобы).

Значительно ускоряет запись и облегчает ее чтение унификация сокращениягруппы синонимов. Так, для сокращенной записи близких по смыслу вводных слов–таким образом, итак, поэтому, в связи с этим, по этим причинам– обычно достаточно одной и той же аббревиатуры, основанной на сочетании“таким образом”: т. о. (конечно же, не исключаются и другие формы сокращенной записи, например, “поэт”.). Разумеется, такая унификация в отдельных случаях(когда надо подчеркнутькакие-то нюансы фразы) может оказаться непригодной, но в большинстве случаев она применима.

В процессе самостоятельной работы над лекцией целесообразным являетсяиспользование студентами логических схем. Они в наглядной форме раскрываютсодержание и взаимосвязь категорий, законов, понятий, наиболее важных фактов.

Практика в составлении структурно-логических схем поможет студенту научиться наглядно представлять изучаемый материал, целостно схватывать его структуру, правильно обобщать и систематизировать научные факты и понятия.

Как однажды указывалось, эффективность и прочность усвоения материалалекций в немалой степени зависят от того, как подготовлен студент к работе на ней.Однако да практике, к сожалению, студенты недооценивают этот момент. Пожалуй,хуже всего то, что по мере продвижения студента от курса к курсу пренебрежениеподготовкойквосприятиюлекциистановитсязакономерностьюубольшинства.Обычный контрвопрос студентов: “А разве нужно готовиться к лекции? Для чего? Как готовиться?”

Действительно, что же включает в себя подготовка студента к предстоящейлекции? Основным требованием, предъявляемым к такой работе, является, преждевсего, систематичность ее проведения. Она включает ряд важных познавательно-практических этапов:

•чтение записей, сделанных в процессе слушания и конспектирования предыдущей лекции, вынесение на поля всего, что требуется при дальнейшей работе с конспектом и учебником;

•техническое оформление записей(подчеркивание, выделение главного, выводов, доказательств);

•выполнение практических заданий преподавателя;•знакомство с материалом предстоящей лекции по учебнику и дополнительной литературе.

Из-за большой загруженности студент может не успевать исчерпывающе глубоко разобраться в материале каждой прослушанной и предстоящей лекции. Но этого и не требуется(на это будет отпущено время при подготовке к семинару). Задайтесвоей работе предел в30-40 минут и постарайтесь выполнить ее по всем пунктамрекомендаций с наилучшим качеством, удовлетворяющим этому сроку.

В заключение необходимо отметить, что умелое слушание лекции и ее конспектирование, продуманная, целенаправленная, систематическая, а главное– добросовестная и глубоко осознанная последующая работа над конспектом– важноеусловие подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, студенты должны ознакомитьсясучебнойпрограммой,учебной,научнойиметодическойлитературой,имеющейсявбиблиотеке,получитьвбиблиотекерекомендованныеучебникииучебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех илииных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометкииз рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, атакже подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.

В ходе подготовки к практическим и лабораторным занятиям изучить основнуюлитературу,ознакомитьсясдополнительнойлитературой,новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисыдля выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар.

Готовясь к реферативному сообщению или к представлению и защите мультимедийной презентации, обращаться за методической помощью к преподавателю.Составить план-конспект своего выступления.

В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих одногруппников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать современные мультимедийные средства.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросыпреподавателю. После подведения итогов практического занятия устранить недос-татки, отмеченные преподавателем.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

• аудиторная;

• внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебныхзанятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданиюпреподавателя, но без его непосредственного участия.

Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии срекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебнойдисциплины.Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:

•для овладения знаниями: чтение текста(учебника, первоисточника, дополни-тельной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательскаяработа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

•для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции,обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре(конференции), подготовкареферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

•для формирования умений решение задач и упражнений по образцу, решениевариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов(графическихработ), решение ситуационных(профессиональных) задач, подготовка к деловымиграм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональнойдеятельности,опытноэкспериментальнаяработа,рефлексивныйанализпрофессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группамистудентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельнойработы, уровня сложности, уровня умений студентов.Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...